Генрих
ГУНН
Продолжаем пересказывать книги Генриха
Павловича Гунна. И те сюжеты из них, которые касаются районов,
расположенных рядом или недалеко от Кенозерского национального парка
5. НИЖНЯЯ ОНЕГА
(по книге "Каргополье - Онега")
Продолжаем спускаться по Онеге, пороги кончились, от Ярнемы начинается судоходная часть реки - 150 км.
Крутой холм ниже Ярнемы, огибаемый Онегой, - Городок, основанный древними новгородцами и запустевший. На его вершине стоит каменная церковь поздней постройки. А с вершины в 10 км виднеются сказочные хоромы - это Турчасово.
Турчасово - одно из древнейших поселений новгородцев
на Севере. Когда-то его называли городом.
Храмовый комплекс села Турчасово.
Фото М.И.Мильчика 1960-х годов. |
Село Турчасово в
наши дни. Вид с Острожной горки. |
Напротив Турчасово, через реку - Острожная горка, место, где стоял острог. На левом берегу - посадская сторона. Центральное место в Посаде занимали две церкви высотой в 22 сажени (сажень - 2,13 м) и колокольня. Это был классический тройник.
Благовещенская шатровая церковь 1795 г. - величава и
торжественна. Здание вытянуто в длину, потолок трапезной опирается на 6
резных столбов (обычно - два). Между трапезной и храмом с севера и с юга -
приделы.
Село Турчасово. Благовещенская церковь (1776). План со старого чертежа и фрагмент шатра. |
Вторая церковь - Преображенская кубоватая. Ее
четверик сильно вытянут в высоту, а по его сторонам - четыре прируба,
покрытые бочками с главками. Трехлопастная алтарная
бочка перекрывает трехчастная апсиду в соответствии с тремя престолами церкви.
Колокольня ансамбля - 1793 года. Ее нижний четверик с восьмериком стоят на нижнем, в несколько венцов четверике, который служит опорой для внутренних столбов и предохраняет их от гниения.
Дома в Турчасове обычны для онежских деревень: четырехстенные на высоком подклете, двужирные, но стройно стоящие. Некоторые дома перекрыты шифером (городское влияние).
Центр, где стоят церкви, отделен от изб значительным расстоянием, но это обособление способствует лучшему обзору памятников. Зато дороги проходят рядом с церквями, также облегчая их обзор и посещение.
Дорога с центрального холма спускается к пристани, напротив которой - Острожная горка.
За Турчасовым места заселены давно, одно из них - Прилуки - упроминаются еще в середине XVI века. С тех пор сменилось здесь несколько церквей - последняя, храм Рождества Христова 1869 года, погибла недавно.
Еще о памятниках Турчасово - см. здесь.
Следующий памятник на маршруте - Вознесенская церковь 1651 года в селе Пияле. Эта шатровая церковь - образец стиля. В основании - квадрат с четырьмя симметричными прирубами. Четверик сильно вытянут вверх, переходит в невысокий восьмерик с крутым повалом и завершается взлетом идеального шатра. С запада к церкви примыкает трапезная с притвором, построенная позже.
Подробнее о Пияле см здесь.
Еще одна утрата нашего времени - шатровая церковь в
Вазенцах, во многом напоминавшая церковь в Пияле. Это Ильинская церковь 1786
г., построенная на месте прежней и повторявшая ее формы. Храм был
двухпрестольным и потому имел две смежные апсиды пятигранной формы. Шатер
опирался на невысокий восьмерик.
Еще про Вазенцы - здесь.
Ниже села Вазенцы находится большое старое село Чекуево. Здесь стояли две церкви и колокольня, но обе церкви были кубоватыми: Успенская 1675 г. и Преображенская 1687 г.
Село Чекуево. Общий вид погоста.
Преображенская церковь - справа. |
Подробнее о Чекуеве - здесь.
За Чекуевым Онега разделяется на два рукава, образуя остров длиной 20 и шириной в 10 км.. Правый рукав - судоходный, левый для молевого сплава. Выйдя на правый берег правого рукава, пройдем 3 км до села Нижний Мудьюг с двумя перестроенными церквями и еще 4 км до верховий речки Мудьюги.
Здесь в центре села Верхняя Мудьюга (был, увы) замечательный архитектурный ансамбль - "онежский тройник".
Село Верхняя Мудьюга. Ансамбль погоста. Справа - Входоеирусалимская церковь XVII в. с приделом трех святителей. Фото К.Яночкина, 1995 г. |
Вторая церковь - Тихвинская, освященная в 1865 г. Это кубоватое сооружение с трапезной, притвором, крытым крыльцом.
Колокольня XVIII в. в ансамбле - типична для Поонежья.
И печальное послесловие: Верхнемудьюжский погост сгорел 10 авг. 1997 г. в День Смоленской иконы Божьей Матери.
Далее об Усть-Коже, Кожском погосте и его судьбе можно прочитать на нашем сайте здесь.
И последний пункт на Онеге - Подпорожье. Перед ним заканчиваются онежские пороги, и река разливается широким плесом. Здесь и последний памятник деревянного зодчества на Онеге - Владимирская церковь 1747 года.
Владимирская церковь в селе Подпорожье (1757). Сайт www.aerialphoto.ru |
На погосте в деревне Жеребцова Гора были построены две кубоватые церкви - Троицкая одноглавая (1725-27) и пятиглавая Владимирская - и колокольня. Сохранилась только Владимирская церковь. Ее отличие - почеркнутая торжественность. Главки на бочках четырех прирубов подняты на восьмигранных пирамидках до середины высоты куба, создавая впечатление не пяти-, а девятиглавия.
Подробнее о Подпорожье см. здесь.
Примечания: