По ОНЕГЕ с Генрихом ГУННОМ и другими ЗНАТОКАМИ
(по книге Г.Гунна "Каргополье - Онега")

ЧЕКУЕВО

Г.П.Гунн:

Все труднее вести мне рассказ: мы идем от утраты к утрате...
Ниже Вазенец будет большое старое село Чекуево...

ВИКИПЕДИЯ:

Чекуево —сельский населённый пункт в Онежском районе Архангельской области России. Входит в состав муниципального образования Чекуевское.
Деревня располагается на левом берегу реки Онега. Ниже деревни по течению реки, Онега распадается на 2 рукава: Большая Онега и Малая Онега.
Численность населения деревни, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, составляла 3 человека.

Ю.С.Ушаков:

...еще один известный, но полностью исчезнувший ансамбль давно привлекал внимание на землях Русского Севера. Село Ч е к у е в о   в нижнем течении реки Онеги в 70 км от ее устья встало как раз в том месте, где Онега разделялась на два рукава — Малую и Большую (рис. левый нижний - М.З.). Это удобное и приметное место заселено было, видимо, еще в ХVI в. вслед за Турчасовым. Здесь, на развилке древнего торгового пути Руси, постепенно разросся крупный куст селений, состоявший к концу ХIХ в. из 15 деревень с 375 дворами и населением 2517 человек (схемы из книги Ю.С.Ушакова "Ансамбль в народном зодчестве Русского Севера", 1982).
(на правом снимке - реконструкция ансамбля. Сверху вниз: А - Преображенская ц.; Б - колокольня; В - Успенская ц.; Г - Сретенская ц. - примечания. из книги Ушакова).

Чекуево — яркий пример селения на большой реке с центрической композицией при полукруговом восприятии. Из каких сооружений состоял храмовый комплекс погоста первоначально, мы не знаем, но...в Епархиальных клировых ведомостях за 1872 г. уже названы три деревянные церкви: церковь Преображения, построенная в 1687 г., во имя Успения (теплая) — 1675 г. и во имя Сретения — 1677 г.(1893 г.), а также колокольня - 1740 г. Даты построек трех церквей говорят о том, что первоначальный храмовый комплекс, возможно, сгорел и почти одновременно был срублен заново, причем две церкви получили кубоватое завершение, характерное для Онежской архитектурной школы ХVII в.
Чекуево.  Сретенская церковь,1893 г.; Успенская церковь,1675 г.; колокольня 1740 г.; Преображенская церковь, 1687 г.
Фото В.А.Плотникова, 1907 г.
В 80-х годах ХIХ в. все четыре постройки были обшиты, а шатер колокольни заменен на купол со шпилем. В таком состоянии и увидел ансамбль В.В.Суслов, побывавший здесь в ту же поездку 1886 г....
В 1907 г. на Онеге побывал художник В.А.Плотников. В Чекуеве он сделал серию снимков, по одному из которых, опубликованному в ряде изданий, чекуевский ансамбль и получил наибольшую известность...
Чекуево. Слева:
Успенская ц., колокольня, Преображенская ц.

Фото В.Суслова, 1886 г.

Чекуево. Сретенская ц. Стояла слева от Усп. ц.
Фото В.Суслова, 1886 г.
Натурное обследование территории ансамбля (1978 г.), оказавшейся, к счастью, незастроенной, дало положительные результаты... Натурный обмер следов сооружений позволил точно установить взаиморасположение построек, «привязав» их друг к другу, к остаткам ограды, к новой Сретенской церкви и к берегу Онеги.
 
Таким образом, точность плана Чекуевского ансамбля была достаточно высока. Сложнее было с вертикальными размерами построек — они не были обмерены. Сопоставление метода пропорционирования, применявшегося в народном зодчестве исходя из известных плановых размеров и сравнительного анализа шести фотографий позволило восстановить относительные высоты построек с допустимой точностью.
Храмовый ансамбль с.Чекуево. Реконструкция (из книги Ю.С.Ушакова)
Масштабные чертежи дали возможность представить восприятие ансамбля с основных направлений и в том числе — с главной улицы села. Впервые представший в полном составе Чекуевский ансамбль — один из красивейших а деревянном зодчестве русского Севера — интересен для нас еще и тем, что это единственный из известных нам храмовых комплексов, включающих три крытых кубом сооружения, характерных для древоделов бассейна реки Онеги, Карельского и Поморского берегов Белого моря.

И.Э.Грабарь, Ф.Ф.Горностаев:

...Трудно сказать, что вызвало появление того особого покрытия четырехгранного храма, которому присвоено название "куба". "Кубоватые" храмы встречаются, главным образом, в Онежском крае и древнейшие из них не восходят дальше половины XVII века. Одной из причин, повлиявших на возникновение этой формы, было отчасти и известное запрещение строить шатровые храмы. Отказаться окончательно и навсегда от шатра, слишком заветного и дорогого для северянина, строители были не в силах, и с половины XVII века заметно лихорадочное искание новых форм, так или иначе напоминающих и заменяющих шатер. Уже и бочечно-шатровые формы были заметной уступкой упорному давлению, шедшему из Москвы, но все же шатер был до известной степени спасен ценою пятиглавия. И народ полюбил этот новый храмовый тип, так как и шатер был цел, и бочки давно уже были ему близки и дороги. "Куб" явился, в сущности, еще более ловкой подменой шатра, окончательно усыпившей недреманное око взыскательных архиереев.
... Установка на кубе пяти глав не представляет никаких затруднений и притом легко исполнима согласно установившемуся порядку, т.е. по углам храма. Недаром кубоватые храмы обыкновенно пятиглавы, по крайней мере, в своей главной центральной массе.
... Удобство применения к кубу пятиглавия способствовало дальнейшему развитию этого приема. Уже пятиглавие, примостившееся по углам, является переходом к многоглавию – конечной мечте благочестивых строителей. Пятиглавый куб при крестообразной форме плана дает уже такую оживленную группу девяти куполов, какую мы имеем в замечательной Преображенской церкви в Чекуеве Онежского уезда [ныне – Онежского района Архангельской обл.], построенной в 1687 году....

Сайт "sobory.ru":

Чекуево было центральным приходом всей Северной Онеги. В центре прихода в начале XX в. находились, помимо отдельно стоящей деревянной колокольни 1740 г. и деревянной часовни (сохр.), три деревянных храма: девятиглавый Преображенский 1687 г., одноглавый однопрестольный Успенский 1675 г. и теплый семиглавый Сретенский 1893 г. (сохр.) с приделом Николая Чудотворца, построенный на месте одноименной ветхой церкви. Преображенский храм имел два придела в трапезной: Тихвинской И.Б.М. и Преполовения Пятидесятницы. К приходу были приписаны церкви в Большом Бору (Ильинская и Георгиевская), имелось 8 часовен в деревнях прихода: Модесто-Власьевская в Пянтино, Животворящего Креста Господня в Огрушинской 1870 г., 12 апостолов в Великосельской, Покровская в Чёково (сохр.), Алексия, человека Божия, в Букоборах, Предтеченская в Карбатово, Зосимо-Савватиевская в Медведево и Филипповская в Павловском Бору (сохранилась). Колокольня разрушена в 1930-х гг., Преображенская церковь - в 1960-х (разобрана на дрова). Успенская церковь также утрачена, а Сретенская, переоборудованная под клуб и почту, сохранилась (сейчас заброшена и разрушается).
ааа ааа
Чекуево.
Остатки Сретенской ц.
Фото М.Ильина, 2013г.
Чекуево.
Покровская час., кон.19 в.
Фото М.Ильина, 2013 г.
Запись сделана М.Ильиным (uchazdneg) 14 июня 2013. - прим. М.З.

Из рассказов селян (записи В.Матонина, 1990 г.):
- "Церкви в Чекуеве начали курочить примерно в 1934 г. Никто не хотел пилить крест на церкви. Власти назначили на спиленный крест большую цену. Тогда нашлись охотники. А потом и кумполы свалили. Попов увезли одновременно с раскулаченными..."(З.А.Морозова).
- "В Чекуеве было три церкви и колокольня. Священный синод от церквей отказался. Я первый открыл двери церкви. В течение двух дней выносили имущество. Иконы сняли, отдали старосте. Когда хлопцы кресты сбивали, колокольня наклонилась. Пришлось ее разрушить. В 1930 году сняли колокола. Один колокол поднять не могли. Его пытались накалить на огне. Дрова жгли две недели. Когда облили водой, он раскололся. В Онегу повезли на плотах и потопили на Пороге" (К.И.Иконников).
- "...В Чекуеве все двухэтажные дома были, четыре церкви, часовня...(А.М.Монин).

Г.П.Гунн:

...Некогда стояли здесь три деревянные церкви с колокольней, две из них — ХVII века. Обе кубоватые: Успенская 1675 года и Преображенская 1687 года. Церкви эти, как наиболее древние, возможно, служили прототипом для других сооружений по Онеге, так, например, очевидна общность Преображенской церкви в Чекуеве с одноименной церковью в Турчасове. В начале 60-х годов церковь эта еще стояла в Чекуеве у самого берега реки. Вид ее был страшен: стоял лишь высокий четверик, кровля же обрушилась внутрь здания, в разбитое окно были видны провисшие балки и доски потолка, иконостас с осыпавшимися иконами. Здание еще можно было спасти…Этого не было сделано…

А.Бодэ:

Ансамбль в селе Чекуево был, наверное, самым грандиозным из всех известных на нижней Онеге храмовых комплексов. Он состоял из четырех сооружений, близких друг к другу по времени строительства.

Самая ранняя из них — Успенская церковь 1675 г. (вверху - левый снимок В.Суслова - М.З.). Основной объем церкви представлял собой восьмерик на четверике, покрытый восьмигранной формой, по очертаниям близкой к кубу и завершенной одной главой, — так называемой «баней» (название заимствовано из украинского зодчества). Подобные формы завершений не известны в деревянном зодчестве Поонежья или других территорий Севера ни в ХVII, ни в начале ХVIII в. Они получили широкое распространение в районе среднего течения Северной Двины и в Поважье во второй половине ХVIII — начале ХIХ вв. Масштабное и пропорциональное сопоставление Успенской церкви с шатровыми церквами Онежского района (в Пурнеме, Малошуйке) позволяет предполагать, что ее первоначальное покрытие было шатровым.

Кубоватая Сретенская церковь 1677 года  отличалась стройными пропорциями основного четверика и насыщенным декоративными деталями верхом, что было свойственно кубоватым церквям последней трети XVII века. Трапезная, судя по примыканию к основному срубу, была пристроена позднее. Надстройкой, по-видимому, являлся второй ярус алтаря.
Хр. ансамбль с.Чекуево. Реконструкция А.Бодэ
Самым крупным сооружением комплекса была крещатая Преображенская церковь 1687 года. В отличие от предшествующих крещатых церквей Поонежья и Беломорья, она завершалась кубом. В архитектурном решении Преображенской церкви приём устройства покрытий системой бочек выражен не столь отчётливо. Архитектура Преображенской церкви соединила характерные особенности ранних поонежских храмов с приёмами и формами, получившими распространение в последней трети XVII века.

Колокольня в Чекуево была построена в 1740 году. Она зафиксирована с завершением в виде купола со шпилем, хотя, очевидно, что первоначальное её покрытие было шатровым. Характерная для нижней Онеги структура основания колоколен, по-видимому, повторяла архитектурное решение преобладавшего здесь типа шатрового храма. Кроме того, устройство высокого четверика возможно связано с использованием кокошников, которые в соответствии с архитектурным решением построек, ориентированных на образ храма, должны были располагаться в верхней части здания. Это предположение подтверждается сопоставлением ареалов кокошников на основных срубах культовых построек и колоколен на высоком четверике. Отсюда исходит предположение, что все поонежские колокольни на высоком четверике за исключением, наверное, построек XIX века первоначально имели кокошники.

Все четыре постройки располагались вдоль берега реки. Ряд близких по величине башенных объемов, ассоциирующийся с образом городской крепости, акцентирован по краям кубоватыми церквами с их нарядными покрытиями. В чекуевском ансамбле тема шатра отступает на второй план и главенствующее положение занимает декоративная пластика завершений, столь созвучная архитектуре того времени. Ансамбль в Чекуево полностью утрачен, хотя Преображенская церковь в полуразрушенном состоянии сохранялась вплоть до 1960-х гг.

Г.Б.Дерягин:

Немного дальше вверх по реке на левом берегу Онеги, при начале разветвления ее на два рукава (Большая и Малая Онега), стоит крупное село Чекуево. Ранее оно славилось своей зажиточностью и тремя кубоватыми церквями середины XVII века. Это были самые древние кубоватые церкви на Онеге, древнее их только шатровые. Потеряв свои храмы, село потеряло и свое лицо, став захолустной, ничем не примечательной деревней с полунищими жителями.

Как проехать:
- автобус г.Онега - Порог, теплоход Порог - Чекуево.

Примечания:
1. Использованные источники:
- И.Э.Грабарь, Ф.Ф.Горностаев. Главные типы великорусского деревянного храма. Электр. б-ка по истории др.-рус. архитектуры
- Ю.С.Ушаков. Ансамбль в народном зодчестве Русского Севера. Ленинград, Стройиздат. 1982.
- Г.П.Гунн. Каргополье - Онега. Москва, Искусство, 1989.
- А.Б.Бодэ. Памятники нижней Онеги. Былое величие. Сборник "Народное зодчество", Петрозаводск, 2007 г.
- А.Б.Бодэ. Стилевое единство в архитектуре культовых ансамблей Поонежья XVII – XVIII веков. Сайт "Открытый текст". Электронное периодическое издание.
- Г.Б.Дерягин. Персональный сайт. Большая Онега.
- сайт "sobory.ru".
- Записи селян из книги "Не век жить - век вспоминать". ТСМ, Изд-во Фолиум, 2006 г.
2. Фотографии и схемы: частично из публикаций, частично из интернета.
3. Архитектурные термины см. здесь.