Г.П.Гунн

ВОКРУГ КЕНОЗЕРЬЯ (пересказ)

Продолжаем пересказывать книги Генриха Павловича Гунна. И те сюжеты из них, которые касаются районов,  расположенных рядом или недалеко от Кенозерского национального парка.

 3. КОЖОЗЕРО
(по книге "Каргопольский озерный край")

Кожозеро находится в северной части Архангельской области, к западу от его нижнего участка. Если у вас нет вертолета или гидросамолета,  то вам  необходимо одолеть 76 км от пристани Усть-Кожи на Онеге.

В начале пути в 3 км от Усть-Кожи  в деревне  Макарьинское находится замечательный ансамбль деревянного зодчества - Усть-Кожский погост. Некогда церкви стояли обособленно. но позже возникла небольшая деревенька.
Село Усть-Кожа. Ансамбль XVII в.
Одна из церквей, Климентовская, 1695 г. - сравнительно небольших размеров, изящный куб которой увенчан пятью главками. Вторая церковь - Крестовоздвиженская, 1796 г. - прекрасный образец шатрового зодчества типа "восьмерик на четверике". Объединяет эти две постройки небольшая стройная звонница (XVII-XVIII вв. перестройка в XIX в.). Две церкви в "тройнике" обычно строились так: одна  -зимняя, другая - летняя. В Усть-Кожском погосте зимняя церковь - Климентовская. К сожалению, этот ансамбль погиб от пожара в 1985 г. Гунну рассказали, будто мальчишки бегали вокруг с факелами и случайно подожгли...

Подобные ансамбли - онежские "тройники" - украшали прежде многие села по Онеге. Последний из них - Верхнемудьюжский -  погиб от пожара в 1997 г.

Часовня в деревне Остров
на реке Коже. XIX в.
Выше по течению Кожи  находится еще один интересный памятник - часовня в деревне Остров. Это клетская постройка с клинчатой кровлей и широким выносом полиц над повалом.  Над притвором устроена звонница на четырех столбах. Над кровлей часовни - крупная и высокая главка, она кажется несоразмерной.

Последняя деревня вверх по Коже - деревня Петровское - через 14 км от деревни Остров. В Петровcкой - три ряда изб, красиво стоящие на возвышенном берегу реки.

Далее более 60 км дорога идет лесами и болотами. Местные называют ее "монастырской", так как ведет она к бывшему Кожеозерскому Богоявленскому монастырю.

Место было безлюдное, но согласно преданию, в 1552 г. сюда пришел первый пустынножитель -   монах Нифонт. Несколько лет он провел в одиночестве, затем к нему пришел мирянин Сергий, которого Нифонт посвятил в монахи и нарек Серапионом. Вскоре собралась небольшая братия и Нифонт отправился в Москву хлопотать об устроении монастыря, но пропал без вести. Главным в монастыре стал  Серапион.

Серапион был, оказывается, татарским царевичем, который попал в плен.

После кончины Ивана Грозного в 1585 г. Серапион, ставший православным при Нифонте, прибывает в Москву просить нового царя Федора  об устроении монастыря. Монастырь получает в свое владение все озеро и  земли вокруг него на "четыре версты", а также денежные пожертвования, на которые возводятся две деревянные церкви - Богоявленская и Благовещенская. Так возник  Богоявленский Кожеозерский монастырь.

В новый приезд Серапиона в Москву, уже в царствование Бориса Годунова, монастырь получает тони на Белом море и еще четыре деревни.

Борис Годунов вспоминает о Кожеозерском монастыре, когда начинает расправу  с представителями знатных родов. В монастырь, добраться до которого при отсутствии дорог было непросто,  ссылается князь Иван Сицкий. Да и облик монастыря  был скуден: две деревянные церкви на песчаном мысу, избеночки-келейки вокруг. Даже ограда появилась лишь в середине XVII в.

На рубеже 30-40-х гг. XVII в. в монастыре появляются два по-своему замечательных человека. Один из них -  иеромонах Никон.  На Кожозере он появляется в районе 1640 г. Первые полтора года он жил в 7 км от монастыря, но после кончины игумена Никона его избирают новым игуменом. За трехлетнее игуменство Кожеозерский монастырь окреп и вырос.. Число монахов выросло до ста.  В 1646 г.  Никон отбывает в Москву просить и новых льготах монастырю. Новый царь Алексей Михайлович не отпускает его назад и назначает архимандритом Новоспасского монастыря. Через три года он -  митрополит Новгородский, а еще через три года - патриарх всея Руси.

Второй     замечательный человек - князь Борис Львович  Львов, в иночестве - Боголеп. Он был сослан сначала на Соловки, а затем в кожозерскую глушь. После Никона в течение 20 лет он был хозяином Кожеозерского монастыря.

Удаленность монастыря и бездорожье обернулись против монастыря. Пережив расцвет в XVII веке,  в следующем столетии он скудеет, а в 1764 г. упраздняется. На  месте монастыря возникает деревня.

В середине 50-х гг. XIX века высочайшим указом монастырь восстанавливается, но без пособий от госказны. Настоятелем   становится соловецкий  иеромонах Питирим, волевой и деятельный человек. При нем прокладывается дорога - "монастырка", а строительная деятельность привела к созданию к началу XX в. нового облика каменного монастыря.

На гравюре  80-х гг. XIX в. показаны деревянная Богоявленская церковь, построенная вместо сгоревшей, окружающие ее кельи  и вдали каменный Успенский собор (1883 г.) Собор был массивным с высокими окнами, с крупной полуциркульной апсидой.  На четыре мощных столба  был поставлен деревянный широкий световой  барабан с четырьмя главами по углам кровли.  Собор был теплым, на стенах росписи.
Бывший Кожеозерский монастырь. Успенский собор и Преображенский храм с трапезной.  XIX в.
Еще одна церковь с трапезной, Преображенская, поставлена рядом с собором и соединена с ним крытым каменным переходом. В монастырском дворе находится еще  настоятельский корпус, вполне светского вида. Внизу находились  братские кельи, на втором этаже - покои настоятеля.

Ансамбль стал завершенным и торжественным после  установки святых ворот с надвратной церковью Иоанна Богослова.
Бывший Кожеозерский монастырь. Святые ворота с надвратной церковью Иоанна Богослова. XIX в.
Бывший Кожеозерский монастырь.
Хлебный амбар. XIX в.
Урожай с монастырских полей был невелик и ненадежен.  Для хранения привозного хлеба за монастырем у леса  был построен амбар внушительных размеров.  Хлебный амбар - единственное сохранившееся деревянное сооружение монастыря.

Из Кожозера вытекает единственная река - река Кожа. Сначала она течет спокойными плесами, затем пробивает себе путь через скальные берега - отроги Ветряного пояса, и свергается вниз через каменный каньон. Это  место называется Падун, каскадный водопад. Длина его сто метров, высота падения - больше восьми метров.



Примечания:
1. Пересказ  главы из  книги Г.П.Гунна "Каргопольский озеррный край". Москва, "Искусство", 1984.
2. Черно-белые фотографии - из книги Г.Гунна. Цветные фотографии - из интернета..