Г.П.Гунн
ВОКРУГ КЕНОЗЕРЬЯ
(пересказ)
Продолжаем пересказывать книги Генриха Павловича Гунна. И те сюжеты из них, которые
касаются районов, расположенных рядом или недалеко от Кенозерского национального
парка.
3. КОЖОЗЕРО
(по
книге "Каргопольский озерный край")
Кожозеро находится в северной части Архангельской
области, к западу от его нижнего участка. Если у вас нет вертолета или
гидросамолета, то вам необходимо одолеть 76 км от пристани
Усть-Кожи на Онеге.
В начале пути в 3 км от Усть-Кожи в деревне
Макарьинское находится замечательный ансамбль деревянного зодчества -
Усть-Кожский погост. Некогда церкви стояли обособленно. но позже возникла
небольшая деревенька.
|
Село Усть-Кожа. Ансамбль XVII в. |
Одна из церквей, Климентовская, 1695 г. -
сравнительно небольших размеров, изящный куб которой увенчан пятью главками.
Вторая церковь - Крестовоздвиженская, 1796 г. - прекрасный образец шатрового
зодчества типа "восьмерик на четверике". Объединяет эти две постройки небольшая стройная звонница (XVII-XVIII вв. перестройка в XIX в.).
Две церкви в "тройнике" обычно строились так: одна -зимняя, другая -
летняя. В Усть-Кожском погосте зимняя церковь - Климентовская. К сожалению,
этот ансамбль погиб от пожара в 1985 г. Гунну рассказали, будто мальчишки
бегали вокруг с факелами и случайно подожгли...
Подобные
ансамбли - онежские "тройники" - украшали прежде многие села по Онеге.
Последний из них - Верхнемудьюжский - погиб от пожара в 1997 г.
|
Часовня в деревне Остров
на реке Коже. XIX в. |
Выше по течению Кожи находится еще один
интересный памятник - часовня в деревне Остров. Это клетская постройка с
клинчатой кровлей и широким выносом полиц над повалом. Над притвором
устроена звонница на четырех столбах. Над кровлей часовни - крупная и
высокая главка, она кажется несоразмерной.
Последняя деревня вверх по
Коже - деревня Петровское - через 14 км от деревни Остров. В Петровcкой -
три ряда изб, красиво стоящие на возвышенном берегу реки.
Далее более
60 км дорога идет лесами и болотами. Местные называют ее "монастырской", так
как ведет она к бывшему Кожеозерскому Богоявленскому монастырю.
Место
было безлюдное, но согласно преданию, в 1552 г. сюда пришел первый
пустынножитель - монах Нифонт. Несколько лет он провел в
одиночестве, затем к нему пришел мирянин
Сергий,
которого Нифонт посвятил в монахи и
нарек Серапионом. Вскоре собралась небольшая братия и Нифонт отправился в
Москву хлопотать об устроении монастыря, но пропал без вести. Главным в
монастыре стал Серапион.
Серапион был, оказывается, татарским царевичем,
который попал в плен.
После кончины Ивана Грозного в 1585 г.
Серапион, ставший православным при Нифонте, прибывает в Москву просить
нового царя Федора об устроении монастыря. Монастырь получает в свое
владение все озеро и земли вокруг него на "четыре версты", а также
денежные пожертвования, на которые возводятся две деревянные церкви -
Богоявленская и Благовещенская. Так возник Богоявленский Кожеозерский
монастырь.
В новый приезд Серапиона в Москву, уже в царствование
Бориса Годунова, монастырь получает тони на Белом море и еще четыре деревни.
Борис Годунов вспоминает о Кожеозерском монастыре, когда начинает
расправу с представителями знатных родов. В монастырь, добраться до
которого при отсутствии дорог было непросто, ссылается князь Иван
Сицкий. Да и облик монастыря был скуден: две деревянные церкви на
песчаном мысу, избеночки-келейки вокруг. Даже ограда появилась лишь в
середине XVII в.
На рубеже 30-40-х гг. XVII в. в монастыре появляются
два по-своему замечательных человека. Один из них - иеромонах Никон.
На Кожозере он появляется в районе 1640 г. Первые полтора года он жил в 7 км
от монастыря, но после кончины игумена Никона его избирают новым игуменом.
За трехлетнее игуменство Кожеозерский монастырь окреп и вырос.. Число
монахов выросло до ста. В 1646 г. Никон отбывает в Москву
просить и новых льготах монастырю. Новый царь Алексей Михайлович не
отпускает его назад и назначает архимандритом Новоспасского монастыря. Через
три года он - митрополит Новгородский, а еще через три года - патриарх
всея Руси.
Второй замечательный человек -
князь Борис Львович Львов, в иночестве - Боголеп. Он был сослан
сначала на Соловки, а затем в кожозерскую глушь. После Никона в течение 20
лет он был хозяином Кожеозерского монастыря.
Удаленность монастыря и
бездорожье обернулись против монастыря. Пережив расцвет в XVII веке, в
следующем столетии он скудеет, а в 1764 г. упраздняется. На месте
монастыря возникает деревня.
В середине 50-х гг. XIX века высочайшим
указом монастырь восстанавливается, но без пособий от госказны. Настоятелем
становится соловецкий иеромонах Питирим, волевой и деятельный человек.
При нем прокладывается дорога - "монастырка", а строительная деятельность
привела к созданию к началу XX в. нового облика каменного монастыря.
На гравюре 80-х гг. XIX в. показаны деревянная Богоявленская церковь,
построенная вместо сгоревшей, окружающие ее кельи и вдали каменный
Успенский собор (1883 г.) Собор был массивным с высокими окнами, с крупной
полуциркульной апсидой. На четыре мощных столба был поставлен
деревянный широкий световой барабан с четырьмя главами по углам
кровли. Собор был теплым, на стенах росписи.
|
Бывший Кожеозерский монастырь. Успенский собор
и Преображенский храм с трапезной. XIX в. |
Еще одна церковь с трапезной, Преображенская, поставлена рядом с собором и
соединена с ним крытым каменным переходом. В монастырском дворе находится еще
настоятельский корпус, вполне светского вида. Внизу находились
братские кельи, на втором этаже - покои настоятеля.
Ансамбль стал
завершенным и торжественным после установки святых ворот с надвратной
церковью Иоанна Богослова.
|
Бывший Кожеозерский монастырь. Святые ворота с
надвратной церковью Иоанна Богослова. XIX в. |
|
Бывший Кожеозерский монастырь.
Хлебный амбар. XIX в. |
Урожай с монастырских полей был невелик и
ненадежен. Для хранения привозного хлеба за монастырем у леса был
построен амбар внушительных размеров. Хлебный амбар - единственное
сохранившееся деревянное сооружение монастыря.
Из Кожозера вытекает
единственная река - река Кожа. Сначала она течет спокойными плесами, затем
пробивает себе путь через скальные берега - отроги Ветряного пояса, и
свергается вниз через каменный каньон. Это место называется Падун,
каскадный водопад. Длина его сто метров, высота падения - больше восьми
метров.
Примечания:
1. Пересказ главы из книги Г.П.Гунна "Каргопольский
озеррный край". Москва, "Искусство", 1984.
2. Черно-белые фотографии - из книги
Г.Гунна. Цветные фотографии - из интернета..