РЯЖЕВЫЕ МОСТЫ –
ИСТОРИЯ, КОНСТРУКЦИЯ, РАСПОЛОЖЕНИЕ
Интересный раздел деревянной архитектуры - мосты. Летописи сохранили известия о мостах в Киевской Руси и Великом Новгороде.
Из Большой Советской энциклопедии:"Деревянный мост, мост с деревянными пролётными строениями и деревянными опорами. Д. м. могут иметь и массивные (бетонные) опоры. Искусство строительства Д. м. было высоко развито в Древнем Риме. В летописях 11-12 вв. часто упоминаются мосты через большие реки, построенные на Руси. В СССР существуют Д. м. различных систем, устройство их целесообразно в районах, богатых лесом. При пролётах 6-8 м применяют Д. м. простейших балочных систем, а при пролётах 10-18 м - с составными или клеёными прогонами либо подкосной системы. Пролёты от 16 до 50 м перекрывают пролётными строениями с фермами . Д. м., как правило, делают из древесины хвойных пород (сосна, ель, лиственница), ответственные детали - из дуба. Для предохранения от загнивания элементы Д. м. обрабатывают антисептиками."
Из книги Б.М.Надежина "Архитектура мостов ":
"....В Древней Руси квалифицированные плотники знали различные способы постройки мостов из дерева: с опорами в виде сруба, городней и бревенчатым настилом полотна. Эти конструкции обрабатывались топором, так как пила вошла в употребление только в XVIII в., даже при изготовлении досок пользовались топором (тесали), раскалывая прямой, без косослоя, древесный ствол вдоль клиньями на несколько частей. Отсюда ведет начало современное слово "тес", применяемое к пиломатериалу.
Через овраги и небольшие речки нередко перекидывали мосты из двух или трех рядов сквозных бревенчатых заборов, связанных поперечными, такими же сквозными бревенчатыми стенками. Вместо конструкции обычной избы, рубленной в "чашку", применяли рубку в "режь" с неплотным прилеганием бревен: между ними оставлялись горизонтальные продольные зазоры, которые пропускали весеннюю воду. Для оврага этого было достаточно. Над рекой в стенках для прохода меженного русла было необходимо отверстие, которое иногда доводили до полной высоты забора. Тогда щелевые стенки сохранялись лишь в устоях. Однако подобная конструкция была подвержена разрушению льдом во время половодья.
Мосты с ряжевыми опорами из бревенчатых сплошных срубов, заполненных камнем, были более прогрессивны...."
Далее мы представляем краткие
сведения о мостах на Русском Севере по данным интернета и из доступной литературы
таких
маститых
авторов, как А.В.Ополовников, Ю.С.Ушаков, Г.В.Алферова и других.
Для начала нам хочется показать мост на реке Сия Емецкого района Архангельской
области (фото слева). Судя по обмерному рисунку (Ю.С.Ушаков) ширина моста метра четыре,
и поверху положены валуны, играющие роль пригруза.
Подобный же мост существует (или существовал недавно) в селе Пурнема на берегу Онежской губы Белого моря (правый снимок).
Вот, что писал о нем М.И.Мильчик: "
Возвращаясь в село, мы проходим старинный мост через глубокий овраг. Его настил, не огражденный перилами, лежит на сплошном ряжевом срубе,
заполняющем ров до самого дна. Такой способ рубки, оставляя открытыми промежутки между бревнами, предохраняет их от загнивания и придает
при этом всему сооружению большую устойчивость против ветра, что немаловажно, если вспомнить, что мы находимся на берегу моря. Мост осел
от времени и все же продолжает верно служить людям".
Вот еще одно свидетельство долгой истории ряжевых мостов:
Они "рубились древними нижегородцами через глубокие овраги и речки на режах-клетках. Режи (или ряжи-М.З.) ставились под берегами и в зависимости от длины моста под полотном настила. Их "шаг" определялся длиной бревен (5 - 6 саженей). Для устойчивости режи набивались камнем, береговые устои получали консольные напуски. Крайние бревна настила проезда для прочности и безопасности получали перевязку и перила. Подобные мосты были не только конструктивно надежными инженерными сооруженими (постоянно находящиеся в воде устои рубились из долго не гнивших дуба, вяза и ольхи, бревна дополнительно просмаливались и с концов оковывались железными обручами), но и художественно выразительными.
Такими был срублен в 1618 г. в Н.Новгороде воеводой Б.М.Лыковым мост через 80-метровой глубины Почаинский овраг, по дну которого текла одноименная речка. Мост простоял до начала 19 в. и только в 1839 г. был заменен земляной дамбой с сохранением наименования "Лыковой".(извините, автор строк нами утерян).
Дальше - слово специалистам.
А.В.Ополовников:
... Долго оставалось неизменным в северных деревнях устройство мостов. Деревянные бревенчатые мосты возводили плотники- мостовики еще во времена Киевской Руси.
До недавнего времени
их можно было увидеть на многих северных реках. Размеры их
самые различные: от маленького мосточка, перекинутого через
ручей-речушку, до огромного моста длиной свыше ста метров,
опирающегося на могучие бревенчатые ряжи. Отсюда и название
таких мостов — ряжевые. Это исключительно интересные и
своеобразные сооружения.
Их конструктивную основу составляют рубленые ряжи - городни с
системой внутренних «карманов» для валунов и галечника,
размещенных на разных уровнях. Для рек с твердым, каменистым
дном, затрудняющим устройство обычных, то есть свайных,
оснований, бревенчатый ряж является не только самой
рациональной опорой деревянного моста, но и единственно
возможной. А поскольку большинство северных рек, порожистых и
бурных, имеет твердое, каменистое дно, постольку и ряжевая
конструкция моста получила тут самое широкое распространение.
Ряжевые мосты устойчиво противостоят и могучим потокам весенних вод. Можно только восторженно удивляться тончайшей строительно-расчетной интуиции плотников-мостовиков. Мудрость жизни — источник их мастерства.
В деревне Овчинконец, она же Федоровская, Архангельской области рубленый мост на пяти ряжах-городнях был перекинут через реку Кену. Когда он был построен, трудно сказать. По нашим сведениям, в 1930-х годах, заменив собой обветшавший точно такой же мост.
Любопытно, что конструктивное устройство нынешних ряжевых мостов схоже с устройством их древних прообразов. Так, мост в деревне Федоровской почти такой же, как "Великий мост" через Волхов в Новгороде, известный по описаниям XII столетия. Начиная с 1133 г. летописи постоянно свидетельствовали о различных повреждениях Великого моста наводнениями, бурями, буйными ледоходами. Ну а мост продолжал стоять — значит, его постоянно ремонтировали, за ним следили.
Ю.С.Ушаков:
..."Великий мост" через Волхов, соединявший Софийскую и Торговую стороны Новгорода, имел 29 ряжей - "городен"....
А.В.Ополовников:
Мосты на ряжах — это не только особый тип гидротехнических
сооружений, выполняющих свои прямые функции. Многие из них, в
частности мосты на реке Кене (их несколько — не только в
деревне Федоровской), представляют собой крупные
выразительные сооружения, входящие неотъемлемой частью в
ансамбли северных деревень. Вместе с жилыми и
хозяйственными постройками, часовней или церковью, вместе с
рекой, ее порогами и каменистыми берегами, вместе со всем
окружающим пейзажем они активно участвуют в формировании
архитектурно-пространственной среды поселения... .
Ю.С.Ушаков:
... На нешироких реках для перекрытия пролета
использовались выносные консоли береговых устоев. На более
широких реках на дно устанавливались промежуточные рубленые
устои – ряжи (мостовые «городни»). В ряжах устраивались
ледорезы, а для предотвращения всплытия моста в половодье
ряжи пригружались к дну валунами... .
...Так устроены два
сохранившихся моста через Кену (Плесецкий район Архангельской
обл.) длиной 92 и 126 м у деревень Лешево и
Федоровской (мост у Лешево срублен в конце 18 в., мост у дер.
Федоровская повторен после сноса его половодьем в 1954 г.).
Оба
моста имеют по два береговых устоя и три промежуточных при
максимальном пролете между ряжами 17 м. В верхних частях
устоев-ряжей сделаны консольные уширения, воспринимающие
нагрузку от пролетного строения. Такая же конструкция
характерна и для древних деревянных мостов... .
Г.П.Гунн:
... В деревне Кенорецкой (Измайловской) - мост 18 века. Быки моста, называемые
городнями, напоминают в плане очертания лодки. Они срублены из бревен и
внутри заполнены диким камнем. Городни поддерживают накат из бревен, составляющих
проезжую часть моста. Подобная конструкция восходит к глубокой древности.
На Кене они сохранились до наших дней. Плотники Севера выступают здесь как
выдающиеся инженеры - строители мостов с большими пролетами. Длина моста
в Кенорецкой - 126 м, другой мост на Кене в деревне Овчин Конец (Овчинконец,
Федоровская) длиной 92 м... .
Г.В.Алферова:
... Не менее интересны мосты, сохранившиеся от прошлого или вновь построенные
по старым образцам. Все они неизменно соблюдают древние конструктивные приемы
и
хранят сложившиеся в веках архитектурные образы. Такие мосты хорошей сохранности,
работающие с полной нагрузкой, имеются в самых различных местах бывшей территории
древнего Каргополья.
Наиболее древний мост находится в селе Шильда, на границе современного Каргопольского района и Вологодской области (см. ниже левый снимок - из книги И.В.Маковецкого -М.З.)
(далее повторяется фрагмент из статьи "мосты ряжевые")
Есть еще один вид мостов - не менее привлекательный. Это мосты, перекинутые
через небольшие реки или протоки. Нам известны уже четыре таких моста или мостика.
Один на Малом Порженском озере, второй в южной части Парка, третий ведет на остров. где находилась НаглимозерскаЯ пустынь, четвертый - между д.Кожевниково и д.Минино в Шуй-лахте Свинового озера
Порженский мост представлен на фотографии из книги Гунна, второй мост «подарила»
нам Анна Разумовская из Питера, работавшая в Парке.
Г.П.Гунн о первом мосте:
«…По-видимому, он прошлого (19) века, но сохраняет все конструктивные особенности древнерусской строительной техники.
Примечание: Благодаря Александру Родионову , приславшему снимки арочного моста в селе Пурнема на Онежском полуострове, мы можем посмотреть, как выглядел мост в 2008 году.
М.Зак
Более подробно о деревянных мостах на Севере см.: