Владимир Васёв

ПООНЕЖЬЕ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
(конспект книги)


3. БОРЬБА С ТАТАРАМИ

Бесконечно терпеть татарское иго в планы князей московских не входило, как-никак они же Рюриковичи и по происхождению, да и по поведению, есть такая версия, - потомки викингов. Силы надо было где-то готовить, только откровенно наивный человек может поверить, кинул великий князь клич - откликнулись на его призыв воины со всех концов Руси и победили проклятого ворога. Потому накопление сил, обучение воинов тактике ведения боя, обращению с оружием и многим другим воинским премудростям должно проходить в глубокой тайне. Исходя из изложенного, размещение в Поонежье одного из центров для подготовки отпора врагу более, чем вероятно.

Наиболее последовательными сторонниками этой позиции оказались московские князья. К моменту нападения татар на Русь Москва еще была слаба и находилась на вторых ролях в системе русской государственности, на ней не лежала историческая ответственность за поражения первых лет нашествия. Но главной заслугой Москвы явилось то, что в условиях татарского ига московским князьям удалось из разоренной, разорванной на части, растоптанной и униженной страны возродить государство, способное выстоять и победить. Для осуществления высшей цели великим князьям московским пришлось унижаться, обманывать, хитрить, быть коварными и беспощадными к своим и чужим. Что перевешивает на весах истории: спасти для потомков Отечество или благородно умереть на поле боя, унеся с собой в могилу прошлое, настоящее и будущее своего народа?

О том спорили, спорят и будут спорить, пока будет жить сама Россия. А то, что Онежская земля плечом к плечу оказалась с Москвой на крутейшем переломе отечественной истории и внесла достойный вклад в освобождение страны от татарского ига - должно стать предметом особой гордости. Нельзя утверждать, что Поонежье являлось главной и единственной базой для обучения и подготовки войска, учебные центры имелись и на других территориях, как в самом московском княжестве, так и на Двинской земле и в Литве, которая на 90% состояла из славянского населения.

В Михайловском списке Сказания о Куликовской битве упоминается о 30000 отлично вооруженных воинах, участвовавших в сражении, пришедших из Белозерья и Каргополья. Известно, что в 50-х годах XIV века на новгородчину пришла моровая язва и в самих городах выжило не более трети населения, а в Белоозере не осталось в живых ни одного человека. Объективно, для выделения такого числа воинов, должно проживать в Каргополье и на Белом озере не менее 200 тысяч человек, что на то время вряд ли возможно и без прибывших извне мобилизационных ресурсов, северянам указанного войска не набрать.

Белозерско-каргопольская рать вступила в бой на Куликовом поле, где была выставлена на главном направлении и почти полностью погибла за Русь. Из 12 белозерских князей погибли все, исторически установлены лишь 2 князя, действительно имевших отношение к самим белозерским князьям, и они признаны отечественной историей. Остальные 10, в том числе Глеб Каргопольский, Андрей Кемский и 8 других, погибли за Родину в неизвестности, точно так, как десятки тысяч воинов из их рати.

О самом Глебе еще можно подискутировать, чему будет посвящена отдельная статья в истории города Каргополя, а по поводу всех остальных, оставшихся на поле Куликовом, осталась память в сказаниях и былинах, которая из поколения в поколение жила в народе.

Северные границы Каргополья не имели четких очертаний и менялись в зависимости от политической обстановки, но сам Каргополь ни по картам XIV века...ни по карте ХV века, никогда уже не принадлежал Новгороду.

Подводя черту под периодом новгородской колонизации Поонежья, следует отметить, что письменные документы этого периода можно перечесть на пальцах одной руки: Устав Святослава Олыовича 1137 года, «Слово» Даниила Заточника, договорные грамоты Новгорода 1266-1308 годов, сказание о Мамаевом побоище с упоминанием князя Глеба Каргопольского, летописный сказ о попе, сосланном на Лаче озеро, духовная грамота Дмитрия Донского о завещании своему Андрею земель, сообщение в летописях о побеге Дмитрия Шемяки в Каргополь…

Существенно дополняет познания о крае церковная история, уходящая корнями в ХII-XIV века, а с 15 столетия она становится важнейшей составляющей внутренней жизни Поонежья и заслуживает отдельного рассмотрения.

Продолжение                                             К началу


Примечания:

1. Из книги Вл. Васёва "Поонежье: прошлое и настоящее". Вельск, 2008.