Н.И.Решетников
КИРИЛЛО-ЧЕЛМОГОРСКИЙ МОНАСТЫРЬ (фрагмент путеводителя)
От Каргополя до обители Кирилла Челмогорского более шестидесяти километров пути, который отмечен был пятью крестами и двумя часовнями. На Пудожском тракте у поворота на Кирилло-Челмогорскую
Пустьнь в 2005 году был поставлен посвящённый преподобному Кириллу трехметровый голгофский крест, освящённый епископом Архангельским и Холмогорским Тихоном.
Каким был путь от Каргополя до монастыря довольно подробно и красочно описал К.А.Докучаев-Басков. Процитируем хотя бы несколько строк, описывающих состояние путника перед приближением его к самой обители: «Но вот начинают появляться пустыри-перелоги, пахота, кругозор расширяется, лес начинает отодвигаться в стороны, далее от дороги. Вправо тёмный еловый лес идёт до самого озера (Челмо) в виде огромной высокой стены. Влево и впереди виднеются поля, до
Пустыни остаётся не более полутора верст. И, как бы заманивая путника, мелькнёт она пред глазами его, чтобы потом опять скрыться. Вдали против странника высокие ели, и о самую крайнюю из них, немного правее, как бы приютясь к этому исполину, покажутся в первый раз купол колоколенки, крыша с главою и верхняя часть белеющихся стенок Богоявленской церковки. Как Эдем прекрасна она! По крайней мере, после лесной глуши и дичи и повсюдной
Пустыни представится она в первый раз каким-то земным раем, невольно притягивающим к себе. Поспешим и мы мысленно туда и, падши пред чудотворным гробом подвижника, испросим его святых молитв».
Преподобный Кирилл (поминается 8/ 21 декабря в день преставления и в 3-ю неделю по Пятидесятнице в соборе Новгородских святых) появился на речке Чёлма в окрестностях Лекшмозера в стародавние, древнезаветные времена — в 1316 году, то есть более чем за 130 лет до основания Александро-Ошевенского монастыря.
А родился он ещё в ХIII веке — в 1286 году, в тот год, когда произошло окончательное обособление Белозерского княжества от Ростовского. Двадцати лет он поступил в Новгородский Антониев монастыръ, где подвизался шесть лет. Удалившисъ из монастыря, он три года скитался в поисках уединенного места, пока не оказался в Каргополье. Место для обители было выбрано на высоком берегу то есть на горе, почему и получила название Челмогорской (или Челмской), да и сам Александр вошёл в историю с прозвищем Челмогорский.
Вначале Кирилл жил в вырытой им самим пещере, что было характерным для многих пустынников того времени (вспомним Киево-Печерскую лавру и Псково-Печерский монастырь). Потом выстроил часовню и соорудил келью. Питался выращенными им самим овощами да травами. Через три года к нему присоединился брат Корнилий. Но вскоре он покинул Кирилла в поисках более уединённого места.
Славянского населения в те времена там не было. Жила, как говаривали в старину, чудь белоглазая, финские племена. Эту чудь и просвещал преподобный Кирилл, пребывая в подвигах 52 года. В 1368 году в возрасте восьмидесяти двух лет он мирно скончался, приобретя всеобщую славу и уважение. Местные финны, встретившие его поначалу враждебно, к концу его жизни приняли крещение.
Это житийные сведения. Однако, исследователи его жития высказывают разные мнения. Первым усомнился К.А.Докучаев, а Г.П.Гунн, анализируя различные житийные повествовавия и документы, приходит к выводу, что Кирилл Челмогорский жил не в ХIII—ХIV, а в ХV—ХVI веках. Если и так, то это ни в коей мере не умаляет значения его христианского подвига.
Прославился он не только своим подвижничеством, но и чудесами, которые происходили от него и после смерти. Последнее из его посмертных чудес житийные повествования относят к 1674 году.
В отличие от Александра Ошевенского Кирилл Челмогорский монастырь не основывал. Он жил пустынником, приводя ко Христу местных жителей. Тем не менее, в списке настоятелей Челмогорской пустыни первым значится Кирилл как основатель (без указания даты), а за ним следует игумен Ефрем (и указана дата — 1544 год).
Через несколько лет по его кончине пришёл на то место монах Серапион, к которому потом присоединился другой монах. Они устроили гробницу над могилой Кирилла, но прожить там, в безлюдьи, смогли только три года. Приходили туда потом и другие иноки. И только иеромонах Арсений сумел собрать общину из двадцати четырёх иноков, которые и стали осваивать по-хозяйски землю обетованную, возведя Успенскую церковь с трапезной. Обитель именем Кирилла приобретала всё большую и большую славу.
По житийным сведениям, в 1429 году была построена церковь Богоявления с приделом Святой Екатерины. Монашеское общежительство, насчитывающее до восьмидесяти человек, стало называться обителью Кирилла Челмогорского.
В ХVI веке настоятелями монастыря были Ефрем и Евстафий, в ХVII веке — Мисаил, Варлаам и Никита. Последними игуменами были Макарий и Тимофей.
Изначально храмы монастыря были деревянные.
К.А.Докучаев-Басков в «Христианских чтениях» за 1889 год опубликовал документ, в котором даётся их описание: "церковь Богоявления Господня, холодная, на верху рублен четверик, вершён клином, глава, на главе крест железный, а глава крыта чешуёю, в церкви... гробница Кирилла Чудотворца... Да в монастыре же другая церковь тёплая с трапезною во имя Успения Пресвятой Богородицы, верх бочкой, на главе крест паян белым железом..."
В ХIХ веке взамен устаревших были возведены новые храмы: каменная церковь Богоявления Господня (1818) с приделами святителя Николая (1899) и преподобного Кирилла (где почивали мощи основателя) и деревянная церковь Успения Божией Матери.
История монастыря трагична. Наряду со многими другими обителями, он был упразднён при Екатерине Великой в 1764 году. Однако, иноческая жизнь здесь не угасла. В 1892 году на Челме обитали семь монахов. Известно также, что в 1910 году настоятелем был постриженик Александро-Свирского монастыря иеромонах Герман. В советское время, около 1920 года, монастырь был окончательно упразднён. Но ещё около десяти лет там теплилась жизнь. Настоятель
Пустыни Афанасий пытался наладить скитскую жизнь. Ещё значился выселок Челма в четыре хозяйства. Но, увы.., судьба его на многие годы была предрешена...
В 1925 году с колокольни сняли колокола. Через три года вывезли иконы. Ещё через двадцать лет разрушили колокольню, а затем сгорела и Успенская церковь. От обители осталось пустое место. Лишь ель вековая устояла.
1. Из Путеводителя "Русского севера храмы. Каргополье". Москва,
Демиург-Арт. 2009.
2. С небольшими сокращениями.
3. Библиография опущена.
4. Иллюстрации без автора - из архива сайта.
5.
Еще о Кирилло-Челмогорской
Пустыни.
Перейти на страницу МОНАСТЫРИ И ЦЕРКВИ КЕНОЗЕРЬЯ