А.В.Ополовников, Е.А.Ополовникова
ДЕРЕВО И ГАРМОНИЯ (фрагменты
из книги)
The use of Wood in the Achitecture by A. and
E.Opolovnikov
3. <Роль часовен в пейзаже>
Chapels and the Landshaft
В архитектурном пейзаже северных деревень часовни играли примерно такую
же роль, как церкви в селах и на погостах. Выделяясь на однородном фоне
жилой застройки своими необычными формами, они не только вносили в нее элементы
красоты, разнообразия и пространственной организации, но и выражали в своих
художественных образах думы народа о земной и небесной жизни, об их извечной
взаимосвязи и взаимозависимости. Словом, призывали человека не забывать
о том, что главное достояние его тела — разум и сердце. Остальное лишь средства,
предназначенные для их сохранения и развития.
Уважали себя люди в старину. Уважали. В причинно-следственных связях радостей
и горестей не путались. Ясность ума была.
Часовни были разными: большими, похожими на церкви, как, к примеру, часовня из
деревни Кавгора в Кижах, и совсем маленькими, отличающимися от простого амбарчика
лишь тем, что главка была на крыше и крест на главке. Не случайно такие маленькие
часовенки называли в старину амбаронками. Стояли они повсеместно в России. Стояли
когда-то и в Почозере, о котором мы рассказывали, знакомя читателя с северной
деревней.
Почти все деревянные часовни, сохранившиеся до наших дней, сходны по типу: они
клетские — от слова «клеть», то есть самый обычный четырехугольный сруб. Главная
их часть перекрыта двускатной кровлей с луковичной главкой, с западной стороны
примыкают крылечко и небольшая трапезная со звонницей.
Вот такими, самыми обычными в своей конструктивной основе были клетские церкви
и часовни. Однако конструктивная простота не исключала композиционной слаженности
и утонченности как в малых, так и в больших сооружениях.
По своему внешнему облику часовни были самыми разными. При этом они удивительно
постоянны в одном: в подчинении всех своих частей единому композиционному замыслу,
тоже, в свою очередь, подчиненному законам зрительного восприятия в пространстве.
По этим законам формировался архитектурно-природный ансамбль северной деревни.
Центром его нередко была всего одна постройка— именно часовня. Стоило ее убрать,
как поселение сразу же приобретало какой-то сиротливый вид. Композиционная законченность
архитектурной среды была утрачена. Так было, когда перевезли в музей часовню
из деревни Федоровская на Кене. (Сам уникальный памятник сохранился. Но один
из редкостных ансамблей Русского Севера лишился неповторимого своеобразия. Лишился
осмысленной законченности созданного человеком пространства).
Восстановленная в Музее «Малые Корелы» часовня из Федоровской уже не производит
того чарующего впечатления, каким она одаривала, стоя на своем исконном, родном
месте. Окружающее пространство, часть жизни человеческой, являлось и частью ее
архитектуры. Оживляло и одухотворяло ее. В музее живая не-посредственность памятника
исчезла. К тому же и ряд его архитектурных деталей выполнен сухо, формально.
Геометрически правильные очертания бревенчатых выпусков, резных причелин, схематизм
рисунка опорных столбов звонницы — все эти, казалось бы, мелочи отчуждают воссозданный
памятник от его первоначального образа.
Мелочи, чуть-чуть... А по этим штрихам и узнается подлинное искусство. вместо
Впрочем, есть отступления от древних традиций в воспроизведении деталей памятника,
которые термином «чуть-чуть» уже не определишь... Одно из них слишком броское:
вместо сплошного дощатого заполнения галереи сделаны плоские резные балясины.
А появились они в деревянном зодчестве в пору его перерождения из глубокого философского
искусства, отражающего систему и образ жизни, в нечто занимательно-балаганное.
В сочетании с хлипкой полоской лестничных перил, вообще лишенных ограждения,
образуется некая стилизация под старину, да и та не лучшего качества. А старина
вместе с завораживающим, магическим ощущением гармонии улетучивается.
И неверно думать, что все эти архитектурные мелочи не видимы и не замечаемы людьми,
не имеющими прямого отношения к строительному искусству. Восприятие архитектурных
построек доступно каждому, даже самому равнодушному человеку со скованной псевдоразумом
душой. Разница лишь в том, что у одних гармоническая слаженность малого и большого
вызывает осознаваемую радость, а вслед за ней и стремление воспроизвести эту
радость — пусть даже в совсем другой форме!— в собственной жизни, а у других
рождает хорошее настроение и добрые порывы неосознанно. Но и последнее неплохо.
Незримая энергия гармонии умиротворяет сердца. Нам, как хлеб, а может быть, и
больше его, необходимо ее присутствие в жизни. Иначе просто-напросто не выживем.
(фотографии - из книги)
Все фрагменты из книги "Дерево и гармония" - здесь.
Перейти на страницу "А.В.Ополовников, Е.А.Ополовникова".