В.Г.Брюсова

из книги В.Г.Брюсовой
 "По Олонецкой земле"
ОЛОНЕЦКИЕ КРЕСТЫ
ОЛОНЕЦ и окрестности
к алфавитному поиску


ОЛОНЕЦКИЕ  КРЕСТЫ

Характерной приметой олонецкого пейзажа была часовня или крест при въезде и выезде из селения. Два из них и теперь встречают нас в Верховье и в Татчелце, было же раньше их много.
Навес над крестом у д. Верховье. Из интернета
Нужно заметить, что придорожные кресты, эти своеобразные архитектурные памятники «малых форм», вовсе не заслуживают того рвения, которое проявляют в уничтожении их активные борцы с религиозными предрассудками. Как правило, это сооружения мемориального значения, поставленные в честь какого-либо знаменитого события. В Олонце и под Олонцом ставилось много крестов на местах сражений с литовцами, в память о посещении Петра I, по обету, в честь спасения при кораблекрушении и т. д. Позднее, когда древние кресты приходили в ветхость, их заменяли новыми. Кресты были деревянные и каменные. Каменные, как правило, более древние и большею частью относятся еще к новгородскому времени. Многие из них имели памятные записи, переписанные и изданные краеведами прошлых лет. Неподалеку от Мегреги стоял крест XVI века, у самой Мегреги — с датой 1601 и 1613 годов.  
Крест, стоявший на почтовом тракте Петрозаводск-Олонец Крест придорожный, 1776 г., Олонецкая губерния
Деревянный крест утверждался из огромных брусьев, над ним устанавливался навес в виде двускатной крыши на 4 силпцах, предохранявший его от дождя и снега; под навесом на деревянной плошадке отдыхали путники. На кресте нередко вырезали Распятие, текст молитвы или летопись.

Искусство резьбы в Олонецком крае идавна пользовалось большим вниманием. В технике резьбы по дереву  выполнена чиновая икона - тябло XIII века из собрания Государственного Исторического музея, вывезенная, как полагают не без основания, из олонецких мест.  Центр тябла занмает "Распятие" с серафимами, по сторонам - святые, среди них - Георгий и Илья, Никола и Варвара.  Композиция завершается иображением фантастических зверей, что говорит о  народных традициях в переосмыслении геральдических фигур барсов домонгольского периода. Традиция резьбы новгородского стиля сохраняется в памятниках XVI века. В Музее
искусств КАССР (Карелия - М.З.) хранится прекрасная кипарисовая дощечка-иконка из Горской мельницы с изображением в киотцах архангела Михаила в рост, «Входа в Иерусалим» и «Распятия». Резьба плоская, с глубокой выемкой на полях, стилизованная в манере новгородской иконо­писи. Фигуры крупноголовы, складки одежд прямолинейны, лошадь при этом исполнена вполне натурально. Превосходная резная икона хранилась в Кунелицкой церкви: вверху—«Успение», по сторонам от него — «Вера, Надежда», внизу — «Избранные святые».

Резные иконы имели распространение на Севере повсеместно. Превосходна икона «Распятие» с изображением в нижней части Бориса, Владимира и Глеба XVI века, найденная нами в селе Поля Типиницкого сельсовета (хранится в Госмузее КАССР).

Замечена стилистическая общность памятников резьбы по дереву и иконописи, что позволяет говорить о воздействии на живопись этого исконно народного вида искусства.

К архитектурным сооружениям «малых форм» принадлежат и надгробные кладбищенские кресты, обычно в виде островерхого шатрика с резьбой, придававшие северному кладбищу особый вид и несколько торжественно-сумрачное настроение. И так как в самом Олонце древних архитектурных памятников не сохранилось, направимся на олонецкое кладбище в Кунелице, неподалеку от города. Здесь мы окунемся в олонецкую старину.

 ОЛОНЕЦКОЕ КЛАДБИЩЕ В КУНЕЛИЦЕ
Кладбище красиво и поддерживается в порядке. Здесь много старинных крестов с островерхой крышей «домиком». Эта форма намогильных крестов обычно называется старообрядческой. И.П.Шаскольский заметил, что происхождение надгробных сооружений в виде домика связано с погребальным культом карел, представлявших загробную жизнь видоизмененным подобием земной жизни и строивших над погребением «дома для мертвых»
. .На перекрестье каждого такого креста врезана бронзовая или медная иконка или складенек, — еще лет пятнадцать тому назад все они были на своих местах. Один из краеведов в 1914 году писал о литых иконах на кладбищах Олонца: «и как обидно, и как жаль, что эти остатки старины не привлекают почти ничьего внимания. И как хотелось бы, чтобы это внимание было, наконец, на них обращено». Теперь на своих исконных местах остались лишь единичные иконки. Между тем здесь присутствовали кроме общераспространенных святых, «праздников» и такие сравнительно редкие в литье изображения, как «Борис и Глеб на конях», «Троица»,   «Митрополит Алексей», «Иоанн Богослов», «Никола» и множество других. Орнамент некоторых иконок, как, например, «Казанской богоматери», подражает плоскому орнаменту деревянной резьбы...

Примечания:
1. Из книги  "По Олонецкой земле" В.Г.Брюсовой. М."Искусство", 1972.
2. Фотографии - из интернета.