В.Г.Брюсова
ОЛОНЕЦКИЕ КРЕСТЫ
Характерной приметой олонецкого пейзажа была часовня или крест при
въезде и выезде из селения. Два из них и теперь встречают нас в Верховье
и в Татчелце, было же раньше их много.
|
Навес над крестом у д. Верховье. Из интернета |
Нужно заметить, что придорожные
кресты, эти своеобразные архитектурные памятники «малых форм», вовсе не
заслуживают того рвения, которое проявляют в уничтожении их активные
борцы с религиозными предрассудками. Как правило, это сооружения
мемориального значения, поставленные в честь какого-либо знаменитого
события. В Олонце и под Олонцом ставилось много крестов на местах
сражений с литовцами, в память о посещении Петра I, по обету, в честь
спасения при кораблекрушении и т. д. Позднее, когда древние кресты
приходили в ветхость, их заменяли новыми. Кресты были деревянные и
каменные. Каменные, как правило, более древние и большею частью
относятся еще к новгородскому времени. Многие из них имели памятные
записи, переписанные и изданные краеведами прошлых лет. Неподалеку от
Мегреги стоял крест XVI века, у самой Мегреги — с датой 1601 и 1613
годов.
|
|
Крест,
стоявший на почтовом
тракте Петрозаводск-Олонец |
Крест придорожный, 1776 г., Олонецкая губерния |
Деревянный крест утверждался
из огромных брусьев, над ним устанавливался навес в виде двускатной
крыши на 4 силпцах, предохранявший его от дождя и снега; под навесом на
деревянной плошадке отдыхали путники. На кресте нередко вырезали
Распятие, текст молитвы или летопись.
Искусство резьбы в
Олонецком крае идавна пользовалось большим вниманием. В технике резьбы
по дереву выполнена чиновая икона - тябло XIII века из собрания
Государственного Исторического музея, вывезенная, как полагают не без
основания, из олонецких мест. Центр тябла занмает "Распятие" с
серафимами, по сторонам - святые, среди них - Георгий и Илья, Никола и
Варвара. Композиция завершается иображением фантастических зверей,
что говорит о народных традициях в переосмыслении геральдических
фигур барсов домонгольского периода. Традиция резьбы новгородского стиля
сохраняется в памятниках XVI века. В Музее
искусств КАССР (Карелия - М.З.) хранится прекрасная кипарисовая
дощечка-иконка из Горской мельницы с изображением в киотцах архангела
Михаила в рост, «Входа в Иерусалим» и «Распятия». Резьба плоская, с
глубокой выемкой на полях, стилизованная в манере новгородской
иконописи. Фигуры крупноголовы, складки одежд прямолинейны, лошадь при
этом исполнена вполне натурально. Превосходная резная икона хранилась в
Кунелицкой церкви: вверху—«Успение», по сторонам от него — «Вера,
Надежда», внизу — «Избранные святые».
Резные иконы
имели распространение на Севере повсеместно. Превосходна икона
«Распятие» с изображением в нижней части Бориса, Владимира и Глеба XVI
века, найденная нами в селе Поля Типиницкого сельсовета (хранится в
Госмузее КАССР).
Замечена стилистическая общность
памятников резьбы по дереву и иконописи, что позволяет говорить о
воздействии на живопись этого исконно народного вида искусства.
К архитектурным сооружениям «малых форм» принадлежат и
надгробные кладбищенские кресты, обычно в виде островерхого шатрика с
резьбой, придававшие северному кладбищу особый вид и несколько
торжественно-сумрачное настроение. И так как в самом Олонце древних
архитектурных памятников не сохранилось, направимся на олонецкое
кладбище в Кунелице, неподалеку от города. Здесь мы окунемся в олонецкую
старину.
ОЛОНЕЦКОЕ
КЛАДБИЩЕ В КУНЕЛИЦЕ
Кладбище красиво и поддерживается в порядке. Здесь много старинных
крестов с островерхой крышей «домиком». Эта форма намогильных крестов
обычно называется старообрядческой. И.П.Шаскольский заметил, что
происхождение надгробных сооружений в виде домика связано с погребальным
культом карел, представлявших загробную жизнь видоизмененным подобием
земной жизни и строивших над погребением «дома для мертвых».
.На
перекрестье каждого такого креста врезана бронзовая или медная иконка
или складенек, — еще лет пятнадцать тому назад все они были на своих
местах. Один из краеведов в 1914 году писал о литых иконах на кладбищах
Олонца: «и как обидно, и как жаль, что эти остатки старины не привлекают
почти ничьего внимания. И как хотелось бы, чтобы это внимание было,
наконец, на них обращено». Теперь на своих исконных местах остались лишь
единичные иконки. Между тем здесь присутствовали кроме
общераспространенных святых, «праздников» и такие сравнительно редкие в
литье изображения, как «Борис и Глеб на конях», «Троица», «Митрополит
Алексей», «Иоанн Богослов», «Никола» и множество других. Орнамент
некоторых иконок, как, например, «Казанской богоматери», подражает
плоскому орнаменту деревянной резьбы...
Примечания:
1. Из книги "По Олонецкой земле" В.Г.Брюсовой. М."Искусство", 1972.
2. Фотографии - из интернета.