Олонецкий погост. Город Олонец.
Автотрасса из Петрозаводска в Олонец
ведет мимо лесистых холмов, рек и озер, затем пейзаж меняется, и вокруг
стелется равнина. Олонец, или «Алонец», происходит от финского слова
«аланнэ» — низина. Первоначально, как полагают, так назывался не
какой-либо отдельный пункт, а целая местность, как «Полесье»,
«Заонежье».
Природа Олонецкого края, скорее, напоминает новгородскую землю, где лес
чередуется с пашней, полноводные и спокойные реки текут в низких
берегах. В одном из старых сочинений олонецкие места описаны верно и не
без поэзии. «Ровная и привлекательная местность.., окруженная едва
виднеющимся лесом, изрезанная канавами, испещренная полянами и лугами и
изредка рощами, из которых поднимаются куполы церквей и шпицы
колоколен... Деревни, следуя по направлению реки, идут с небольшими
промежутками между собою, занятыми огородами и полями; в них попадаются
красивые большие дома с наличниками и балконами и просторные сараи,
крытые под одну с домами крышу, что делает все здание дома огромною
постройкою особой архитектуры, свойственной только одному Олонцу. При
выезде из деревни непременно попадаются часовни или кресты, тоже
архитектуры, присущей Олонцу»...
При
подъезде к Олонцу нельзя не отметить примечательной особенности
планировки города, растянувшегося со всеми прилегающими к нему селениями
едва ли не на на 30 км. Город таким был уже издавна, что, отмечает
«Роспись Олонецким городом» 1649 года.
Олонецкая земля
уже в X веке заселена славянским населеним, соседствующих здесь с
карелами и вепсами. На глубокую древность обладания новгородцами Свирью
указывают олонецкие народные легенды, в которых река является в
богатырских образах и соперничают с самим Волхом.
Погост Олонец
упоминается в уставной грамоте Святослава Ольговича 1137 года, он
разместился при слиянии рек Мегреги и Олонки, в 25 км от устья Олонки,
впадающей в Ладожское озеро. Речной путь через Волхов соединял с
Новгородом, через Неву — с Прибалтикой, а затем — Петербургом...
Во время русско-шведских войн XVI—XVII веков
олонецкая земля неоднократно опустошалась вражескими отрядами...
После Столбовского мира граница между Россией и Швецией прошла в 40
км от Олонца. «Для береженья от немецких людей» в 1649 году по
царскому указу построена Олонецкая крепость, под наблюдением
олонецких воевод князя Федора Волконского и Степана Елагина.
«Пристойнее всех мест, — записано в воеводском осмотре, — городу
бысть в большом Рожественском Олонецком погосте на реке Мегреги»...
|
Реконструкция
стен Олонца (по В.Ласковскому) |
Укрепления состояли из двух «городов»: главной крепости — «меньшего города»,
протяженностью около 500 м, с девятью мощными башнями, снабженными
тремя пушечными и пищальными боями. Главная надвратная башня вместе
с караульней имела в высоту 30 м, через нее проходило три моста.
«Большой город», протяженностью около 900 м, имел десять башен.
Длина крепостных стен составляла 1500 м. Между реками Мегрегой и
Олонкой прорыт ров в восемь метров шириной и глубиной. В городе были
размещены приказная изба, терема, караульня, церкви. Крепость
строили, поделив на участки, погостами, она стала важным опорным
пунктом на северо-западе Русского государства.
Олонец стал называться посадом Заонежского стана, сюда,
кроме солдат, переселили ремесленников и торговых людей из Заонежских погостов.
Олонецкие купцы вели торговлю на внутреннем рынке и за морем, в том
числе и в Стокгольме. Для чужеземных купцов был вы
строен
гостиный двор вне города...
Город
в 1668 году сгорел и построен заново, в несколько меньшем размере,
местными мастерами Григорием Власьевым с товарищами.
План Олонца дает общее представление о том, какой вид имела Олонецкая
крепость и находящиеся в ней постройки.
|
Макет Олонецкой крепости из Музея в Петрозаводске. |
В центре города построен в
1649 году каменный собор Троицы с приделами Алексея — человека божия
и Дмитрия Солунского. Поставленный на подклетах
высокий восьмерик несет пять глав. Церковь, соединяет в себе
элементы деревянного и каменного зодчества, главная деталь —
крыльцо, спускающееся с западной стороны двумя крытыми
лестницами-рундукам... Собор разобран в 1787
году «по ветхости».
Троицкий собор Олонца, 1649 г. Рис. XVII в. |
|
|
Церковь Богоявления в Олонце. Рис. XVII в. |
К собору принадлежала и каменная
церковь Богоявления, выстроенная по типу новгородских церквей
со щипцовым покрытием. Церковь была трехглавая, с приделом и
звонницей на западной стороне, перекрытой шатром. Церковь
разобрана в 1800 году.
На острове Мариам стояла
деревянная церковь Одигитрии. В 1746 году костромские каменщики
С.Васильев и Ф.Алексеев выстроили церковь каменную.
Одна из древнейших церквей в городе — Рождества Богородицы,
упомянутая в писцовых книга 1628—1629 годов. В 1677 году
церковь разобрана и поставлена новая; в 1752 году она сгорела.
В
этом же приходе стояли Никольский собор, церковь Казанской
Богоматери в Клобуковской слободе, церковь Успения на
Кунелицком кладбище (1788). Следует заметить, что большинство
зданий в Олонце исстари были деревянными, и каменные постройки «не
приживались» здесь... Изобилие и дешевизна строевого леса, знание плотничного мастерства
почти всеми крестьянами Олонецкой губернии...
решительно не допускаюте распространение каменных
построек»
Олонец почти не сохранил древних архитектурных памятников,
вернее, сохранил лишь незначительное их количество. Современный
Олонец—быстроразвивающийся центр района с высокой культурой
земледелия и животноводства. На его улицах возникают одно за
другим здания нового типа и назначения: магазины, клуб, ясли.
|
Вид на город сверху |
С прошлым Олонца можно познакомиться в музее; о городе рассказывает книга Ф.И.Егорова «Олонец».
Каким был Олонец в прошлом веке?
Составить представление об этом можно по описанию К.Случевского, сопровождавшего в поездке по Северу в 80-х годах
«высочайших особ» и оставившего три тома путевых записок.
К.К.Случевский ("По северу России"):
«Особенности общего вида Олонца — это его старые деревянные храмы с их
шатровыми и луковичными куполами, крытыми чешуйчатым гонтом...
с колоколенками, обведенными по верху галерейками, неправильно
разбросанными по стенам мелкими, чуть не косящатыми окнами и
пестрою окраской. Гостиный двор, тип исчезающих, деревянный,
двухъярусный, покосившийся, обведенный галереей на жиденьких
столбиках, с большими проездными воротами; мост на реке высокий,
крутой; почти полное отсутствие тротуаров, даже деревянных, и
невозможность с точностью определить, где улица, где площадь,—
все это чрезвычайно типично и встречается очень редко даже на
нашем Севере...
Всего храмов в городе шесть. Древнее
других, видевший с 1630 года не одно столетие, храм Николая
Угодника на Мегреге с его пятью куполами и отдельно стоящею,
снабженною галереею колокольней, с очень длинным центральным
нефом и алтарем в кубической пристройке.... Несколько моложе ее, тоже в почтенных,
древних очертаниях, виднеется храм Тихвинской божией матери,
1719 года, подле моста. Оба эти храма простоят едва
ли долго, и приходят в ветхость не по дням, а по часам».
Город славился базарами, очень обширными, на которые съезжались из
разных концов России и где олонецкие мастера сбывали изделия
кожевенной, сукнодельной и деревообделочной промышленности...
Мегрега
Мегрега отстоит от Олонца в 10 км и была «выставкой» Олонца, в
нее можно проехать городским автобусом. При въезде и выезде из
селения здесь стояло два креста, оба поставленные по случаю
сражения с литовцами...
Нельзя не
признать, что на долю Олонца пришлись самые тяжелые удары со
стороны интервентов после падения города Корелы (Приозерска) в
1611 году. Лишенные помощи со стороны разоренной тогда Москвы,
местные жители вели неослабевающую партизанскую борьбу,
проявляя немало героизма и мужества. Тогда и сложилась,
вероятно, поговорка: «олонцы-молодцы».
Отличались
олончане и в годы Северной русско-шведской войны столетием
позже...
Церковь Флора и Лавра в Мегреге
В память о сражении с литовцами
выстроена в 1613 году и церковь Флора и Лавра в Мегреге.
Капитально отремонтированная в прошлом столетии, церковь
сохранилась до наших дней и принадлежит к древнейшим на
территории Карелии.
Церковь построена на
«каменное дело», то есть по образцу каменного храма. План
церкви прост, обычен: к квадрату главного четырехугольного
сруба — «четверика», — с восточной стороны прирублен небольшой алтарь,
с западной прямоугольная пристройка — трапезная, с крылечком на
север...
Особенностью
церкви является ее покрытие: как и в каменных церквах
новгородско-псковского типа XIV—XV веков, основной объем
церкви перекрыт по-фронтонно, на два ската. Подобно
завершению одноглавого храма, небольшая шейка восьмерика
здесь поддерживает шатрик с главкой...
|
"Святые ворота" церкви Флора и Лавра
|
Вокруг церкви прежде была кладбищенская ограда из
бревенчатых стен и «святые ворота» с навесом над
коленчатыми резными столбами и будкой внутри. Такие
будки у ворот служили в праздничные или базарные дни
лавками.
При входе в трапезную, прямо перед нами, на
восточной стене, - большая трехчастная икона, написанная при
возобновлении церкви.
|
"Власий" кон.XV - нач XVI в.
из Мегреги |
Живопись иконы свидетельствует об
упадке традиций, но интересна содержанием. С левой стороны —
Флор, Лавр и Власий, в середине — Новозаветная Троица, а с
правой стороны шесть картин со странствованиями души после
смерти...
Часовни в предместьях Олонца
В окрестностях Олонца много часовен,
большинство из них доживает свой век и частью разрушены.
Часовня Иоанна Крестителя в Олонце, Петровского
времени, близко напоминает по архитектуре церковь
Мегреги, но здесь форма несколько усложнена: на
четверик главного сруба установлен другой четверик,
меньшего размера, затем восьмигранная «круглая» шейка и
главка.
Более распространенным
здесь был, однако, тип часовни простейшего устройства в виде
клети и амбара. Середину двускатной кровли венчает маленькая
главка.
Такая часовня стояла в деревне Сюрге, в двух-трех км от
Мегреги, посвящена она была св. Антипе. Ее западный
фронтон имел небольшой вынос вперед, опиравшийся на два
резные коленчатые столпца, крыльцо ограждено перилами.
Обшита часовенка, как и многие другие под Олонцом, на
своеобразный манер: узкие горизонтальные планки
закрывают швы теса, образуя определенный графический
рисунок на плоскости стены. Часовенка уютно
располагалась среди огромных елей и была в полнейшем
порядке. Недавно ее перевезли в совхоз для постройки
бани.
Сходного вида часовенка
стоит в деревне Инема или Инемаго, в четырех км от Мегреги.
Деревня брошена и обречена на разрушение. Часовня,
непримечательная сама по себе, заслуживает уважение уже тем, что
именно отсюда происходит икона «Успение», ныне находящаяся в
залах Музея искусств КАССР...
|
|
"Успение" из Инемаго.
Первая пол. XVI в. |
"Успение". Деталь. |
«Успение» написано художником,
примыкающим к живописи круга белозерского Замосковья,
несущему явственную печать влияния искусства Дионисия.
Произведение выполнено
художником одаренным и свидетельствует о разнообразии
художественных направлений в искусстве Олонца конца XV —
первой половины XVI века.
Из Сюрги можно пройти вдоль реки Мегреги в
деревню Верхний Конец.
|
Часовня в д. Верхний Конец |
Часовня стоит на холме, у самой реки, на
правом ее берегу. Обычные для этих мест архитектурные
формы часовни усложнены прирубом передней части.
Скромный силуэт часовни украшает местность.
Прежде внутри часовни, посвященной Дмитрию
Солунскому, было несколько икон
XVI—XIX веков местного письма.
Сейчас внутри часовни пусто, крылечко с резными столицами и перилами
разрушено.
Часовня в Новинках посвящена Архангелу Михаилу. Она
также нескольке более сложной формы, чем обычно. Над
притвором здесь установлена колоколенка, крытая
невысоким шатром...
Главка над часовней крыта железом, под ним угадывается
удлиненная форма еловой шишки.
При первом осмотре иконостас часовни был вполне
сохранившимся, в нем был комплект икон начала XVIII века и одна
икона XVI века— «Смоленская богоматерь». В нижнем ряду стояли
иконы «Никола», «Георгий», «Смоленская богоматерь», «Архангел
Михаил на огненном коне» и «Петр и Павел» в рост. Иконы вывезены
в Карельский музей искусств...
Вокруг
Новинской часовни — кладбище со старинными крестами с
резными навесами и врезанными в них медными иконками.
Архитектурные памятники Олонецкого края
Обследованы они
далеко не полностью, и лишь немногие из них взяты на учет.
Издания Археологической комиссии и письменные источники
позволяют составить представление о разнообразии типов
зданий в этой местности.
В Ильинском, расположенном близ впадения реки Олонки в
Ладожское озеро, по преданию, была древняя церковь
Благовещения о девяти главах, на ее месте в 1629 году
поставлена церковь Ильи Пророка «древяного верха шатром».
Опись упоминает, что иконы были писаны на золоте, и
отмечает интересную особенность иконостаса: деисуса в нем
не было. Рядом с церковью помещался митрополичий двор. В
большом количестве вывезены древние иконы XVI века в
Карельский музей искусств.
В Присвирье имел
распространение тип храма, для которого в качестве прототипа
можно рассматривать церковь Кондопоги... К главному восьмерику
Сойгинского храма с востока прирублен алтарь, а с запада
— клети разной величины: трапезы, крыльца и колокольни.
Шатровые покрытия сочетаются с
двускатными крышами. Сложная композиция в целом
прекрасно сгармонирована.
Усложненным типом клетской церкви является церковь
Георгия в Юксовичах, по одним сведениям построенная в
1493 году, по другим документам датируемая XVI веком.
Церковь в плане имеет форму креста, перекрытого в
каждой части островерхими крышками, возвышающимися
ступенями одна над другой. Самая высокая из них над
главным помещением храма, увенчана главкой...
Поездка в Олонец убеждает в том, что с этим городом
может быть связано не только
административно-географическое понятие. Разнообразие
архитектурных типов построек и стилей уподобляет
Олонецкий перешеек огромной творческой лаборатории,
создававшей вновь или осваивавшей новые течения в
искусстве Севера...