Г.Н.Мелехова,
кандидат ист. наук,
доцент кафедры философии, социологии и политологии МИРЭА
ЧАСОВНИ В ПРАВОСЛАВНЫХ ТРАДИЦИЯХ КЕНОЗЕРЬЯ
(Этнографические заметки)
Кенозерье — былинная страна, край бескрайнего неба и
бездонных озер. Попадаешь сюда, пробираясь, а иногда и
продираясь, сквозь кажущиеся бесконечными леса и болота. И
вдруг различаешь раскинувшиеся средь дерев концы креста,
потемневшее серебро сруба — часовня. И когда лес кончается,
тебя поражает простор взаимно отражающихся вод и небес. И
тогда озерный ветер рождает в душе чувство свободы, отваги и
восхищения:
И весь я полон,
Полонен
Твоей душою
Неземною,
Ее Небесной красотою
И красотой Твоей земной.
(Из стихотворения М.Кудрявцева “Скиния”)
Кенозерье — часть древнего, так и называвшегося
Кенозерским, пути в Заволочье, край, богатый пушниной, рыбой,
морским зверем, солью, располагавшийся в бассейне северных
рек и отделенный от уже освоенных территорий водоразделом.
Освоение Кенозерья
древними новгородцами происходит на заре русской истории — в начале 2 тыс.
н.э. Видимо, к тому же времени
относится и начало христианизации края.
В Русском государстве
Кенозерье составляло отдельную волость и приход, древним
центром которого было с. Вершинино, вернее, его Погост, с
церковью Успения Божией Матери.
Кенозеро имеет чрезвычайно причудливую форму: фактически
оно является несколькими разбросанными в разных
направлениях озерами, соединенными между собой узкими
протоками, с многочисленными островами и островками; берег
изрезан вытянутыми заливами, продолжающимися речками,
речушками и ручьями, что делает берега болотистыми и
труднопроходимыми. Обойти Кенозеро по суше — совершенно
невозможно, лодка здесь необходимейшее средство
передвижения, при этом расстояния довольно значительны. А
единственная церковь в округе — Успенская, лишь в начале XX в. к
ней добавились еще 2: церковь Сретения в Ряпусове (“маленький
Погост”) и церковь Ильи Пророка в Видягине.
Но русский человек не может жить без святыни; вековечно
стремление, как указывал епископ Олонецкий и Петрозаводский
Игнатий (Семенов) в 1830 г., “каждому значительному дому или
нескольким вместе устроить вблизи к себе какой-либо памятник
набожности и назидать оный украшением в соревновании с
другими”.
Поэтому неудивительно, что часовни получили в Кенозерье
чрезвычайное распространение; этому способствовало то, что в
древности создание часовни, в отличие от храма, не требовало
разрешения епархиального начальства.
Часовни возникали по
почину крестьян (“из усердия жителей”), содержались их
собственным иждивением и были очень любимы и почитаемы. И
хотя в XVIII в. с часовенными приходами велась серьезная борьба,
целый век этой жесткой политики не смог превозмочь любви
крестьян к часовням: они продолжали существовать “во
множестве”.
Среди причин их возведения указывают: 1) потребности крестьян в частом совершении молебнов и обрядов на различные практические случаи жизни; 2) благодарение Богу за избавление от всеобщей беды (падежа скота, неурожая, эпидемии, стихийных бедствий); 3) в память о важных местных событиях – на месте обветшавшей или сгоревшей церкви, явления иконы (“за некоторые чудесные произшествия”, как выражался священник начала XIX в.), 4) на местах погребений умерших.
В начале XX в. в Кенозерье насчитывалось около полусотни
часовен. В это время чуть не каждая северная деревня имела
свою часовню. Построенные по инициативе и на средства
крестьян и содержащиеся целиком на их пожертвования, часовни
являлись проявлением религиозных чувств и потребностей
населения и составляли узлы так называемой большой зоны
сакральной топографии прихода (научный аппарат А.В.Камкина).
Эта зона образовывалась сооружениями, располагавшимися в
отдаленных от храма деревнях, в поле, у озера, у родника, на
лесной опушке, на пересечении дорог.
Сохранности часовен Кенозерья способствовало то, что еще с
советских времен они стали объектами реставрационных работ;
но и здесь сохранилось не более половины бывших когда-то
часовен.
Сегодня часовни не только вновь воплощают в себе
массовую, так сказать, стихийную религиозную энергию жителей,
но и во многих местах, как встарь, по необходимости (ибо число
действующих на Севере церквей остается чрезвычайно малым)
заменяют храмы.
Важнейшая функция часовен — пространственно-религиозная,
связанная с их местоположением.
По этому признаку их можно
разделить на придеревенские, размещенные в непосредственной
близости от деревни (при входе, на границе между деревнями, в
центре селения) и придорожные (в некотором удалении от
селения, на перекрестке дорог). Оба принципа размещения
отражают стремление жителей освятить места жизни и
хозяйствования. Среди обширных северных лесов, полей, озер и
болот часовни свидетельствуют об освоенности территории и
являются непременной и весьма обычной приметой культурного
ландшафта. Не случайно на вопрос, что она делала в часовне, 14-летняя
Катя Овчинникова (д.Шишкино) посмотрела на меня весьма выразительно и ответила
даже с недоумением: “Дак я
крещеная! Что в часовне делают?”
Часовни “тянулись” к жилью; в то же время им, как нерядовым,
незаурядным сооружениям, свойственна и некоторая
особенность, выделенность местоположения. Вокруг часовни
должно существовать свободное, незанятое пространство. А
вынесенные далеко за пределы селения придорожные часовни,
видимо, родственны памятным и обетным крестам, отмечающим и
освящающим лесные и дорожные перекрестки, выходы к озерам,
рекам и ручьям, некоторые местные происшествия и события.
Организуя пространство, часовни осознаются не столько как
архитектурные сооружения (каковыми чаще видят их
исследователи и посторонние), сколько как религиозно-духовные,
сакральные центры, места, посвященные определенным святым.
Особенностью часовенного прихода является его
неуниверсальный, так сказать, монистический характер: он связан
не со всеми святыми и праздниками, как храм, а лишь с тем,
которому посвящен. И хотя в часовне может быть немало икон, в
том числе других святых, даже небольшие иконостасы, все-таки
прежде всего она связывается с главной своей иконой. Конечно, со
стремлением расширить состав святых покровителей связан
нередкий факт наличия у часовни нескольких (двух, редко – трех)
посвящений и праздников. При этом для народного сознания
свойственно удивительное отождествление постройки и святого,
которому она посвящена, откуда происходит необычайная любовь
и теплота отношения к сооружению, олицетворяющему самого
святого, как бы являющемуся его иконой. “Егорий Храбрый
загорается”, – рассказывает о пожаре часовни одна жительница;
“Макарий Преподобный, никто к тебе не пришел”, – извиняется
другая, открывая часовню на следующий день после дня
прп.Макария.
Место часовни свято, и святость не иссякает, даже если сама
часовня давно разрушена. Поэтому вблизи часовни необходимо
соблюдение определенных норм, в т.ч. правил поведения: нельзя
ругаться, занимать часовенную землю, рубить деревья в
ближайшем окружении, надо перекреститься на часовенный крест
и т.д. Не допускается ходить в часовню во второй половине дня,
вечером; на подобное предложение так и отвечают: “Не пойду
Господа Бога гневить”; “Вечером у нас не ходят в часовню”.
О сакральности территории вокруг часовен свидетельствуют
рассказы об их создании, возобновлении и разрушении. Сегодня
еще помнят об обетном характере некоторых часовен. Людмила
Васильевна Сидорова (1957 гр.), дочь старейшей жительницы
Кенозерья, рассказывает о часовне св. Параскевы в д.Тырышкино:
“Парасковия – праздник скотины, завет такой был дан: что вот
именно Парасковию будем праздновать только постную, только
постную. Это для скотинки праздник. Если, допустим, я намазала
сливочным маслом что-то или молоко применила в пироги,
обязательно случалось, что скотина или заболеет, или, может,
змея укусит, или захромает – что-то делалось. Это было строго,
такой завет был положен людьми, старыми еще людьми, что этот
праздник только постный, Парасковия”.
В Кенозерье есть и поставленные не так давно часовни. Вскоре
после войны возобновлялась часовня Тихвинской иконы Божией
Матери в д.Гора, как рассказывает А.Ф.Сивцева (1915 гр.,
д.Першлахта): “Одну часовенку нарушили в Тихвинской роще. А там
другому в Ленинграде – набожный был человек – погрезилось:
поставь, ему говорят, часовню да завидит сын. И это сделал, и он
амбар перевез, и сделали опять часовенку в Тихвинской, где
Тихвинска роща, на Шишкиной. Я колько раз была <...> Так вот
нашлись люди: утром доярки идут, а дух, пахнет; идут, а уж
догорела часовенка. А от Тихвинской этот золотой-от
обручок и сронен. В лодки несена она, в байдарках, наверное,
увезли”.
Возобновлял часовню Иван Васильевич Глущевский; она простояла лет 10 и вторично сгорела около 1965 г.
Часовня-крест Успения Божией Матери (по-местному, “Успеньё”) в д. Тырышкино поставлена лет 30 назад приезжим ленинградцем в память жены Надежды Тимофеевны Филипповой (родившейся и умершей здесь), которую он очень любил, но не успел на ее похороны (версия спорная, так как Г.П.Гунн считает ее часовней 19 века; на бревнах часовни, однако, видны номера, говорящие о том, что венцы были обновлены недавно).
Многочисленные рассказы о разрушении часовен почти всегда представляют разрушение как богохульство и описывают наказание святотатца. Интересен рассказ И.А.Калитина: “Был председатель колхоза – Микита с Миколой. А его звали Никита Алексеич, а он переписался на Николу, от так по-деревне у нас зовут Микита с Миколой. И вот он задумал эту часовню перевезти к ферме. А она была тут за болотом, ферма, там коровы стояли, у болота. Посылат мужиков, стариков ворочать, те не идут ворочать. Говорят: мы не строили, и ворочать не будем. Вот так. Число подошло, он эту часовню разобрал ночью сам. Вот. Ну, раз разобрал, так надо собрать. Тут народ собрал, старики собрали, к ферме поставили. Она стояла и, дай Бог, каким путем она загорелась, эта ферма? И сгорела часовенка, и сгорело 10 колхозных телят. А этого Микиту с Миколой в 39 г. как коммуниста взяли на финскую кампанию, и его Бог наказал, он и не пришел оттуда”. Примечательно, что здесь в одном ряду стоят отказ от своего имени и отказ от отеческого, стародавнего обычая. Недаром в рассказе дважды упоминаются “старики”, которые, конечно, не “ворочали” и не собирали часовню – на это есть “мужики”, – старики воплощают мирской авторитет и традицию.
В советское время те из часовен, которые не были разрушены
и не использовались как складские помещения, как правило,
находились под присмотром: кто-нибудь закрывал их, хранил
ключи, отпирал в праздники; теперь за часовнями ухаживают их
дети. Так — от отцов к детям — и дошел до нас огонек
православной веры. Можно сказать, что сегодня религиозная
жизнь в разных формах существует вокруг всех сохранившихся
часовен.
В наше время инициаторами воссоздания часовен и
жертвователями нередко становятся возвращающиеся в родную
деревню ее уроженцы. Ими движет стремление увековечить
память предков, отдать долг родителям, выполнить обет, данный
в трудных жизненных обстоятельствах. Усилиями петербуржца
Владимира Александровича Калитина воссоздана часовня св.
кн. Александра Невского на Мызе. Ее освятили в августе 2003 г.
несколько священников, которых возглавлял благочинный
священник о. Владимир (Кузив). Его радение о часовне не
прекращается: в Александро-Невской Лавре для часовни пишется
икона св. кн. Александра Невского, в которую будут вложены
частицы мощей святого князя. Смеем надеяться, что старинный
воитель православия на Русском Севере услышит молитвы своих
земляков.
Важнейшая функция часовен — богослужебная, и это именно
общее, соборное моление (“все гурьбой ходили”), как правило, в
большие православные и часовенные праздники, в дни особенно
почитаемых в данном месте святых, в воскресенья. Когда-то
прихожане созывались на службу колокольным звоном; сегодня
колокола – редкость, один колокол установлен администрацией
Национального парка на часовне св. Николая в с.Вершинино. В
него звонит перед службой Пелагея Николаевна Ножкина, звонит
“не просто так, не просто бряк-бряк, она вот именно ударит и
читает 12 раз “Господи, помилуй” (рассказ Л.И.Чаловой, 1946 гр.).
Раньше все часовни были богато убраны, имелись небольшие
иконостасы, в которых находилось немало икон; они украшались
старинными полотенцами; почти непременным элементом
северной часовни был потолок в виде расписанных небес. Таким
трансформированным в сегодняшних условиях обычаем
оформления потолка в виде небес является обивка потолка
часовни вмч. Георгия и прп. Макария в д.Спицыно заветными
платками. А вообще современное убранство часовен скромное.
Сегодня в часовнях собираются в праздники и в воскресенья, в
них читают часы, акафисты, каноны, Псалтирь. Известно, что в
первой трети XX в., перед массовым закрытием часовни
использовались как молитвенные помещения несколько раз в
год, в крупнейшие православные и часовенные праздники, после
которых “часовенку заложат, да и опять до другого праздника”. Несомненно, что в наше время, когда храмы остаются
труднодоступными, богослужебные функции часовен расширяются;
в этом смысле сегодня они используются как храмы, т.е. работают
регулярно.
Как и храмовые, часовенные службы не ограничиваются
помещениями; они включают и крестные ходы вокруг часовни на
Пасху и в часовенный праздник.
Прежде было распространено
ношение иконы по деревне, по домам прихожан, а также по
полям и огородам, о чем рассказывает Н.П.Бахарева (1918 гр. –
“чужой век живу”, д.Гора): “Тихвинску носили, когды вот
дождика долго нету. Привозят попа, и он оттуда везет свои
иконы, и эту Тихвинску берут свою и ходят кругом полей. Молились
о дожде. Да, и дождь пойдет”.
Эта икона Тихвинской Божьей
Матери была широко почитаема – о ней вспоминают многие, к
“Тихвинской Матушке”, которую несли два (по другим сведениям,
три) человека на особых носилках, приходила и А.Ф.Сивцева,
жившая тогда в с.Поромском. С этой иконой обходили горящие
дома “в 49 году, наверное”. Показательно, что иконой защищали
жители горящие колхозные хозяйственные постройки.
Молебны о дожде помнит и Е.М.Мелехова (1915 – 2003, д.
Тырышкино): “Ходили, служили, на поле даже служили. Как
дождика нет, засуха, ходили на поле служили, дождичка просили.
Сходят бабы, помолятся, домой пойдешь, и дождик затянет. Вот,
представьте, я это сама...”
Возле часовен происходило и
окропление скота, как правило, коней.
Ярчайшая функция часовен – молитвенно-заветная. Она проявляется в частной молитве жителей в произвольный день, когда есть желание и потребность, по случаю, в дни памяти родителей. Особенная молитва – тому святому, которому посвящена часовня.
Чрезвычайное распространение на Севере имеет обычай
заветов – обещаний и особых приношений Богу при испрошении
помощи и здоровья. При этом заветом называют и само обещание
(обет), и вещь, приносимую в его исполнение. Особенно часто
давали заветы женщины: видимо, нет северянки, не
“завечавшейся” хоть раз в жизни. Смысл завета объясняют так:
“Господь проверял нашу совесть – выполнишь, нет”. Заветы
давали за себя, детей, родных, за скотину. Когда-то матери
“завечали” болеющих детей в монастыри.
Для наших современниц,
живших в условиях отдаленности храмов и сверхзанятости в
колхозах, заветом могло быть любое благочестивое обещание:
сходить в монастырь или храм (редко), поставить свечу перед
иконой, пожертвовать в храм деньги, повесить к иконе или на
крест полотенце, платок, пелену, отнести в часовню отрез, юбку,
костюм, не работать в определенный праздник и т.д.
Так
называемые тканые привесы – полотенца, платки, полотна –
понимаются как воплощенная молитва: “Молимся, так вроде Богу
жертва”. Считается, что “платяной завет лучше, чем свеча”.
Нередко приносили особую пелену – плат или кусок ткани с
нашитым крестом.
Для исполнения завета часто назначается
определенный срок; как правило, это часовенный праздник. И
хотя исполнение завета может быть трудным, не исполнить его
невозможно.
“Завечавшиеся” во время молебна в часовенный праздник
купались в освященной купели – Иордане, это довольно подробно
описала жительница каргопольской деревни Е.С.Макарова (1914
гр., д. Орлово): “Около часовенки Иордан был выкопан, тут мостки
так настелены. Так во Владимирску поп-от служит, дак крещены-те
все тут кругом стоят, а у кого завет, так тут ляга-то большая, так
крещены все купалися. Не в самом Иордане, а в этой ляге-то. На
Иордани – там поп стоит, дак все стоят, дак кто станет купаться? Я
купывалась, я щас тебе расскажу. Вот стоишь. Стоим, стоим,
стоим, он служит, мы стоим. Как только он крест в воду, а мы
сейчас же вот окупнемся с головушкой – а в рубашках, ведь не в
одежде, а в рубашках. Да выйдем, да рубашки эдак на себе
выжмем, да платье хорошо наверх надежим. Да и пойдем”.
Интересен рассказ М.А.Калитиной о завете, который она
давала в связи с работой в праздник: “Не полотенце я ложила, а я
3 метра унесла полотна. Полотенца у меня не было – надо хорошо
какое-нибудь. Полотна унесла. Вот, в Казанску метали сено; я
стояла на стогу, а вот он, деда мой, метал. Все мы уж завершили.
Он начал подпирать подпоры, а я возьми да немножко
поднажала, а у меня кончик у стожара – хрысь, а я назад с целого
стога и бух на землю. <...> Дак что, гипс, забинтовали всю, 2 ребра
сломано, чуть насмерть не убилася. Я ска: “Больше я в этот
праздник работать не буду”. Вот 3 метра полотна я, белого
полотна унесла и повесила в часовенку, в Мининой часовня. Ведь
потому я туда отнесла, что Казанская-то там, в Мининой. Вот я туда
и унесла. Но в Казанскую больше не работаю”.
В рассказе проявился именной характер заветов, связанный с
уже отмечавшейся особенностью часовни: в отличие от храма, она
не универсальна.
Примечателен отказ хранительницы
Шишкинской часовни К.Ф.Шишкиной на предложение объединить
заветные приношения двух соседних часовен: Вершининской
Никольской и Шишкинской Иоанно-Богословской: “Люди клали
Ивану Богослову, а мы понесем Никола-угодничку”. В том же ключе
и ответ П.Н.Ножкиной: “Дак и Ивана Богослова пригласить бы к
Никола-угоднику”.
По материалам Каргополья было выявлено, что, молясь перед
иконой о выздоровлении, верующие вешали к иконе
соответствующий больной части тела “покров” – чулок с ноги,
варежку с руки, платок с головы, отрез, платье или юбку с
туловища; для молитвы о домашних животных приносили масло от
коровы, шерсть от овцы и т.д.
Наблюдения в Кенозерье не
показывают такой связи между характером заболевания и видом
привеса, может быть, она уже давно утеряна. Такой авторитетный
информатор, как П.Н.Ножкина прямо говорит: “Платок ко всему: то
ли спина болит, то ли ноги болят, то ли чтоб скотинка держалась
по-настоящему – можно для скотинки завет нести. Все носят, дак
я-то слышу, стары люди говорят”.
Интересным (и редким – обычно говорят, что из часовни ничего
нельзя брать) является сообщение Л.В.Сидоровой, что из часовни
можно было выкупить висевшую у иконы вещь: “Я захотела, если у
меня вот болеет ребенок, я могу купить, взять там полотенчико
или что-нибудь. Оставить деньги, а взять, чтоб мне утирать этим
полотенцем своего ребенка. А лучше всего, когда ребенок
заболеет, взять простынь, чтоб накрывать ребенка, или латок
повязать на голову, или полотенчико”. При этом сумма не
назначалась, оставляли, сколько считали нужным и возможным.
Использование святой вещи (“ну, они уже все равно пошли Господу
Богу”) способствовало выздоровлению ребенка.
Исполнение заветов повсеместно и ныне. В часовнях висят
многочисленные юбки, фартуки, отрезы, платки с нашитыми
крестами и приколотыми нательными крестиками. Порой для них
устраиваются особые перекладины. Тканые привесы, являющиеся
продолжением древней традиции, – проявление искренней веры
и усердной молитвы.
Один из особых случаев посещения часовни – поминание
родителей, с которым связаны определенные традиции.
Нередко
в часовню жертвовали нательный крестик умершего, прикрепив
его к плату (на умершего надевали другой крест).
Особые
пожертвования приносили при трагической смерти человека:
помимо обычных платков и полотенец, жертвовали его личные
вещи, одежду, причем все должно быть в хорошем состоянии.
День памяти умершего (день рождения, смерти), помимо молитв,
отмечался делами благотворительности: собирали “подильничек” – узелок с едой для бедной старушки, которая прежде всего
молилась за усопшего.
Огромное значение в деревенской жизни всегда имели и
продолжают иметь часовенные праздники – дни святого или
события Священной истории, которому посвящена главная
часовенная икона. Каждая деревня имела свой праздник, а
нередко и не один.
Очень проникновенно рассказывает о
празднования часовенного дня д. Тырышкино Л.В.Сидорова:
“Парасковиюшка – у нас наша здесь часовенка. Она –
хранительница домашнего очага и хранительница скота. И у нас
Парасковию празднуют 10 ноября. Но это праздник считается
строго постный, строго постный. В этот праздник уже ничего, кроме
постного нельзя готовить. Это праздник для скота. И мы – вот я
молодая еще – но мы не нарушаем завета. Если я справляю
праздник – ко мне приходят также гости – племянники там,
племянницы, сестры, братья, знакомые хорошие, подруги – они
едут. Только постное у меня все на столе, у меня, кроме постного,
ничего не может быть. Преклоняюсь перед ней”.
Современные ученые, исследуя деревенские праздники,
приравнивают дни часовенных святых, по их значимости для
сельчан, к храмовым, престольным, называя “часовенными
престолами”. “Престольный праздник как фактор годового круга
литургического времени вместе с тем стал и глубоко
своеобразным явлением духовной культуры православных людей”,
– пишет Л.А.Тульцева. Она выделяет ряд характеристик,
охватывающих весь мир (пространственный и временной –
мироколицу) крестьянской жизни: храм – дом – улицу.
О значении праздника в прежней деревенской жизни
красноречиво рассуждает Е.В.Калитин ( ок. 1920 гр., пос.Усть-Поча): “И
я век прожил – я такой никудобный особо, что никуда ни по праздникам. <...> У
нас один праздник, так. Александров день. <...> Нынь каждый день
празднуют Александров день – совремённый люд. Деньги в
кармане – и праздник. А раньше – ходили там по гостям – где, так
и сбродишь, отпаивали. А нынешний народ – просто не народ, а я не знаю кто.
Ежели я у тебя был, к примеру,
угостила ты меня – я долж(н тоже, как ходишь гостить, тоже долж(н
тебя угостить. А нынешнему народу не приберегсти: взять возьмет
– и… Ныне кто кого не знат? И никто никого. Ну, угостит брат брата
и сват свата. А так – никто. И праздников сейчас, считай, что нету.
Как деньга появилась – так надо кому-то дать вино спрятать, а не
спрятать – значит, не приберегут, самому не приберечь. Век
попорченный. Я не знаю, может ли на таком народе еще стоять
земля-то ведь. Некрещеный люд-то. Ну, крещеный-некрещеный…
сейчас-то было и начали их хоть крестить, а толку-то? Все равно
они, наверное, не толкуют лоб перекрестить”. В этих словах
явственна определенная праздничная этика, связь ее с
христианской совестью и выдержкой человека, осознание
праздника как не только и даже не столько пира и выпивки;
отсутствие этого – свидетельство испорченности. На мое
возражение “Может, Господь просветит?” Евгений Васильевич
заметил: “Да Господу тоже такие люди, наверное, не требуются”.
В часовенный праздник в часовню ходили даже редко
посещавшие ее, называющие себя неверующими, больше никогда
в нее не заглядывавшие и мало что в происходящем в часовне
понимавшие, отчего сегодня они порой помнят лишь выпивку и
гулянку. “Чарочку нальют, хмельной придешь. Утром не успеешь
выстать, на работу гонят батогом”, – озорно улыбаясь глазами,
балагурит И.А.Калитин. Многие были тогда маленькими или
молодыми, не интересовавшимися этой стороной жизни (“я не
должен, может, и помнить – уж сколько мне было лет!”, “будто мне
помнится что про это дело, одно знал – побежать”); к тому же
необходимо преодолеть обычное крестьянское “ничего, подружка,
не знаю” и даже: “Золотая, что ты! Ты глубко так это… Разве в этих
кумполах (показывает на голову) был начальник?”. О духовной значимости этого дня особенно часто говорят
старейшие жители. “Так Вознесенье Господне праздновали:
съездят да попа привезут, привезут старики попа. Да и он служил.
А крестьяны-то приедут к празднику, дак все идут Богу молиться.
Все стоят молятся Богу. И он служит в часовенке. И полна
часовенка найдет народу. И не входит народ-от, да тута, у канавы,
все стоят да все молятся, вот так”, – вспоминает Е.С.Макарова.
Обязательно служились водосвятные молебны на берегах озер:
“ходили на воду”. Вот прекрасный рассказ Е.М.Мелеховой,
относящийся к часовне в д.Зехново, где рассказчица родилась и
прожила почти всю жизнь: “
“Иван Богослов, прости меня во всех грехах”, или там: “Макарий
преподобный” – ходили к Макарию преподобному, 17 километров.
"Я два раза ходила. Да я – ой, да я столько ходила! Выкупаюси,
например, о Богослове – на воду, выкупаюси, свецку поставлю,
Богу помолюси, вот так”.
После молебнов, купаний, окроплений людей и животных
праздник переходил в дома прихожан, где начинался прием и
угощение гостей. Все это продолжалось и в колхозное время.
Традиции гостевания в часовенный праздник относятся прежде
всего к родственникам широкого круга. Почти все упоминают, что
ходили именно к родне: “Трудоспособный, да родня, дак вот туда к
празднику ходили”. Но в праздник приходили в деревню и
посторонние, чужие – видимо, чаще это были мужчины, вспомним
свидетельства Е.В. и И.А. Калитиных: “где празднуют, так и
сбродишь, отпаивали”; “чарочку нальют, хмельной придешь”. Ярко
и образно праздничное застолье, в котором всем находилось
место, описывает Л.В.Сидорова: “Иван Богослов – знаете, столько
народу наедет! Люди, кстати, действительно идут в часовню, Ивану
Богослову поклоняются, молятся. А потом, после, к обеду уже,
после обеда - садятся за столы. Застолье садились – не один стол
поставлен, наезжает столько народу. Вот поставили столы, значит
здесь приехали первые гости, садятся кушать. Приехали вторые
гости, эти откушали – садятся там чай пить уже за другие столы,
чай пьют с блинами. Блины, кстати, пекут двойные – шаньги и
блинчатые, считается. Опять вот эта партия откушала, следующая
партия приходит, опять садятся кушать, следующая – опять за чай.
Вот они. А та уже, первая, отгостила, уже уходит, по другим гостям
пошли. И вот это продолжается до вечера. А вечером на середине
деревни всегда организовывалось гулянье”.
Празднование часовенных дней никогда не прерывалось,
а сегодня оно постепенно восстанавливается в своей полноте.
Оформительско-наставнические функции часовен в начале XX
в. проявлялись исподволь, опосредованно, через социальные
институты обычного права и общественного мнения, всегда весьма
авторитетные и действенные в русских селениях. Ведь тогда
селения были включены в систему церковных приходов, для всех
существовала реальная возможность общения со священником и
регулярных, по крайней мере, ежегодных исповеди и причастия.
Обрыв связей нормальной церковной жизни в 30-е годы, аресты и
ссылки священников, духовно-религиозная заброшенность людей
привели к резкому росту значения этой функции часовен в жизни
деревень. Собираясь и группируясь вокруг часовен, люди
поддерживали друг друга, помогали противостоять порой весьма
агрессивной, насаждавшейся и поддерживавшейся сверху
атеистической пропаганде, учились друг у друга, переписывали
православные и народные молитвы (их и поныне немало хранится
в крестьянских тетрадках) – ведь одно из первых советских
изданий молитвослова было предпринято лишь в 50-е годы.
Но кроме этого советское время выдвигает отдельные
благочестивые личности, по необходимости берущие на себя
окормительско-наставнические функции. Эти люди были близки к
церкви в пору ее функционирования, работали в ней или помогали
священникам, и сохранив твердость веры и верность церкви, все-
таки уцелели в пору репрессий. Они знали службы и имели
религиозную литературу.
Яркой личностью, запечатлевшейся в памяти многих ныне
живущих кенозеров стал “Филюшка”— Филипп Антонович Ликотов
из Почозерской д. Потеряево: “божественный”, “негреховодный”,
“дедушка такой святой”. Он был дьяконом или причетником церкви
Животворящего Креста с. Филипповское в Почозере. В часовенные
праздники он ходил по деревням Кенозерья и совершал в
часовнях службы. Как рассказывают, у него был иерейский
наперсный “очень красивый крест”, которым он благословлял в
конце службы. Ф.А.Ликотов был невысокого роста и смолоду имел
больные “узкие-узкие глазки” и плохое зрение, видимо, к старости
он был совсем слепой – его так и звали: Филюшка слепой, из-за
этого он был “не работный”. Он жил в маленькой избушке, имел
семью – жену (рано умерла) и дочь Аннушку (31 гр.), которая
уехала в Петрозаводск в няньки. “Филюшка” не был образован, но
с малых лет жил при церкви, где многому выучился: “с этого он и
жил”. Умер он около 1960 г. Филипп Антонович ходил сам и водил
людей и “по дальним праздникам”: в Ошевенск, на Макарий,
почему о нем помнят и в Каргополье. Он молился за людей (по их
просьбе), носил их заветы, участвовал в службах. Еще одна роль
Ф.А.Ликотова – крещение детей и отпевание усопших. Сегодня в
Кенозерье не редкость от пожилого человека услышать, что он
крещен “Филюшкой”.
Филипп Антонович обладал несомненным авторитетом
среди крестьян: ведь “он при церкви, и служил, так ему все
и верили”. Он поддерживал людей словом, утешал. И хотя ныне
некоторые отзываются о его службах скептически, в тех условиях
это было единственной возможностью не остаться некрещеным
или неотпетым. Не будем неблагодарны к тем, кто в то суровое
время, как мог, помогал, врачевал, просвещал. Они сами остались
верны Господу и в других поддерживали неровно горящий тогда
огонек веры, в результате чего он дошел до наших дней.
В наше время часовни остаются центрами просвещения и
наставления.
Интересен рассказ молодой хранительницы часовни
в Усть-Поче Марины Гусевой о том, как она пришла к вере: “В
первый раз в часовню я пришла – я точно не помню, сколько мне
было. Но помню, я поразилась тому, что сама часовня вроде такая
неприметная, но вот эти небеса – они меня поразили. И состояние
мелочности в этом мире перед чем-то большим осталось до сих
пор. Большое чувство было. <...> Само богослужение меня
действительно поразило до глубины души. Я понимаю, почему
князь Владимир выбрал эту веру – действительно, она очень
красивая”.
Организационно-хозяйственная функция была свойственна часовням всегда, ибо без свечей и другой церковной мелочи, без своевременного ухода за часовней и ее ремонта нельзя было обходиться. Когда-то были особые часовенные работники, находившиеся на содержании прихода. Сегодня всеми вопросами занимаются хранители часовен. Примечательно, что наше время расширило и эту часовенную функцию, добавив к хозяйственным вопросам юридическую регистрацию общины.
Неистребима вера в русском человеке. Сегодня еще живы люди, простые и не выдающиеся, своей кровью и плотью соделавшие целую эпоху в русской истории, бывшие солью русской жизни, вынесшие на своих плечах бури и ураганы XX века и сквозь все потрясения пронесшие свет православной веры. Это – потомки отважных новгородцев, осваивавших когда-то эти богатые и вольные просторы, крестьяне, издавна составлявшие стержень России. Из них вышли священники и хлеборобы, воины и учителя, мастеровые и рассказчики. Когда приходилось выбирать, уезжать ли в город или оставаться, они говорили: “Надо за землю держаться”, как сказал когда-то Василий Ушаков из каргопольской д.Думино. Это и поныне является их заветом: они держатся за землю, а земля держится ими. И вера им помогает. Всем им – низкий поклон.
Другие статьи Г.Н.Мелеховой на нашем сайте:
Церкви Лекшмозерья
Православные традиции сельского населения Каргополья
в XX веке.
Перейти на страницу ЧАСОВНИ КЕНОЗЕРЬЯ