МАКАРИЙ

Так называют монастырь, полное название которого  - Макарьевская Хергозерская пустынь. Это одна из четырех самых почитаемых пустыней в озерном районе: Макарьевской, Кенской Пахомиевой, Кирилло-Челмогорской и Наглимозерской. Недалеко находится и Александро-Ошевенский монастырь.

Макарьевская пустынь расположена на Хергозере в 16-18 км от д.Морщихинская и в 85 км от Каргополя.
Схема из книги Г.Н.Мелеховой и В.В.Носова "Традиционный уклад Лекшмозерья"
Дороги и тропы связывали пустынь с деревнями Думино (12 км), Труфаново, Спицыно, Ошевенском и другими (всего 10). Ходят по ним редко, но, кто хочет, проходит, особенно при наличии навигатора.

Путь от Морщихинской до Макария по навигатору см. здесь и здесь.
Фото Н.Чеснокова

Пустынь основана в тридцатых годах XVII века двумя монахами Ошевенского монастыря Сергием и Логгином. Пустынь посвящена Макарию Желтоводскому и Унженскому, известному церковному деятелю XVII в., основателю монастыря в Макарьеве на Унже в Нижегородской губернии. В пустыни находилась считавшаяся чудотворной икона прп. Макария Желтоводского.

Первые деревянные церкви монастыря были поставлены на мысе озера Хергозеро. К середине XVII в. здесь сложился деревянный храмовый комплекс, характерный для северных монастырей.  Первой в 1653 г. была построена церковь во имя Живоначальной Троицы с Макарьевским приделом (взамен существовавшей до этого).  Церковь Введения прсв. Богородицы появилась в 1658 г. и имела приделы Николая Чудотворца, Александра Свирского, московских святителей Петра, Алексея и Ионы. В 1660 г. строится третий храм  во имя Трех Святителей      Московских.

О Макарии Желтоводском и Унженском см. здесь.

В 1764 г. монастырь был упразднен, а его церкви вошли в Хергозерский приход. К приходу были приписаны деревни Окатовская, Федоровская и Турово сельцо, составляющие ныне Порженское, и деревни Думино, Ожегово и Ольсиевская (старые названия: Курмино, Херново. Наволок). К Хергозерскому приходу отошла и Георгиевская церковь 1782 г. в д. Федоровская (ныне Порженский погост). На месте монастыря возникла и деревня Макарьевская.

В конце XVIII и в XIX веках деревянные храмы были заменены каменными. Первой в 1782–1790 годах на месте сгоревшей Введенской церкви был построен теплый одноглавый каменный Введенский храм с приделом во имя Николая Чудотворца. Последние фотографии Введенской церкви на сайте относятся к 1958 г (фото А.Н.Померанцева),  До наших дней она не сохранилась.

Проект реконструкции Введенского храма можно посмотреть здесь.

Деревянный Троицкий храм в 1857 г. сгорел вместе со всей утварью, иконами и книгами, а в 1868 г. был выстроен новый Троицкий храм с тремя престолами: Троицким, Макарьевским и Борисоглебским.  В него перенесли иконы и иконостас деревянной церкви.
Фото Н.Н.Померанцева. 1958 Храмы Троицкий - слева
и Николо-Введенский.
Фото Н.Н.Померанцева. 1958
Храмы Николо-Введенский - слева и Троицкий.
Фото А.Б.Виноградова.
Троицкий храм трёхпрестольный, на это указывает трёхчастная алтарная часть. Посредине главный престол Святой Живоначальной Троицы, справа — сохранившийся придел Святых мучеников Бориса и Глеба, слева, разрушенный, — придел преподобного Макария. Боковые апсиды низкие, центральная, пятигранная — более высокая; она плавно сочетается с глухой плоскостью восточной стены. На крыше алтаря была возведена крохотная главка на тонкой шейке, какие ставили на крышах северных часовен.
Фото Н.Чеснокова Фото прислано А.Морозовым Фото А.Дементьева 2008
Храм построен по образцовому проекту из «Атласа проектов сельских церквей»,  Этот проект был разработан архитектором К.А.Тоном (тем самым, по проекту которого были построены Храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский дворец в Москве).
Остатки колокольни.
Фото Uchazdneg, 2013 г.
По оси Троицкого храма у южного входа была возведена каменная восьмиугольная колокольня, остатки которой можно видеть на фотографии справа.

В монастыре хранилась чудотворная икона Св. Макария Желтоводского и Унженского, о чудесах которой составлено «Сказание о преславных чудесах чудотворного образа...». Та икона до нащих дней также не сохранилась.

Иконостас Троицкой церкви можно было видеть еще в 1958 г., когда в церкви побывал Н.П.Померанцев. 22 иконы, входившие в состав главного иконостаса храма, находятся в музейном фонде Кенозерского национального парка, две иконы Троицкого храма  находятся в Гособъединении "Художественная культура Русского Севера" (Архангельск).
Иконостас Троицкой церкви. Фото А.Н.Померанцева, 1958 г. и икона "Святые Иоанн и Петр", третья четв. XIX в.
Иконостас Троицкой церкви. Икона "Сошествие Святого Духа на апостолов". Третья четв. XIX в. Фото М.Ф.Луговского.
На рубеже XIX-XX вв. комплекс строений бывшей Макарьевской пустыни окружала деревянная стена с башнями, которая подходила к берегу Хергозера. За монастырской оградой находилось поселение Макарьевское. Здесь располагались дома священников и псаломщика. Внутри ограды монастыря были построены «холодные чуланы», которые сдавались паломникам" (М.Н.Мелютина).

Приход закрыли в 30-е годы XX века, а Введенская церковь и колокольня были разрушены не ранее 1965 г.  Иконы из иконостасов церквей находятся в музейном фонде Кенозерского национального парка.

Пустынь была популярным местом паломничества жителей окрестных деревень, особенно на 7 августа н.ст. (25 июля ст. ст.) - день смерти прп. Макария. Макарий почитался  как самый скорый и надежный заступник и избавитель от всех болезней и напастей. Макарий считался также и покровителем животных. В этот день проводился крестный ход из самого Каргополя.

В этот же день Макарьевский монастырь собирал в д.Спицыно, в которой были владения монастыря,  Макарьевский торжок (прихрамовую ярмарку).
Фото И.Олегича, 2016 г.

 
Хотя приход закрыли в 30-е годы прошлого века. Введенская и Троицкая церкви стояли еще в 1958 г. Сейчас на полуострове, где находился монастырь, сохранилась пятиглавая Троицкая церковь, которая в 2004 г. была обмерена реставраторами для последующей консервации.

На месте исчезнувшей деревни Н.Я.Ушаков, правнук последнего священника обители, поставил обетный крест из балки рухнувшего родительского дома.

В 2009 году между Кенозерским парком и приходом ц. Рождества Иоанна Предтечи в г.Каргополе заключен договор о совместном сохранении и использовании территории Макарьевской Хергозерской пустыни, о возрождении православных традиций.

Стараниями Николая Яковлевича Ушакова, внука священника Хергозерского прихода Дмитрия Лебедева и отца Виктора Пантина, при поддержке Кенозерского национального парка и многих благотворителей Макарьевская обитель возрождается. Вновь проходят православные службы в Троицком храме, приезжают паломники из Санкт-Петербурга, Архангельска, Каргополя, Няндомы. Монастырь, основанный в XVII веке, продолжает оставаться духовным центром территории. 

Вид на монастырь сверху - сделан аэрофотоэкспедицией-2015 ГЕОФОТО (В.Штрик).

Другие статьи о Макарьевской Хергозерской пустыни см. здесь.

Источники:
1. Путеводитель по Кенозерью. Архангельск, 2004.
2. А.В.Пигин. Материалы к истории Макарьевской Хергозерской пустыни в Каргопольском уезде. Сборник "Кенозерские чтения". Архангельск, 2004.
3. Ю.М.Критский, С.А.Синяговский. Монастыри и пустыни Кенозерья в XIV - нач. XX в. Сборник "Святые и святыни северорусских земель". Каргополь, 2002.

4. Небеса и окрестности Кенозерья. Расписные потолки, иконы, деревенские часовни и церкви, составляющие историко-культурный ландшафт Национального парка "Кенозерский".. Программа "Первая публикация", 2009 г.
5. Л.Г.Шаповалова. Долгое эхо (православные святыни Лёкшмозерья). Архангельск, 2012.
6. М.Н.Мелютина, Н.М.Теребихин. Сакральный ландшафт Кенозерья. Архангельск, 2013.
7. Об архитекторах-авторах проекта Троицкой церкви см.
здесь.

К подборке "МОНАСТЫРИ И ЦЕРКВИ КЕНОЗЕРЬЯ".