Елена ФЕДОСЕЕВА

Двадцать лет спустя, или Недопетая песня
(Каргополье-Кенозерье 1986-2006)

На перекладных

Чтобы не утомлять читателей длинным рассказом о деревне Унежма на Белом море (этот рассказ можно прочитать по ссылке), первой на нашем маршруте, где мы задержались чуть больше, чем предполагали, приходится пропустить значительный кусок этого повествования и перенестись на двенадцать дней вперед, в первое августа, где со станции Унежма железнодорожной ветки Беломорск-Обозерская началась вторая часть нашего путешествия - в город Каргополь. Нужно отметить, что к этому моменту одежда наша была уже изрядно потрепана, а участники выглядели примерно так: Фрося-Володя-Лена.

1 августа, двенадцатый день похода. На «перекладных»

22.45, на вокзале станции Унежма царит оживление. Прибытие поезда, даже двухвагонного подкидыша – событие чрезвычайной важности. К поезду приходят все – те, кто уезжает, кто провожает, кто встречает, и кто просто развлекается. Так сказать, местная тусовка. Касса закрыта, кассир в отпуске, покупать билеты нужно в поезде.
Но куда же прибудет поезд? Все пути вроде заняты, на обоих стоят два длиннющих товарняка, им конца-края не видно. Оказывается, есть еще третий путь, но он в середине. Ладно, разберемся, мы здесь не одни.Поезд приходит в 23.00, народ пока стоит спокойно, болтает, курит, не суетится, не нервничает.

23.00, поезда нет. 23.15, поезда нет. Наконец, раздаются характерные короткие гудки – значит, идет. Народ хватает котомки, короба, ведра, и начинает пролезать под колесами первого товарняка. Вот где, оказывается, выход к нашему среднему пути. Лезем за ними, перетаскивая вслед рюкзаки. Вот и поезд, но он, похоже, не собирается останавливаться. Это не тот поезд, это товарняк.
Неподвижно замираем между путями, стараясь держаться ровно посередине, закрываем глаза. Сейчас он заденет нас и собьет с ног. Поезд со свистом проносится мимо, обдувая ветром, вагоны – в полуметре от нашего носа, громко стучат по рельсам колеса. Этот стук, кажется, отдается в самом мозгу. Уф, проехал, мы вроде бы живы.

Опять ждем. Вот снова гудки – это, наконец, подходит наш поезд, он опаздывает на полчаса. Карабкаемся на подножку, следом забираются женщины с огромными тюками, оттесняя нас вглубь вагона. Поезд трогается, мимо окон проплывает белый домик вокзала и вот уже станция скрылась из глаз.
Забираюсь на верхнюю полку. Ехать как минимум полтора часа. Поезд останавливается на каждой станции, народ входит и выходит, в вагоне постоянно происходит броуновское движение. Хочется посмотреть в окно, но сил нет. Закрываю глаза. Поезд мерно покачивается, убаюкивает. Догонит ли он расписание? Успеем ли мы на Архангельский поезд или придется сидеть в Малошуйке до четырех часов утра? Зала ожидания там, кажется, нет, а на улице холодно.
До Малошуйки остается 15 минут, расписание мы не догнали. Народ нервничает, не мы одни хотим пересесть на архангельский поезд. По вагону проносится слух, что поезд будет ждать, если мы опоздаем не слишком сильно.

Вот и Малошуйка. Наш вагон остановился далеко от станции, где же архангельский поезд? Весь народ куда-то бежит, мы бежим за ним. Бежать с рюкзаками неудобно, платформы нет, бежим по гравию, по рельсам, по каким-то доскам. Вокруг темно, куда бежим – не понятно. Расстояние между нами и народом увеличивается. «Фрося, не отставай», кричу я и сильней припускаю вслед за Володей. Впереди показался какой-то поезд, в нем всего три вагона. Два последние – плацкартные, дальний первый – общий. Нам туда. С трудом влезаем на подножку - платформы по-прежнему нет. Поезд моментально трогается, народ рассредоточился по почти пустому вагону.
Иду к проводнику покупать билеты. «Вам с квитанцией или нет? – спрашивает проводник. - Без квитанции дешевле».
Плачу за три билета без квитанции. В вагоне холодно. Расстилаем спальники, ложимся, надо попробовать заснуть. Если, конечно, получится. Ехать нам почти пять часов.

Продолжение