Михаил Красовский
ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО
(конспект книги
"Энциклопедия русской архитектуры")
КЛЕТСКИЕ ЦЕРКВИ
Из альбома Мейерберга
С
древнейшими изображениями клетских церквей мы встречаемся у Мейерберга
(1622-1688 - М.З.), в альбоме которого их несколько.
Одна из этих церквей находилась в посаде Печорского монастыря и представляла собой
довольно большое здание из двух частей: самого храма и алтаря.
|
|
Альбом Мейерберга. Печорский
монастырь |
Альбом Мейерберга. Церковь в
Дубровне |
Другая церковь находилась в Дубровне. У нее было крыльцо с высокой лестницей, и,
следовательно, она стояла на подклете.
Третья церковь, находившаяся в селе Спас-Заулки, состояла из трех почти равных по высоте срубов,
расположенных один за другим по напроавлению запад-восток и крытых
невысокими двухскатными крышами. Один из крайних срубов служил трапезной, а
другой - алтарем.
|
|
Альбом Мейерберга. Церковь в с. Спас-Заулки |
Альбом Мейерберга. Церковь в Черкизово |
На Спас-Заулкскую очень похожа церковь в селе
Черкизове. Над ней возвышался не просто крест, а высокая шея, крытая плоским
куполком, на котором уже стоял крест. Перед ее трапезной имелся навес на
столбах...Срубы ее довольно высокие и, следоваательно, она стояла на
подклете.
Интересна еще одна церковь в альбоме Мейерберга - это церковь
села Крестцы. Ее главная часть имела значительную высоту, так как состояла
из трех возвышавшихся один над другим срубов. Уступы были покрыты
односкатными крышами, а верхний сруб - двускатной.
Типы клетских церквей
Наиболее примитивным
являлся план из двух прямоугольных срубов - алтаря и помещения для
молящихся, перед входной дверью которого находился навес,
поддерживаемый двумя столбами. Иногда этот навес превращался в сени
(паперть) или в зародыш трапезной, а алтарный прируб получал пятигранную
форму, т.е делался "по-круглому".
Иногда в план церкви, стоявшей на
подклете, вводилась обшитая доскамт галерейка, так назывемый "нищевник", который
охватывал помещение для молящихся с трех сторон.
К наиболее сложному типу клетских церквей надо отнести такие, у которых
между трапезной и крыльцоми помещена паперть, имеющая то же название,
что и нищевники.
Срубы
Стены клетских церквей рубились в
углах или в лапу, и их спокойные, не закрытые тесом повехности, несколько
разнообразились лишь окнами - как красными, так и волоковыми -
премущественно на южной стене, менее подверженной действию холодных ветров.
Покрытия
Простым формам срубов клетских храмов отвечают простые же двухскатные
крыши (разного подъема - М.З.).
|
|
Часовня в Тагинцах
Повенецкого уезда Олон. губ. |
Петропавловская церковь в г. Плес
(утр. в 1903 г.) |
|
Богоявл. церковь Елгомского прихода.
1644 г. (утрачена-М.З.) |
К типу двухскатных крыш надо отнести "клинчатые крыши", у которых
подъем так велик, что высота их , считая по отвесу, превышает всю ширину
перекрывемой части здания.
Конструктивные приемы клетских церквей, в частности, конструкции их
крыш, мешали воспроизведению в дереве форм каменных глав, которые в
первоначальном нашем зодчестве имели значительные размеры, а их полые
барабаны соединялись с подсводными пространствами. Полная невозможность
связать барабаны с высокими крышами и прямыми потолками клетских церквей
вынудили строителей довольствоваться лишь символизацией, вследствие этого
главы каменных храмов превратились на деревянных церквах в маковки,
т.е в мотивы чисто декоративные.
|
|
Церковь Св. Георгия (1496) на Юксовском погосте. По Л.Далю. |
Наиболее простым и древнейшим является тип маковки, состоящий из
луковичной главки и шейки, которая непосредственно врезается в конек крыши.
Шейка и луковица в старину всегда обивались лемехом , который со временем
приобретал чарующий серебристый оттенок.
Следующим по древности является прием, при котором шея маковки
врезается не в конек, а в небольшую дополнительную кровлю в виде бочки или
крещатой бочки.
|
|
Церковь Васильевской слободы Нижегородской губ.
По Л.Далю.
|
Воскрес. церковь c восьмискатной крышей в Неклюдове Нижегородской губ.
Фото 1914 г. По Л.Далю.
|
Гораздо привлекательнее - крыши восьмискатные...Местом их зарождения
надо считать Нижегородскую область, которая в XIV столетии строила с такими
крышами не только деревянные церкви, но и каменные.
Еще одна форма
покрытия церковных срубов - это покрытие бочкой. Очень интересным
памятником, главная часть которого, т.е. помещение для молящихся, покрыта
бочкой, является Троицкая церковь (1714) в селе Елгомском (утрачена - М.З.)
|
Троицкая церковь Елгомского прихода. По Д.Милееву
|
Еще несколько слов о формах покрытия алтарей. Алтари клетских церквей
устраивались или прямоугольными или пятистенными...
Над прямоугольными алтарями применялись все уже рассмотренные нами формы двухскатных крыш, а
также бочкообразных.
|
Церковь в селе Капотня Моск. губ. По А.Потапову
|
Трехскатные крыши, повидимому, никогда или очень редко
устраивались нашими плотниками, и это можно объяснить нехудожественной
внешностью таких покрытий. Над пятистенными алтарями устраивались иногда
двухскатные крыши, а также бочки...При обзоре клетских церквей мы не
коснулись тех, у которых есть приделы, имеющие форму самостоятельной церкви,
как бы приставленной к главной.
Доказательством может служить Введенская церковь (1864) - села
Осиновского (утрачена - М.З.), у которой помещение для молящихся
и два алтаря размещены в одном квадратном срубе. Западная часть этого сруба
покрыта двумя рядом стоящими клинчатыми крышами над помещеием для молящихся.
|
Введенская церковь села Осиновского. Шенкурский уезд Арх. губернии |
продолжение -
ШАТРОВЫЕ ЦЕРКВИ
Примечания:
1.
Источник: Михаил Красовский. Энциклопедия русской
архитектуры. Деревянное зодчество. Сатисъ. Держава.
Санкт-Петербург. 2005. (первоначальное название - Курс
истории русской архитектуры. Часть I. Деревянное зодчество.
Мих. Красовский. Петроград. 1916 )
2. О первом издании
книги -
здесь.
3.
Глава сокращена. Приведенный текст не отражает всех
деталей церквей, описанных автором.
4.
Рисунки - сканы из книги.
5. Рисунки из альбома Мейерберга даны фрагментами.