Михаил Красовский
ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО
(конспект книги
"Энциклопедия русской архитектуры")
ШАТРОВЫЕ ЦЕРКВИ
Шатровый тип
церквей был излюбленным у русских людей допетровской эпохи и применялся ими
гораздо чаще, нежели тип клетских церквей.
У Мейерберга наиболее интересными являются изображения церквей в селах
Зимогорье, Коломне, Медной и в Шоше.
|
Церкви в Зимогорье и Коломне |
|
Церкви в Медной и в Шоше |
Встречаются изображения шатровых церквей также у Адама Олеария и Эрика Пальмквиста.
Шатровая церковь Никольского монастыря под Москвой. Рис. Э.Пальмквиста |
|
На иконе св. Александра Свирского и на плане Тихвинского монастыря мы видим
несколько шатровых и многоверхих церквей, тогда как клетских нет ни одной.
Икона Св. Александра
Ошевенского, вторая пол. XVII в. Фрагмент. |
|
|
Шатровая
церковь на плане Тихвинского мон-ря. |
Строители шатровых церквей рубили их восьмигранными как из чисто
художественных соображений, так и с другой целью - придать главной части
храма, т.е. помещению для молящихся, возможно большую
вместимость. Эту часть храма делали в плане восьмиугольной, а не квадратной
или прямоугольной. Кроме того, восьмигранный сруб позволял пристраивать к
храму приделы и придавать главной части храма весьма значительную высоту.
Восьмигранный сруб, крытый восьмигранным же шатром, являлся гораздо более
устойчивым перед напором сильных ветров.
Срубы и шатры
Срубы обычно ставились прямо на грунт , без фундаментов, иногда на
подклетах...Главная часть храма и алтари рубились из бревен, а нищевники и
притворы "забирались в столбы". Если главная часть храма имела
восьмиугольный план с самого низа, то все венцы рубились с остатком.
|
|
Успенская церковь* (нач. XVII в.) на Нижне-Уфтюгском погосте - По В.Суслову |
Церковь Владимирской БМ* (1642) на Белослудском погосте - По В.Суслову |
(
Звездочка в тексте * после названия церкви обозначает - утрачена. М.З.)
Казалось бы, что у церквей с крестовым планом, имеющим в центре квадрат,
входящие углы следовало бы рубить в лапу, но в действительности это
делалось не всегда.
Несмотря на то, что высота шатровых храмов была обычно очень велика, иногда
прямо-таки колоссальна (у белослудской церкви от низа до креста 20
саженей), их внутренняя высота была всегда незначительна (в Белой Слуде - 3
саж.). Делалось это с целью удержания в церкви тепла.
Основу шатров в большинстве случаев составляла не система стропил; их
делали рубленными, т.е грани шатра представляли собой продолжение стен
восьмерика, но каждый последующий венец был несколько меньше предыдущего, и
вся совокупность венцов получала пирамидальную форму. Вследствие большой
высоты шатров, приходилось устраивать у основания шатра широкие "полицы",
которые служили для отвода дождевой воды от нижних венцов церковного сруба.
Опорой для досок полицы служил карниз восьмерика ("повал"), который делался
также рубленным с очень большим относом - до трех с половиной аршин.
Луковичные главки шатров и их шейки всегда покрывались лемехом. Внутри
шатров устраивались "режи" - своего рода лестницы, по которым можно было
проникнуть даже в полость шейки главы. Грани шатров крылись или
лемехом или тесинами, видимые концы которых украшались порезками различного
рисунка.
Типы шатровых церквей
Мы будем
группировать шатровые церкви не по хронологическим данным, а по увеличению
сложности их композиции.
Наиболее простой является Георгиевская церковь (по другим источникам
- Ильинская* ц., - М.З.) в
Верхней Тойме. Главная ее часть - мощная восьмигранная от низа до верха
башня, покрытая высоким шатром, заканчивающимся маковицей и окаймленным
внизу широкой полицей. Маковица, ее шея и большая часть шатра
покрыты лемехом... Западный и восточный прирубы по высоте немного
превышают половину высоты восьмерика. Крыши прирубов имеют бочечную форму и
покрыты лемехом.
Церковь* в Верхней Тойме. |
|
|
Никольская церковь* (1600) села Панилово. По Д.Милееву
|
Церковь в селе Панилово скомпонована в общих чертах
так же, как и в Верхней Тойме.
На рассмотренные памятники были очень
похожи церковь Успения БМ на Нижне-Уфтюгском погосте и церковь Владимирской
БМ* на Белослудском погосте, которые были разобраны в 80-х годах XIX века.
Еще более сложной является церковь Спаса в Кокшеньге, у которой
вследствие крестовой формы плана появились два лишних прируба - северный и
южный, имеющие такую же высоту. Симметрия плана особенно подчеркнута
главками с крестами над каждым из четырех прирубов...
Церковь
Спаса* в Кокшеньге. По В.Суслову.
|
|
|
Церковь*
свв. Константина и Елены в Заборье. По В.Суслову. |
Профессор В.Суслов для реставрации трапезной и крыльца в Кокшеньге не
нашел никаких данных и поэтому воспользовался формами трапезной и крыльца
церкви в селе Заборье. (Это видно при сравнении рисунков - М.З.)
Если смотреть на церковь села Заборье, то ее подшатёрная масса
(т.е. часть - М.З.) состоит из верхнего невысокого восьмерика,
стоящего на четверике. Мы видим, таким образом, вместо восьмигранной башни
как бы трехъярусную башню, у которой ярусы отделены друг от друга крышами,
опирающимися на повалы. В средний ярус упираются бочки трёх прирубов.
В прямую в плане восточную стену упираются также три алтарных прируба,
имеющих с востока трехгранную форму. Каждый из алтарей церкви в Заборье крыт
самостоятельной пятискатной крышей без бочек и главок, вследствие чего
церковь эта четырехверхая.
За полтора века суровая чистота форм и внушительная строгость
облика паниловской церкви уступили место сложности композиции и некоторой
вычурности церкви в Заборье...
Наравне с рассмотренными храмами строились также такие шатровые
церкви, главная часть которых имела вид башни о двух ярусах, причем верхний
ярус имел форму восьмигранника, крытого шотром, а нижний представлял собой
прямоугольный сруб ("клеть").
Наиболее простой из них является церковь Св. Троицы в Верхней Уфтюге
(Сольвычегодский уезд Волог. губ. Скорее всего это ошибка - это ц. Дмитрия
Солунского 1784 г. - существует - М.З.).
Она похожа на ц. в Верхней Тойме, хотя построена позднее ее, в начале XVIII
века. Ее мощный нижний ярус, стоящий на высоком подклете, органически
связан с низким восьмериком, так как четвре стены последнего непосредственно
продолжают стены нижнего яруса и находятся с ними в одной плоскости.
Переходом от восьмерика к очень высокому шатру служит высокая полица,
поддерживаемая прямыми повалами. К восточной стене четверика примыкает
пятистенный сруб алтаря...За исключенрем резных причелин крыши
нищевника, у церкви нет ник5аких украшений, и вся ее прелесть заключается
только в красоте и величавости пропорций.
|
|
Троицкая церковь в Верхней Уфтюге. |
Церковь
Св. Георгия в селе Поча
|
К такой же категории храмов относится и ц. Св. Георгия (1700) в Поче
(Тарногского р-на Волог. обл.-нах. в музее "Семенково" под Вологдой - М.З.). Следующие
отличия от ц. в Верхней Уфтюге: четверик трактован не как нижний ярус
башни, а как самостоятельная часть и крыт четырехскатной крышей; стены
восьмерика не представляют продолжения стен четверика, т.е. восьмерик просто
поставлен на четверик и не образует с ним одно целое. Верх храма, несмотря
на большую высоту шатра, не кажется таким внушительным как у
Верхнеуфтюгской церкви.
Переход от четверика к восьмерику
Чтобы
скрасить суровую простоту глухих бревенчатых стен, над выступающими углами
четверика водружались кокошники ("теремки", херувимчики"), имевшие
исключительно декоративное значение. Они были устроены в церкви Св.Климента
на Кожском погосте (Арх. губ.), но были утрачены после обшивки ее тесом.
У Никольско*й церкви на Деревянском погосте (1683 г., Прионежский р-он
Карелии-утрачена. М.З.)
применен над повалом четверика ряд фронтончиков... Прием этот яснее виден на
восьмерике Варлаамовско*й ц. (1693) на Рыборецком погосте (Прионежский
р-он Карелии. М.З.).
|
|
Никольская церковь Деревянского погоста |
Церковь
Рыборецкого погоста. По Л.Дапю |
|
Успенская церковь в Кондопоге. По Д.Милееву
|
К такой же категории церквей относится Успенская ц. (1774) Кондопожского
прихода. Она интересна также тем, что ее главная часть постепенно
уширяется кверху; это достигается тем, что между четвериком и первым
восьмериком и между восьмериками введены повалы, верхние края которых
переходят в отвесные стены вышележащей части башни.
Шатровые церкви с двумя прирубами
|
Церковь Св. Троицы* Шеговарского прихода.
По В.Суслову |
Отличительной чертой этого типа шатровых храмов составляют два прируба, примыкающих с
востока и запада к основной башне храма. Такова церковь Св.Троицы (1666) в
Шеговарской волости (Шенкурский уезд Арх. губ.). Прирубы имеют прямоугольную
форму, причем западный служит дополнением помещения для молящихся, а
восточный - алтарем. Высота прирубов одинакова с высотой четверика. Как сама
церковь, так и охватывающий ее с запада прируб трапехной, поставлены на
очень высоких подклетах, вследствие чего крыльцо храма получило смелую и
удивительно изящную форму.
Шатровые церкви с четырьмя прирубами
Добавление еще двух прирубов - северного и южного, таких же как западный и
восточный - дополнили план храма до формы равноконечного креста...Такова
Богородицкая* церковь в селе Верховье (Тарногский р-он Волог. обл.),
построенная в конце XVII века. Богородицкая церковь и ее рубленая
трапезная поставлены на высоком подклете.
|
|
Богородицкая церковь в селе Верховье |
Вознесенская церковь в селе Конецгорье |
Значительно сложнее
Вознесенская* церковь (1752) в Конецгорье (Шенкурский уезд Арх. губ.). Восьмерик ее покоится не на куполе, под которым сходящиеся срубы, а
на самостоятельном четверике., стороны которого шире четырех прирубов. Углы
этого четверика видны извне и опускаются до самого низа. Другим отличием
Вознесенской церкви являются изумительно красивые бочечные покрытия ее
прирубов, из которых северное и южное, отвечаюшие престолам (приделы)
осенены небольшими маковками с крестами. Все отдельные части храма
объединены висячими галереями и высоким крыльцом в единое архитектурное целое.
Стремление строителей к "преукрашенности и преудивительности" храма не могло
остановиться,и препринимались дальнейшие шаги в отношении богатства деталей.
К числу таких церквей крещатого типа принадлежит Успенская церковь (1674) в
Варзуге (Кольский уезд Арх. губ.) и церковь XVII в. в посаде Уна (Арх.
уезд Арх. губ.).
|
|
Успенская церковь в Варзуге |
Церковь
в посаде Уна. По В.Суслову |
Обе церкви интересны своеобразной композицией их бочечных
покрытий. Насажденные одна на другую бочки образуют оригинальный переход от
четырех прирубов к основному четверику и к низкому восьмерику.
Шатровые храмы с несколькими приделами
Стремление сделать храм еще более поместительным, а также иметь в нем
несколько приделов привело к возникновению особой группы шатровых храмов.
Так создались такие церкви как существующий Успенский собор (1714) в городе
Кеми, Воскресенская* церковь (1763) в Селецком приходе и
существ. церковь Св. Троицы
(1727) в посаде Ненокса.
|
|
Успенский собор в Кеми. По В.Суслову |
Успенский собор в Кеми. План. По В.Суслову |
Первый представляет собой группу из
трех отдельных шатровых церквей типа "восьмерик на четверике", связанных в
одно архитектурное целое при помощи большой трапезной. Это единство
достигнуто тем, что приделы точно повторяют пропорции и формы главной части
храма.
|
Церковь Селецкого прихода. По Д.В.Милееву |
Самостоятельный характер приделов выражен и у Воскресенской
церкви Селецкого прихода, имеющей, как и в Кеми, три шатровых верха, из
которых два меньших отмечают собой приделы. Главная часть основного храма
имеет вид восьмигранной башни снизу доверху, а башни приделов имеют в плане
квадратную форму и только вверху переходят в восьмерики. Шатры у
Селецкой церкви примыкают к самому храму и образуют тесную группу, в то
время как у кемского собора приделы примыкают к трапезной.
|
|
Троицкая церковь в посаде Ненокса. По В.Суслову |
Церковь в посаде Ненокса. План. По В.Суслову |
Третий памятник - церковь в Неноксе - аналогичен Селецкой церкви,
но...строители придали западному и алтарному прирубам совершенно такой же
внешний облик, как и его приделам. Таким образом, второстепенные по
архитектурному значению части получили такие же размеры и формы, как и две
лругие части. Произведение это д,б. отнесено к лучшим памятникам нашего
деревянного церковного строительства, как по своим прекрасным пропорциям,
так и по детялям...
Храмы с "шатром на крещатой бочке"
Отличительная черта таких храмов в том, что шатер стоит не на
восьмерике, а на чеоверике, и в нижнюю часть шатра врезаются четыре бочки.
Такой прием вырастания шатра из бочек называется "шатер на крещатой бочке".
Образцом таких церквей может служить церковь Архистратига Михаила* в селе
Юромском-Великодворском, построенная в 1685 г. Ее шатер и бочки,
поднимающиеся над высоким башневидным срубом, имеют сильно вытянутые
вверх пропорции; общая высота главной части церкви превышает 22 сажени. Весь
верх главной части, равно как бочки алтаря и крыльца сохранили покрытие
лемехом. Первоначально церковь была курной и сохранила над крышей трапезной
"дымницу".
|
|
Церковь Архистратига Михаила в Юроме. По Ф.Горностаеву |
Ильинская церковь в Юроме.
|
Рядом с церковью Арх. Михаила стоит другая церковь -
Ильинская* (1729), представляющая собой группу из двух самостоятельных
храмов, объединенных общей трапезной и крыльцом. Северный из этих храмов
крыт шатром на крещатой бочке.
продолжение
ДРУГИЕ ТИПЫ ДЕРЕВЯННЫХ ЦЕРКВЕЙ
Примечания:
1.
Источник: Михаил Красовский. Энциклопедия русской
архитектуры. Деревянное зодчество. Сатисъ. Держава.
Санкт-Петербург. 2005. (первоначальное название - Курс
истории русской архитектуры. Часть I. Деревянное зодчество.
Мих. Красовский. Петроград. 1916 )
2. О первом издании
книги -
здесь.
3. * церковь утрачена.
3.
Глава сокращена. Приведенный текст не отражает всех деталей
церквей, описанных автором.
4.
Рисунки и фотографии - сканы из книги М.Красовского.
5. Рисунки из альбома Мейерберга даны фрагментами.