Михаил Красовский

ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО
(конспект  книги "Энциклопедия русской архитектуры")

ШАТРОВЫЕ  ЦЕРКВИ

Шатровый тип церквей был излюбленным у русских людей допетровской эпохи и применялся ими гораздо чаще, нежели тип клетских церквей.

У Мейерберга наиболее интересными являются изображения церквей в селах Зимогорье, Коломне, Медной и в Шоше.
Церкви в Зимогорье и Коломне
Церкви в Медной и в Шоше
Встречаются изображения шатровых церквей также у Адама Олеария и Эрика Пальмквиста.
Шатровая церковь Никольского монастыря под Москвой.
Рис. Э.Пальмквиста
На иконе св. Александра Свирского и на плане Тихвинского монастыря мы видим несколько шатровых и многоверхих церквей, тогда как клетских нет ни одной.
Икона Св. Александра Ошевенского,
вторая пол. XVII в.
Фрагмент.
Шатровая церковь на плане Тихвинского мон-ря.
Строители шатровых церквей рубили их восьмигранными как из чисто художественных соображений, так и с другой целью - придать главной части храма, т.е. помещению для молящихся,   возможно большую вместимость. Эту часть храма делали в плане восьмиугольной, а не квадратной или прямоугольной. Кроме того, восьмигранный сруб позволял пристраивать к храму приделы и придавать главной части храма весьма значительную высоту. Восьмигранный сруб, крытый восьмигранным же шатром, являлся гораздо более устойчивым перед напором сильных ветров.

Срубы и шатры

Срубы обычно ставились прямо на грунт , без фундаментов, иногда на подклетах...Главная часть храма и алтари рубились из бревен, а нищевники и притворы "забирались в столбы". Если главная часть храма имела восьмиугольный план с самого низа, то все венцы рубились с остатком.
Успенская церковь* (нач. XVII в.) на Нижне-Уфтюгском погосте -
По В.Суслову
Церковь Владимирской БМ* (1642) на Белослудском погосте -
По В.Суслову
(Звездочка в тексте * после названия церкви обозначает - утрачена. М.З.) Казалось бы, что у церквей с крестовым планом, имеющим в центре квадрат, входящие углы следовало бы рубить в лапу, но в действительности это делалось не всегда.

Несмотря на то, что высота шатровых храмов была обычно очень велика, иногда прямо-таки  колоссальна (у белослудской церкви от низа до креста 20 саженей), их внутренняя высота была всегда незначительна (в Белой Слуде - 3 саж.). Делалось это с целью удержания в церкви тепла.

Основу шатров  в большинстве случаев составляла не система стропил;  их делали рубленными, т.е грани шатра представляли собой продолжение стен восьмерика, но каждый последующий венец был несколько меньше предыдущего, и вся совокупность венцов получала пирамидальную форму. Вследствие большой высоты шатров, приходилось устраивать у основания шатра широкие "полицы", которые служили для отвода дождевой воды от нижних венцов церковного сруба. Опорой для досок полицы служил карниз восьмерика ("повал"), который делался также рубленным с очень большим относом - до трех с половиной аршин.

Луковичные главки  шатров и их шейки всегда покрывались лемехом. Внутри шатров устраивались "режи" - своего рода лестницы, по которым можно было проникнуть даже в полость шейки главы. Грани шатров  крылись или лемехом или тесинами, видимые концы которых украшались порезками различного рисунка.

Типы шатровых церквей

Мы будем группировать шатровые церкви не по хронологическим данным, а по увеличению сложности их композиции.

Наиболее простой является Георгиевская церковь (по другим источникам - Ильинская* ц.,  - М.З.) в Верхней Тойме. Главная ее часть - мощная восьмигранная от низа до верха башня, покрытая высоким шатром, заканчивающимся маковицей и окаймленным внизу широкой полицей.  Маковица, ее шея  и большая часть шатра покрыты лемехом...  Западный и восточный прирубы по высоте немного превышают половину высоты восьмерика. Крыши прирубов имеют бочечную форму и покрыты лемехом.
Церковь* в Верхней Тойме. Никольская церковь* (1600)
села Панилово.
По Д.Милееву
Церковь в селе Панилово скомпонована  в общих чертах так же, как и в Верхней Тойме. 

На рассмотренные памятники были очень похожи церковь Успения БМ на Нижне-Уфтюгском погосте и церковь Владимирской БМ* на Белослудском погосте, которые были разобраны в 80-х годах XIX века.

Еще более сложной является церковь Спаса в Кокшеньге, у которой вследствие крестовой формы плана появились два лишних прируба - северный и южный, имеющие такую же высоту. Симметрия плана особенно подчеркнута  главками с крестами над каждым из четырех прирубов... 
Церковь Спаса* в Кокшеньге.  По В.Суслову.
Церковь* свв. Константина и Елены в Заборье. По В.Суслову.

Профессор В.Суслов для реставрации трапезной и крыльца в Кокшеньге не нашел никаких данных и поэтому воспользовался формами трапезной и крыльца церкви в селе Заборье. (Это видно при сравнении рисунков - М.З.)

Если смотреть на церковь села Заборье, то ее подшатёрная масса (т.е. часть - М.З.) состоит из  верхнего невысокого восьмерика, стоящего на четверике. Мы видим, таким образом, вместо восьмигранной башни как бы трехъярусную башню, у которой ярусы отделены друг от друга крышами, опирающимися на повалы.  В средний ярус упираются бочки трёх прирубов. В прямую в плане восточную стену упираются также три алтарных прируба, имеющих с востока трехгранную форму. Каждый из алтарей церкви в Заборье крыт самостоятельной пятискатной крышей без бочек и главок, вследствие чего церковь эта четырехверхая.


За полтора века суровая чистота  форм и внушительная строгость облика паниловской церкви уступили место сложности композиции и некоторой вычурности церкви в Заборье...


Наравне с рассмотренными храмами строились также такие шатровые церкви, главная часть которых имела вид башни о двух ярусах, причем верхний ярус имел форму восьмигранника, крытого шотром, а нижний представлял собой прямоугольный сруб ("клеть").


Наиболее простой из них является церковь Св. Троицы в Верхней Уфтюге (Сольвычегодский уезд Волог. губ. Скорее всего это ошибка - это ц. Дмитрия Солунского 1784 г. - существует - М.З.). Она похожа на ц. в Верхней Тойме, хотя построена позднее ее, в начале XVIII века. Ее мощный нижний ярус, стоящий на высоком подклете, органически связан с низким восьмериком, так как четвре стены последнего непосредственно продолжают стены нижнего яруса и находятся с ними в одной плоскости. Переходом от восьмерика к очень высокому шатру  служит высокая полица, поддерживаемая прямыми повалами. К восточной стене четверика примыкает пятистенный сруб алтаря...За исключенрем резных причелин крыши нищевника, у церкви нет ник5аких украшений, и вся ее прелесть заключается только в красоте и величавости пропорций.
Троицкая церковь в Верхней  Уфтюге. Церковь Св. Георгия в селе Поча
К такой же категории храмов относится и ц. Св. Георгия (1700) в Поче (Тарногского р-на Волог. обл.-нах. в музее "Семенково" под Вологдой - М.З.). Следующие отличия от ц. в Верхней Уфтюге: четверик  трактован не как нижний ярус башни, а как самостоятельная часть и крыт четырехскатной крышей; стены восьмерика не представляют продолжения стен четверика, т.е. восьмерик просто поставлен на четверик и не образует с ним одно целое. Верх храма, несмотря на большую высоту шатра, не кажется таким внушительным как у Верхнеуфтюгской церкви.

 

Переход от четверика к восьмерику

Чтобы скрасить суровую простоту глухих бревенчатых стен, над выступающими углами четверика водружались кокошники ("теремки", херувимчики"), имевшие исключительно декоративное значение. Они были устроены в церкви Св.Климента на Кожском погосте (Арх. губ.), но были утрачены после обшивки ее тесом.


У Никольско*й церкви на Деревянском погосте (1683 г., Прионежский р-он Карелии-утрачена. М.З.) применен над повалом четверика ряд фронтончиков... Прием этот яснее виден на восьмерике Варлаамовско*й ц. (1693) на  Рыборецком погосте (Прионежский р-он Карелии. М.З.).
Никольская церковь Деревянского погоста Церковь Рыборецкого погоста. По Л.Дапю
Успенская церковь в Кондопоге.
По Д.Милееву

К такой же категории церквей относится Успенская ц. (1774) Кондопожского прихода. Она интересна также тем, что ее главная часть  постепенно уширяется кверху; это достигается тем, что между четвериком и первым восьмериком и между восьмериками введены повалы, верхние края которых  переходят в отвесные стены вышележащей части башни.

Шатровые церкви с двумя  прирубами

Церковь Св. Троицы* Шеговарского прихода.
По В.Суслову
Отличительной чертой этого типа шатровых храмов составляют два прируба, примыкающих с востока и запада к основной башне храма. Такова церковь Св.Троицы (1666) в Шеговарской волости (Шенкурский уезд Арх. губ.). Прирубы имеют прямоугольную форму, причем западный служит дополнением помещения для молящихся, а восточный - алтарем. Высота прирубов одинакова с высотой четверика. Как сама церковь, так и охватывающий ее с запада прируб трапехной, поставлены на очень высоких подклетах, вследствие чего крыльцо храма получило смелую и удивительно изящную форму.

Шатровые церкви с четырьмя прирубами

Добавление еще двух прирубов - северного и южного, таких же как западный и восточный - дополнили план храма до формы равноконечного креста...Такова Богородицкая* церковь в селе Верховье (Тарногский р-он Волог. обл.), построенная в конце XVII века. Богородицкая церковь  и ее рубленая трапезная поставлены на высоком подклете.
Богородицкая церковь  в селе Верховье Вознесенская церковь  в селе Конецгорье
Значительно сложнее Вознесенская* церковь (1752) в Конецгорье (Шенкурский уезд Арх. губ.). Восьмерик ее покоится не на куполе, под  которым сходящиеся срубы, а на самостоятельном четверике., стороны которого шире четырех прирубов. Углы этого четверика видны извне и опускаются до самого низа. Другим отличием Вознесенской церкви являются изумительно красивые бочечные покрытия ее прирубов, из которых северное и южное, отвечаюшие престолам (приделы) осенены небольшими маковками с крестами. Все отдельные части храма объединены висячими галереями и высоким крыльцом в единое архитектурное целое.
Стремление строителей к "преукрашенности и преудивительности" храма не могло остановиться,и препринимались дальнейшие шаги в отношении богатства деталей. К числу таких церквей крещатого типа принадлежит Успенская церковь (1674) в Варзуге (Кольский уезд Арх. губ.)  и церковь XVII в. в посаде Уна (Арх. уезд Арх. губ.).
Успенская церковь в Варзуге Церковь в посаде Уна.
По В.Суслову
Обе церкви  интересны своеобразной композицией их бочечных покрытий. Насажденные одна на другую бочки образуют оригинальный переход от четырех прирубов к основному четверику и к низкому восьмерику.

Шатровые храмы с несколькими приделами

Стремление сделать храм еще более поместительным, а также иметь в нем несколько приделов привело к возникновению особой группы шатровых храмов. Так создались такие церкви как существующий Успенский собор (1714) в городе Кеми,  Воскресенская* церковь (1763)  в Селецком приходе и существ. церковь Св. Троицы (1727) в посаде Ненокса.
Успенский собор в Кеми. 
По В.Суслову
Успенский собор в Кеми.  План. По В.Суслову
Первый представляет собой группу  из трех отдельных шатровых церквей типа "восьмерик на четверике", связанных в одно архитектурное целое при помощи большой трапезной. Это единство достигнуто тем, что приделы точно повторяют пропорции и формы главной части храма.
Церковь Селецкого прихода.
По Д.В.Милееву
Самостоятельный характер приделов выражен и у Воскресенской церкви Селецкого прихода, имеющей, как и в Кеми, три шатровых верха, из которых два меньших отмечают собой приделы. Главная часть основного храма имеет вид восьмигранной башни снизу доверху, а башни приделов имеют в плане квадратную форму  и только вверху переходят в восьмерики. Шатры у Селецкой церкви примыкают к самому храму и образуют тесную группу, в то время как  у кемского собора приделы примыкают к трапезной.
Троицкая церковь в посаде Ненокса. По В.Суслову Церковь в посаде Ненокса. План.
По В.Суслову
Третий памятник - церковь в Неноксе - аналогичен  Селецкой церкви, но...строители придали западному и алтарному прирубам совершенно такой же  внешний облик, как и его приделам. Таким образом,  второстепенные по архитектурному значению части получили такие же размеры и формы, как и две лругие части. Произведение это д,б. отнесено к лучшим памятникам нашего деревянного церковного строительства, как по своим прекрасным пропорциям, так и по детялям...

Храмы с "шатром на крещатой бочке"

Отличительная черта таких храмов в том, что шатер стоит не на восьмерике, а на чеоверике, и в нижнюю часть шатра врезаются четыре бочки. Такой прием вырастания шатра из бочек называется "шатер на крещатой бочке". Образцом таких церквей может служить церковь Архистратига Михаила* в селе Юромском-Великодворском, построенная в 1685 г. Ее шатер и бочки, поднимающиеся над высоким башневидным срубом,  имеют сильно вытянутые вверх пропорции; общая высота главной части церкви превышает 22 сажени. Весь верх главной части, равно как бочки алтаря и крыльца сохранили покрытие лемехом. Первоначально церковь была курной и сохранила над крышей трапезной "дымницу".
Церковь Архистратига
Михаила в Юроме.
По Ф.Горностаеву
Ильинская церковь в Юроме.
Рядом с церковью Арх. Михаила стоит другая церковь - Ильинская* (1729), представляющая собой группу из двух самостоятельных храмов, объединенных общей трапезной и крыльцом. Северный из этих храмов крыт шатром на крещатой бочке.

продолжение    ДРУГИЕ ТИПЫ ДЕРЕВЯННЫХ ЦЕРКВЕЙ


Примечания:
1. Источник: Михаил Красовский. Энциклопедия русской архитектуры. Деревянное зодчество. Сатисъ. Держава. Санкт-Петербург. 2005. (первоначальное название - Курс истории русской архитектуры. Часть I. Деревянное зодчество. Мих. Красовский. Петроград. 1916 )
2. О первом издании книги - здесь.
3. * церковь утрачена.
3. Глава сокращена. Приведенный текст не отражает всех деталей церквей, описанных автором.
4. Рисунки и фотографии - сканы из книги М.Красовского.

5. Рисунки из альбома Мейерберга даны фрагментами.