Михаил Красовский

ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО
(конспект  книги "Энциклопедия русской архитектуры")

.

ЦЕРКВИ

Хотя уже задолго до крещения Руси многие славяне и варяги были христианами, но все же это были лишь отдельные личности среди общей языческой массы, которая так же искренно и глубоко  любила своего Перуна и стремилась видеть богато укоашенными капища его кумиров. Языческая Русь не только имела идольские  (от слова "идол" - М.З.) храмы, но и умела их строить красиво и украшать...


Языческие...


Какой же вид имели эти капища или божницы?
В плане храм (контына) представляп собой длинный прямоугольник, разделенный внутренней стеной  на две части, первая из которых была значительно больше второй и являлась собственно храмом. В нее вела единственная во всем храме дверь,  у трех ее стен стояли скамьи и столы, а в середине находился жертвенник. Широкая арка соединяла первую часть храма со второй, в которой стояло изображение божества... Задняя часть храма была святилищем и прототипом нашего алтаря, тогда как передняя часть являлась прототипом...помещения для молящихся. Была еще и третья часть, а именно сени -  просто плошадка перед дверью капища, закрытая сильным свесом кровли.
...Таковы были языческие храмы северных славян.


Первые христианские...

Какова же была архитектура первых деревянных храмов, а также тех, которые строились до XVII века и изображений которых нигде не сохранилось?

Если сопоставить памятники нашего церковного деревянного зодчества, построенные в XVII - начале XVIII вв., с теми изображениями, которые встречаются в описаниях иностранцев, путешествовавших по Русскому государству в XVII веке, то можно вывести заключение, что путешественники изобразили церкви таких же типов, каких придерживались зодчие сохранившихся храмов. Поэтому едва ли будет ошибочным предположить, что на всем протяжении нашей истории, вплоть до второй половины XVIII века..., основные типы наших деревянных храмов не могли существенно меняться...

Строители наших первых деревянных храмов получили от греков религию с уже установившейся обрядностью и, следовательно, со вполне определенными частями храма, а именно: алтарем, помещением для молящихся (кафоликоном) и притвором...В каменной архитектуре греков каждая из этих частей храма уже выявилась к тому времени в типичные формы, которые  целиком были пересажены греческими мастерами на русскую почву  для первых русских каменных храмов.  Но для дерева эти формы были в большинстве случаев, если не непригодны совсем, то, во всяком случае,  были несвойственны.ему.

Поэтому нашим мастерам была предложена только схема плана, которая была проста, состоя всего из трех частей... Первая должна была быть относительно просторной, чтобы вместить в себя  возможно большее число молящихся; последние должны хорошо видеть и слышать богослужение; помещение должно примыкать к алтарю и быть относительно светлым.
Алтарь должен вмещать в себя престол и жертвенник и быть настолько просторным, чтобы священнику было удобно совершать богослужение. Сплошные иконостасы, совершенно изолирующие алтарь от помещения для молящихся, появились сравнительно поздно, а в первые века эти две части отделялись одна от другой лишь алтарной преградой, т.е. невысокой решеткой. Алтарь примыкал к кафоликону всегда со стороны востока.
Наконец, притвор представлял собой самостоятельную постройку с западной стороны кафоликона, обычно вытянутую по линии север-юг и соединявшуюся с кафоликоном одной или тремя дверьми.

Вот те основные части храма, которые Русь получила от Византии, и для которых нашим плотникам предстояло подыскать соответствующие формы. Единственным итсточником для этого являлось свое же гражданское зодчество.


Типы деревянных храмов

Основным элементом всякого жилища, а в частности, и хором, являлась "клеть", т.е. сруб из горизонтальных венцов бревен. Каждое церковное здание образовывалось комбинацией нескольких срубов. Для кафоликона нужен был один, наибольший как по площади, так и по высоте, к которому с востока примыкал второй сруб, сравнительно незначительных размеров. Нужен был еще один сруб - для притвора, перед которым устраивалось, вероятно, крылечко. Притвор и алтарь рубились, вероятно, меньшей высоты. нежели кафоликон. Каждая часть церкви крылась самостоятельной крышей.

Так сложился тот тип деревянных храмов, которые впоследствии именовались "клетскими" от слова "клеть", т.е прямоугольный сруб.

В стремлении придать церкви большую высоту, которая всегда считалаь у славян одним из необходимых условий красоты, стали ставить церкви на подклеты. Однако высокий, квадратный в плане сруб, не так усточив и не так красив, как многогранный (восьмиугольный). Такоговида церковные "стопы" требовали многогранных же покрытий, которые опять-таки с целью придания храму большей высоты стали сильно вытягивать вверх. При наличии подклетов полы  храмов находились на значительной высоте от уровня земли, что вызывало необходимость устраивать крыльца с длинными маршами лестниц. Так сложился второй основной тип наш9их деревянных храмов - шатровых или, как их называли в старину,  "древяных вверх" или "круглых"....Можно сказать, прчти с уверенностью, что они  существовали уже в конце XIII века.


Шатровые храмы являлись воплощением народных представлений     о красоте, но в то же время они в значительно большей степени уклонялись от византийской схемы церкви...В результате этой эволюции к двум основным и самым древним типам наших деревянных церквей присоединились в конце XVII века еще четыре типа, а именно: многоярусные храмы, пятиглавые, многоглавые и, наконец, кубастые (сейчас их называют кубоватые - М.З.) храмы.

И часовни

Так началось и так закончило свое существование наше народное религиозное деревянное зодчество. выработав на протяжении семи с половиной веков шесть основных типов, предварительно заметив, что наравне с церквями у нас существовал еще один вид религиозных сооружений - часовни. Последние отличаются от церквей, главным образом, тем, что в них не совершаются таинства, для которых необходим престол, а следоваательно, и самостоятельное помещение для него - алтарная часть храма; поэтому часовни могли строиться по тем же типам, что и церкви, но строили их по большей части клетски и редко... шатровыми.


продолжение    КЛЕТСКИЕ ЦЕРКВИ

Примечания:
1. Источник: Михаил Красовский. Энциклопедия русской архитектуры. Деревянное зодчество. Сатисъ. Держава. Санкт-Петербург. 2005. (первоначальное название - Курс истории русской архитектуры. Часть I. Деревянное зодчество. Мих. Красовский. Петроград. 1916 )
2. О первом издании книги - здесь.
3. Глава сокращена.

Rfgbf>