КЕНОЗЕРСКИЕ ЧТЕНИЯ |
Г.Я.Лаптева (при участии О.Г.Севан) О V МЕЖДУНАРОДНОЙ...КОНФЕРЕНЦИИ "КЕНОЗЕРСКИЕ ЧТЕНИЯ-2011..." |
«КЕНОЗЕРСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2005»
Международная научно-практическая конференция
«Культура, как значимый фактор сохранения и развития природно-исторической территории и духовного мира Кенозерья»
д. Вершинино, Плесецкий район, Архангельская область
16 – 21 августа 2005 г.
Резолюция
Международная научно-практическая конференция «Кенозерские чтения – 2005» была организована ФГУ «Национальный парк «Кенозерский», Российским институтом культурологии, Комитетом по селам и малым городам – ЕКОВАСТ при финансовой поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии РФ, Российского Гуманитарного Научного Фонда, администрации Архангельской области.
Основная цель Конференции – обобщение практического опыта деятельности российских и зарубежных государственных и общественных организаций по развитию сельского предпринимательства, использованию историко-культурного и природного наследия в качестве ресурса социально-экономического развития территорий.
В работе Конференции приняли участие ответственные представители Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, администрации Архангельской области, федеральных особо охраняемых природных территорий, муниципальных и сельских администраций Архангельской области, органов общественного самоуправления, российских и международных общественных и научных организаций, средств массовой информации..... Активно участвовали в работе Конференции местные жители Кенозерья.
Конференция проходила 5 дней, в течение которых участники выступили с докладами на пленарных заседаниях «Культура как значимый фактор сохранения и развития Кенозерья» и на секциях: «Памятники истории и культуры как основа развития культурного и сельского туризма в Кенозерье», «Социокультурные аспекты Кенозерья: проблемы и решения».
Участники Конференции побывали в различных населенных пунктах Парка, на территориях приоритетных ландшафтных комплексов, осмотрели памятники истории и культуры, познакомились с деятельностью Парка по их сохранению.
По результатам работы научно-практической конференции были сделаны следующие выводы:
Национальные парки России, расположенные преимущественно в отдаленных и малоосвоенных районах российской «глубинки», не только обеспечивают сохранение уникального природного и культурного наследия, но являются важнейшим фактором социокультурного и экономического развития территории. Важнейшей составляющей функционирования национальных парков России является активное участие в их деятельности местного населения. Развитие и использование потенциала национальных парков в комплексном решении экологических, социокультурных и экономических проблем должно быть отражено в Государственной стратегии развития и управления ООПТ федерального значения.
Участникам Конференции был представлен успешный опыт вовлечения населения в решение местных проблем путем создания и активной работы органов территориального общественного самоуправления (ТОС) в ряде районов Архангельской области. Развитие сельского туризма частным предпринимателем в Пинежском районе Архангельской области на основе проектов, опирающихся на культурные традиции, является наглядным подтверждением возможности сохранения природного и культурного наследия и использования его в качестве ресурса для подъема экономики на селе
В докладах зарубежных участников Конференции был представлен многолетний опыт социального партнерства, направленного на устойчивое развитие поселений.
Совокупный опыт содействия социально-экономическому развитию территорий был представлен руководителями ряда национальных парков России, общественных и научных организаций. В частности, деятельность фондов микро-кредитования местного населения при национальных парках «Угра» и «Смоленское Поозерье» содействует повышению доходов и занятости местного населения, и, как следствие, укрепляет взаимодействие национальных парков и местного сообщества.
Значительный опыт совместной работы с местными жителями при реализации проектов сохранения культурного ландшафта, восстановления памятников истории и культуры, развития туризма, народных и художественных промыслов, социальной реабилитации населения продемонстрировал Кенозерский национальный парк.
Вместе с тем, законодательная неурегулированность системы власти и управления, в том числе общественного самоуправления, слабость финансового обеспечения деятельности органов местного самоуправления, межведомственная разобщенность продолжают оставаться препятствием для развития и повышения эффективности этой работы.
По мнению участников конференции, новый закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ не дает ответов на основные вопросы жизни сельских поселений, ставит под сомнение возможность исполнения федеральными и региональными органами власти в полном объеме норм Конституции РФ и действующего законодательства по обеспечению населения медицинскими и образовательными услугами, предоставления широкого доступа к ценностям культуры и информации. Закон неправомерно разграничивает полномочия между муниципальными районами и поселениями, что снижает эффективность работы по сохранению природного и культурного наследия России. В законе отсутствуют реальные механизмы, в том числе финансовые рычаги сохранения и развития российской деревни. Следствием исчезновения деревень является исчезновение культурных ландшафтов российского севера и духовной среды жизни местного населения. Все более тревожно проявляет себя неурегулированность земельных отношений, недостаточная защищенность земель, включенных в состав национальных парков, а также иных историко-культурных и природных территорий, представляющих особую ценность. Препятствием для решения многих социальных проблем сельских поселений является отсутствие на местах квалифицированных кадров.
Результатом непродуманной государственной политики становится уничтожение российской деревни, распространение бедности в сельской местности, деградация культурных ландшафтов.
Участники конференции считают необходимым:
1. Обратиться в Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления с просьбой внести изменения и дополнения в ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части введения понятия «местное сообщество», уточнения понятий «сельское поселение», «городское поселение», расширения полномочий и ответственности органов местного самоуправления муниципальных районов в социально-культурной сфере, определения источников наполнения их бюджетов.
2. Обратиться в Правительство Российской Федерации, Министерство природных ресурсов России с просьбой ускорить создание Федерального агентства по особо охраняемым природным территориям, способного обеспечить государственное управление в области функционирования федеральных ООПТ.
3. Просить Министерство культуры и массовых коммуникаций России, Министерство природных ресурсов России создать Межведомственный Координационный совет по координации деятельности особо охраняемых природных территорий, музеев-заповедников, имеющих особую историко-культурную, духовную и природную ценность, и в целях преодоления ведомственного разделения задач по сохранению культурного и природного наследия. Привлечь к участию в работе Совета авторитетных представителей подведомственных учреждений, научных и общественных организаций. Опыт Кенозерского национального парка может стать основанием для подготовки и обсуждения данного вопроса.
4. Предложить Комитету по экологии Государственной Думы рассмотреть вопрос о придании статуса «особо ценного природного и культурного объекта» историческим культурным ландшафтам с дальнейшим внесением изменений и дополнений в Земельный кодекс РФ (№ 136-ФЗ, 2001 г.), Лесной кодекс РФ (№ 22-ФЗ, 1997 г.), ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (№ 101-ФЗ, 2002 г.), ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (№ 33-ФЗ, 1995 г.), ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (№ 73- ФЗ, 2002 г.), в том числе по упрощению процедуры изъятия и передачи национальным паркам, музеям-заповедникам, государственным природным заповедникам неиспользуемых либо используемых не по назначению земель различных категорий, имеющих особое природоохранное и историко-культурное значение.
5. Просить Министерство природных ресурсов России, Министерство культуры и массовых коммуникаций России отметить и распространить успешный опыт Кенозерского национального парка в области сохранения культурных ландшафтов, охраны и реставрации памятников материального и нематериального культурного наследия, повышения уровня жизни местного населения; оказать поддержку национальному парку в дальнейшем развитии этой социально-значимой работы; отметить положительные результаты деятельности в данной области национальных парков «Угра», «Себежский» и «Смоленское Поозерье».
6. Просить Министерство природных ресурсов, Министерство культуры и массовых коммуникаций, Администрацию Архангельской области содействовать развитию международного сотрудничества, как на межгосударственном уровне, так и на уровне региона, эффективность которого в развитии и сохранении природного и культурного наследия, социального и экономического развития территорий была наглядно продемонстрирована на Конференции.
7. Просить Федеральную службу по надзору в сфере природопользования МПР России ежегодно предусматривать средства для национальных парков и заповедников на финансирование развития инфраструктуры экологического туризма, эколого-просветительской деятельности.
8. Рекомендовать Поморскому государственному университету им. М.В. Ломоносова учесть научно-практический опыт и проблематику международной научно-практической конференции «Кенозерские чтения – 2005» при разработке «Стратегии развития Российского Севера в условиях глобализации», усилить практическое взаимодействие с ФГУ «Национальный парк «Кенозерский» и администрациями муниципальных образований Каргопольского и Плесецкого районов по развитию местного самоуправления и сельского предпринимательства.
9. Рекомендовать Российскому Комитету по селам и малым городам – ЕКОВАСТ представить отчет о проведенной конференции в международные отделения организации в других странах.
10. Просить администрацию Архангельской области и Архангельское областное Собрание депутатов:
11. Просить Департамент экономического развития администрации Архангельской области опубликовать перечень действующих федеральных и региональных целевых программ, способствующих решению социально-экономических проблем и повышению уровня жизни местного населения, порядок оформления заявок на участие в этих программах для активистов местного муниципального и общественного самоуправления.
12. Просить администрацию МО «Плесецкий район»: