Н.Варшавская
Кирилло-Челмогорский монастырь
в рамках хронологических исследований


[XIV-XVI вв.] [XVII в.] [XVIII в.] [XIX в.] [1900-1917] [1918-1932] [1932-1937] [1937-2005]

XVII в.

«Во 1632 году, в канун Петрова дни Божиим попущением погорели два храма – храм Богоявления Господня и Благовещения Пресвятой Богородицы»Церкви построены вновь и освящены:
1) Богоявления Господня
2) Благовещение Богородицы
3) Великомученицы Екатерины над Св. воротами

Дата Имена Историко-статистическое описание Археологическое описание Док.

1613-1623

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Настоятель
Герман,
Священноинок

 

 

 

1612-1615 гг. Нашествие «литовских шаек» во времена Смуты.
Из всех уцелевших от избиения Челмогор. монашествующих известен лишь один священноинок Герман, видевший все ужасы опустошения пустыни от разбойников, но, к сожалению, Герман ничего о сем не оставил, а все сведения унес в могилу, скончавшись в 1623 г.

В 1613-1614 пустынь подверглась ограблению и пожару.
Известно, что пустыни принадлежала дер. Неклюдовская, котoрая была сожжена ворами казаками.

Строительство храмов:
Богоявления Господня (?) и Благовещение Пресвятой Богородицы (теплый)

 

 

 

ОЧМП 18-20

 

 

 

 

1623-1637

Киприан,
Митрополит
Великаго Новаграда

Мисаил, Черный поп

28 июня 1632 г . Пожар.

16 сент. 1633 г . Грамота от Митрополита Великаго Новаграда и Великолуцкаго Киприана Мисаилу с благословением на стр-во двух храмов: Богоявления Господне и Благовещение Богородицы.

16 февр. 1637 г . Грамота от Новгородскаго Митрополита черному попу Мисаилу с благо-словением на строительство третьего храма над Св. воротами во имя Великомученицы Екатерины

  ОЧМП 31-32, 39-41
1642

 

 

 

 

 

 

Михаил Федорович Варлаам, Строитель

 

 

 

 

Грамота от Вел. Князя Михаила Федоровича
в Каргополь к воеводе кн. Ивану Щербатому по челобитью Стр. старца Варлаама. Велено угодьями по писцовым книгам владеть, а воеводе велено во всем оберегать, и чтоб никто, ничем монастырским не владел и обид не чинил.

 

Церк. во имя Богоявления Господня, «холодная – на верху рублен четверик, вершен клином» на нем одна глава, «крыта чешуею». У той холодной Церкви, в паперти чулан…под тою…погреб соляной»…

 

 

ОЧМП 42, 45-46

1648
25 марта
Алексей Михайлович Жалованная грамота Великаго Государя, Царя, Вел. кн. Алексея Михайловича и Всея России самодержца подписана.   ОЧМП 42

1655-1656

 

 

 

 

Иоанн, «Иерей-Изограф»-свящ. Лядинского прихода

 

 

Священник Благовещенской ц. Лядинскаго прихода Иоанн по предварительном явлении ему Угодника Божия Прп. Кирилла написал образ Преп. и принес его в Челмогорскую Обитель (6-е чудо)

Написаны икона Прп. Кирилла, Служба и, на основании оставшихся скудных монастырcких записей, Житие святого
(сохранилось в списках XIX в.)

 

ОЧМП 35, 49

 

1674
24 дек.

 

 

Макарий, Иеромонах- Строитель

 

Пожар.
Спасая имущество от огня, Макарий (кажется, уже в качестве Настоятеля) сам чуть не сделался его жертвой

Сгорела церковь во имя Успения Пресвятыя Богородицы

 

ОЧМП 37

1678   При переписи Челмогорский монастырь назван пустым: Ветхая ц. Богоявления Господня осталась без Священнослужения

1) Церковь во имя Богоявления Господня
2) Церковь во имя Успения Пресвятыя Богородицы

верх бочкою, на главе крест поян белым железом. (с трапезою, теплая), постр. взамен сгоревшей в 1674 г.

3) Церкви Великомуче-ницы Екатерины, построенной в 1637 г. и еще существовавшей в 1655-1656 г .г., уже не было; она, наверное, сгорела ,
но когда, неизвестно.
Остались только «двери царские, старой ц. Св. В. Ек., да столбцы»…
4) «А на монастыре поставлена келарская двойная: одна с печью, а другая белая; да келья старая поповская с сенми , да келья с прилубом , что Филофей жил».
5) « Ограды даже не было, а только часть ея– заплотин четырнадцать звеньев , да на монастырь ворота ».
6) «А за монастырем двор новой, изба новая двойная . Да на дворе 3 хлева новых скотских , да сарай новой …»
7) Мельница при ист. Челмы «одне жерновы, да две ступы, шесть пестов, а оковы железные»
8) «Да в посаде (Каргополе) двор монастыр-ской
– изба; против тое избы клеть; посторон избы горенка на столбах, да баня на том дворе; да на том же дворе кладезь, воду черпают вопче с Гаврилом…»

Замечательно, что ни колокольни, ни колоколов не было.

ОЧМП 44-45, 47-59

 

ОЧМП 34-35

1682
8 февраля

 

 

 

 

 

Федор
Алексеевич

Макарий, Стр.Иеромонах

 

 

 

Царская грамота от Вел. Кн. Феодора Алексеевича Строителю Иеромонаху Макарию с братиею пожаловать велели предыдущую грамоту поновить, против нашего Великаго Государя указу и собраннаго уложения, братии угодьями по пис-цовым книгам владеть.

1684
28 мая

 

 

 

 

 

 

 

 

Иоанн и Петр Алексеевичи

Волконский, воевода
Филофей Стр.Иеродиакон

 

 

 

 

 


Царская грамота от царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича всея России самодержцев в Каргополь, стольнику и воеводе Володимеру Ивановичу Волконскому из новгородскаго приказу в приказ большой казны велено давать наших, великих государей, жалованья на церковныя потребы, против прежних жалованных грамот, по 6 руб. 20 алтын на год из каргопольских таможенных доходов Строителю Иеродиакону Филофею с братиею.

1687 мая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Макарий
Стр. Иеромонах,


Исакий,
Иеромонах,
Терешка Михайлов

 

 

 

 

 

 

 


 

Строитель Иеромонах Макарий росписку учинил против прежних отводных книг, переписал все и приказал того же монастыря иеромонаху Исакию. Из описи видно, что в Челмогорской пустыни вместо когда-то (напр. около 1637- 1656 гг. ) имевшихся трех церквей, в 1687 г . было только две: во имя Богоявления Господне и во имя
Успения Пресвятыя Богородицы.

В Каргополе - свое подворье, на котором живет Терешка Михайлов.

См. приложение «Книга росписочная.1687 г.»

Продолжение:
[XIV-XVI вв] [XVII в] [XVIII] [XIX в] [1900-1917] [1918-1932] [1932-1937] [1937-2005]