Г.П.Гунн

ПО НИЖНЕЙ ПЕЧОРЕ (пересказ)

Книга "По нижней Печоре" посвящена памяти Владимира Ивановича Малышева, доктора филологических наук, заслуженного деятеля культуры РСФСР, замечательного ученого-археографа, собирателя и исследователя Печорского рукописного наследия.

1. ИЖМА
2. УСТЬ-ЦИЛЬМА
3. ПИЖМА И ЦИЛЬМА
4. ПУСТОЗЕРСК

История Печорского края  увлекательна и интересна.   В ней есть все - и баснословие и легеда, походы воинских ратей и  костры мучеников, ладьи мореплавателей и топоры землепроходцев...

Сам Печорский край велик и обширен и, как утверждают географы, равен по территории целой Франции. Нам предстоит говорить о районах нижней Печоры, об Ижме, Усть-Цильме, Пустозерске.

1.  ИЖМА

Ижма - один из крупнейших притоков нижней Печоры и главное село в округе; в прошлом - волость, включавшая 40 селений. Вся местность зовется ныне Ижмой, а ее жители ижемцами или ижемскими коми.

Исстари так сложилось, что заселение глухого края, самого удаленного уголка Европы, русскими и коми началось с печорских низовий, причем русское население распространялось вниз по реке, а коми - вверх.  Первопоселенцами этих мест, однако, были легендарные народы - печоры и югра, с которыми торговали и воевали новгородцы.

На рубеже XV-XVI веков московские воинские люди поставили в низовьях Печоры городок Пустозерск. Следом Ивашка Ластка с товарищем Власткой в 1567 или в 1575 году основывают на реке Печоре Устцилемскую слободку. 

Первые жители занимались рыболовством и охотой, сеяли рожь и ячмень, но урожаи были плохие.

Со временем благосостояние росло, и в XVIII веке  Ижма становится одним из крупнейших торговых сел Севера. Этому способствовал новый     торговый путь в Сибирь, прошедший через Ижму вверх по Печоре. Но главной основой благосостояния Ижмы стало оленеводство, навыки  которого ижемцы переняли от ненцев. И теперь, после гражданской и Отечественной войн Ижма остается важным оленеводческим районом республики Коми.
 Село Ижма
 Село Ижма в наши дни
Самое старое каменное здание на Ижме, да и во всем Печорском крае, - церковь села Ижмы, начатая постройкой в 1803 г. (по другим данным - 1806 г.) и оконченная в 1828 г. До нее существовала старая деревянная церковь,  построенная в 1776 г. с приделом Ильи Пророка, с высокой деревянной колокольней. Изображение колокольни сохранилось на гравюре XVIII в.
 Cело Ижма в 1930 году (не кликать).
 Колокольня в селе Ижме
Старая гравюра. XVIII в.
 Преображенская
церковь в селе Ижме.
!803-1828.
Новая каменная церковь большая, двухрамовая: нижний - Преображенский (зимний), верхний - Ильинский (летний). Планировка четкая, простая: прмоугольник притвора и трапезной, квадрат храма и крупная апсида полуциркульного очертания.
  Cело Ижма.
Вид на Преображенскую церковь. Шатер справа от нее - Успенская церковь - новодел, 2009 г.
Верхний храм бесстолпный, перекрыт сомкнутым сводом. На кровле водружен массивный восьмигранный деревянный световой барабан с крупной главой. Внутри храм был расписан стенной живописью. В верхнем помещении сохранился резной пятиярусный иконостас.

Отдельно от храма была построена и каменная трехъярусная колокольня со шпилем общей высотой около 50 м, но она не сохранилась.

  [Рядом с Преображенским храмом находится местный Дом культуры.]

Дома в селе, особенно в центральной его части, почти все большие, в два этажа, "двужирные". Такие дома чаще всего бывают двух видов - шестистенок и пятистенок, в Ижме мы встретим оба этих вида.
 Шестистенный
дом с селе Ижме.
Вторая половина
 XIX в.
Типичный шестистенок - дом второй половины XIX века в центре села. Дом ориентирован на запад. У него просто и скупо решенный уличный фасад, небольшое число окон на главном фасаде, невысокое крыльцо. Жилой была правая  южная изба. Нижнее помещение с низким потолком и русской печью служило кухней, из запечного пространства  устроена лесенка в верхнее помещение - теплую горницу с печью-голландкой. В левой части дома - подклет с темной кладовой, над ней - холодная горница для жизни летом. В доме ничем не выделено крыльцо, отсутствует охлупень.
 Пятистенный
дом с селе Ижме.
Вторая половина
 XIX в.
В типичном двужирном пятистенке входные проемы расположены по обоим боковым фасадам, в доме четыре жилых помещения, нижние - с русской печью, верхние - с голландкой. В таком доме жила большая семья.

Часто дома украшались фронтонными росписями, которые, к сожалению, почти не сохранились.

Село Ижма лежит на ровном вызвышенном берегу реки, на противоположном берегу за лугами располагаются села Заречья. За перездом луговая дорога выводит на широкий тракт, связывающий заречные селения.

Слева от дороги находится второе по значению и древности село Мохча.  Основано оно в XVII веке, когда усилился приток населени на Ижму. Каменный храм  в селе построен в 1838 году.
 Республика Коми, село Мохча. Сайт foto-planeta  Республика Коми, село Мохча. Вознесенская церковь, 1838 г.
 Сайт foto-planeta
Мохченская церковь Вознесения - однохрамовая с двумя приделами Иоанна Предтечи и Введения. Бесстолпный двухсветный четверик перекрыт сомкнутым сводом  и увенчан был двухярусным барабаном с главкой. Сухость силуэта отчасти смягчает скупое украшение окон каменными наличниками с полуциркульным завершением. Некрупная пятистенная апсида восходит к деревянным прототипам. Колокольня не сохранилась, но известно, что она была трехъярусной и стояла отдельно.

 Дом с узорами в селе Мохче.
 Конец XIX в.

В Мохче немало добротных двужирных домов тех же распространенных типов - пятистенок и шестистенок. Любопытной деталью многих ижемских домов являются круглые отверстия под выносом кровли с полочкой. Они сделаны для голубей, которых много в ижемских селах.

Климат многое объясняет в бытовом укладе ижемцев.  Дома - с обшивкой для утепления.  На случай неурожая  для хранения привозного хлеба в селах строились общественные амбары, которые на поморском Севере называли "магазеями". Кое-где они сохранились.
 Общественный амбар в селе Мохче. Конец XIX в.
Такой амбар в Мохче имеет значительных размеров сруб под высокой крышей на четыре ската. Перед широкими дверями под навесом устроен бревенчатый настил для въезда лошади с телегой. Вверху амбара и в его нижней части сделаны продухи.  Амбар стоит особняком, на возвышенном месте. оберегая от случайных пожаров.

Ниже Мохчи  находятся два других известных села - Бакур и  Сизябск. В Бакуре примечательных построек мы не найдем, но само село расположено живописно, на высоком холме с видами на ижемские просторы. Сизябск, по своему местоположению, пожалуй, самое красивое из ижемских сел.
Село Бакур. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Между 1867-1875 гг.
Слева - фото 1900-х гг.  Частная коллекция.
Справа - вид на церковь с запада. Фото uchazdneg, 2009 г.
Село Сизябск, как и Бакур, основано на столетие позже Мохчи, но оно быстро разрослось  и разбогатело.
 Село Сизябск
Село Сизябск живописно расположено на холмах, в нем нет строгой планировки. Дома возводились применительно к рельефу местности. В Сизябске преобладают  пятистенные двужирные дома, только у двух домов окна украшены наличниками в виде накладных резных дощечек.
 Дома в селе Сизябске и украшения окон ближайшего дома.
Строительство Благовещенской церкви в Сизябске  начато в 1843 году, но в 1846 г. при поднятии креста купол со сводом обрушился. Достроена церковь в 1854 г.
Церковь в селе Сизябске.
Она меньше церквей в Ижме и Мохче, но более пропорциональна. Перекрытие сводчатое, кровля на четыре ската, на деревянном четверичке некогда была деревянная главка.

Обетный крест в деревне Косъёль. 1925 г.

Наиболее интересные памятники деревянного зодчества можно увидеть в селе Мошьюге, в 20 км вверх по реке Ижме. По дороге в деревне Косъёль на деревенской улице стоит обетный крест, единственный сохранившийся в округе.

На околице деревни путника встречает лиственничная роща. Любая роща в этом крае считается заповедной  и охраняется неписанным законом - никто не сорвет с нее даже ветку.

По документам, Мошъюга основана в XVIII веке.  Избы ставились сначала рядком вдоль берега, лицом к реке, затем также ставили второй ряд. Далее дома ставили вдоль улиц.

 Самый старый дом в деревне - 1790 г.  У этого дома его жилая часть и крытый двор со взвозом располагаются по торцовому фасаду, причем изба приходится на восточную сторону, более светлую и теплую.
 Дома в селе Мошъюге:  дом 1790 г. (слева) и "двужирный" шестистенок, середина XIX в.
Главным стремлением печорского плотника было сделать избу более теплой, сруб двора более прочным, защищающим стены дома от леденящего северного ветра. Отсюда аскетизм крестьянских построек, отсутствие в архитектуре художественных элементов.

Мошъюга, бывшая глухой деревушкой в XVIII веке, росла и в XIX веке стала селом. Во второй половине XIX века здесь была построена церковь  с колокольней  (1884 г.)
Церковь Собора прсв. Богородицы
(на заднем плане справа) и колокольня
в селе Мошъюге.
Колокольня построена, взамен сгоревшей,  из лиственницы и точно копирует каменную колокольню в Мохче. Колокольня трехъярусная, рубка "в лапу", без выпускных концов. Отделка должна была создать иллюзию каменного сооружения. Выпуклая четырехскатная кровля  завершалась шпилем с крестом. Руководил строительством мастер Канев из Краснобора.

Как видим, Мошъюга -  поистине архитектурный заповедник, местный музей деревянного зодчества под открытым небом. Другого такого села ни на Ижме, ни на всей Печоре нет.

О народном искусстве ижемских коми дает наиболее полное представление Краеведческий музей села Ижмы. В нем собраны характерные для Ижмы образцы народного искусства. Среди них патку - хозяйственная сумка оленевода, кичиги - палки для обмолота зерна, берестяные туеса разных форм и размеров, народная одежда.

 

Примечания:
1. Текст из первой главы  книги Г.П.Гунна "По нижней Печоре" . Москва, "Искусство", 1979.
2. Черно-белые фотографии - из книги Г.Гунна. Цветные фотографии - из интернета. Ч-б. фотграфия села 1930 г. также из интернета.

3. Дефекты на ч/б фотографиях -  от неудачного сканирования.