Ричард ДЕЙВИС (Richard Davies)
 
М.Сизов ПИЛИГРИМ РУССКОГО СЕВЕРА.
Об исканиях известного лондонского фотохудожника
И.Матвеев. КОЛОКОЛА ДЛЯ ТУРЧАСОВО. Интервью с фотографом Р.Дейвисом.


Далее мы помещаем тексты из буклета, выпущенного к открытию выставки ДЕРЕВЯННЫЕ ЦЕРКВИ. Они написаны Ричардом Дэйвисом и Матильдой Мортон, а также Е.А.Ополовниковой

WOODEN CHURCHES
Travelling in the Russian North 100 years after Bilibin
Photographs by Richard Davies
Schusev State Museum of Architecture
Moscow 3rd - 30th November 2007

Введение

Летом 1902-го года И.Я.Билибин, известный художник и иллюстратор русских народных сказок, отправился в Вологодскую область. Он не только собирал и изучал местные ремесла и народные искусства, но также рисовал и фотографировал деревянную архитектуру региона. Летом 1903-го и 1904-го года он отправился по заказу Русского Музея в Вологодскую, Архангельскую и Олонецкую области; собранная им коллекция народного искусства стала основой этнографического отдела Русского Музея.

Многие из фотографий, сделанных во время этих поездок, послужили иллюстрациями к статье Билибина Народное искусство Русского Севера, опубликованной в журнале Мир Искусства в 1904 году. Статья обращала внимание на состояние деревянных церквей: "состояние деревянных церквей самое плачевное. Находясь в руках некультурных людей, они вандальски уничтожаются или искажаются "ремонтами" до неузнаваемости".

Фотографии Билибина также использовались в разделе Деревянная архитектура Русского Севера монументальной монографии Игоря Грабаря История русской архитектуры, опубликованной в 1909-ом году. В 1911-ом году Община Святой Евгении опубликовала десять фотографий Билибина в комплекте почтовых открыток. Деньги от продажи этих открыток пошли на благотворительные проекты. Эти впечатляющие почтовые открытки вдохновили Ричарда в 2002 году к путешествию на Русский Север в поисках сохранившихся церквей. Оно положило начало ежегодным путешествиям Ричарда в Россию.

Многие церкви с тех пор исчезли: одни были заброшены и сгнили, другие были уничтожены молнией, иные пострадали от невежественного и варварского отношения к памятникам архитектуры. В прошлом году, например, одна из церквей рассыпалась как карточный домик, когда местный тракторист не глядя дал задний ход.


Подпорожье. Фрагмент обложки буклета к выставке
Р.Дейвиса
Кимжа.
Фото Р.Дейвиса из буклета
Ракула.
Фото Р.Дейвиса из буклета
Подпорожье.
Фото Р.Дейвиса из буклета

Многое, однако, до сих пор радует глаз. Гармоничное единство ландшафта и архитектуры в этом мире дерева поражает людей и сегодня, подобно тому, как прежде поразило Билибина. Сочетание изначальной простоты деревянной клети и изысканной экстравагантности возвышающихся над ней конструкций столь же поразительно. Хотя те из церквей что уцелели, продолжают разрушаться, и многие уже невозможно восстановить, и несмотря на то, что здания были заброшены и изуродованы, эти архитектурные шедевры не утратили свой облик и вызывают невольное преклонение даже при отсутствии позолоты.

Много церквей было спасено благодаря преданным своему делу специалистам, чья неустанная работа никогда не прекращается. Читая Елену Александровну Ополовникову, ведущую специалистку по реставрации деревянных церквей, понимаешь, что слова Билибина звучат сегодня с прежней актуальностью. Мы надеемся, что фотографии нашей выставки привлекут внимание общественности к катастрофическому состоянию, в котором находятся эти прекрасные здания, и что они привлекут новые источники финансирования проектов по реставрации деревянных церквей.

Во время наших поездок мы постоянно наблюдали наследие нелегкой истории прошедшего столетия: истории революции, войны и коммунизма в краю жестоких северных морозов. Фотографии рассказывют и о стойких людях, сумевших выжить в крайне трудную эпоху, в экстремальных жизненных условиях. Это история Русского Севера.

Матильда Мортон, Ричард Дейвис

См. также сайт "WOODEN CHURCHES" Р.Дейвиса

-----------------------------------------------------

Предисловие

У каждого народа есть какие-то особые памятники культуры, в которых с наибольшей силой отражена глубинная суть истории его жизни. Есть они и у русских. Это – памятники древнего деревянного зодчества. Не случайно с такой неотступной последовательностью и даже злобой их искажают и уничтожают на протяжении веков.

Делу сохранения и воскрешения этих бесценных реликтов России посвятил всю свою творческую жизнь мой отец, Ополовников Александр Викторович (1911—1994), ученый-подвижник, крупнейший реставратор памятников древнерусского деревянного зодчества, доктор архитектуры (1976), заслуженный архитектор РСФСР (1986), почетный академик Российской академии архитектуры (1994).
Он погиб 26 января 1994 г. в автомобильной катастрофе на пути к сожженному 14 октября того же года храму Рождества Богородицы в Юрьевце на Волге, самозабвенно им восстанавливавшемуся… Место его гибели — город Родники Ивановской области.

Родники, истоки… — цель и символ творчества Ополовникова. Один из очерков о нем был назван «У истоков». Их-то и очищал от разного рода загрязнений отец. Из чистых родников русской христианской культуры хотелось ему напитать наш народ, высвободив из-под глыб многовековых наносов изначальную мудрость его мысли.

Ополовникову немало удалось сделать, пока не собрались в разрушительные полчища активисты-говоруны, наделенные «неподвижностью мысли» (его же слова). Пагубная паутина их слов образно материализовалась в многотонном каркасе, на котором вот уже более четверти века распят 22-главый Преображенский храм в Кижах — краса и гордость не только древнерусской, но и всей мировой культуры, ее всечеловеческое достояние…

Русскому бревенчатому строительству в том виде, в каком оно сформировалось в недрах Древней Руси, нет в мире аналогов. И им восхищается весь мир. А в России эти памятники, как брошенные хамами-детьми старики-инвалиды, стоят «всеми плюнутые» (В. Розанов). Их уже остались считанные единицы. Но притягательная сила красоты этих шедевров архитектуры столь велика, что и в своем нынешнем полуразрушенном состоянии они привлекают к себе множество любомудров, стремящихся познать корни нашего бытия – основу основ сегодняшней мировой цивилизации. И это вселяет надежду, нет — веру! — в их воскрешение.
…С Матильдой Мортон (Matilda Moreton) и Ричардом Дэвисом (Richard Davies) мы познакомились года два назад в Москве. Они пришли к нам домой, рассказав о своих поездках на Русский Север. Подобного рода визит нас не удивил, потому что иностранцев, интересующихся деревянным зодчеством и самостоятельно, без экскурсий, ездящих по России, чтобы воочию увидеть древнерусские реликты, еще сохранившиеся на своих исконных местах, мы знаем немало. Но столь неудержимого, самоотверженно-вдохновенного познания русских памятников мы давненько не встречали даже среди наших соотечественников-архитекторов!

Когда летом 2007 года мы (я и мой муж-соратник, В.А.Цыганов) ездили по Архангельской области, то во многих селах нам говорили: «А вот еще: приезжали тут к нам двое англичан, Матильда и…». Мы, не дослушав, прибавляли: «И Ричард?», получая в ответ удивленно-радостное: «Да-да!». Было так в Лединах под Каргополем, в Пияле и Турчасове на Онеге… Под Каргополем побывать, положим, не так уже сложно, а вот добраться до Пиялы и уж — тем более! — Турчасова, куда надо переправляться на лодке через Онегу, да еще и отыскать эту лодку, — дело, поверьте, не совсем простое. Даже для нас, не имевших ни языковых проблем, ни транспортных (ездили на своей машине). А Ричард с Матильдой, представьте себе, перебирались от места к месту, нанимая местные «транспорты», далеко не всегда исправные. Да не раз и зимой ездили … А где ночевали? Где придется! Гостиницы только в райцентрах, к тому же иногда со столь впечатляющими особенностями, что и рассказывать о таковых порой неловко.

Давно известно: нет пророков в своем отечестве. А уж в России к ним давняя нелюбовь. И пусть замечательная выставка фоторабот Ричарда Дейвиса в российской столице в Государственном Музее архитектуры послужит наглядным поучением нашим «культурным» чиновникам, коим вверена охрана памятников, дабы познали бы они смиренномудрую красоту и величие древнерусского деревянного зодчества.
Да и многим представителям Русской Православной церкви не грех то же порекомендовать. Было бы куда лучше, причем в многогранном направлении нашей жизни, если бы не пренебрегали русским бревенчатым Иерусалимом, не относили бы его памятники к «раскольничьей архитектуре», а воскрешали бы их небесно-земные образы, насыщенные вселенским разумом, — то самое «умозрение в формах», что сродни «умозрению в красках», как характеризовал древнерусскую иконопись кн. Евг. Трубецкой. Да разве сравнима благодатная энергия совершенных творений безвестных плотников-зодчих с безликим и безмысленным яркоцветьем новых церквей и часовен неведомого рода-племени, каковые насаждаются не только на Русском Севере, но даже и в Москве?!

А Ричарда Дейвиса и Матильду Мортон за их по-настоящему искреннее и воистину культурное проникновение в глубинную суть русской архитектурной старины, за их вдохновенный и самоотверженный труд на ниве популяризации нашего бревенчатого Иерусалима — всеохватного символа бесконечной жизни — я бы назвала «героями России». А с учетом того, что истинные красота и мудрость всегда общечеловечны, отчего и культурное достояние любой нации является общемировым, — героями Мира, Его благими посланниками.

Елена Александровна Ополовникова
Москва, сентябрь 2007 г.

От авторов сайта.
В августе 2010 г. выставка фотографий Ричарда Дейвиса под тем же названием: "Деревянные церкви. Путешествуя по Русскому Северу через сто лет после И.Билибина"  работала в Каргополе.