КАРГОПОЛЬ
Википедия:
Каргополь расположен на левом берегу судоходной реки Онеги, в 3 километрах от истока её из озера Лаче, в 78 км от железнодорожной станции Няндома, в 493 км от Архангельска. Расстояние до Москвы 1000 км.
Г.П.Гунн:
Онега, у истоков которой стоит Каргополь, сама по себе река небольшая, протяженностью в четыреста с небольшим километров. Промышленного значения, помимо лесосплава, она не имеет. Судоходству по всей реке, от истоков до моря, препятствуют пять гряд порогов, из которых три со значительным спадом... Впрочем, скупые географические сведения еще мало о чем говорят.
Нет на Севере более чудесной реки, чем Онега! Ни Двина, ни Пинега, ни Мезень не сравнятся с Онегой — ни по прихотливой красоте шумящих порогов и перекатов, ни по обилию прекрасных памятников народного зодчества по берегам ее в в ближних окрестностях. Онегу и Прионежский край — Поонежье не назовешь иначе как уникальным, единственным в своем роде местом по насыщенности первоклассными произведениями искусства. Не нужно никаких кропотливых поисков; следуя по течению реки, история русского деревянного зодчества сама неприхотливо развертывается перед вашим взором. Сама река ведет повествование, все просто и ясно, и сами памятники по берегам ее стоят не изолированно, не музейно, вырванными из привычных условий, а в их естественном окружении — среди деревенек, вод, лесов, лугов.
Путь ваш к исходной точке путешествия может быть разнообразным. Вы можете прилететь самолетом из Архангельска. Вы можете доехать поездом до станции Няндома Северной железной дороги в пересесть на автобус. Так или иначе вы попадете в Каргополь и увидите Онегу.
Википедия:
Первое упоминание о Каргополе в письменных источниках относится к 1380 году. Сам город Каргополь (в старинных актах Карго поле) упоминается в 1447 году...Нет сомнения, что Каргополь основан гораздо ранее конца XIV века.
И.Бартенев, Б.Федоров:
Издавна земли Каргопольщины были заселены карелами и пришедщими с северо-востока коми. С XI-XII вв. по системе озер Белое-Воже-Лача сюда начинают проникать новгородцы. В северной горловине озера Лача новгородцами было основано поселение - будущий город Каргополь. До 1380 г. он был посадом. Но после битвы с татарами на Куликовском поле за героизм и бесстрашие каргопольской дружины об был назван городом.
Сайт "Малые города России":
Интересно, что Каргополь получил официальный статус города лишь в 1613 году, хотя впервые назван таковым в документах XIV-го века. К XVII -му веку в Каргополе насчитывалось более 20 храмов, из них лишь один каменный - Христорождественский.
Г.П.Гунн:
С XV века имя Каргополя все чаще встречается в исторических документах. В Каргополе сохранился земляной вал, замыкавший с трёх сторон небольшой, квадратный в плане острог. Это место жители города называли «Городок», «Вал», «Валушки».
Древний каргопольский городок был небольшим, но пусть и маленькая, но это была крепость на северных окраинах русской земли, и свою роль она с честью выполнила.
О деревянной крепости в Каргополе см. статью М.Мильчика и А.Бодэ.
Википедия:
С подчинением Новгородской земли в 1478 году Московскому княжеству земли по реке Онеге до Белого моря составили Каргопольский уезд под управлением московского наместника.
Г.П.Гунн:
Возвышением своим Каргополь обязан своему выгодному экономическому и географическому положению. В нем скрещивались пути из Новгорода в двинские земли и из Вологодских и Белозерскмх земель в Поморье. Через Каргополь идет торговля солью и рыбою из Поморья. Царские грамоты давали городу привилегии в торговле солью, вологжане же и белозерцы не имели права ездить к морю и должны были покупать соль в Каргополе.
И.Бартенев, Б.Федоров:
Путь через Онегу в Белое море для русского государства был хотя и длинный, но наряду с Северной Двиной единственной северной дорогой в Европу. При Петре I, проложившем в Европу другой, более короткий путь, Онежская артерия утратила свое значение, а вместе с нею потерял былое значение и город Каргополь...
В XIX в. Каргополь окончательно утратил свое значение и стал заштатным городом Российской империи.
К началу XVIII в. в Каргополе насчитывалось двадцать четыле собора и церкви, из них двадцать деревянных и четыре каменных, и два монастыря.
В настоящее время в городе осталось только девять каменных церквей. Из гражданских сооружений до недавнего времени еще сохранялся Гостиный двор, построенный при Петре I.
Г.П.Гунн:
Ко времени Ивана Грозного относится возведение древнейшего архитектурного памятника города—Христорождественского собора (1552—1562). Огромное белокаменное здание должно было символизировать богатство и величие славного торгового города.
Постройка типична для архитектуры городских и монастырских соборов ХVI века, образцом для которых был Успенский собор Московского Кремля. Север по-своему перерабатывал формы пятиглавого кубического храма, упрощая их.
...Миновало лихолетье (начало XVII в.-М.З.), и слава Каргополя снова стоит высоко.
Лицо города - его архитектура. В этом отношении XVII век значил для Каргополя многое...
В новую эпоху на просторной площади, получившей название по одной из церквей Благовещенской (также — Старая Торговая площадь, к западу от Соборной, или Новой Торговой площади), возникают два замечательных сооружения, составивших целый ансамбль еще с двумя церквами — деревянной Владимирской ХVII века, несохранившейся, и сохранившейся каменной Никольской церковью ХVIII века.
Следующим памятником того же времени и того же стиля является Воскресенская церковь конца ХVII века, расположенная между Соборной площадью и Валушками.
Г.В.Алферова:
Никольская каменная церковь построена в 1741 г. Небольшой уютный пятиглаый храм состоит из нескольких объемов: увенчанного пятиглавием четверика, тапезной, притвора, крыльца, а с запада - трех апсид (после реставрации церковь стала однокупольной).
Фото С.Носикова, сайт temples.ru |
Фото из книги Г.В.Алферовой |
Третье каменное сооружение на Торговой площади - Введенская церковь 1802 г. - двухэтажное здание, в первом этаже которого с момента его возникновения помещалост пять складов. Для богослужения предназначался верхний этаж, в котором был только один престол.
Соборная колокольня (1767), построенная в новой манере, со знанием ордерной системы, отвечает общему характеру грузных объемов зданий на Торговой площади.
В сегодняшней панораме города на северо-восточной окраине его высится внушительных размеров Троицкая церковь (1790—1802).
Фото С.Носикова, сайт temples.ru |
Фото И.Смирнова, 2003 г. сайт sobory.ru |
Примечания:
1. Использованные источники:
- Г.П.Гунн. Каргополье - Онега. Москва, Искусство, 1989.
- И.Бартенев, Б.Федоров. Архитектурные памятники Русского Севера. М.-Л. Искусство. 1968.
- Г.В.Алферова. Каргополь и Каргополье. М. Стройиздат, 1973.
2. Другие материалы о Каргополе и Каргополье на нашем сайте см. здесь.
2. Фотографии без указания автора - из архива сайта. Остальные фотографии - не кликаются.
3. Архитектурные термины см. здесь.