По ОНЕГЕ с Генрихом ГУННОМ и другими ЗНАТОКАМИ
(по книге Г.Гунна "Каргополье - Онега")
БЕРЕЖНАЯ ДУБРОВА
Деревня Бережная Дуброва. Сельское поселение Коневское. Плесецкий район Архангельской обл.
Г.П.Гунн:
...От Авдотьина (напротив Конева), пройдя около 5 км луговой тропинкой вниз по реке, мы попадем в старое онежское село Бережную Дуброву, которое упоминается в "Писцовой книге" 1622 года...
Ю.С.Ушаков:
|
Село Бережная Дуброва.
Реконструкция Ю.С.Ушакова. |
Линейную композицию... имеет на Онеге крупное село Б е р е ж н а я
Д у б р о в а. Пять деревень села, хорошо вписанные в складки берега, вытянулись на 2 км вдоль пологой излучины Онеги. Улицы и порядки домов ориентированы на храмовый ансамбль, выразительный силуэт которого хорошо был виден с верхнего и нижнего плесов реки.
Н.А.Макаров:
Бережнодубровский приход располагался по обоим берегам реки Онеги. Впервые упоминался в "Платежной книге Каргопольского уезда" за 1555/56 гг.
Бережнодубровский погост находился на левом берегу реки Онеги...в 80 верстах от Каргополя.
В Бережнодубровском погосте было две церкви.
В 1890 г. в девяти деревнях Бережнодубровского прихода проживали 2135 чел. в 351 дворе.
|
Село Бережная Дуброва.
Фото из книги Г.В Алферовой. |
Никольский каменный храм постройки квадратной формы с двумя полукружиями для алтарей, местный вариант каргопольских кубоватых церквей. Храм имел высоту 8 саженей, ширину — 6 саженей один аршин и длину — 12 саженей.
|
с.Бережная Дуброва.
Никольская ц. |
Алтарные стены были построены непрочно и вскоре дали трещины. Чтобы остановить разрушение алтарей, к ним были подведены каменные подпоры, в середине ХIХ в. обшитые тесом. В храме были два придела: в честь Св. и Чудотворца Николая и в честь Святителя Димитрия, митрополита Ростовского. Он завершался пятью массивными деревянными главами на глухих барабанах...
Церковь была разобрана на кирпич в конце 1950-х гг. Не сохранились также стоявшая рядом уникальная шатровая колокольня и оригинальная деревянная ограда вокруг погоста.
А вот перед нами еще одно чудо русского деревянного зодчества — девятиглавая церковь Рождества Богородицы, или Рождественно-Пречистенская (1673—1678 гг.). Высота церкви 18 саженей, ширина — 5 саженей, длина — 8 саженей, высота трапезной 9 саженей, ширина — 5,5 сажени и длина 10,5 сажени.
|
Церковь Рождества Богородицы, 1678 г., с пристройками
19 в.
Фото К.Ф.Некрасова, 1910-е гг. |
«Пусть форма «куба» только декоративна, пусть она не имеет никакого конструктивного оправдания, — писал известный русский художник и искусствовед И.Э.Грабарь, — но отказать ей в живописности нельзя. Она особенно уместна там, где она является мотивом, объединяющим сложные группы церквей, — целые погосты, кажущиеся сказочными затейливыми городками с несколькими десятками глав».
|
Бережнодубровский погост. 1880-е гг.
Фото В.В.Суслова |
Таким погост и предстает перед нами на фотографии будущего академика архитектуры В.В.Суслова.
Храм Рождества Богородицы имеет два прируба: восточный — крупная пятигранная апсида, покрытая широкой бочкой, прежде увенчанной несохранившейся главкой, и западный, к которому в ХIХ веке была прирублена пятиглавая церковь, соединенная с ним переходом. «Сколь же замечателен был облик памятника в прошлом, — далее писал А.В.Ополовников, — представить нетрудно. Структурно тектоничный сруб, ничем не приукрашенный и никак не замаскированный, с углами, рубленными «в обло», со строгими косящатыми окнами, великолепно сочетался с пленительной неожиданностью ракурсов многоглавого куба, мягким и чуть зыбким, как листва, узором лемеха и тесового гонта на главах и бочках кровли».
Из достопримечательностей Рождественно-Пречистенской церкви наибольший интерес представляло резное изображение распятого на кресте Иисуса Христа и большой киот с пятью главами наверху с резным изображением в ней Св. и Чудотворца Николая.
В 1871—1872 гг. на месте обветшавшей, существовавшей с 1730 г., была вновь построена теплая трапеза по новому плану на средства прихожан.
Рядом с церквями стояла деревянная шестигранная шатровая на четверике колокольня высотой 11 саженей. Построена была одновременно с Рождественно-Пречистенской церковью в 1678 г. В 1865 г. была обшита тесом. Колокола на колокольне появились в середине ХVII в.
Вокруг церквей и колокольни была обнесена деревянная, оригинальной формы, ограда с четырьмя воротами.
Значительное место в жизни Бережнодубровского прихода с середины ХIX в. имели однодневные торжки: Сретенский (2 февраля), Никольский (9 мая), Пречистенский (8 сентября) и Никольский (6 декабря).
Г.П.Гунн:
|
Фото М.Ильина, 2011 г. сайт sobory.ru
|
Но вот перед нами архитектурное чудо — бережнодубровская девятиглавая церковь 1678 года. Мы заметили ее еще издали, в чем ближе, тем ощутимее становилась ее величественность. Первое, что ощущаешь, подойдя вблизь, — ее высоту, ее массивность. Она именно решена в объеме. Объем ее — скульптурная группа глав на высоком постаменте. Постамент — огромный четверик с крутым повалом. Красота здания в его кубоватом завершении, осыпанном ворохом главок-шишек.
|
|
Фото М.Ильина, 2012 г. сайт sobory.ru |
Фото С. и М. Поповых, 2008 г. сайт sobory.ru |
Сама по себе конструкция завершения проста, хотя зрительно создается впечатление причудливого нагромождения. Куб (вспомним церковь села Архангело) крест-накрест прорезан двумя пересекающимися бочками. Четыре главы поставлены по ребрам куба, четыре других — на бочках, центральная, венчающая, самая крупная глава приподнята на четверик, еще более возвышающий ее надо всеми. Композиционно оглавление храма заключено в равносторонний треугольник. Это хорошо ощутимо, если смотреть с берега, откуда виден только верх храма. Красиво смотрится девятиглавие и сквозь окружающие церковь старые ели — чешуйчатые главки, островерхий силуэт. Архитектурные формы перекликаются с формами живой природы.
Мощному объему поставца-четверика соответствует крупная пятигранная апсида, покрытая широкой грузной бочкой. Прежде бочка была увенчана главкой (таким образом, храм был десятиглавым).
Некогда был в Бережной Дуброве и другой интересный памятник ХVI—ХVII веков — каменная церковь, местный вариант каргопольских кубических храмов. Сейчас на этом месте — куча щебня.
И.Бартенев, Б.Федоров:
Церковь в Бережной Дуброне сильно искажена поэднейшими пристройками с западной стороны. Здание обшито тесом и окрашено. На карнизе повалов имеется надпись: "Сей. . . храм обшит тесом и выкрашен, а внутри украшен иконостасом в лето 1882 г. от благодарных к памяти своим предкам и славе имени бережно-дубровенских прихожан усердием своим и средствами в память 200-летнего юбилея храма".
А.Бодэ:
Один из немногих кубоватых храмов, сохранившихся до наших дней - Никольская церковь (1678) в селе Бережная Дуброва. Древнейшую часть здания составляет массивный четверик и почти равный ему по ширине двухчастный алтарь. покрытый бочкой очень больших размеров. Завершение Никольской церкви отличается особой сложностью. По ребрам куба традиционно размещены боковые главы. В верхнюю половину куба врезана крещатая бочка, на коньках которой поставлены еще четыре главы меньшего размера. Центральная глава приподнята на квадратный в плане постамент.
|
"Небо" ц. Рождества Христова,
село Бережная Дуброва |
Т.М.Кольцова:
Общее число граней такого расписного потолка в Бережной Дуброве - 16. На этих "небесах" композиция - "Архангелы".
Сюжет "Распятие" занимает 5 восточных граней. остальые грани занимают сюжеты с архангелами.
На угловых гранях местоположение евангелистов.
Расписаны "небеса" в своеобразной народной манере, в технике масляной
живописи. (Автором росписи, был тот же мастер, что расписывал "небо" в Усть-починской часовне, т.е. Федор Захаров Иок - прим. М.З.).
|
|
Фото Е.Шелковникова, 2010 г. сайт sobory.ru |
Фото Е.Шелковникова,
2010 г. сайт sobory.ru |
Роспись "неба" церкви Рождества Христова в с.Бережная Дуброва выполнена во второй половине XIX в., но не ранее 1871 г.
|
Ограда погоста
Начало разрушения.
Из книги Л.Г.Шаповаловой |
Л.Г.Шаповалова:
Чрезвычайно интересно была устроена ограда погоста в деревне Бережная Дуброва: в виде двух параллельных бревенчатых стен, в которые врублены короткие поперечные стенки, образуя прямоугольные срубы-клети (т.н. "тарасы") под двускатной крышей. В каждой клети со стороны погоста были сделаны двери, а со стороны деревни - широкий оконный проем, закрывающийся ставнями; клети-тарасы таким образом превращались в торговые лавки, которые открывали в воскресные дни.
Проезд: От дороги Каргополь-Плесецк поворот на Вершинино, после понтонного моста через р. Кена поворот направо. От поворота до Бережной Дубровы приблизительно 16 км.
Примечания:
1. Использованные источники:
- Ю.С.Ушаков. Ансамбль в народном зодчестве Русского Севера. Ленинград, Стройиздат. 1982.
- И.А.Бартенев, Б.Н.Федоров. Архитектурные памятники Русского Севера. Ленинград-Москва. Искусство, 1968.
- Г.П.Гунн. Каргополье - Онега. Москва, Искусство, 1989.
- Н.А.Макаров.
Церковные приходы и монастыри Кенозерья и Среднего Поонежья. Монография. Архангельск, "Правда Севера", 2007.
- Г.В.Алферова. Каргополь и Каргополье. Москва, Стройздат. 1973.
- А.Б.Бодэ. Деревянные храмы Русского Севера. Архитектура и местное своеобразие. МГСУ, Москва. 2011.
- Т.М.Кольцова. Росписи "неба" в деревянных храмах Русского Севера. Архангельск, 1993.
- Л.Г.Шаповалова. Долгое эхо (Православные святыни Лёкшмозерья). Архангельск, 2012.
- сайт sobory.ru
2. Для незнающих - русские меры длины: сажень - 2,13-2,14 м, аршин - 1/3 аршина или 0,7 м
3. Фотографии и схемы: частично из публикаций, частично из интернета.
4. Архитектурные термины см. здесь.