< Кенозерье

Г.В.Алферова

КАРГОПОЛЬ И КАРГОПОЛЬЕ
фрагменты из книги

ЦЕРКВИ

Архитектура Каргополья представлена самыми разнообразными каменными и деревянными постройками: жилыми, церковными, хозяйственными и инженерными сооружениями. Более всего изучена (хотя тоже далеко не полностью) церковная архитектура, которая даже при современном состоянии наших далеко не полных знаний об этом замечательном крае позволяет придти уже сейчас к определенным выводам о своеобразии архитектуры.

Деревянные церкви

Наиболее распространенными типами деревянных церквей в Каргополье были шатровые икубоватые храмы . В Каргополье не было обнаружено ни одного ярусного храма — типа, широко представленного в архитектуре двинской земли и Обонежья. Многоглавые церкви Каргополья более просты по композиции и не имеют больше девяти глав, в то время как в церквах Обонежья количество глав достигает 21. Лишь изредка встречаются клетские храмы. Каменные церкви Каргополья ХVII—ХIХ вв.— самобытная страница русской архитектуры. Они заслуживают самого пристального внимания.

Анализируя архитектуру русского Севера, в частности Каргополья, важно учитывать чрезвычайно стойкую привязанность населения этого края к своим древним традициям. Хотя дошедшие до нас сооружения в основном относятся к ХVIII в. и лишь немногие дошли от ХVII в., а более ранние памятники насчитываются единицами, тем не менее и поздние постройки имеют характерные особенности, унаследованные ими от прошлого. Среди них удается выделить группу сооружений, характер архитектуры которых позволяет видеть в них особую стилистическую группу. Эта группа сооружений хорошо увязывается территориально с границами древнего Каргополья.

Храмы, упоминаемые в «Платежнице» ХVI в. (Платёжные книги — документы средневековой Руси, заимствовавшие из писцовых книг только их итоги. Использовались до XVII века - Википедия), с течением времени обветшали и строились вновь в ХVII и ХVIII вв. в тех же населенных пунктах, когда эти последние уже не принадлежали Каргополью. Они, однако, были тесно связаны со сложившимися уже традициями, развивали более ранние строительные и художественные приемы, что позволяет и их считать представителями того же каргопольского художественного направления, той же стилистической группы. Это приводит к выводу, что архитектурные формы деревянных зданий из поколения в поколение совершенствовались и нередко переносились в новый материал — камень, сохраняя традиционный, веками выработанный художественный образ. для того чтобы установить, какие архитектурные формы возникли раньше, а какие позднее, следует проделать большую специальную работу, и не исключена возможность того, что наиболее поздний по времени постройки  храм явится носителем наиболее ранней архитектурной формы, которая продолжала в нем жить. Поэтому сейчас еще нельзя утверждать, например, что кубоватые храмы являются по времени их возникновения самыми поздними.
 
Анализ различных типов храмов Каргополья и сличение их с церквами Обонежья в Двинской земли позволяет точнее и ярче определить черты Каргопольской архитектурной школы.

Самый широко распространенный
тип деревянного храма в Каргополье—шатровый

 
Шатровые храмы Каргополья имеют в основании куб, на который ставится восьмигранник, завершенный шатром. Шатровые храмы с восьмериком на четверике были в ХVII—ХVIII вв. распространены повсеместно и на севере и в средней полосе Руси. На Северной Двине наряду с ними, однако, широко бытовали шатровые храмы другого типа с восьмериком, идущим с земли, редко встречавшиеся в Каргополье и Обонежье. Шатровые храмы Каргополья отличаются друг от друга соотношением частей, размерами, формами шатров. К сожалению, большое количество деревянных шатровых храмов не дошло до нас, поэтому трудно провести более точный анализ их местных особенностей, так как для него нет достаточного материала. Дополнительные затруднения для такого анализа создаются тем, что шатровые храмы и их притворы, крыльца и приделы часто перестраивались позднее и до наших дней не дошли в своем первозданном виде.
  
К этой группе храмов в первую очередь следует отнести церковь Павловского прихода (фото 1) начала ХVIII в., находившуюся недалеко от Каргополя и упоминаемую в «Платежнице» ХVI в. Церковь, возможно, первоначально не имела двух приделов около трапезной. Собственно шатровая ее часть состояла из нижнего куба, стоявшего на нем восьмерика и шатра с главой на довольно тонком барабане. Сильно выступающая пятигранная алтарная часть, доходившая до середины высоты четверика, перекрыта огромной бочкой, равной по своему объему нижней части апсиды. Это бочкообразное покрытие апсиды своим верхом заходило на восьмерик храма. Массивная алтарная часть уравновешивалась зрительно двумя приделами в западной части сооружения.
фото 1 - утрач. фото 2 - сущ. фото 3 - сущ.
В З километрах от Каргополя, в Саунине, сохранился великолепный шатровый храм Иоанна Златоуста, (фото 2) построенный в 1667 г. (Саунино в «Платежнице» не упоминается). Павловский и Саунинский храмы по системе организации объемов однотипны, но разнятся пропорциями и соотношениями объемов.... На боковых стенах видны следы бывших здесь первоначально входов и галерей, а на западной стене трапезной крыльца, предшествующих существующему притвору. На диагональных стенах восьмерика можно видеть следы кокошников, создававших переход к нему от углов четверика.

Саунинская церковь не была в этом погосте единственной; рядом была церковь Флора и Лавра, сгоревшая в начале ХХ в., рядом с трапезной Иоаннозлатоустовской церкви стоит шестигранная шатровая колокольня, едва ли не единственный сохранившийся пример свободно стоящей колокольни с таким планом. Ярус звона в ней искажен сделанными в начале ХIХ в. пилястрами и арками.
 
К этой же группе относится и шатровая церковь в Большой Шалге (фото 3) Ее художественный образ отличен от образа двух предшествующих церквей благодаря иному строю пропорций. На сильно вытянутом четверике стоит высокий восьмерик. Он завершен массивным шатром с выпуклыми гранями, имеющими очень небольшой уклон, благодаря чему около главы образуется широкая полица. Алтарный прируб — плоский прямоугольный объем, доходящий до двух третей высоты четверика, завершен небольшой бочкой с широкими полицами. Двухстолпная трапезная хорошо скомпонована с общим объемом храма. Один из двух, украшенных резьбой столбов трапезной (перед иконостасом придела), был позднее удален. Высокий башнеобразный объем храма соответствует его постановке в глухом лесу вдали от дороги среди высоких елей.
фото 4
фото 4a. 2011 г.
Волосовский Никольский шатровый храм (1670) стоит над высоким берегом Онеги (фото 4, 4а). Его первоначальный облик был искажен пристройкой в 1765 г. трапезной, а в ХIХ в. обшивкой тесом и установкой на фасадах деревянных колонн.
Если снять эти поздние наслоения на памятнике, то откроется изысканное по пропорциям сооружение с высоким четвериком, завершенным восьмериком с шатром и главкой, рассчитанное на обозрение его с дальних точек. Задача зодчего была завершить холм над Онегой и подчинить храму необозримые дали у его подножья. Поэтому и пропорции этого сооружения иные, чем у других шатровых храмов. Но объемная композиция и здесь остается неизменной. Рядом с храмом построена шатровая часовня..
фото 5-сущ.
фото 5a. 2013 г.
Почеозерская шатровая церковь Происхождения честных древ (1700) (фото 5, 5a), стоящая над озером, характеризуется сильно вытянутым (до двух квадратов) четвериком, невысоким восьмериком и стройным шатром с повалами и полицами у основания. Главка с барабаном плавно вырастает из шатра. Алтарный прируб с широкой бочкой и небольшими полицами, как и четверик, устремленный ввысь, отличается от алтарного прируба в Большой Шалге, распластанного и подчиненному объему шатра.

Воезерский шатровый Михайловский храм (1721) (фото 6) близок по пропорциям Павловской церкви. Алтарная часть, сильно выступающая к востоку и покрытая большой бочкой, характерна для обоих зданий.
фото 6 - утр.
фото 7-утр.
шатр. храм и колокольня
Двухэтажная Покровско-Власьевская церковь Лядинского погоста (1761), видимо, была далеко не первым храмом на этом месте (на фото 7-справа). Изысканные пропорции храма говорят о большой одаренности зодчего. Этот храм стоит на месте очень древнего погоста, в ХVI в. еще не вышедшего из боярщины. Местоположение храма, его гармоничная взаимосвязь с другой многоглавой Богоявленской церковью и шатровой колокольней рассчитаны на всесторонний круговой осмотр, при котором здания дают различные сочетания друг с другом, с широкими полями, лугами и деревнями, расположенными на некотором расстоянии от погоста, имевшего вокруг ограду. Стройная Покровская шатровая церковь характеризуется спокойными соотношениями между нижним довольно высоким четвериком, восьмериком большим, чем в Почоозере, но не достигающим размеров восьмерика храма в Большой Шалге, и стройным шатром. Интересен интерьер трапезной нижней церкви с двумя сравнительно тонкими резными столбами и связанными с ними, также украшенными резьбой, скамьями, стоящими не возле стен, как обычно, но посреди помещения.

К этой же группе сооружений примыкает Чуриловская церковь 1692 г. (фото 8) с большой трапезной, к которой, постепенно понижаясь, примыкают прирубы сеней со щипцовыми кровлями и крыльцами.
фото 8 - утрачен
фото 9 - Благовещ. церк. утр.
Исключительная по своим красивым пропорциям Благовещенская церковь Турчасовского погоста (1795) царила над просторами Онеги, протекающей у подножья пологого холма, на котором зодчий поставил этот удивительный по силе воздействия на зрителя храм (фото 9). Композиционно он однотипен с Павловской церковью. Это шатровый храм с восьмериком на четверике и трапезной с запада. Пятигранный, сильно выступающий алтарь был покрыт большой бочкой. Длинная, не имевшая равных себе по размерам во всем русском деревянном зодчестве шестистолпная трапезная имела с севера и запада два прирубленных придела, покрытых одноглавыми «кубами»... Восточный проем связывал трапезную с главной церковью  (имевшей самостоятельный вход с севера) не непосредственно, но через внутренний притвор. Массивный шатер с большой главой на толстой шее, с маленькой епанчей у ее основания плавно переходил в объем шеи главы. Великолепен интерьер храма с резным иконостасом и резными раскрашенными столбами трапезной.
фото 10 - утрачен полн.
фото 11- утрачен полн.
Шатровая церковь (фото 10) села Макарьина на реке Коже (1769), недалеко от ее впадения в реку Онегу, по пропорциям и по завершению выступов четверика теремками ближе всего к Саунинскому храму. Очень схожа с Макарьинской и шатровая церковь в селе Верхний Мудьюг, обладающая такими же композицией и пропорциями. Ансамбль в Верхнем Мудьюге, построенный крестьянином этого же села Митрофаном Никифоровым, состоит из традиционных двух церквей: шатровой и кубоватой с колокольней между ними. Шатровая церковь была построена в середине ХVIII в. на месте более старой (фото 11). В нее перенесли паникадило и иконостас ХVII в.

фото 12
Церковь в Малошуйке также шатровая с восьмериком на четверике обладает своеобразными пропорциями: огромная глава на толстой шее покоится на невысоком массивном шатре, который стоит на приземистом основании. Верхняя площадка крыльца покрыта большой полой бочкой, не имеющей передней стенки (фото 12). Таких бочек, известных по старинным изображениям русских деревянных построек, не сохранилось нигде, кроме Малошуйки.
фото 13 - утр.

Воздвиженская церковь на Шелексе (1708) (фото 13) —шатровый храм с восьмериком на четверике, к которому в нижней части примыкали галерея и крытый бочкой придел. Храм и придел имели два сильно выступающих алтарных прируба, также покрытых бочками. С запада все дополнительные объемы не были видны, и поэтому он выглядел как и все остальные шатровые храмы такого типа.

Среди шатровых храмов Каргополья имеется несколько построек, одни из которых возведены на крещатом основании, а у других восьмерик начинается прямо с земли. К первой группе следует отнести шатровый храм в Пияле (1651) (фото 14, 15), имеющий четыре прируба, крытые бочками, создающими крестчатое основание восьмерика под шатром.
фото 14 - сущ.
фото 15-
куб. церк.-утр.
Своей композицией и покрытием каждого прируба тремя насаженными одна на другую бочками, создающими постепенный переход от прирубов к верхней части четверика, Пияльская церковь близка к церкви в Варзуге на Кольском полуострове (1674) (фото 16), отличающейся от Пияльской более вытянутыми вверх пропорциями и массивной главой, и к церкви в Суланде Шенкурского района (фото 16). Церковь в Вазенцах (1789), также стоящая на берегу Онеги, близка по композиции крестчатым храмам (фото 17). Но у нее западный прируб шире четверика, и покрывающая этот прируб бочка заходит своими крыльями на западные стенки боковых прирубов.
фото 16-сущ.
фото 17-утр.
фото 18-утр.
Трехчастный алтарный прируб этой церкви типичен для деревянных церквей ХVIII в. на берегах Онеги комбинацией из трех бочек—двух внизу и третьей, объединяющей их, наверху. С запада к стоящей на высоком подклете трапезной примыкает крыльцо с верхней площадкой на бревенчатых консолях. Интересен и высокохудожественный интерьер Воздвиженского храма в Пияле...

Есть в Каргополье и храмы, близкие к шатровым храмам Двинской земли: таковы церкви в Панилове, Белой Слуде, Вершине на Тойме и др. Эти храмы рублены с самой земли восьмериком, несущим шатер.
фото 19 - сущ.
фото 20 - утр.
фото 21 - обе утрачены
К ним относятся церкви в Красной Ляге (ХVIII в.) в 40 км от Каргополя (фото 19), Покровская церковь в селе Спасском (фото 20), церковь в Астафьеве на реке Свиди (фото 21) и самая поздняя церковь (Григория Богослова - М.З.) такого типа в Ошевенском погосте (1787) (фото 22). Сохранились сведения о шатровом храме в Верхней Чурьеге, недалеко от Ошевенска, в 40 км от Каргополя, стоявшем в селе Агафоновском. Этот восьмигранный храм с двумя пятигранными алтарными прирубами и квадратным притвором соединялся галереей с колокольней, что было необычно (фото 23).
фото 22 - сущ.
фото 23
Имеются сведения, что по такому же принципу была соединена церковь с колокольней в Заднедубровской Ильинской церкви, построенная в 1622 г.
 
Интересна трехшатровая Воскресенская церковь в Сельце на Емце (1673) (это одно из древнейших новогородских поселений, упоминаемое в XVI веке. В XVI век село Емецкое принадлежит Каргополю). Шатры стоят над главным храмом, рубленным восьмериком с четырьмя прирубами, и над обоими приделами, находящимися в боковых прирубах. Алтарный прируб и притвор покрыты бочками. Бочками покрыты и алтарные прирубы приделов. С западной и восточной стороны образуется пирамидальная композиция из трех шатров. Все пропорции храма очень изысканны. Он весь вытянут вверх. Низкая галерея, расположенная с западной стороны, зрительно образует широкое покойное основание для высоких срубов и венчающих их удлиненных шатров (фото 24). Храм этот ближе по своему типу к северодвинским постройкам, хотя в ХVI в. этот район был во владении Каргополя.
фото 24-утр.
фото 25-утр.
фото 26-сущ.
Изящная церковь (Св. Николая - М.З.) с удлиненным шатом была построена в Нижмозере (фото 25). Не менее интересен каргопольского типа шатровый храм (Св. Николая - М.З.) в селе Пурнема (фото 26).

Церковь села Астафьева (фото 21) на реке Свиди также рублена восьмериком с самой земли. Но ее кубический, покрытый бочкой, алтарный прируб увенчан миниатюрным четвериком с восьмериком и шатром. Поздняя трапезная исказила эту пристройку, возможно имевшую первоначально галерею, придел и западный прируб, подобный восточному.
фото 27-сущ.

Особняком стоит храм в Архангелах на берегу Онеги (фото 27 - на первом плане - М.З.) на Каргопольско-Архангельском тракте, завершенный сейчас своеобразной восьмигранной главой, которая, видимо, появилась после одного из пожаров, когда храм получил железное покрытие. Храм сильно перестроен: увеличены оконные и дверные проемы, сломаны крыльца. На его четверике стоит второй, меньший четверик, низкий, приземистый и из него вырастает восьмерик, видимо, первоначально завершавшийся шатром. Сейчас «небо» поднято под основание крыши, и восьмерик открывается внутрь, что редко делали в шатровых храмах. Без детального исследования трудно сказать, было ли это первоначально или возникло в результате перестроек.

Кубоватые церкви

Второй тип деревянных церквей, широко распространенный в Каргополье, точнее в бассейне реки Онеги и на южном берегу Белого моря, равный в количественном отношении шатровым церквам и встречающийся только здесь и на территории юго-восточнее Кеми, — это храмы, имеющие кубоватое покрытие, квадратное в плане, центрическое, близкое по силуэту к луковичной главе.

Квадратный в плане четверик с кубоватым покрытием завершается одной, пятью и девятью главами. Все эти храмы имеют прирубы с запада и востока, а некоторые — и со всех четырех сторон. Эти прирубы в ряде храмов увенчаны главами, что создает многоглавую пирамидальную композицию объемов, которая, однако, существенно отличается от многоглавых храмов Обонежья и Двинской земли — Кижей, Вытегорского погоста, Чухчерьмы.
фото 28-сущ.
фото 29-утр.
Церкви, близкие к храмам с кубоватыми завершениями, встречаются в Двинской земле, например, в Зачачье (Св. Николая-1687 г.)(фото 28), Моржегорах (фото 29). Однако их завершения имеют восьмиграннную, а не квадратную основу, и, будучи сильно вытянутыми вверх, венчаются одной главой. Они по общему облику приближаются к шатрам, с подогнутыми у полиц гранями.
 
Наиболее простая форма церквей с кубоватым покрытием — это одноглавый храм. В нем квадратный в основании четверик венчается кубоватым покрытием с главой над центром куба.
фото 30 - пока сущ.
фото 30а
Такими были Никольская церковь в Унежме (1826)(фото 30, 30а), Параскевы Пятницы в Шуерецком, южнее Кеми (1666)(фото 31). Они имели так же, как и шатровые церкви, алтарные прирубы, покрытые бочкой, и трапезные.
фото 32 - анс. утрачен
фото 31-утр.
Успенская церковь в Чекуеве (1675)(фото 32) выделялсь тем, что кубоватым покрытием в нем венчался не четверик, а стоящий на нем более узкий восьмерик.
фото 33
фото 34
фото 37
Интерьер этого храма (фото 33) изобилует изящной резьбой, как и храм в Макарьине (фото 34, 10).

Более сложны по своей композиции пятиглавые церкви. Они отличаются друг от друга высотой четвериков. на которых установлены кубоватые покрытия, характером повалов, алтарными и другими прирубами. Климентовская церковь в селе Макарьинском на Коже (1695 г.) имеет кубоватое покрытие, завершенное в центре широкой луковицей, стоящей на толстой шее. На ребрах куба стоят еще четыре главы на тонких шеях, у подножья глав —теремки-кокошнички (фото 10).

фото 35-утр.
фото 36 - утрачен
В Побережской Троицкой церкви толстая шея центральной главы, завершенная большой луковицей, стояла на кубоватом покрытии; четыре остальные стояли на гранях куба, но близко к центральной главе (фото 35). Климентовская церковь Пияльского погоста (1685) (фото 15) была близка по своему архитектурному образу Макарьинской. В этой церкви куб не имел в центре такого подвышения, как в Побережской церкви, но на нем также стояли пять толстых глав. У подножья центральной главы имелись плоские кокошники, напоминающие теремки. В интерьере храма иконостас имел крупную рельефную резьбу.

К этой же группе следует отнести Троицкую церковь в Подпорожье (1725), построенную Кийским Крестным монастырем. Центральный объем храма имел кубоватое завершение с пятиглавием, придел—с одноглавым кубом (рис. 36). Этот храм характеризовался изысканным рисунком кубоватых покрытий, что делало все сооружение гармоничным и утонченным. Также изыскан был в интерьере и иконостас (фото 37).
фото 38 - сущ.
фото 39 - утрачен
фото 40 - сущ.

фото 41- -утрачен
Особенно красивы храмы в Архангелах (фото 38), Верхнем Мудьюге (фото 39), на горе Жеребцовской в Подпорожье с хорошо прорисованным кубоватым покрытием (фото 40). Кубоватая церковь Ольховского погоста (1758) с близко поставленными к центральной главе четырьмя боковыми главами и массивным прирубом алтаря, крытого бочкой, очень выразительна (фото 41).

В храме в Архангелах сохранилось яркое по краскам «небо», характерное для храмов Севера (рис. 42). Через отверстие в потолке в алтарной части можно просмотреть и конструкцию куба (рис. 43).
фото 42
фото 43
фото 44-сущ.
К этой же группе памятников следует отнести и своеобразный по своему художественному облику кубоватый храм в Вирме (1759). Немного коренастый с большой центральной главой на низкой шее и четырьмя боковыми, он имеет весьма ярко запоминающийся облик. Весь храм богато украшен резными причелинами, его главы и их шеи зашиты лемехом (фото 44).
фото 45 - утрачена

Заслуживает внимания кубоватая церковь в селе Устьвольском, расположенном в устье реки Волошки: церковь построена в 1777 г. (фото 45). Эта часть Севера ранее всего начала заселяться славянами. Наличие здесь кубоватого храма заставляет думать, что это форма возникла очень рано.

Девятиглавые храмы представлены двумя типами, К первому относятся сооружения, у которых все девять глав стоят на кубоватом покрытии, что можно видеть сейчас лишь в храме в Бережной Дуброве (1679 г.). Высокий четверик с широкими повалами имеет кубоватое покрытие, на котором в центре, на ребрах куба и на его гранях, обращенных к странам света, стоят девять глав. Главы стоят на теремках-кокошниках, образуя сложную композицию объемов. Храм имеет только два прируба: восточный алтарный, крытый бочкой, и западный, к которому позднее была прирублена еще одна пятиглавая церковь (фото 46).
фото 46 - сущ.
фото 47-Мал.Корелы
фото 48
Такие же кокошники у подножья глав имеет двухэтажный пятиглавый кубоватый Вознесенский храм в селе Кушерека на Белом море (1669 г.) (фото 47). Это один из лучших по своим художественным достоинствам деревянных храмов Каргополья, обладающий изысканной композицией и редким по красоте силуэтом. Конструкция сруба и бочки имеют свои особенности, хорошо видимые на разрезе (фото 48 - обмер А.В.Ополовникова). Иконостас в интерьере имеет крупную плоскую резьбу.
фото 49-сущ.
фото 50
Церковь на горе Жеребцовой в Подпорожье (фото 40) и Преображенская церковь в Турчасовском погосте (фото 49) (1786 г.) завершены девятью главами. Девятиглавие, однако, в этих храмах композиционно организозовано по-другому, чем в Бережной Дуброве. Основной куб увенчан пятью главами, а другие четыре главы стоят на бочечных крышах четырех прирубов к четверику. В Подпорожском храме главы на прирубах подняты высоко на шатриках и издали смотрятся как поставленные на кубоватое покрытие. В Турчасове главы на бочках прирубов не поднимаются до кубоватого покрытия и остаются у его подножья. Иконостас Преображенской церкви в Турчасове изобилует деревянной скульптурой (фото 50). Такой же, как в Турчасове, была Преображенская церковь в Чекуеве (1687 г.).

Существенной чертой каргопольских храмов в ХVIII в. является покрытие алтарных прирубов сложной системой бочек. В Преображенской церкви в Турчасове, во Владимирской в Подпорожье и в Ильинской в Вязенцах алтарные двух- и трехчастные прирубы покрыты двумя стоящими рядом бочками, а сверху их перекрывает третья бочка. Интересна завершением алтарной части и Преображенская церковь, где алтари церкви и приделы покрыты одной широкой бочкой.

Клетские церкви

Значительно меньше в Каргополье клетских церквей, которые в этом районе отличаются большой изысканностью. Таковы храмы Елгомского погоста (фото 51).
фото 51 - утрачены все
Богоявленская церковь Елгомской пустыни (1643 г.) (фото 52) и церковь в Поржинском (Кенозерский национальный парк - М.З.), покрытые крутыми двухскатными крышами с широкими полицами и повалами, создают красивое сочетание объемов.
фото 52 - утр.
фото 53 - утр.
фото 54 - утр.
Троицкая церковь в Елгомской пустыни (1714 г.) (фото 53), Спасоезерская (фото 54), Ольховская (1690 г.) и Ямецкая у Бирючевских порогов покрыты не прямоскатными крышами, а бочками с повалами, такими же, как и на алтарных прирубах. Такой тип клетской церкви в отличие от широко распространенного первого не встречается в других районах русского Севера.

Единственная сохранившаяся теперь - это церковь в Порженском (фото 55). Ильинский храм в Порженском (официально - это Георгиевская церковь - М.З.), расположенный на высоком берегу озера, имеет великолепную деревянную ограду (рис. 56).
фото 55-сущ.
фото 56-сущ.
К многоглавым храмам обонежского типа в Каргополье относится только Богоявленская церковь (фото 7) в Лядинах (1793 г.). Она похожа несколько на девятиглавую церковь Кижского погоста, у которой все главы стоят на крыше восьмерика. Но на восьмерике Лядинской церкви стоят пять глав, а остальные четыре размещены на выступах четверика. Кроме того, три главы поставлены на бочечных крышах алтарных прирубов.

Примечания:
1. Из книги Алферова Г.В. Каргополь и Каргополье. М., Стройиздат, 1973 г.
2. С небольшими сокращениями.
3. Рисунки автора книги Г.В.Алферовой.
4. С биографией Г.В.Алферовой можно познакомиться здесь
5. Авторы фотографий - О.В.Милюков, Н.И.Розов.
Фотографии 4а, 5а, 30а - современные из интернета, Фото 7 - из интернета.
6. Утраченные церкви отмечены надп. под фотографией - "утрачена" или "утр." Существующие церкви отмечены - "сущ."
Последняя утрата - шатровая церковь и колокольня в Лядинах (фото 7).
7. О церквях, расположенных на Онеге, можно почитать здесь.