Анциферова А.И.,
начальник научно-методического
и экспозиционного отдела НП "Кенозерский"

ФЕДОР ЗАХАРОВ ИОК - иконописец Кенозерья

"Среди кенозерских «небес» есть ряд комплексов, при первом взгляде на которые становится очевидно, что они принадлежат руке одного мастера. Его узнаваемая индивидуальная манера прослеживается в часовнях нескольких деревень (Никольской час. в д.Вершинино, Пахомиевской в д.Карпово, Георгиевской в д.Минино, Никольской в пос.Усть-Поча), а также в церкви села Бережная Дуброва. Но лишь недавно удалось установить имя этого иконописца". Так пишет в своей большой статье об одном из неизвестных до недавней поры иконописцев - Федоре ИОКе - Т.М.Кольцова. Эту статью можно целиком прочитать на нашем сайте.

Но на этом биография Федора Иока не кончилась. Нашлись другие источники и в них новые страницы его биографии. Вот прошлогодний пресс-релиз Кенозерского национального парка:

Сотрудниками Кенозерского национального парка в Государственном архиве Архангельской области во время изучения документов по истории Архангельской почты и здания Почтовой конторы XVIII века, где в настоящее время находится Визит-центр Кенозерского национального парка, было обнаружено «Личное дело Фёдора Захаровича Иок».

Фёдор Захаров Иок – талантливый северный иконописец, расписавший «небеса» в нескольких кенозерских часовнях: Никольской в д.Вершинино, Пахомиевской в д.Карпово, Георгиевской в д.Минино. Кисти мастера принадлежит и редкое подписное «небо» в Никольской часовне поселке Усть-Поча, о чём свидетельствует авторская подпись на одной из граней «неба»: «Писаны сии небеса въ 1881 живописцомъ Федоромъ Захаровымъ Iокомъ, уроженцомъ Олонецкой гу.(бернии) Каргопольского уезда Мишковской волости дер.(евни) Большого Конёва. Отроду 17 летъ» масте.(р.)». Сведения, приведённые в надписи, ранее были дополнены краткими биографическими данными мастера. Теперь же благодаря новым архивным материалам можно восполнить белые пятна биографии живописца. Анкета, заполненная Фёдором Захаровичем Иоком в начале 1920-х годов, позволяет с уверенностью утверждать, что в течение 3 лет юный Фёдор Иок обучался живописи в художественной мастерской в г. Санкт-Петербурге. В 1886 году каргопольский мещанин Фёдор Иок обращается к начальнику Почтовой части Олонецкой губернии с прошением о принятии его на службу в почтовое ведомство. В течение 36 лет Ф.З.Иок работал в различных почтовых конторах Олонецкой и Архангельской губерний. Трудовую биографию начал почтальоном в Каргопольской почтово-телеграфной конторе, возил почту из Архангельска в Санкт-Петербург, затем возглавлял почтовые отделения в Прилуках, Нёноксе, Шенкурском, Холмогорском и Пинежском уездах. Был заботливым отцом и мужем, воспитал 7 детей. Скончался талантливый живописец 25 ноября 1922 года.

В дальнейшем уникальные архивные материалы, раскрывающие биографию северного живописца, а так же его фотоизображение, поиски которого ведутся сотрудниками Кенозерского национального парка, будут представлены в одной из тематических экспозиций Парка.

 Но и это еще не все. Прочитайте свежий пресс-релиз Парка от 24.03.11:

Продолжение удивительной истории Федора Иока

Сотрудниками Кенозерского национального парка обнаружены 3 иконы, принадлежащие кисти северного иконописца Федора Захарова Иока. В иконах, хранящихся в настоящее время в музейном фонде Парка, четко прослеживается индивидуальная художественная манера иконописца Федора Иока. Подтверждением авторства талантливого живописца является его подпись, оставленная на обороте одной из икон: «Сии иконы писалъ живописец 17 летъ от роду Федоръ Захаровичъ Иокъ писал 1881 году в октябре урожденецъ с.Конево Олонецкой губернии Каргопольского уезда работа вся 80 р. сереб. (ром)».

По свидетельству местных жителей «в конце 1970 – начале 1980-х годов эти иконы были вывезены с Порженского», т.е. в течение 100 лет находились в церкви Георгия Победоносца деревни Федоровская. Однако, только сейчас удалось установить точную вековую историю данных икон. В 1881 году коневский самородок Иок по заказу порженских крестьян расписал иконостас алтаря в приделе во имя Собора Пресвятой Богородицы, устроенном прихожанами в Георгиевской церкви в 1875 году. 

В советский период иконописные произведения Иока из Георгиевской церкви постигла трагическая судьба. В 1980-е годы рамы иконостаса были частично уничтожены, часть икон безвозвратно утрачена. Только эти иконы, посвященные Богородице, Илье Пророку, Макарию Желтоводскому и Унженскому, были спасены и бережно хранились жителями нескольких кенозерских деревень.

Таким образом, получил подтверждение факт об уникальном иконописном наследии северного живописца Федора Захарова Иока, представленном в Кенозерье 4 комплексами «небес», пятичастной иконой из часовни святого Иоанна Предтечи деревни Горбачиха, иконами из церкви Георгия Победоносца деревни Федоровская.

Аналогичная авторская подпись иконописца Иока на одной из граней «неба» Никольской часовни деревни Усть-Поча и относящаяся также к 1881 году, позволяет сделать определенные выводы. В начале 1880-х годов творчество коневского самородка Федора Захарова Иока было востребовано в Кенозерье. Крестьяне, которых удовлетворяла незамысловатая живопись северного иконописца, предпочитали отдать ему церковный заказ.
 

В дальнейшем после проведения реставрационных работ данные иконы займут достойное место в экспозиции «Мастерская изографа», расположенной в Визит-центре Парка в деревне Вершинино.

Более подробно о "небесах" на нашем сайте:
1.Т.М.Кольцова. Росписи "неба" в храмах Русского Севера (фрагменты).
2. "Небо" (обзор кенозерских "небес")