Спасский монастырь в конце XIX в. Из книги Вл. Васёва (с рис. XIX в.) |
"Святые ворота" Кирилло-Челмогорского монастыря. Фото нач. ХХ в. |
«Кирилл Челмогорский и Пахомий Кенский являлись двумя из 13 святых Олонецкого патерика, которые являлись «светильниками» благочестия для русского народа и местных племен».
М.Н.Мелютина:
Сегодня обитель находится в полнейшем запустении. От двух храмов
остались только фундаменты, от ограды — груда кирпичей. Единственное,
что напоминает здесь о бывшей пустыни, это ландшафт. По-прежнему чудесны
озера, окружающие монастырь, только речка Челма почти заболочена.
Возвышающиеся фундаменты Богоявленской церкви топографически точно
определяют место ее бывшего расположения. Там, где были монастырские
стены, вырос ряд тонких берез, указывающих границы утраченной обители.
Вл. Васёв:
Давно угас светильник, но
полезно помнить, что он горел веками и представлял из себя один из
первых широко известных очагов православия не только в Поонежье, но и на
Архангельском Севере.
---
Еще о Кирилло-Челмогорской пустыни - см.
здесь.
---
Александро-Ошевенский монастырь
Г.В.Алферова:
В середине ХV в. в 40 км от Каргополя возникает
Ошевенский монастырь, основанный
монахом Александром, принявшим пострижение в Кирилло-Белозерском
монастыре. Ошевенский монастырь был для Каргополья тем, чем была
Троице-Сергиевская лавра для средней Руси. Из него вышли основатели
нескольких монастырей и пустыней в Каргополье: Пахомий Кенский, Антолий
Сийский, Кирилл Сырьинский, Нифонт Кожеезерский, а также
основатели Макарьевского монастыря на Хергозере, Вознесенской,
Макарьинской и Спасской пустыней.
Вл. Васёв:
С 50-х годов 15-го столетия центр монашеской жизни Каргополья
перемещается в Александро-Ошевенский монастырь. Обитель превратилась в
одну из самых влиятельных в Поонежье и послужила своего рода кузницей
кадров духовенства. Ученики и воспитанники монастыря сыграли в
дальнейшем огромную роль в развитии православия на Русском Севере. Как
бы далеко не забросила их судьба служения, везде они назывались
«каргопольскими святыми». Основатель обители Александр Ошевенский стал
наиболее почитаемым святым на Каргополье.
Образование
монастыря относится к 1452 году, и 27 лет неустанных трудов посвятил ему
преподобный Александр, занимая должность игумена. В благом деле
Александру оказал большую помощь его отец Никифор, который выпросил в ХV
веке у одного новгородского боярина «слободскую грамоту»… Скончался
преподобный в 1479 году в возрасте 50 лет.
Г.В.Алферова:
Ошевенский монастырь, построенный в 1455 г., благодаря славе, которой
пользовался, часто изображался на иконах. Они донесли до нас
архитектурный образ деревянного монастыря, который совпадает с его документальными
описаниями.
На иконе XVII в. изображен
монастырь, имеющий в плане форму неправильного многоугольника, ворота
его имеют бочкообразное покрытие, ограда имеет шатровые башни. Внутри
ограды показаны рудные избы с резными дымарями; настоятельский корпус
имеет высокое крыльцо.
Ошевенский монастырь.
Икона ХVI в.
В центре монастыря видим шатровую колокольню,
слева от нее - Никольскую, а справа - Успенскую шатровые церкви...
Деревянный монастырь
был постепенно заменен каменным. Самая древняя каменная церковь в
Ошевенском монастыре - Успенская - была поставлена на месте деревянного
шатрового храма и закончена в 1707 г. Это двухэтажное сооружение в плане
выглядит обыкновенной четырехстолпной церковью, имеет колокольню с
запада и три апсиды с востока. Окна богато декорированы только на южном
фасаде. Они выходят в сторону главного входа в монастырь на огромный
зеленый луг, где в дни празднеств собиралась многочисленная толпа богомольцев.
С южной стороны был вход на деревянное крыльцо, ведшее
на второй этаж собора, куда входили, проходя под колокольней.
Успенская церковь с колокольней.
1707 г.
Надвратная Никольская церковь.
1834 г.
Исключительный интерес представляет верхняя церковь, стоящая на столбах
и стенах нижней церкви, но имеющая более облегченные конструкции.
Необычным является то, что на четырех столбах в центре, на арках,
перекинутых с одного столба на другой, покоится квадратный четверик,
вздымающийся над всем сооружением. В своих стенах этот четверик имеет
окна. Выше окон четверик через паруса переходит в низкий цилиндр,
завершенный куполом. Купол венчается пятью главами...
Надвратная
Никольская церковь, также каменная, была построена в 1834 г. Она, судя
по изображениям на иконах, была завершена круглым куполом. Интересен
проезд ворот, где сочетаются полукруглые в плане арочные ниши с
небольшими прямыми простенками.
Вл. Васёв:
После секуляризации
земель в 1764 году монастырь не смог приспособиться к новым условиям и
потерял свое экономическое значение в жизни Каргополья, но духовное
влияние обители не угасло...
По
состоянию на 1858 год... в обители имелись каменные соборная Успенская с
колокольней и надвратная Никольская церкви. К богатым монастырям
Ошевенский на тот период не относился, но средств, получаемых от ведения
хозяйства и пожертвований, хватало для содержания церковных зданий и
самой братии...
Отмечается, что...к нему приписаны
были две пустыни: Спасо-озерская с Преображенской церковью и
Челмогорская, в которой на тот момент имелись каменная Богоявленская и
деревянная Успенская церкви, в связи с отсутствием средств к их
самостоятельному существованию.
Г.В.Алферова:
До сегодняшнего дня стоят
братские каменные кельи, построенные в 1752 г. У них не сохранился
второй деревянный этаж, в котором жили настоятели монастыря...
---
Малоизвестные монастыри Каргополя
Вл. Васёв:
Обращают на себя внимание редко упоминаемая
Спасо-Озерская пустынь... и
два городских монастыря Каргополя: женский Святого
Духа и мужской - Крестовоздвиженский.
Спасо-Озерская пустынь
В.В.Зверинский (с сайта "Православные приходы и монастыри
Севера"):
...Пустынь находилась в 51 вер. к северу от Каргополя и в
12 вер. к востоку от Александро-Ошевенского монастыря (по современному -
близ д.Озерки Каргопольского района - М.З.) среди безлюдных лесов.
Основана старцем Вассианом из Ошевенского монастыря в первой полловине
XVII в. В 1721 г. Приписана к Спасовой Строкиной пустыни. Впоследствии -
погост Спасо-Озерская пустынь Каргопольского р-на Олонецкой
губ.
Святодуховский монастырь
Г.В.Алферова:
На окраине города
(Каргополя - М.З.) сложился ансамбль Святодуховского монастыря, который
состоит из двух церквей и колокольни. В середине XVII в. его церкви
сделались приходскими.
Вознесенская церковь. Северный фасад сегодня.. |
Святодуховская церковь сегодня |
Пахомий Кенский. С иконы XIX в. |
Известно, что
пустынь пострадала в лихолетье Смутного времени, когда погибла почти вся
братия. Возрождение монастыря началось с царских грамот 1616 и 1621
годов. Но с утратой значения Кенского водного пути, монастырь стал
приходить в упадок. В 1748 году он приписан к Спасо-Каргопольскому
монастырю, а в 1764 упразднен, земли переданы в казну, а здания -
местному приходу.
Пожаром 1800 года здания бывшего монастыря
полностью уничтожены и на его месте усердием прихожан выстроены с
сохранением прежних монастырских названий: в 1810 году – Никольская
церковь, в 1841 году – церковь Рождества Богородицы, в 1843 году -
Преображенская церковь, которые до нынешних дней не сохранились. В
Преображенской церкви была установлена рака с мощами преподобного Пахомия.
М.Н.Мелютина:
Пятиглавый Спасо-Преображенский собор
Кенского монастыря (Кенского прихода) был разрушен в 1949 году.
В Русском музее С.Петербурга хранится напрестольный крест из
Кенского монастыря.
Напрестольный крест из Кенского мон-ря. 1682 г. ГРМ |
Надпись на обр. стороне креста |
Вл. Васёв:
Пустынь образована
иноком Ошевенского монастыря - Тимофеем. Местонахождение ее и поныне
можно установить достаточно точно: на острове посреди Наглимозера. В
царской грамоте 1649 года говорилось «в прошлых де годах построил он,
инок Тимофей, ту пустынь, на том Аглине озере, на острову, на диком
лесу, один собою». В 1642 году Тимофей получил разрешение на построение
храма, а через 8 лет добился по грамоте царя Алексея Михайловича
причисления к монастырю Наглимозера, с прилегающими к нему небольшими
озерами, пашнями, лесами и сенокосами.
Следует отметить, что
монастырь не был бедным, о чем свидетельствует то, что сооружения его
сохранились до самой революции. В 1676 году на острове строится церковь
Неопалимой Купины, а в 1811 году на ее месте воздвигнута каменная
церковь Тихвинской Божией Матери с каменной колокольней. В церковных
документах ХIХ века отмечается, что на острове находилась также
деревянная церковь трех святителей Василия Великого, Григория Богослова
и Иоанна Златоуста неизвестного года постройки, упраздненная в 1836 году
за ветхостью.
Памятный крест
на месте монастыря |
М.Н.Мелютина:
М.Н.Мелютина:
Г.В.Алферова:
Сайт "Храм всех святых":
А.Бодэ:
Вл. Васёв:
Сайт "Храм всех святых":
А.Бодэ:
Вл. Васёв:
Вл. Васёв:
Г.В.Алферова:
Вл. Васёв:
А.Бодэ:
Информаторы свидетельствуют, что в 1930-е гг. два храма Наглимозерской
пустыни были разрушены. Но территория обители, «где славили Бога иноки
смиренные, служа обетам по мере сил своих», по-прежнему остается
святым, притягательным местом. «Образ места» хранят устные истории об
иноческой жизни, остатки монашеской кельи и деревянный крест,
поставленный на фундаменте каменного храма.
В музейном фонде Кенозерского национального парка хранится уникальный
план пустыни, изготовленный с целью «межевания учиненнаго в 1783 г.»
Вл. Васёв: Интересно отметить, что монастырь являлся
единственным в Поонежье, который располагался на озерном острове и имел
сходство с Валаамским монастырем на Ладожском озере. Разница в том, что
Наглимозеро было небольшое: до 3 километров - в ширину, до 5 - в длину и
ансамбль церквей оставался на виду отовсюду с берегов озера под разными
углами, что вкупе с живописностью природы создавало неповторимо яркую и
цельную картину.
---
Еще о Наглимозерской пустыни см. здесь.
---
Хергозерская Макарьевская пустынь
Вл. Васёв:
Хергозерская Макарьевская пустынь
основана в 1640 году монахами Ошевенского монастыря на Хергозере в 16-18
км от д.Морщихинская.
Г.В.Алферова:
Монастырь был построен Сергием и Логином — двумя монахами Ошевенского
монастыря, поселившимися здесь в 1636 г. и прожившими до 1648 г.
Вл. Васёв:
Макарий Желтоводский и Унженский, -
основатель Унженского монастыря на Волге, - являлся одним из самых
почитаемых святых на Каргополье. Преподобный неоднократно бывал на
Севере. В пустыни еще в начале ХХ века хранились книги, принадлежавшие
Макарию.
После секуляризации в 1764 году обитель преобразована в
Хергозерский приход. Ранее монастырь был популярным местом паломничества
и имел торжок на Пудожском тракте. Из Каргополя в день празднования
памяти св. Макария 7 августа ежегодно организовывался в пустынь
крестный ход с выносом иконы Макария Унженского.
В начале ХХ века в
пустыни имелось два храма каменных с таковою же колокольней: Святой
Троицы 1873 года постройки и Введения Богородицы, возведенного в 1790
году.
Г.В.Алферова:
Троицкий храм был освящен в 1653 г. Вместо него в
1800 г. был построен каменный храм, в который перенесли иконостас и
иконы деревянной церкви. Другой храм — двухпрестольный Введения
Богородицы и Николая Чудотворца — был деревянным до 1798 г.
Макарьевский монастырь. 1958 г.
Фото Н.Н.Померанцева
Вблизи южного входа храма отдельно была поставлена каменная восьмиугольная колокольня, высотой не более 8 сажен.
Рядом с ней располагался каменный пятиглавый теплый храм во имя Введения во храм Божией Матери с приделом по левой стороне во имя святого Николая Чудотворца, построенный «обещанием усердствующих благодетелей и по сборным книгам, выданным от начальства».
---
Еще о Хергозерской Макариевой пустыни см.
здесь.
---
Монастырь на
Колобовой горке или Успенский женский в Каргополе
Вл. Васёв:
В древности на окраине Каргополя, кроме Строкинской пустыни, был
образован еще один монастырь, на Колобовой горке... Время основания относят к XIV веку.
Дальнейшая судьба монастырька затерялась во тьме веков. Возможно, он
положил начало Успенскому монастырю, который в 1615 году преобразован в
женскую обитель...
Пропитанием и жильем монахини должны
были обеспечивать себя сами. В конце ХIХ века на каждую полагалось в год
20 рублей ассигнациями или 5 рублей 71 коп. серебром, а послушницам
денег не платили вовсе. ..
В Успенском монастыре имелось 2 каменные
церкви: надвратная, Антония и Феодосия Киево-Печерских, с колокольней и
соборная, Архангела Михаила...
Г.В.Алферова:
Успенский женский монастырь был построен в 1649
г... До нас дошли каменные постройки XVIII и XIX вв. Первоначально
монастырь был деревянным. В центре стоял двухэтажный собор с верхним
Успенским престолом и нижним Михайлоским. В 1858 г. было построено два
новых флигеля и каменная ограда вокруг монастыря. В этот же период была
построена и колокольня.
Вл. Васёв:
В 1929 году монастырь закрыли, но его обитательницы еще
ранее в 1925 году, в количестве более 100 человек, изгнаны из обители и
отправлены по миру... В 1929 году церковные здания монастыря
переданы совхозу, более 300 икон, жертвенников, крестов уничтожены за
ненадобностью, в макулатуру сдано 600 килограмм книг, а колокола
отправлены на металлолом.
Впоследствии на месте монастыря
располагалось управление Каргопольлага, в конюшне - камеры смертников. В
годы войны в зданиях бывшей обители дислоцировалось переведенное из
Великого Устюга пехотное училище. Церкви окончательно разрушили в 1959
году.
---
И еще о каргопольских монастырях
Вл. Васёв:
Каргопольщина оставалась в дореволюционный период одним из
центров монашеской жизни на Севере. Куст каргопольских монастырей
включал в себя два монастыря в черте города, три обители - на
территории, непосредственно прилегающих к Лекшмозеру и две пустыни - в
бассейне реки Кены. Все они поддерживали между собой достаточно тесные
связи, и хозяйственная деятельность не приводила к острым конфликтам
между монастырями, по крайней мере, источников, прямо указывающих на
конкурентную борьбу за привилегии, не отмечалось. Благосостояние
монастырей зависело от настоятелей, способных обратить на себя царские
милости, которые надо подтверждать всякий раз при восшествии на трон
нового царя.
Наособицу стояли три монастыря, связывающие каргопольский куст
монашеской жизни с нижнеонежским и северодвинским: Кодлозерская, Ямецкая
и Шелексинская пустыни. Эти обители имели разную судьбу, но ни одна из
них не оказала существенного влияния как на мирскую, так и монашескую
жизнь Поонежья.
Наиболее короткий срок, с 1513 по 1520 годы,
отведен Шелексинско-Троицкой пустыни. Основал
ее Антоний Сийский, с ним шли по дороге монашеского служения иноки
Пахомиевой пустыни Александр и Иоаким. Есть и другие сведения,
указывающие на продолжение жизни пустыни в течение некоторого времени и
после ухода Антония Сийского, но достоверными их назвать сложно.
Полтора века с 1618 года просуществовал Кодлозерский
монастырь, но не получил самостоятельности, был
приписан к Спасо-Каргопольскому монастырю, затем в 1764 году упразднен.
Ямецкая Благовещенская пустынь
Вл. Васёв:
Настолько далеко ушла история ее
в древность, что дата образования обители неизвестна. Источники
указывают на конец XIV века, но, возможно, связано ее основание с
первыми новгородцами, проходившими по реке Емце. По отдельным сведениям,
небольшой монастырь был создан в этой местности в ХII веке, но
просуществовал только до 15-го столетия.
Вл. Васёв:
Монастырь...значительного экономического развития не
получил. Количество братии было небольшим, земли вокруг пустыни худые, а
приписанные угодья находились на значительном удалении от монастыря...
Смутное время чуть совсем не поставило крест на ее
существовании. Местные крестьяне обитель не жаловали, и конфликты из-за
земли являлись постоянной составляющей их взаимоотношений.
Расцвет Ямецкой
пустыни связан с именем иеромонаха Павла, управлявшего обителью 1718 -
1741 гг. Монастырь всегда был деревянным, старая церковь Благовещения
к тому времени обветшала, и на ее месте в 1719 г. была построена новая
двупрестольная церковь. Нижний (теплый) храм был посвящен Благовещению,
а верхний - Вознесению.
Церковь - высокий четверик, с одним алтарем и
достаточно редким для культового строения завершением - простой бочкой.
Такая же бочка, только меньшего размера, завершает пятистенную апсиду. К
четверику примыкает большая трапезная.
В 1898 году в приходе организована Ямецкая
женская община, преобразованная в 1910 году в женский монастырь. В
январе 1919 года монастырь оказался разграблен партизанским отрядом
красных... Окончательно
закрыт советской властью в 1920 году.
---
Монастырь близ
Турчасово
Не все их имена донесло
до нас время. Известно, что близ села Турчасово существовала в XIV-XV
веках пустынь, но она исчезла бесследно.
---
Cырьинский монастырь
Вл. Васёв:
Древнейшей из известных
обителей в Онежском Поморье был Сырьинский монастырь, основанный в конце
ХV в. (у Алферовой - в конце XIV в.) иноком Кириллом, принявшим постриг
в Ошевенском монастыре. Но данное утверждение пока не является
бесспорным фактом.
Сайт "Храм всех святых":
После смерти прп. Кирилла в
пустыни был построен "теплый" Никольский храм, а над могилой прп.
Кирилла построена часовня.
В 1658 г. Сырьинский монастырь был приписан к заложенному в 1657 г.
патриархом Никоном Крестному монастырю...С 1764 г. Сырьинская пустынь
была уже приписным приходом.
Никольскую церковь закрыли в начале
30-х годов. В настоящее время часовня прп. Кирилла Сырьинского (1883 г.
постройки) является местом паломничества прихожан г. Онеги и др. мест.
Никольский храм стоит в запустении и требует ремонта.
Сырьинский монастырь.
Часовня прп. Кирилла - слева от храма.
---
Кожеозерский монастырь
Вл. Васёв:
Дух подвижничества вынес из Кирилло-Сырьинcкoro монастыря инок
Нифонт. В 50-х годах 16 столетия при Кожеозере в 110 верстах от
нынешнего города Онеги, основал он пустынь, где вознамеривался вести
отшельническую жизнь, собственноручно выстроив часовню. Прослышав о
подвигах подвижничества, ориентировочно, в 1559 году, присоединился к
нему Сергий, бывший татарский царевич, взявший имя после пострига
Серапион.
Во время поездки в Москву по нуждам обители в 1564 году,
Нифонт умер и погребен в одном из московских монастырей. Серапион после
его смерти стал настоятелем монашеского убежища и посвятил себя подвигам
благоустройства обители. Трудами преподобного монастырь получил быстрое
развитие.
Г.В.Алферова:
Кожеезерский монастырь был основан в
100 км от г. Онеги в 1557 г. на Лопском острове на озере Кожа, воды
которого порожистая река Кожа несет в Онегу. Основателем этого монастыря
Серапионом построено два деревянных храма Богоявления и Благовещения с
трапезной. Монастырь сгорел в 1632 г.
Вл. Васёв:
Продолжателем трудов Серапиона стал первый игумен монастыря Аврамий,
перед кончиной принявший схиму под именем Антония. Его также отмечали
одним из основателей пустыни...
Один
за другим воздвигались храмы: Богоявленский -1589 год, Благовещенский -
1591, Никольский - 1594 год. Число братии достигло 40 человек. В какое
время, точно неизвестно, была отсыпана дамба протяженностью до 400
метров, соединившая остров, на котором находилась часть зданий
монастыря, с берегом.
Одним из основателей монастыря по праву
считался Никодим - Хозьюгский пустынник.... Мощи его погребены в храме Богоявления. Причислен был
к числу святых в 1662 году...
К началу XVII века обитель стала
самой влиятельной на нижней Онеге, владения ее распространялись на юг до
Усть-Моши и граничили с землями каргопольского Ошевенского монастыря.
Духовное влияние Кожеозерской обители было господствующим на Онеге: из
12 упоминаемых в святцах каргопольских святых семеро - Кожеозерские
подвижники.
...В 1634 году монастырь постигло несчастье, сгорели все храмы,
достраивать которые довелось Никону, будущему патриарху Московскому.
Г.В.Алферова:
Оба храма были построены вновь
будущим патриархом Никоном, бывшим настоятелем монастыря с 1643-1646 гг.
В архангельских архивах сохранилось описание богато украшенного
деревянного Богоявленского храма. Он был «на каменном фундаменте о пяти
маковицах, крытых чешуею. Кресты были обиты белым железом. Окна были
большие и малые. В них окончины слюдяные с белым железом». Он был
построен в 1648 г. и заменен каменным в 1758 г.
Вл. Васёв:
Никон прибыл в монастырь в 1639 году, ревностным служением обрел
уважение братии и в 1643 году назначен игуменом обители. При Никоне
число братии достигло 100 душ, а через три года он был замечен царем и
за усердие переведен из Кожеозерского настоятелем Новоспасского
монастыря города Москвы.
Во второй половине XVII века влияние
монастыря на нижней Онеге и количество его владений увеличивается.
...По состоянию на 1739 год за монастырем числилось 11 деревень, в
каждой имелся монастырский двор.
Г.В.Алферова:
Монастырь выгорел
дотла в 1692 и 1730 гг., а в 1764 г. был закрыт совсем. Попытки
возродить его в 1850-х годах не увенчались успехом - монастырские
постройки погорели вновь.
Вл. Васёв:
...После 1764 года монастырь упразднен...
...На
месте обители образован приход. При разграничении губерний в 1784 году
монастырь отнесен к Архангельской губернии. Местный приход в 1845 году
оказался приписан к Прилукскому приходу.
Возрождение монастыря
началось в 1849 году, когда там поселился на пустынножительство
Митрофан. Инок своими руками отремонтировал старую церковь, но суждено
ей простоять недолго. Через два года она сгорела. Таким образом,
возрождение монастыря началось с чистого листа.
Г.В.Алферова:
Дошедший до нас монастырь был начат
строительством в 1855 г. его настоятелем Питиримом и не закончен...
Вл. Васёв:
В 1851 году
постановление Синода об открытии монастыря утверждает император Николай
II... Известно, что сгоревшая Богоявленская церковь восстановлена в
1853 году, а на гравюре 1854 года отражены Богоявленский, Благовещенский
и надвратные храмы, окруженные деревянной оградой...К 1861 году построены церковь и часовня. Церковь сгорела в
1884 году. В 1883 году возводится каменная церковь Иоанна Крестителя,
через 5 лет - деревянная Богоявленская, затем - величественный Успенский
собор, освященный в 1901 году.
Г.В.Алферова:
Каменный холодный Успенский
собор с росписями был построен в 1883 г. из местного кирпича. Собор имел
пять деревянных глав. Над западным притвором была построена звонница.
Вл. Васёв:
По состоянию на 1891 год в
Кожеозерском монастыре ... было уже три храма и колокольня
с восемью колоколами, самый большой свыше 77 пудов и отдельно
четырехпудовый колокол на трапезной. Кроме них в монастырских стенах
располагались: настоятельский корпус, три братских здания, трапезная,
просвирня, квасная, кузница, баня, хлебопекарня, кладовая, столярная,
два корпуса для богомольцев, гостиница, конный двор, конюшня, скотный
двор, гумно, ветряная мельница, здание для сушки сетей, смолокурня...
Г.В.Алферова:
Монастырь, несмотря на свое позднее происхождение,
интересен теми древними традициями, которые он возродил в своих
постройках. Получил монументальные росписи величественный четырехстолпный Успенский собор...
Художественный облик монастыря не несет в
себе никакой эклектики. В нем, как и в древних сооружениях, все
пропорционально. Здания великолепно распланированы на местности и
увязаны с природой. Остров был связан с берегом искусственно насыпанным
перешейком.
Вл. Васёв:
Показательно, что Кожеозерский
монастырь был в то время одним из средних монастырей на Севере. В
Поонежье примерно такой же был Александро-Ошевенский, чуть побогаче
Спасский Каргопольский, остальные действующие обители были еще беднее,
кроме, естественно, Соловецкого и, в некоторой мере, Крестного...
Почти за 70 лет существования
возобновленного монастыря обитатели его показали пример хозяйствования
на земле, экономические показатели росли из года в год, наращивался
духовный потенциал. Главное богатство: это книги, в библиотеке
насчитывалось около 623 томов, ризница и благолепие церквей. К
сожалению, после разгрома монастыря в 1918 году сами раритеты и описи на
них утрачены безвозвратно.
После гражданской войны монастырь
закрыли, на его землях организовано хозяйство «Луч света», которое
вскоре благополучно развалилось.
---
Юрьевогорская или Дамианова пустынь
Вл. Васёв:
Наиболее отдаленной от реки Онеги монашеской обителью являлась
Юрьевогорская или Дамианова пустынь. Располагалась она на границе с
Карелией в 150 верстах от города Онеги на восточном склоне Юрьевой горы
близ озера Монастырское.
Г.Гунн:
...На озере Монастырском, а прежде Юрьевом, через которое протекает река Илекса, прежде называвшаяся Верхней Водлой, и стоял Юрьегорский монастырь, и в самом деле «подле Каргопольского рубежа» там, где каргопольские земли граничили некогда с Обонежской пятиной, землями новгородскими.
Вл. Васёв:
Основан монастырь в 1626 году Диомидом,
который родился в конце XVI века в деревне Матвеевка Городецкого прихода
Турчасовского стана.
Г.Гунн:
Мирское имя богоданному отроку было Диомид; мать его — Мария, отец — Ерофей. Были у них и другие дети.
Вл. Васёв:
В возрасте 15 лет удалился он в Соловецкий
монастырь и в 20 лет принял постриг под именем Дамиана. В 1605-1612
годах пожелал инок поселиться на пустынножительство в местности
Почеозеро-Кенозеро, но не был призна местными жителями, удалился к горе
Юрьевой. Там, близ озера, устроил себе келью и водрузил крест.
Подвиг отшельничества привлек к нему ревнителей иноческой жизни. Чтобы
обеспечить прибывающую братию всем необходимым, Дамиан отправился в
Москву. Старица Марфа Ивановна Романова откликается на просьбу монаха и
хлопочет за него. Царь Михаил Федорович Романов, заинтересованный в
укреплении границ государства, выделяет Дамиану нужные средства для
церковного строительства. Митрополит новгородский Киприан жалует ему
храмозданную грамоту.
Трудами Дамиана воздвигнуты две церкви: Троицкая -
в 1628 году и Введенская с колокольней - в 1633 году. Отдаленная
местность и отсутствие пожертвователей не позволили обители существовать
самостоятельно, потому пустынь была приписана к каргопольскому
Спасо-Преображенскому монастырю.
В 1633 году опальный монах
Феодосий, направленный в пустынь для исправления патриархом Филаретом,
до полусмерти избил Дамиана. Ограбив монастырь и забрав казну, он исчез
в неизвестном направлении, уведя с собой 17 из 30 иноков. После
случившегося игумен не оправился и в предчувствии близкой кончины принял
схиму под именем Диодора. Скончался он в 1634 году и погребен под спудом
в Троицкой церкви обители своим учеником Прохором.
Г.Гунн:
Несчастливая судьба выпала Дамианову начинанию, скорбен был его путь и внезапно оборвался. В 1634 году он прибыл по монастырским делам в Каргополь и там впал в телесный недуг и преставился ноября в 27-й день в возрасте между сорока и сорока семью годами. Перед кончиною принял схиму с именем Диодор (поэтому Дамианова пустынь называлась также Диодоровой Юрьегорской). Погребен был в Каргополе, но через два месяца тело его перевезено учеником Прохором на Юрьеву гору и погребено у церкви Троицы с полуденной стороны.
...В 1721 году пустынь была приписана к Спасо-Каргопольскому монастырю, в 1727 году вновь обрела самостоятельность. Числилось за ней десять крестьянских дворов и сто три души.
Вл. Васёв:
В 1764 году
пустынь упразднена, здания переданы Юрьевогорскому приходу.
Г.Гунн:
В 1764 году... проживало в ней пять монахов.
Вл. Васёв:
Пожаром 1790
года, возникшего от удара молнии, здания бывшей обители были уничтожены.
Г.Гунн:
Две клетские церкви (крытые на два ската), построенные Дамианом, сгорели в 1790 году от удара молнии (а возможно были подожжены грабителями).
Вл. Васёв:
Восстановление церковных храмов проводилось силами и средствами
прихожан. Во вновь отстроенной в 1792 году Свято-Троицкой семиглавой
церкви установили раку, в которую поместили мощи преподобного Диодора, а
впоследствии над ракой воздвигли часовню. На территории пустыни имелись
еще две часовни, сооруженные в память о важных событиях. В 1813 году
выстроена Никольская церковь, а в 1890 году в одной связи с Троицкой
возведена колокольня.
В общих чертах показан округлый мыс, с трех сторон омываемый озером, которое здесь названо Юрьевым. Почти весь мыс занимает огороженная территория «церковной земли»...
В центре участка показана церковь, которая непосредственно окружена еще
одной оградой, имеющей правильные прямоугольные очертания. Сама церковь
изображена схематично, но общее решение ее понятно: основной четверик
завершен пятиглавием, алтарь прямоугольный с двухскатным покрытием и
главкой, с запада – трапезная и вплотную к ней поставленная колокольня с
шатровым верхом...К востоку от Троицкой церкви показаны еще две
постройки – часовни. Одна – поставленная над кельей-землянкой основателя
монастыря, другая – надкладезьная, расположенная на берегу озера.
Чертеж Троицкой церкви 1847 г. |
На другом чертеже (1847 г.) мы видим отчетливо изображенный план
Юрьегорской Троицкой церкви...Все указанные размеры совпадают с материалами обмеров с точностью до 0,2 м. По чертежу прочитывается внутренняя структура храма. В алтарном прирубе, разделенном продольной стеной на две части, было два престола – во имя Троицы и Введения. Еще один престол был выгорожен в юго-западном углу основного сруба с входом из трапезной. Церковь имела высокий подклет, где находилась усыпальница преп. Диодора.
Вл. Васёв:
При своем существовании монастырь являлся
связующим звеном между монастырями Каргополья и нижней Онеги на западе
нынешнего Архангельского Севера, что создавало своеобразный монастырский
коридор. До 50-х годов 20-го столетия от Монастырского озера до
Кожеозера существовала тропа, по которой еще ходили старики, ныне
местность сия обрела первозданную дикость природы.
Г.Гунн:
На месте монастыря возникла деревня, одна из суземных деревушек, живущих вне времени, затерянно и убого. Потом пришла пора исчезнуть и деревеньке,
заросли прежние дороги и волоки, лес покрыл росчисти и пожни, и стоит Юрьева гора над проточным светловодным озером...
Еще о
Юрьевогорской пустыни и Диодоре см.
здесь.
---
Крестный монастырь (Ставрос
или Кийский)
Вл. Васёв:
С начала 60-х годов XVII века основное влияние на мирскую и духовную
жизнь онежского поморья стал оказывать Крестный монастырь. История и
развитие обители тесно связаны с именем патриарха Никона.
Сын
крестьянина, он родился в 1605 году, с 1617 по 1622 годы - послушник в
Желтоводском Макарьевском монастыре на реке Унже, с 1635 года - инок
Троицкого скита на Анзере-острове, с 1639 года - монах-отшельник, с 1643
по 1646 годы - игумен Кожеозерского монастыря. Далее он делает
головокружительную церковную карьеру, став игуменом знаменитого
московского Новоспасского монастыря, новгородским митрополитом,
патриархом московским.
Крестный монастырь явился одним из
важнейших звеньев в проведении никоновских церковных реформ.... Истоки
его создания уходят корнями в 1639 год, когда во время плавания с
Анзерского скита на Соловецких островах на реку Онегу судно, на котором
был Никон, выбросило на песчаную часть острова. Известное предание
повествует о том, что Никон спросил: Кий (или чей) это остров? Когда
остров оказался без наименования, он произнес: пусть же будет он
называться Кий. На место чудесного спасения будущий патриарх водрузил
крест, поставил часовню и дал обет устроить на том острове монастырь...
По возвращению в Москву Никон избран патриархом и история
русской православной церкви потекла по другому руслу. Анзерский скит
Соловецкого монастыря, Белое море, Кий-остров и Кожеозерский монастырь
превратили крестьянского сына, смиренного инока, ищущего уединения, в
одну из самых ярких фигур церкви и государства, закалили его дух,
укрепили волю и подвигли на великие свершения. В те годы именно на Онеге
писалась церковная история России, во многом предопределившая общую
историю Государства Российского второй половины XVII века...
Надпись об основании
монастыря
С основанием монастыря в вотчину его вошли почти все земли
нижней Онеги. В 1657 году к Ставросу отошли Соловецкие вотчины:
Кушерецкая и Турчасоская волости, Пияльское усолье с землей и людьми,
доходные рыбные ловли на Поное и Лахте... По факту, с 1657 до 1764 года
Крестный монастырь стал административным и хозяйственным центром нижнего
Поонежья. Активные усилия Соловецкого монастыря изменить ситуацию в свою
пользу результата не дали и после падения самого Никона...
Приезд и годичное пребывание в 1660-1661 годах Никона на острове резко
ускорили темпы строительства монастыря. При нем построены в каменном
исполнении и освящены Крестовоздвиженский собор, церковь Происхождения
честных древ креста над колодцем, выкопанным его молитвами и трудами, с
колокольней, а также деревянная церковь Всех святых.
Во время
Крымской войны обитель в 1854 году была разорена, четыре пушки брошены в
колодец, а в 1855 году сгорели все деревянные постройки. До
секуляризации в монастыре постоянно проживали 80 монахов и не менее 200
трудников.
В 1762 году у обители отобрали вотчины, а через два года
отошли в казну принадлежавшие ему земли.
В монастыре построены:
Богородицкая церковь каменная в 1689 году, колокольня каменная, на
которой установлены часы с боем, 1689 года, настоятельские покои,
часовня, кельи братские двухэтажные, покои гостиничные... На колокольне
установили 9 колоколов, самый большой весом в 130 пудов...
Монастырь имел подворья в Архангельске и Онеге. Последнее в
1886 году сгорело, но уже в следующем году выстроено новое...
В начале 20-х годов монастырь закрыли, имущество
его реквизировали и, по преданию, последний монах в 1922 году
добровольно передал ключи от монастыря советской власти. На острове
организуется затем дом отдыха, который существует и поныне.
С 70-х
годов началась реставрация собора, которая впоследствии охватила также
другие здания монастыря...