ВЕРХОВЬЯ ОНЕГИ
(из сборника "Русское деревянное зодчество")

А.Б.Бодэ:
Рассказ о Поонежье традиционно начинается с Каргополя. В XVI-XVII веках этот город был центром огромного Каргопольского уезда, простиравшегося до берегов  Белого  моря.  В Каргополе была деревянная крепость, которая, насколько известно, дважды перестраивалась. Первый острог был построен в 1612 году – «на старом городище». Его сменили укрепления 1631-32 годов, и, наконец,  самой грандиозной была крепость, возведенная в  1665 году. В плане она представляла собой почти правильный квадрат со сторонами около 230-240 м.  Всего было 9 башен, из них четыре воротные. Внутри крепости находились четыре церкви, приказная изба, воеводский двор, тюрьма, огороженная тыном, каменный зелейный (пороховой) погреби рядовпая жилая застройка, состоящая из 128 дворов, как отмечается в описании XVII века. Крепость сгорела в первой трети XVIII века, к тому времени уже обветшавшая и потерявшая оборонное значение. (Подробнее о Каргопольской крепости см. здесь).

Сейчас Каргополь – тихий провинциальный город. Неспешно широкой лентой разлилась Онега, а над крышами малоэтажной застройки величественно возвышаются белокаменные храмы. Каргополь известен еще и тем, что в его окрестностях сохранилось много выдающихся памятников деревянного зодчества.


А.Ю.Пономарев:
В пяти километрах от Каргополя среди  полей на небольшой возвышенности стоит церковь Иоанна Златоуста. Памятник расположен на старом кладбище, несколько в стороне от села Саунино.  Сохранившаяся храмозданныя надпись свидетельствует о  том, что церковь была отстроена в 1665 году.

Фото А.Пономарева
Церковь Иоанна Златоуста в Саунино – классический пример шатрового храма типа восьмерик на четверике. Особенностью архитектурного решения церкви является ассиметричное построение. Северная стена трапезной срублена по одной линии со стеной храма, а южная — заметно выступает вперед, создавая интересную игру объемов. Асимметрия кажется еще более значительной за счет дополнительной главки, поставленной на невысоком четверике в юго-восточном углу трапезной. При переходе от четверика к восьмерику на углах четверика поставлены кокошники, что придает церкви определенное изящество. Алтарь увенчан бочкой с острым верхом и миниатюрной главкой.


В интерьере трапезной сохранились два столба с резьбой в виде дынек, перехваченных жгутами. Пространство шатра перекрыто потолком-«небом» с изображенной в центре Новозаветной Троицей. На двенадцати косяках изображены архангелы и евангелисты, на угловых гранях — трубящие ангелы. По мнению исследователя церковной живописи Т.М.Кольцовой, «небеса» были выполнены онежскими иконописцами Иваном Ивановым и Иваном Алексеевым Богдановыми-Карбатовскими во второй половине XVIII столетия.

Недалеко от южной стены трапезной стоит приземистая шатровая колокольня. Шестигранная от земли, она явно подчинена основному шатру храма (именно поэтому она и кажется приземистой). Подобная постановка колокольни еще больше подчеркивает асимметрию всего ансамбля.

(Другие сведения о Саунино на нашем сайте - см. здесь - М.З.)

Каргопольский край в прошлом был богат часовнями, которых до нашего времени сохранилось очень мало. Во многих деревнях часовни, наряду с церквами (а чаще — вместо них) становились общественными центрами поселения. В четырнадцати километрах от Каргополя по дороге на Ноколу находится куст деревень с общим названием Калитинка (в прошлом — Ольгский погост), где сохранились три часовни, срубленные в XIX столетии. К сожалению, их нынешнее состояние вызывает сильную тревогу.
Ольгский погост. Дероевянные церкви середины XVIII века. Фото из архива Каргопольского музея.
Часовня Флора и Лавра в Калитинке в своей основе представляет собой четверик, завершенный четырехскатной кровлей, в центр которой врублен узкий высокий восьмерик, несущий миниатюрную главку на куполе. С запада к часовне прирублена колокольня с декоративным замысловатым завершением. Сейчас четверик звона и шатер колокольни практически полностью обрушились. Часовня находится под угрозой исчезновения.

Часовня Воздвижения Креста Господня в Сидоровской по своему архитектурному решению очень проста — это четверик, перекрытый двускатной кровлей. Над коньком четверика в основной объем врублены изящная главка на невысоком восьмерике и колокольня, когда-то венчавшаяся куполом с высоким шпилем. С запада к часовне пристроено небольшое крыльцо с двумя столбами.

Часовня Ильи Пророка в Большой Кондратьевской решена в формах классицизма. Основной объем часовни — четверик, перекрытый восьмигранным куполом, над которым помещен восьмерик с высоким шпилем.
Ильинская часовня XIX в. в д. Большая Кондратовская.
Фото А.Пономарева.
С запада к основному объему прирублено закрытое крыльцо с колокольней. В интерьере часовни сохранились росписи стен и потолка с сюжетами из Ветхого и Нового заветов, выполненные во второй половине XIX столетия по мотивам гравюр Гюстава Дорэ.

А.Б.Бодэ:
Село Нокола
стоит на юго-восточной оконечности озера Лаче. Оно единственное на озере, а остальные берега болотисты, низменны и непригодны для жилья. Вдоль берега в два ряда растянулась застройка, обращенная фасадами к воде. По склону перед домами живописно разбросаны амбары и баньки, сушатся рыболовные сети, лежат лодки. В середине села, откуда открываются великолепные виды, как маяк возвышается обветренный остов каменной колокольни. Рядом стоит деревянная церковь. Она относится к XVIII веку, но несет следы позднейших перестроек.
Церковь XVIII века в селе Нокола. Фото современного вида (слева) и
реконструкция церкви - А.Бодэ.
Основной четверик в нижней части совмещен едиными стенами с пятигранным алтарем, с западной стороны пристроена трапезная с сенями и двухвсходным крыльцом, ныне скрытым под обшивкой. Первоначальное кубоватое завершение к настоящему времени утрачено

А.Ю.Пономарев:
Большая Шалга находится в десяти километрах от Каргополя по дороге на Няндому. Согласно В.Далю, шалга — это «большой вхожий лес». Однако уже давно дорогу на Няндому сопровождает только редколесье. В некотором удалении от тракта среди группы деревьев виден шатер церкви Рождества Богородицы на старом погосте. Точное время постройки церкви неизвестно. По одним данным церковь была построена в 1745 году, А.В.Ополовников датировал памятник концом XVII столетия.
Церковь Рождества Христова 1745 г. в Большой Шалге.
Фото А.Бодэ.
По своим формам церковь Рождества Богородицы — традиционный храм типа восьмерик на четверике с шатровым завершением. Прямоугольный алтарь церкви завершен крупной бочкой. С запада к основному срубу раньше примыкала трапезная, построенная не одновременно с церковью. Над кровлей трапезной возвышалась глава на восьмигранном барабане, установленном в юго-восточном углу.

Архитектура церкви особенно интересна построением основного объема. Достаточно высокий и узкий четверик переходит в высокий восьмерик, завершенный шатром усеченной формы с необычайно крутыми гранями, выгнутыми наружу. Над шатром на небольшом барабане установлена главка. Подобное решение придает церкви подчеркнутую стройность и устремленность вверх, сообразуя ее формы с вершинами окружающих деревьев. Золотистый замшелый тес, покрывающий шатер, еще более усиливает это впечатление

В интерьере церкви сохранились небеса с изображением архангелов и евангелистов. Как и в церкви Иоанна Златоуста в Саунино, небеса были выполнены онежскими иконописцами Иваном Ивановым и Иваном Алексеевым Богдановыми-Карбатовскими во второй половине XVIII столетия.

Раньше погост окружала рубленая ограда с воротами, обращенными к каргопольской дороге. К сожалению, нынешнее состояние памятника крайне плачевно. Несколько лет назад обрушилась глава трапезной, а чуть позже и вся трапезная была разобрана.

Недалеко от Большой Шалги по дороге к селу Малая Шалга находится деревня Кириллово, где сохранилась небольшая часовня XIX столетия. Обращает на себя внимание ее необычная объемно-планировочная композиция. Галерея-гульбище устроена с западной и южной стороны. Завершает постройку двухскатная крыша с симметричными полицами.
Часовня XIX века в д.Кириллово.
Фото и реконструкция А.Бодэ.
К сожалению, в настоящее время первоначальный облик памятника сильно искажен позднейшей перестройкой.

Село Малая Шалга, что в 20 км от Каргополя по старой дороге на Няндому, наряду с традиционной застройкой сохранило и интересный памятник культовой архитектуры — Одигитриевскую церковь XIX столетия. Стоит она на окраине деревни, на кладбище, в окружении многолетних елей. При входе на кладбище сохранились деревянные арочные ворота начала XX столетия с надписью: «Владычица Одигитрия, сопровождай нас в путях наших и храни нас».
Одигитриевская церковь в селе Малая Шалга. Фото А.Пономарева
Церковь Малой Шалги построена в формах позднего классицизма. Над основным объемом сооружен невысокий восьмерик, перекрытый восьмигранным куполом. Над углами четверика установлены небольшие изящные главки, которые подчеркивают пирамидальную композицию храма. Судя по единству композиции, колокольня была срублена одновременно с церковью. Живописное расположение церкви подчеркивается окружающим ее густым лесом. Незаметная с дороги, она, словно в сказке, открывается путнику, пришедшему на старый погост.

Красная Ляга...Когда-то здесь было небольшое карстовое озерко, от которого осталась лишь сухая впадина. Было здесь и большое поселение, но оно уже давно исчезло, и лишь стройная Сретено-Михайловская церковь, стоящая среди поля, напоминает о навсегда утраченном прошлом.
Сретено-Михайловская церковь 1655 г. в Красной Ляге.  Фото А.Афанасьева.
Церковь датируется 1655 годом. Это один из древнейших сохранившихся до нашего времени восьмериковых шатровых храмов. Мощное основание завершается высоким шатром с изящной главкой на тонкой шейке. С запада и с востока к основному объему примыкают  симметричные прирубы — притвор и алтарь, первоначально оба перекрытые бочками. Здание, по-видимому, раньше было окружено галереей-гульбищем. Древний облик храма был значительно изменен в начале XX столетия — растесаны окна, заменено покрытие притвора, вся постройка была обшита тесом и украшена резьбой, над полицами в основании шатра устроен постамент. Однако даже с позднейшими элементами завершение выглядит стройным и удивительно уравновешенным, гармоничным.

Сейчас в Красной Ляге никто не живет, не осталось здесь и домов. Люди приходят сюда редко. Находящаяся вдали от крупных дорог Сретено-Михайловская церковь заброшена. Она стоит среди поля, открытая всем ветрам. Хочется надеяться, что храм обретет свою вторую жизнь, когда придут сюда реставраторы, ведь не должен погибнуть от нашего нерадения этот замечательный памятник древнерусского деревянного зодчества.

А.Б.Бодэ:
Перед нами старинное село Лядины. Это название связано со старинным способом хозяйствования — подсечно-огневым земледелием, первые поселенцы выбирали участки, занятые смешанным лесом, валили его, через год сжигали и использовали земли несколько лет (пока они давали богатый урожай). Однако постепенно урожай уменьшался, земли истощались, их бросали, и они снова зарастали. Подобное заросшее поле называлось лядиной (лядо, ледина). Так и появилось название этого места Каргополья.

Примечательно, что в Лядинах сохранился замечательный образец классического северного храмового комплекса, состоящего из двух церквей и композиционно объединяющей их колокольни. В настоящее время — это большая редкость. Впервые ансамбль церквей в «волости Ледина» упоминается в «Подлинной дозорной книге по городу Каргополю» (1648), где названы церкви Покрова Богородицы и Георгия Победоносца. Однако древних памятников до нашего времени не сохранилось. Они были заменены в XVIII столетии существующими поныне.
Ансамбль в селе Лядины: Покрово-Власьевская церковь середины XVIII в.(в центре), Богоявленская церковь 1793 г. (справа) и колокольня XVIII-XIX вв.
Фото А.Афанасьева.
Самая ранняя постройка храмового комплекса — Покрово-Власьевская церковь, возведенная в 1761 году (по другим сведениям — в 1743 году). Внешне она представляет собой традиционный храм с основанием в виде восьмерика на четверике, увенчанный грандиозным шатром. С запада к церкви прирублена трапезная, алтарь завершен бочкой, увенчанной миниатюрной главкой. Величественный шатер храма виден за несколько километров. Полицы под шатром производят впечатление мощного карниза и обостряют силуэт храма. Однако, несмотря на свои значительные размеры, Покрово-Власьевская церковь вполне соразмерна человеку, она не давит. Обшивку, закрывшую бревна сруба, храм получил в XIX столетии.

В интерьере храм производит не менее значительное впечатление. Он двухэтажный, в первом этаже устроена Власьевская зимняя церковь, ее молитвенное помещение и трапезная из-за низкого потолка кажутся небольшими. Верхняя церковь—Покровская — просторное помещение с позолоченным иконостасом и расписным двенадцатичастным небом. В центральном медальоне изображено «Отечество» (Бог-Отец на Престоле), на косяках — изображения архангелов, евангелистов и Распятие, на угловых досках — трубящие ангелы. По мнению Т.М.Кольцовой, небо в Покровской церкви было написано в XVIII столетии известным каргопольским иконописцем Семеном Адамовым. Несмотря на то, что «небо» перекрывает достаточно большой пролет, оно воспринимается очень легким, и сам интерьер производит праздничное впечатление. К сожалению, большинство икон из Покрово-Власьевской церкви перевезены в собрания Эрмитажа, Архангельского музея. В трапезной Покровской церкви находились иконы основателей каргопольских монастырей — Кирилла Челмогорского и Александра Ошевенского.

Богоявленская церковь, построенная в 1793 году, — яркий пример неисчерпаемой живописности деревянного зодчества. Мастера словно старались рядом с монументальной Покрово-Власьевской церковью срубить «живописную сказку». Богоявленская церковь в основе представляет собой восьмерик на четверике, увенчанный пятиглавием. Еще четыре миниатюрные главки стоят на углах четверика. Центральная алтарная апсида завершается изящной бочкой с главкой, над боковыми апсидами, перекрытыми пологими полицами, поставлены еще две небольшие главки, приподнятые на постаменты. Но на этом чудеса Богоявленской церкви не заканчиваются.

С запада к трапезной примыкает «круглое» крыльцо. Ко входу ведет пятигранная лестница, окруженная гульбищем и покрытая кровлей, удерживаемой резными столбиками. На внутренней стороне кровли крыльца изображено синее небо с белыми звездами. Эффект потрясающий!
Богоявленская церковь  (1793). "Круглое" крыльцо.
Фото Ю.Огурцова.
Еще дореволюционный исследователь деревянного зодчества В.В.Суслов отмечал, что крыльцо Богоявленской церкви «исключительно в древних деревянных церковных постройках». Действительно, «круглое» крыльцо уникально и не имеет известных аналогов.

Третий памятник ансамбля — шатровая колокольня (конец XVIII века, по другим сведениям — начало XIX века). Она словно уравновешивает весь ансамбль, являясь связующим звеном. Стройный восьмерик колокольни поставлен на невысокий четверик и увенчан шатром над ярусом звона. Единственной утратой храмового комплекса в Лядинах можно назвать несохранившуюся до нашего времени рубленую ограду.

Очень интересные виды на ансамбль открываются из самого села. Культовые постройки то живописно возвышаются над крышами домов, то замыкают перспективу улицы.

(К сожалению, пожар в мае 2013 года уничтожил два культовых объекта в Лядинах - Покрово-Власьевскую церковь и колокольню.  Материалы о Лядинах можно посмотреть здесь - М.З.)

Путь от Каргополя на Ошевенск — одна из самых красивых дорог Каргополья. В деревне Поздышевская сохранились добротные крестьянские дома XIX столетия. К сожалению, многие из них уже давно нежилые. Если после Поздышевской свернуть направо, километра через три откроется широкое поле. Это урочище Грихневское — место бывшей деревни, от которой осталась только часовня.
Часовня XIX в. в урочище Грихневское. Фото А.Бодэ.
Постройка относится к XIX веку, причем возводилась она в два этапа. Первоначально часовня представляла собой небольшой квадратный сруб с галерейкой, на месте которой позже были устроены сени, а над ними — шатровая звонница. Дальше по дороге в деревне Река находится деревянный мост через Чурьюгу и несколько домов с расписными свесами кровель. Это еще одна характерная черта каргопольской крестьянской архитектуры.

На протяжении нескольких километров перед Александро-Ошевенским монастырем дорога становится прямой, словно стрела, и в створе виднеются памятники древней святыни.

Александро-Ошевенский монастырь был основан в 1453 году на левом берегу Чурьюги. Это единственный сохранившийся монастырь в Каргополье. В древности все постройки монастыря были деревянными, что подтверждается многочисленными изображениями архитектурного ансамбля на иконах преподобного Александра Ошевенского. К сожалению, ни одна из деревянных построек не сохранилась до нашего времени. Несколько лет назад безвозвратно погибла монастырская надкладезная часовня, имевшая форму четырехгранного шатра на четырех столбах. (подробнее о монастыре см. Википедию - М.З.)

К селу Ошевенскому от монастыря ведет деревянный рубленый мост. Село большое и включает в себя деревни Погост, Ширяиха, Низ, соединенные единой улицей, которая проходит вдоль реки. Большинство домов расположено вдоль главной улицы, на берегу Чурьюги уютно разместились небольшие баньки и амбары. Наряду с дорогами, Ошевенское обладает сохраняющимися до настоящего времени зрительными связями между главными объектами — монастырем, церквами и часовнями. Интересные виды открываются с главной улицы, от реки и с полей, окружающих село.

Совершим небольшое путешествие по Ошевенскому. Название первой деревни, которая встречается нам на пути, — Погост. Здесь находится старинное кладбище, где в окружении лиственниц и берез стоит шатровая Богоявленская церковь (1787).
Богоявленская церковь 1787 г. в д.Погост.
Фото А.Пономарева.
Основа ее — мощный восьмерик, завершенный восьмигранным шатром с главкой на невысокой шее. Формы церкви, не характерные для конца XVIII столетия, свидетельствуют о том, что она повторяет постройку более раннего времени. С востока к церкви прирублен двухчастный алтарь, с прямоскатным покрытием и двумя главками. С запада устроена просторная трапезная. Вход в храм - с северной стороны. Фасады церкви не повторяют друг друга. Разновеликие объемы, умело и живописно скомпонованные друг с другом, позволяют по-разному воспринимать памятник с различных ракурсов.

Колокольня составляет единую композицию с храмом. Она поставлена на низком четверике, который переходит в восьмерик и через ярус звона венчается стройным шатром с изящной главкой. На старых фотографиях можно увидеть невысокую рубленую ограду с башенками, которая окружала ансамбль погоста. Особенно красиво храмовый ансамбль воспринимается с главной деревенской улицы и от реки Чурьюги.

Село Ошевенское. Фото А.Пономарева.
Село Ошевенское богато интереснейшими памятниками гражданской архитектуры. Старые добротные крестьянские избы XIX столетия позволяют ему сохранять образ старинного северного села. До недавнего времени здесь еще сохранялись курные или рудные избы, топившиеся по черному. Изба Попова из деревни Погост была перевезена в Каргопольский сектор музея деревянного зодчества в Малых Корелах. Но гораздо интереснее смотреть на памятники архитектуры в их естественном окружении, ибо перевезенные на новое место, вырванные из естественной среды, они во многом теряют свою самобытность.

Село Ошевенское. Дом Ушакова.
Фото А.Пономарева.
Интересный памятник Ширяихи — изба Ушакова — большой двухэтажный деревянный дом. Далеко выступающий свес кровли изнутри обшит и расписан красочным орнаментом в виде белых кругов с крестами, а на стене по бокам от слухового окна изображены лев и львица.

В деревне Низ сохранилась своеобразная Георгиевская часовня, возведенная в XIX столетии. По своим формам она представляет прямоугольный сруб, увенчанный двумя шатрами, один из которых  принадлежит собственно часовне, а второй — звоннице.

Георгиевская часовня XIX в. в д. Низ.
Фото А.Пономарева.
У крыльца вместо порога лежит большая каменная плита. Стройный силуэт часовни особенно хорошо воспринимается с дороги и с берега Чурьюги. Две подобные часовни существовали в расположенных рядом деревнях Большой и Малый Халуй, одна из них существует до сих пор, но с утраченным верхом. Интересные образцы традиционных крестьянских построек сохранились в деревне Гарь.

Селения Ошевенской волости составляют единый пространственный ансамбль, прекрасным дополнением которого является сама природа Каргополья.

(Другие материалы нашего сайта о селе Ошевенское - см. здесь. М.З.)_

А.Б.Бодэ: 
В селе   Волосово (Трофимовская) на левом берегу Онеги возвышалась шатровая Никольская церковь. Она была построена в 1670 году. Первоначально к основному срубу примыкала галерея, следы от которой видны на южной стене. В 1765 году к церкви была пристроена трапезная. Сейчас от здания сохранился лишь главный сруб в виде восьмерика на четверике с прямоугольным ал­тарным прирубом, покрытым бочкой. Шатровый верх и трапезная разрушились.

Над углами четверика, судя по зарубкам на бревнах, были декоративные кокошники. Внутри церкви сохранились остатки старинного иконостаса с расписными тяблами.
Никольская церковь 1670 г. в селе Волосово.
Слева - современное состояние. Фото А.Бодэ.
Справа - давняя фотография из архива Каргопольского музея.
Временное консервационное покрытие основного сруба уже давно обветшало, над алтарем зияют дыры, внутри — запустение и сырость. Дойдет ли дело до реставрации одного из древних памятников Онеги или он обрушится раньше?

А.Ю.Пономарев:
Километрах в пятидесяти от Каргополя, ниже по Онеге, расположено село Архангело. Здесь на левом берегу Онеги сохранился интересный ансамбль, включающий разновременные памятники.
Церкви в селе Архангело. Дальняя - ц.Михаила Архангела, ближняя - Сретенская ц. Рис. А.Бодэ.
Церковь Михаила Архангела была срублена в 1715 году. Это единственный сохранившийся до нашего времени кубоватый храм в верховьях Онеги.
Церковь Михаила Архангела 1715 г. в селе Архангело.
Фото А.Бодэ.
Основу памятника составляет мощный четверик, завершенный огромным приплюснутым кубом, вытягивающимся в центральную главу. По углам куба поставлено еще четыре главы. С востока к основному объему прирублен пятигранный алтарь, занимающий практически всю ширину четверика. Алтарь завершен высокой бочкой без главки. С запада к церкви прирублен небольшой притвор. Такая композиция подчеркивает пирамидальное и массивное по пропорциям построение храма. Возможно, строители  церкви в Архангело находились под сильным влиянием каргопольской каменной архитектуры, создавая в дереве формы, образно сходные с каменными. В храме сохранилось живописное пятнадцатигранное небо, выполненное в XIX столетии в технике масляной живописи. Как отмечает Т.М.Кольцова, оно отличается особой парадностью и торжественностью образов.

Сретенская церковь была построена в XIX столетии. По своему типу она принадлежит к ярусным храмам. В ее основе — мощный четверик, над ним — чуть меньший по размерам четверик в несколько венцов, от которого осуществлен переход к венчающему храм восьмерику с куполом-шлемом, увенчанным миниатюрной главкой. Исследователь Каргополья Г.П.Гунн считал, что первоначальное завершение храма было иным. С востока к церкви прирублен пятигранный алтарь, покрытый пятискатной кровлей.

Следует отметить, что, несмотря на разновременность построек, они составляют единый и цельный в архитектурно-художественном отношении ансамбль. Когда-то памятники были окружены оградой из дикого камня, которая в некоторых местах сохранилась до нашего времени.

Вниз по течению Онеги от Архангело до Конева сохранилось несколько интересных памятников деревянного зодчества. Они находятся на разных берегах реки и сейчас труднодоступны. В силу того, что они малоизвестны, некоторые из них требуют особого внимания.

На левом берегу Онеги со­хранились часовни в деревнях Преслениха и Быковская. Обе возведены в XIX столетии. Интерес представляет часовня в Пресленихе, стоящая на кладбище. Ее четверик перекрыт четырехскатным покрытием и увенчан небольшой главкой. В конце XIX века к нему пристроили пятистенный алтарь, и часовня была переосвящена в церковь.
Часовни XIX в.: в д.Быковской (слева) и в д.Преслениха. Фото А.Бодэ.
Часовня в Быковской состоит из сруба молитвенного помещения и сеней под общей двухскатной крышей, над которой возвышается главка.

По правому берегу Онеги в деревне Никольской до недавнего времени стояла церковь-часовня Архистратига Михаила, возвышавшаяся над крутым склоном к воде. Удачно поставленная на самой высокой точке она удивительно гармонично дополняла своим стройным шатром окружающий пейзаж, отовсюду привлекая к себе внимание. По своим формам церковь, срубленная в конце XVIII столетия, проста и выразительна. На невысокий четверик был поставлен крупный восьмерик с крутым повалом, увенчанный стройным шатром. Живописность памятнику придавала четырехгранная колокольня-звонница с невысоким шатром, прирубленная к основному объему с запада. Уникальной особенностью памятника было высокое крыльцо, сложенное из обработанных известняковых плит. Интересно отметить, что в XX столетии церковь Архистатига  была обращена в часовню. К сожалению, памятник, отреставрированный в свое время, до нашего времени не сохранился.

Клетская часовня Зосимы и Савватия в деревне Варварская датируется XIX веком. Основной объем памятника завершен клинчатой кровлей с широкими полицами. Часовня увенчана изящной главкой на невысокой шейке. С запада поставлена невысокая четырехгранная колокольня, завершенная крестом на шпиле. Крытое крыльцо примыкает к колокольне с севера (фото пока не нашлось-М.З.)

Еще сохранилась часовня в деревне Волово, но она находится в сильно перестроенном и обветшавшем состоянии.

Поселок Конево на несколько километров вытянулся  вдоль правого берега Онеги. Его главная достопримечательность — часовня святого Александра Невского XVIII столетия. В основе своей это клетская постройка, завершенная клинчатой кровлей с полицами. Конек кровли прорезан небольшим четвериком, несущим изящную чешуйчатую главку.
Часовня Св. Александра Невского (XVIII в.) в селе Конево. Фото А.Пономарева.
Стройность часовне, поставленной среди сельской застройки, придает высокая кровля, сильно превосходящая по высоте основной четверик. С запада пристроен небольшой притвор с шестигранной звонницей, воссозданной в 1990-х годах. В часовне Александра Невского сохранились шестнадцатигранные «небеса» XIX века, отличающиеся лубочным цветосочетанием и пестротой. Т.М. Кольцова отмечает, что небеса часовни в Конево — самобытный образец народного примитива в росписях Севера.

В Конево сохранились добротные крестьянские дома XIX — начала XX столетия. Некоторые из них отличаются традиционными для Каргополья обшитыми снизу и расписанными свесами кровли.

На противоположном от Конево левом берегу Онеги, в деревне Авдотьино, стоит часовня, срубленная в XIX веке. Она представляет собой постройку клетского типа, ее основной четверик завершен двускатной кровлей с широкими полицами, которые, словно крылья, простираются над галереей-гульбищем. Галерея, устроенная на выпускных бревнах нижней части сруба, окружает часовню с трех сторон. Кровлю поддерживают резные столбы. Памятник был отреставрирован в начале 1990-х годов.

Часовня в д. Аверкиево на реке Б.Сондала. Фото А.Пономарева.
От Конево через переправу дорога ведет на Кенозеро. Среди интересных традиционных построек, сохранившихся вдоль дороги, стоит отметить часовню XIX столетия в деревне Аверкиево около моста через  реку Большая Сондала. Это постройка клетского типа, завершенная двускатной кровлей с луковичной главкой на невысоком барабане. Ее основной сруб с двух сторон — запада и юга — окружен галереей. Нынешнее состояние памятника крайне плачевно.

В деревне Кенорецкой (Измайловской), на месте которой в древности существовал Кенорецкий Пахомиев монастырь, сохранилось уникальное сооружение — деревянный мост на «городнях» через Кену.
Мост на "городнях" чере р.Кену в деревне Измайловская (Кенорецкая).
Фото А.Афанасьева.
Длина моста 126 метров! Быки, поддерживающие длинные пролеты, в плане напоминают лодки.


Примечания:
1.  Текст взят из главы "Верхнее Поонежье"  в сборнике "Русское деревянное зодчество. Произведения народных мастеров и вековые традиции". Москва, "Северный паломник", 2012.
2. Иллюстрации - из книги и архива сайта.
3. Данные, приведенные в тексте, следует учитывать   в связи с разницей по времени до года издания книги.
4. Данные по названиям населенных пунктов можно поискать по алфавитному указателю сайта или в интернете.
5. Будем благодарны за любые сведения о церквях, часовнях и насел. пунктах, упомянутых в публикации.