И.Д.Соловьева
канд. искусствоведения,
зав. отд. древнерусского искусства ГРМ,,  г. С.-Петербург

ТРАДИЦИЯ ПОЧИТАНИЯ И РЕЛИКВИИ прп. АЛЕКСАНДРА СВИРСКОГО НА РУССКОМ СЕВЕРЕ в XVI-XVII веках

СЕРЕБРЯНЫЙ РЕЛИКВАРНЫЙ КРЕСТ ИЗ ПАХОМИЕВА КЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ  (с О.В.Клюкановой)

обратно к алфавитному поиску


ТРАДИЦИЯ ПОЧИТАНИЯ И РЕЛИКВИИ прп. АЛЕКСАНДРА СВИРСКОГО НА РУССКОМ СЕВЕРЕ в XVI-XVII веках

В 80-е гг. XV столетия в Никольском погосте на Ояти, входившем в состав
Заонежской половины Обонежской пятины Великого Новгорода, основал новую пустынь постриженник Спасо-Преображенского монастыря на Валааме инок Александр. В 1508 г. в монастыре была освящена первая церковь по имя Святой Троицы, затем эту деревянную постройку сменила каменная церковь. Позднее было начато строительство трапезной с Покровской церковью, братских келий и хозяйственных построек. На монастырском кладбище, рядом со своей кельей, прп. Александр построил Преображенскую церковь. Именно у ее южной стены он был погребен 30 августа 1533 г. Прп. Александр Свирский несомненно уже при жизни обладал большим духовным авторитетом. Известно немалое число его учеников, многие из которых впоследствии стали основателями новых пустынь - прп. Макарий Оредежский, Афанасий Сяндемский, Никифор Важеозерский; на берегу Ладожского озера создал Андрусову пустынь Андрей Завалишин. В 1517 г. прп. Александр благословил прп. Кирилла Новоезерского на основание обители, прислав к нему своего монаха Никифора - прп. Никифора Важеозерского. В 1522 г., в период длительного межархиерейства в Новгороде, по благословению прп. Александра его иноком Афанасием была освящена церковь Георгия в погосте Юксовичи. Преподобный почитался будущим митрополитом Филиппом Колычевым, который после пострижения был отдан в послушание старцу Ионе Шамину - «собеседнику» прп. Александра Свирского. Изображение святого присутствовало с середины XVI в. на одной из икон местного ряда соловецкого Спасо-Преображенского собора, в составлении программы которого принимал участие игумен Филипп....


Без сомнения, сохранилась лишь меньшая часть упоминаний о подобных фактах. При жизни прп. Александра начинает складываться вера в его «благословенный дар сподоблять чадородие мужеским полом»... Прп. Александр почитался также как целитель.

На соборе 1547 г. произошла канонизация прп. Александра Свирского, которому в числе двенадцати святых было определено повсеместное празднование.  В преддверии канонизации в 1545 были составлены житие и служба «новому чудотворцу».

Почитание нового святого получило очень быстрое распространение. В 1545 г.
икона-пядница «Александр Свирский чюдотворец» уже появилась в иконостасе церкви Богоявления Иосифова Волоколамского монастыря.  Список Великих Миней Четьих, вложенный митрополитом в Успенский собор Московского Кремля в 1552 г., содержит старейший из сохранившихся списков Жития<>преп. Александра Свирского. Между 1547 и 1555 гг. в этом же соборе была установлена монументальная икона прп. Александра Свирского со ста двадцатью восемью клеймами, которая является, видимо, первой житийной иконой« этого святого. В середине 1550-х гг. на Красной площади в Москве в честь взятия Казани и покорения Казанского ханства началось строительство Покровского храма (собор Василия Блаженного). Его северо-восточный придел 1 октября 1560 был освящен митрополитом Макарием со святейшим соборов в память чудотворца Александра Свирского. В самом Троицком монастыре гробница его основателя была окружена глубоким почитанием, а ее устроению неизменно уделялось пристальное внимание. На вклад царя Федора Ивановича в 80-е гг. XVI в. рядом с Преображенским собором был возведен придел во имя прп. Александра Свирского. В новом приделе над гробом прп. Александра была устроена около 1587 г. на средства вкладчиков каменная гробница... С устройством гробницы и возведением придела связаны вклады в монастырь надгробных покровов, сделанные в 1581 и 1582 гг. боярином Борисом Федоровичем Годуновым и царевичем Федором Ивановичем..,

Каменную гробницу в 1644 г. сменила серебряная рака вклада царя Михаила Федоровича. А в 1878 г. мощи преподобного были переложены в серебряную гробницу, сооруженную в основном на средства императорской семьи.

Одной из святынь Троицкого Александро-Свирского монастыря являлся реликварный крест, сооруженный в 1576 г. повелением игумена Вениамина с  братией (собрание ГРМ). Это произведение является уникальным памятников эмальерного искусства, совершенного по художественному замыслу, мастере его воплощения и технике.

В крест 1576 были вложены двадцать три священные реликвии, о чем свидетельствуют надписи и изображения святых на гладкой, лишенной всякого декора поверхности его оборотной стороны. Фигуры святых Григория Богослова, пророка Моисея, царя Давида, пророка Захарии, Иоанна Предтечи, мученика Димитрия, Иакова Перского, архиепископа новгородского Никиты, преподобного Зосимы Соловецкого, царицы Елены и мученицы Варвары, - занимают центральную ветвь креста, надписи о вложенных частицах мощей также размещены в его верхней части; контуры фигур и надписи - резные с чернью...  Редкостные вложения свирского креста, привезенные из Святой Земли, свидетельствуют о земной жизни Христа и Его Страстях, событиях ветхозаветной истории и мученических подвигах многих святых. Крест содержал такие драгоценные реликвии как «кровь Христову» и «плащаницу Христову», которые были вложены в его возглавие....
 
Еще одно вложение в крест 1576 г. выделено особо. Это реликвии основателя Троицкой Свирской пустыни чудотворца Александра, надпись о которых очерчена кругом, размещена в центре нижнего перекрестия и соответствует изображению прп. Александра в медальоне на лицевой стороне креста...

Сохранились многочисленные иконы с изображением Александра Свирскго. Александро-Свирский монастырь не имел собственных иконописных и иных художественных мастерских и постоянно трудившихся в нем иконописцев или серебряников. Они нанимались монастырем для написания пядничных «роздачных» образов, продававшихся на подворьях в Новгороде и Москве, а также посещавшим обитель многочисленным богомольцам. Развозившиеся в разные города и села, эти недорогие иконы были призваны не только прославлять обитель и ее основателя, но и пополнять монастырскую казну. Дорогие, «подносные», иконы игумены дарили знатным паломникам, отвозили в Москву царям и патриархам, в Новгород архиепископам.

Количество заказываемых серийных икон не было постоянно, оно колебалось за год от нескольких десятков до трех сотен экземпляров....В основном на иконах воспроизводились поясные изображения основателя монастыря и явление Св. Троицы прп. Александру Свирскому... 

Необходимо привести также сохранившиеся сведения о церквах, освященных в XVI-XVII вв. во имя прп. Александра Свирского. Это, как упоминалось, северо-восточный придел Покровского собора на Красной площади в Москве, освященный 1 октября 1561 Во второй половине XVI в. в Новгороде появились надвратная церковь в Свято-Духовом монастыре и придел в диаконнике церкви великомученика Прокопия на Торговой стороне. Престолы с освящением  во имя Александра Свирского существовали в церкви Вознесения в Белозерске (рядом с подворьем Троицкого Свирского монастыря); в Kopнилиевой Паданской пустыни Олонецкой губернии; в селах Ясное и Лихачеве Московской губернии; в церкви Николая Чудотворца в Рубленном городе Ярославле (1695 г.)

Примечания:
1. Из сборника "Культурное и природное наследие Европейского Севера", ПГУ, Архангельск, 2009.
2. С небольшими сокращениями.
3. Библиография опущена.
4. На страницу "Церковь на русском севере".