Л.Г.Шаповалова,
кандидат техн. наук
"ДОБРЫЙ ПОДВИГ" СТАРЦА КИРИЛЛА
(фрагменты из книги
"ДОЛГОЕ ЭХО" )
Мы помещаем фрагменты из книги
Людмилы Геннадьевны Шаповаловой,
посвященной монастырям и пустыням
Русского Севера, и Кенозерья в частности,
в сокращенном виде,
разбивая отрывки на отдельные темы
и стараясь не исказить мысли автора.
1. «Добрый подвиг» старца Кирилла
Начало монастырскому устроению Каргополья положил новгородский отшельник преподобный Кирилл, один из самых почитаемых
святых этого края. Согласно житию святого, Кирилло-Челмогорская пустынь была первой по времени основания православной обителью
в архангельском крае*. Было это в 1316 году.
*Здесь и далее «архангельским краем» названа территория, занимаемая ныне Архангельской областью. В рассматриваемый
период Каргополье входило в состав Олонецкого края и административно подчинялось Великому Новгороду.
В те времена княжил на Руси Иван Калита. Ещё не родился Андрей Рублёв, ещё не было не только Куликовской битвы, но даже не родился
Дмитрий Донской, об «Архангельском граде» на Руси услышат лишь через 270 лет. Исходя из даты, указанной в житии,
Челмогорская пустынь на пол-столетия древнее самого Каргополя (не поселения, а города — первое летописное упоминание о
Каргополе, хотя и косвенное, относится к 1380 году).
Собираясь воссоздать в исторической памяти Кирилло-Челмогорский монастырь, не следует полностью доверять сведениям, изложенным в житии
северного святого*.
* Некоторые исследователи отодвигают дату основания Кирилло-Челмогорского монастыря, как и даты жизни самого святого Кирилла,
на 100 и даже 150 лет позже, относя основание монастыря ко второй половине ХV века. В этом случае основание Кирилловой пустыни логично
вписывается в общую картину монастырского освоения северного края, но и эта дата свидетельствует о глубокой древности обители.
В 1429 году появились монахи на берегах Соловецкого острова в Белом Море. В 60-е годы ХV столетия в окрестностях Каргополя, неподалёку
от Кирилловой пустыни основал обитель Александр Ошевенский. В самом начале ХVI века на берегу таёжной речки Сии, малого притока
Северной Двины, построил храм и келию иеромонах Антоний. Соловецкому, Антониево-Сийскому монастырям была предначертана известность во
всей России. Монастырю преподобного Кирилла — тихая, спокойная жизнь затерянной в лесах обители.
Г.А.Кулишов. "Басков-Докучаев". Линогравюра. |
2. Челмогорский монастырь после Кирилла
К этому
глухому месту, в основанную старцем Кириллом пустынь, стали собираться
монахи и спустя несколько лет после его кончины возник
здесь небольшой монастырь. «Энциклопедический словарь русской цивилизации»
сообщает, что Кирилло-Челмогорская пустынь как общежительный мужской
монастырь была основана в 1378 году. Основал монастырь некий иеромонах
Арсений. К нему стали собираться «иноки и боголюбивые пустыннолюбцы» будущей
обители, до 24 человек.
В эти годы (конец XIV - нач. XV вв.) сгорел
от молнии первый декревянный храм Богоявления, возщведенный еще самим
угодником Божиим Кириллом. Братия возвела новую деревянную церковь Успения
Пресвятой Богородицы "теплую" и трапезу к ней". Затем решили возвести
большой деревянный храм во имя Богоявления Господня с приделом св.
Екатерины и 9 мая 1419 г. он бьыл освящен. В этом храме, под
спудом, хранили мощи прп. Кирилла. Другая особо чтимая святыня в обители,
наряду с гробницей Кирилла - крест-распятие, установленный на том месте, где
святой "ископал" себе пещеру. Собралась в обитель братия числом до 80
человек, и с тех пор обитель стала называться Монастырем Кирилла
Челмогорсекого.
Иноки были простые, работящие люди, из местных. Жили они в обители неторопливой монашеской жизнью: истово Богу служили, постились
и трудились; были у них поля небольшие, расчищенные от леса, луга по речке, рыбу ловили в озёрах.
В ХVI веке вместе с ростом благосостояния крупного торгового города Каргополя растёт и монастырь, находящийся от города в
относительной близости. Наряду с Ошевенским Челмогорский монастырь вошёл в число окологородних (около уездного города Каргополя)
обителей.
Благосостояние монастырей во многом зависело также от расторопности и «хозяйской хватки» настоятелей, способных
обратить на себя царские милости...Без царских милостей многие северные обители, а тем более малобратственные, выжить не могли.
Расцвет монастыря прервали события Смутного времени. для обители наступили трудные дни. Дважды, в 1612 и 1613 годах, шайки «
литовских людей» и «русских изменников» осаждали Каргополь. Разбредясь по окрестностям, разбойники разорили
Кириллову обитель и сожгли её дотла...Такая же участь постигла в то время множество других северных монастырей.
После разорения обитель стала потихоньку возрождаться из пепла. Но над святым местом словно нависло какое-то невезение. Вот
хронология обители из монастырских «Книг росписочных...», датированных 1687 годом и приведённых в указанном труде
К.Д.Докучаева-Баскова.
«Чёрный поп Мисаил» (иеромонах. — Прим. авт.) (1623—37 гг. правления), настоятель Кирилловой
обители после разорения, «немало заботился о благе обители» и примерно за 15 лет, к 1630 году, построил там три
церкви: Благовещенскую, Богоявленскую и Успенскую, две из них после пожара. «Едва успела убогая пустынь.. кое-как
пообстроиться... как опять (всего лишь через два года! — в 1632 году. — Прим. авт.) поразил её пожар,
жертвами которого сделались... две красовавшиеся церкви... храм Богоявления Господня и Благовещения Пресвятой Богородицы».
Пришлось снова возводить постройки «на старых церковных местах». Вскоре настоятель Мисаил задумал построить ещё один
храм, «на новом месте» над Святыми вратами — Екатерининский. В маленьком монастырьке — четыре храма!
При иеромонахе Макарии, управлявшем обителью до 1682 г. (или
1687 г.), были утрачены все три деревянных храма, построенные Мисаилом, а
24 декабря 1674 г. новый пожар уничтожил Успенскую церковь.
Вскоре на месте сгоревшей была построена новая Успенская церковь.
...Первый образ преподобного Кирилла, согласно его житию, был написан для первой Богоявленской церкви «изографом»
из Новгорода по имени Иоанн. Вероятно, икона погибла в одном из многочисленных пожаров.
Во всё время существования обители люди шли и шли издалека, чтобы
поклониться мощам прп. Кирилла, шли к нему за духовной поддержкой. Житие
сообщает, что благодаря непрестанным молитвам у мощей прп. в округе стали
происходить многочисленные чудеса: и сцелялись больные люди, возвращалась
пропавшая в лесу скотина, предотвращались кражи....Положекние монастыря
упрочилось.
После «смутного» лихолетья
монастырские постройки были восстановлены, но былого благополучия обитель всё же не достигла. Впоследствии, в ХVIII веке,
деревянные постройки стали заменять каменными.
В истории монастыря были периоды и расцвета, и забвения. С 1721 года по указу императора Петра Кириллова обитель, как и другие
северные обители, в которых «монахов малое число», потеряла свою самостоятельность и должна была быть приписана
к более богатому монастырю. По просьбе архимандрита каргопольского Спасо-Преображенского (Строкиного) монастыря
Иосифа Кирилло-Челмогорская пустынь в числе пяти малолюдных обителей (в том числе Макарьевская Троицкая и Елгомская Богоявленская
обители, о которых речь впереди) была приписана к каргопольскому Спасо-Преображенскому монастырю.
Согласно «Указу о штатах» императрицы Екатерины II в 1764 году Кирилова обитель, как и ещё около полусотни удалённых,
малолюдных и бедных олонецких монастырей, была упразднена, а имущество распродано. Монастырская церковь была обращена в приходскую
с одним священником и одним церковнослужителем.
В середине ХIХ века начинают восстанавливаться некоторые известные в прошлом северные обители. Был восстановлен в правах и
Кириллов монастырь: по переписи 1883 года в нём значилось семь насельников. Некоторое время обитель была приписана к Ошевенскому
монастырю, а около 1889 года снова стала самостоятельной...
Монастырь был первым очагом христианской культуры Лёкшмозерья и всего Каргополья. В Кирилловой обители особо торжественно
праздновали Успение Пресвятой Богородицы (15/28 августа) и «Кириллову память» (8/21 декабря).
В эти дни из Каргополя в монастырь снаряжали крестный ход. Путь составлял около 50 вёрст и на всём протяжении, за исключением
последних пяти вёрст, был «весьма удобен для экипажей». Из Каргополя Пудожским трактом шли до села Печниково —
19 вёрст, ещё через 14 вёрст — Лядинский погост, и далее 18 вёрст до Кириллова монастыря.
После праздничной церковной службы шли и ехали за три-четыре версты в Труфаново, где расходились гостевать по родственникам
и знакомым.
...Через Кириллову обитель проходил путь в другой глубоко чтимый в этой местности монастырь — Макарьевский Хергозерский,
но это уже другая история.
Каков был внешний облик деревянных построек этой северной обители, кажется, определить уже невозможно. Но мне повезло это выявить!
В упомянутом труде «История Челменской пустыни» каргопольский краевед К.А.Докучаев-Басков приводит полный текст «
Книг росписочных строителя (настоятеля. — Прим. авт.) иеромонаха Макария», датированных 1687 годом.
Первые храмы Кирилло-Челмогорской обители. Предполагаемый внешний вид
(не кликать). Из книги "Долгое эхо" Л.Г.Шаповаловой. |
* Икона-пядница — квадратная икона, сторона которой близка по размеру к пяди. Пядь — старинная мера длины, равная расстоянию между растянутыми большим и указательным пальцами (пядь малая, ок. 19 см) или большим и мизинцем (пядь великая, ок. 23 см).
Таким образом, из описи в «Книгах росписочных...» видно, что в 1687 году в Кирилловой обители вместо бывших когда-то трёх храмов остались два: Богоявленский, клинчатый, построенный вскоре после пожара 1632 года, и Успенский, «бочечный»,
построенный вскоре после пожара 1673 года.
3. Монастырские
постройки в начале XIX - начале XX вв.
В 1818 г., когда
монастырский храм был обращен в приходский, на самом высоком месте округи
было возведено первое каменное сооружение монастыря - храм Богоявления (на
средства каргопольского купца М.Н.Лыткина). Это было приземистое одноэтажное
строение с низкой четырехскатной крышей увенчанное одной главой. Низкая
трапезная сделана гораздо шире храмовой части, и в ней были выгорожены два
придела: святителя Николая (1899 г.) и прп. Кирилла. В трапезной было две
печи, оба придела на крыше были отмечены главками на постаментах. В
Кирилловском приделе, под спудом, всю историю монастыря хранились мощи
его основателя.
Кирилло-Челмогорский монастырь. Общий вид храмов. Слева - деревянная церковка - Успенская. Фото 1912 г. Прорись Л.Г.Шаповаловой. |
На звоннице было 5 колоколов (по другим сведениям - 9), самый большой весил почти тонну (62 пуда).
За Богоявленским храмом просматривается маленькая, но чрезвычайно интересная по архитектурному решению церковь Успения Богоматери. Она деревянная, построена "неизвестно когда". Маловероятно, что это та самая Успенская церковь, построенная вскоре после 1673 г, но можно с уверенностью сказать, что сменившая ее постройка возведена на месте предыдущей, а в архитектурном облике в точности повторила предшественницу.
Длина "Успенской церковки" около 14 м, ширина около 5.7 м, в ней шесть окон. Храмовая часть построена в древних традициях - это небольшая одноглавая клетская постройка.
Самым интересным является ее "бочечное" завершение - очень своеобразный архитектурный элемент, характерный, пожалуй, только для Каргополья и примыкающих к нему земель. Завершение клетских храмов "бочками" появилось на Каргополье в начале XVII века.
В середине XIX века монастырь стали восстанавливать, а в 1889 году Кирилло-Челмогорская обитель, упраздненная в 1764 году, была возрождена за счет сбора денежных средств, ремонта существующих и возведения новых построек.
В 1899 году была "возобновлена" Успенская церковь (о ее судьбе - чуть выше - прим. М.З.). В иконостасе Успенской церкви всего два чина; в деисусном чине, как и в каменном храме, 15 икон. Храмовая икона - Успение Богородицы с житием в 12 клейм. В местном ряду - икона св. Екатерины, икона Богородицы с младенцем между Царскими и пономарскими вратами, на пономарских дверях изображен "богоразумный разбойник".
По свидетельствам очевидцев, в кафоликоне этого храма, как и во многих каргопольских деревянных церквях и часовнях, были устроенвы "небеса писаные, на коих, кроме неко торвых святых и священных событий, изображено венчание Царицы Небесной". Можно предположить также, что и в соседнем каменном Богоявленском храме пртолок кафоликона также был сделан в виде "небес".
По воспоминаниям богомольцев, в конце XIX века в монастыре, кроме двух храмов, были дом настоятеля, кельи для братии, много хозяйственных построек.
Рис. Н.Варшавской, 2007 г. |
"Святые ворота" Кирилло-Челмогорского монастыря. Фото Г.Сергиевского, 1912 г. Архив КНП. |
История монастыря начиналась преподобным Кириллом, Кириллом же - последним из его настоятелей схиархимандритом Кириллом - закончилась...
И разорение монастыря...
Вскоре после революции, в начале 1920-х годов, Кирилло-Челмогорский монастырь был закрыт, упразднен. Однако свое духовное значение обитель сохраняла до конца 1920-х годов.
В 1925 году со звонницы сняли колокола и отправили на переплавку... В 1928 году разобрали иконостас в одном из храмов... Из икон делали шкафы и скамьи... В 1930-е годы стали разбивать крепкие стены монастырских зданий... Деревянную монастырскую трапезную разобрали на бревна, которые использовали для строительства школы в д. Морщихинской... В 1939 году в монастыре организовали "советское хозяйство" - колхоз "Волна", а в 1953 году - на его территории создали лесопункт. И, наконец, в 1951 году (по другим сведениям, в 1958 г.) надумали разрушить звонницу. Разрушение строений было довершено...
Кирилло-Челмогорский монастырь. Остов звонницы. Фото 1950-х гг. |
Примечания:
1. Текст и
фотографии - из архива КНП и из книги "Долгое эхо (Православные святыни Лёкшмозерья)". Архангельск, 2012 г.
2. Рисунок монастыря Н.Варшавской - из архива сайта.
3. Текст
сокращен.
4. Библиография опущена.
5. Другие материалы о
Кирилло-Челмогорском монастыре см.
здесь.