Ольга СЕВАН,
кандидат архитектуры,
Президент Российского Комитета Европейского Совета по селам и малым городам - ЕКОВАСТ

ДЕРЕВНИ И ПОСЕЛЕНИЯ В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ  (социокультурный и социально-экономический анализ, самоуправление территорий)
Результаты экспедиции коллектива Российского ин-та культурологии и Российского EКОВАСТ

В последнее десятилетие наши подходы к анализу и  к программам развития территорий заметно изменились и сами исследования приобрели законченный вид.

Продолжались исследования по территориям Русского Севера, включая Архангельскую область, в которую мы снова вернулись и продолжили работать. В последние годы помимо социально-культурных и прочих исследований акцент был сделан на социально-экономических вопросах развития территорий и проблемах самоуправления. В этой связи в структуре коллектива появился экономист-географ и специалисты по местному самоуправлению. Сегодня можно сказать, что задачи, поставленные в конце 1980 - начале 1990-х гг. по разработке и уточнению междисциплинарных подходов к исследованию исторических сельских территорий, были выполнены практически в полной мере. Но эта методология реализовывалась и совершенствовалась постепенно, от объекта к объекту.

Деревни Зехнова и Семенова в Кенозерском национальном парке

Данный пример исследования заслуживает рассмотрения, поскольку эти деревни расположены на территории государственного Кенозерского национального парка в Архангельской области. Он известен как в нашей стране, так и в других странах мира. Парк расположен на юго-западе области, имея Северную и Южную территории, причем первая разместилась в основном вокруг озера Кенозеро.

Кроме многочисленных деревень, как правило, возникавших на водных путях, здесь существовало три православных монастыря. Историко-культурное наследие представлено: 11 церквами и колокольнями (из 18 существовавших), 39 деревянными часовнями (из 65), двумя рублеными оградами (из четырех), семью инженерными сооружениями, тремя водяными мельницами (из 22), шестью амбарами, 27 поклонными крестами. Кроме того, в Парке  свыше 30 «святых» рощ и деревьев, культовых камней, 39 памятников археологии. Ряд крестьянских домов рекомендуется для постановки на государственную охрану. Имеющиеся памятники народной архитектуры на территории парка свидетельствуют о расцвете не только народного творчества и искусства XVIII—начала ХХ в. на Русском Севере, но и об имеющейся собственной социально-экономической и культурной жизни и деятельности северян на этой земле.

Однако в современных условиях, при распаде и тяжелом состоянии сельскохозяйственных структур, отсутствии населения в подавляющей части деревень парка и других проблемах сохранить и восстановить большую их часть невозможно. Тем более реставрировать за счет средств только государства на местах их строительства — «in situ» столь большое число культовых сооружений не представляется возможным. Хотя отдельные элементы интерьеров местных памятников, предметы прикладного искусства, как и их объекты, представлены во многих музеях нашей страны (например, две часовни были перевезены в музей «Малые Корелы»). Часть деревянных культовых памятников отреставрированы или находятся в работе, в том числе с привлечением международных фондов,  некоторые жилые дома, используемые парком в выставочной и туристической деятельности, отремонтированы или реконструированы.

Учитывая значение и роль Кенозерского национального парка, включенного во Всемирную сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО, с целью сохранения и демонстрации в образовательных и других проектах весь комплекс становится актуальным и значимым для продолжения работы по сохранению не только отдельных объектов наследия. Существенно решение вопросов, связанных с пространственной средой исторических деревень, культурных ландшафтов и социально-экономических проблем, поскольку здесь проживают сельские жители и необходимо разрабатывать и осуществлять специальные проекты развития национального парка.

Данная тема обращает внимание специалистов не только сферы культуры и искусства, но и всех тех, кому не безразлична судьба и история страны и редких северных памятников искусства (социологов, экономистов, экологов и пр.). Такие подходы, используемые в парке, распространяются по многим поселениям изученной территории, в том числе с целью осознания населением имеющегося уникального ресурса, который находится на их землях. Экспедиция и анализ двух деревень, которая была проведена коллективом сектора РИК и ЕКОВАСТ в 2006 г. совместно с сотрудниками парка, уточнила и конкретизировала такую работу.

Привлечение местных жителей к деятельности на собственной земле, особенно к развитию как культурного, так и сельского (или агро) туризма, давно используется в мире. Ряд проектов уже были апробированы руководством парка в течение последних лет, обсуждались на конференциях, семинарах и применяются в реальной жизни.

Задача проведенной экспедиции состояла в том, чтобы на основании обобщения частично опубликованных, но и вновь выявленных материалов национального парка, как частного случая поселений Русского Севера, апробировать междисциплинарную методику исследования исторических деревень и памятников народной архитектуры как составной части культурной среды поселений.

Наши исследования затрагивали северную территорию парка и в основном были локализованы в южной части озера Кенозеро, в деревнях Зехнова и Семенова, входящих в так называемый Ряпусовский куст деревень.
Схема обмера плана д.Зехнова. Рис. О.Севан. 2006 г.
Схема обмера плана д.Семенова. Рис. О.Севан. 2006 г.
Для сравнения мы приводим данные центральной части парка - деревень, сгруппировавшихся вокруг с. Вершинино - так называемая Вершининская деревенская агломерация. 

Информаторами были местные жители, из которых большая часть  люди пожилого возраста. Анализировались архивные и поселковые документы (похозяйственные книги и пр.). При  опросе жителей были учтены также несуществующие ныне дома, что позволило восстановить первоначальный облик деревень на начало ХХ в.

Опрос старожилов деревень Зехнова и Семенова представил интересную историческую информацию о сельской жизни в 1930-1990-х гг. - о сложных периодах того времени, праздниках, о военном времени, о работе в колхозе и совхозе, как и о современной ситуации. Были составлены некоторые «древа семей» наиболее значимых фамилий жителей, которые стали основой для понимания развития усадеб и территории деревни. Все собранные материалы - это важный исторический и современный социокультурный ресурс территории, который может быть использован в различных проектах национального парка.

Проведенное участниками экспедиции обследование сел Зехнова и Семенова может стать основой как для сохранения и частичного восстановления памятников на данной территории, так и для создания своего рода «портрета» деревни, куда могут войти имена, фотографии ее жителей, сведения о местных обычаях, занятиях, архитектурных памятниках и пр. Создание подобной «базы данных» по историческим поселениям необходимо как для сохранения уникального культурного ландшафта Кенозерья, так и для успешного развития туризма на территории парка. Публикация таких материалов, как и более глубокое представление их во время туристического маршрута, позволит не только увидеть историю данных деревень, но узнать о6 их современном состоянии, их жителях, осознать необходимость их сохранения и развития как для российской, так и европейской культуры. Кроме того, все собранные данные могут использоваться для публикации небольших путеводителей по деревням национального парка и историческим постройкам территорий.

Тенденции развития социально-экономической ситуации основаны на данных, собранных в данном муниципальном образовании и в МО «Плесецкий район». В результате реформы местного самоуправления МО «Кенозерское» является субцентром юго-западной части Плесецкого района и одновременно центральной территорией национального парка «Кенозерской». Наши исследования, несмотря на то, что затрагивали всю Северную территорию парка, в основном были локализованы в южной части озера Кенозера, входящих в «Ряпусовский куст деревень».

Среди социально-экономических и территориальных проблем А.М.Табаковым были выявлены следующие.

Прежде всего, это неотрегулированные вопросы землепользования, препятствующие развитию территории. Из общей площади парка в 84,3 тыс. га — 76,8 тыс. га при его создании ему было передано в бессрочное пользование, т.е. парк непосредственно контролирует 91,1% своей территории. Прочие земли — 8,9% парка являются собственностью других землепользователей, на них распространяются правила ведения деятельности на особо охраняемых территориях, но они не изъяты из хозяйственного оборота. Земли поселений составляют 680 га, в том числе земли поселений МО «Кенозерское» (412 га, или примерно 0,5% территории парка). Основным же землепользователем на территориях, входящих в парк, является бывший совхоз «Кенозерский», обанкротившийся в 2004 г. Данному сельхозпредприятию принадлежит 7,3% земель парка. Здесь необходимо отметить, что прочие землепользователи, а именно автодорожные хозяйства (ДРСУ), социальные учреждения, а в перспективе и новое сельскохозяйственное предприятие, будут платить и платят налоги в бюджет МО «Кенозерское», несмотря на то, что располагаются не на землях поселений. То-есть, 77,2% территории, входящих в муниципальное образование, контролируется Национальным парком «Кенозерский».

Социально-экономическое положение сельского МО является типичным как для Русского Севера, так и в целом по России. Подавляющее количество вновь образованных территориально-административных единиц являются дотационными, а местные власти не способны «переварить» объем полномочий, переданных им в исполнение в рамках реформы местного самоуправления (ФЗ №131). Эти территории можно охарактеризовать как периферийные, дотационные, с отсутствием производственных функций, с почти 100%-ным русским населением, имеющие стабильное отрицательное сальдо миграционного баланса и отрицательную естественную прибыль населения.

Вследствие изъятия лесных массивов в начале 1990-х гг. из хозяйственного использования в связи с созданием Национального парка принципиально изменилась экономическая специализация территории - с лесопромышленной на природоохранную и рекреационную. Это повлияло на усиливающуюся депрессивность МО «Кенозерское» в отличие от соседних образований, поскольку отсутствуют сегодня значимые для территорий налогоплательщики - лесопромышленные компании.

Из сказанного можно сделать вывод. Национальный парк в экономическом (бюджетном) отношении не является участником (партнером) МО «Кенозерское». Очевидно, что его деятельность как природоохранного учреждения и сферы культуры ориентирована на социокультурные и образовательные проекты, в которые входят также вопросы занятости населения, благоустройства территории, развития туризма и пр.

Во многом именно национальный парк покрывает своей деятельностью нехватку средств на социально-культурную сферу МО.

Высокая безработица и низкий средний уровень оплаты труда местных жителей делают незначительными налоговые поступления в бюджет от подоходного налога. Основные средства поступают от работников бюджетной сферы (учителя, врачи и т. д.), что явно недостаточно. А уплата подоходного налога сотрудниками парка осуществляется в г. Архангельске.

Социальный и экономический состав населения

В Вершининском кусте деревень,  центре Северной территории парка, в последние десятилетия постоянно наблюдалась миграция населения в с.Вершинино из соседних деревень. Это объясняется проблемами с транспортом (сообщение между деревнями возможно главным образом по воде), закрытием сельскохозяйственных предприятий, безработицей, отсутствием социальных условий (школ, медицинских услуг и пр.).

Численность населения территорий Национального парка исследуемых двух кустов деревень — Ряпусовского и Вершининского в 2001-2005 гг. постоянно снижалась. В первом, где расположены исследуемые нами деревни Зехнова и Семенова, население сократилось на 31%, а во втором — на 12,5%.
Численность и динамика домохозяйств и населения деревень Ряпусовского куста в 2001-2005 гг.
В 2001-2005 гг. в Ряпусовском кусте деревень отмечались следующие показатели рождаемости и смертности - на одного родившегося человека приходилось трое умерших. В то же время в Вершининской деревенской агломерации данное соотношение составляло 1:1. Из этих данных следует, что основным фактором сокращения населения в с.Вершинино и прилегающих к нему населенных пунктах являлась не низкая смертность, а миграционный отток населения.

Об этом свидетельствует и динамика численности домохозяйств на этих территориях в парке. Так, если в Ряпусовском кусте их количество снизилось почти на 1/4, то в Вершининской практически не изменилось. Поддержание на одном уровне количества домохозяйств в центре муниципального образования было связано с внутренними процессами ступенчатой миграции, т.е. население из Ряпусовского куста деревень, более отдаленного, мигрировало в с. Вершинино и окружающие населенные пункты.
Численность и динамика домохозяйств и населения деревень Вершининской агломерации в 2001-2005 гг.

Исследования миграционных оттоков населения в Вершининской и в Ряпусовском кусте деревень показывают следующее. Их пик пришелся на 2003 г. - это был год наибольшего числа выпускников школы в селе Вершинино. Наиболее привлекательными населенными пунктами внутренних миграций были деревни Шишкино, куда за рассматриваемый пятилетний период прибыло 9 человек, Погост - 4 человека и Горы - 3 человека. Почти все эти переселения осуществлялись из с. Вершинино, и их основанием было выделение семей в новые домохозяйства.

В Ряпусовском кусте, в том числе в исследуемых деревнях Семеново и Зехново, практически не осталось ни экономически активного взрослого населения, ни молодежи. Дети дошкольного и школьного возраста здесь прописаны, но де-факто не проживают. В течение ближайших лет ожидается переезд в Вершинино или другие населенные пункты соответствующего куста практически всех работоспособных жителей данного куста деревень, и они станут нежилыми.

Согласно материалам А.М.Табакова, 77% населения мигрировало в населенные пункты, расположенные за пределами Кенозерского МО.
Структура миграционного оттока населения по новым местам жительства в 2001-2005 гг. (в % от общего числа выбывших)
Основными центрами их назначения были: областной центр - Архангельск, соседние населенные пункты Плесецкий, Мирный и с. Конево. Переселение в Санкт-Петербург и Москву имело единичные случаи. Но поскольку основной целью миграции из сельских мест Кенозерья было получение образования, то можно предположить, что в будущем после окончания обучения их путь будет продолжен - в столицы.

Занятость населения

Важным показателем при рассмотрении как экономических, так и социокультурных вопросов любых типов поселений, и особенно сельских, является занятость населения. За последние 15 лет Кенозерье утратило экономическую и производственную специализацию, как и часть социальных функций. Произошло банкротство сельхозпредприятия ОАО «Кенозерское», прекратились регулярные водные перевозки, была закрыта больница, автозаправочная станция, запрещена товарная рубка леса, не работает кольцевая ЛЭП на 10 кВ и пр. Все это привело к безработице местных жителей, к очевидному обнищанию населения, отъезду в города и пр. В результате экономика хозяйства всей территории перешла на натуральные формы хозяйствования, что поддерживается природоохранным статусом земель и соответствует уровню развития территории в XVIII в.

С середины 1990-х гг. появились характерные для многих мест Русского Севера функции - товарный сбор ягод и грибов. Однако, по рассказам местного населения, предпосылок развития данного бизнеса выявлено не было, поскольку территории вокруг интересующих нас деревень Семенова и Зехнова не «урожайны» на ягоды. Транспортная удаленность территории делает менее выгодной продажу ягод в заготовительных точках центра МО с.Вершинино, поскольку очевиден постоянный рост цен на бензин - несоизмеримый со стоимостью собранных продуктов. Кроме того, Национальный парк ежегодно устанавливает квоты на сбор ягод (50 кг клюквы с сотрудника), хотя в сезон сбора в центре открывается около 10-15 частных точек приема ягод у населения.

В последние годы администрация парка организует специальные проекты и проводит образовательные семинары по использованию природных ресурсов, формированию предложений для приезжающих туристов. В частности, такие семинары проходили на территории парка в последние годы. Обсуждались вопросы о путях решения местных экономических проблем, занятости жителей, применения новых методов организации торговли, маркетинга и пр.

Рассчитанная А.М.Табаковым в ходе исследования реальная структура занятости населения данных территорий показывает высокий уровень безработицы, и основными работодателями являлись бюджетная сфера и Национальный парк. Если в 2001 г. 4% населения Ряпусовского куста деревень работало вне парка, то в 2005 г. фактически он был единственным работодателем - монополистом занятости населения. За эти годы количество лиц пенсионного возраста уменьшилось с 50% до 43%.

Структура занятости населения в Вершининской агломерации была достаточно сложная, и практически все работающие жители относились к непроизводственной сфере.  В этот период происходил переход высвободившегося населения в сферу торговли, образования и пр. в качестве обслуживающего персонaла.

Количество безработного населения Вершининской агломерации за рассматриваемые пять лет практически не изменилось. Одновременно увеличилось количество лиц пенсионного возраста, снизилось количество школьников, но увеличилось число работников в образовании. То-есть, социально-культурная сфера деятельности берет на себя важную дополнительную функцию по снижению безработицы на исследуемых территориях.
 Динамика численности населения  Вершининской агломерации в 2001-2005 гг., чел. в основных сферах занятости.
Количество работающего населения в Национальном парке за пятилетний период снизилось с 36 до 30 человек, т. е. по состоянию на начало 2006 г. в образовании трудилось больше людей, чем в парке.

Резкое сокращение занятых в сельском хозяйстве за эти годы (с 35 до 3 человек) не привело к увеличению скота в личных подсобных хозяйствах, что свидетельствует опосредованно о6 ухудшении социальной ситуации среди сельского населения Вершининской агломерации. Например, в Ряпусовских деревнях сокращение скота было связано в первую очередь с сокращением и старением населения. Количество овец сократилось за пять лет на 14,5%, а крупного рогатого скота (КРС) более чем в два раза. А у населения Вершининской агломерации сокращение овец за пять лет составило 18,7%, КРС на 35%, в то время как количество лошадей, напротив, возросло на 31,5%, что может свидетельствовать о6 увеличении пахотных площа,цей и сенокосов, находящихся в личном пользовании местных жителей.

Таким образом, в результате социально-экономического исследования территории Кенозерского парка (Вершининского и Ряпусовского кустов деревень) можно сделать следующие выводы.

В течение исследуемых пяти лет произошел заметный отток молодого населения из обследованных деревень, главным образом, для обучения в города Архангельской области, откуда позже, как правило, не возвращались. Основная причина сокращения численности молодежи и молодого работоспособного населения - отсутствие работы, жилья, нерешенные вопросы досуга и невозможность применения в исследуемых поселениях полученного образования. Заметны также и внутренние процессы ступенчатой миграции внутри территорий.

Численность населения с 2001 по 2005 г. в Ряпусовском кусте деревень сократилась на 31%, а в Вершининском — на 12,5%, на что повлияла не только естественная смертность пожилого населения. В разных кустах деревень, соответственно Вершинино или Ряпусово, число пенсионеров в 2005 г. составляло 23% или 50% и выросло в сравнении с предыдущими годами, в то время как рождаемость была минимальной. Людей, имеющих начальное и неполное среднее образование, — 52-53%, т. е. более половины, а высшее — не более 5-6%.

Безработица населения составляет 28,6% и 26% (соответственно в кустах деревень — Вершинино и Ряпусово) по отношению ко всем работающим жителям, что стало результатом банкротства и закрытия единственного сельхозпредприятия (колхоза), лесхоза и других организаций.

Бюджет сельского поселения дотационен на 86,6%. Основным собираемым местным налогом является налог на доходы физических лиц. И он главным образом расходуется на выплату заработной платы административным служащим — 73%. Основными работодателями на территории являлась не только бюджетная сфера, но и Национальный парк, т. е. он обеспечивает занятость населения — 7,6% в Вершинино и 23%  в Ряпусово.

Руководство Национального парка решает многие социальные вопросы, проблемы инфраструктуры поселений, обеспечивает занятость населения, оказывает транспортные услуги, организует размещение для проживания туристов в частных жилых домах и пр. Хотя главная задача парка — это социокультурные и образовательные проекты, развитие туризма и охрана природной и окружающей среды.

Национальный  парк юридически зарегистрирован в г. Архангельске, поэтому основные налоговые платежи перечисляются в бюджет областного центра, а не в район и в МО «Кенозерское».

С другой стороны, очевидно, что руководство муниципальной организации не решает многих местных и финансовых вопросов, которые 6ы способствовали развитию территории, перекладывает социально-культурные проблемы, как и проблемы инфраструктуры, на Национальный парк «Кенозерский». Описываемое положение является постоянной «тлеющей» конфликтной ситуацией, которая не способствует развитию территории.

Примечания:
1. Из монографии "Социокультурный анализ и развитие территорий России. Проблемы и решения". Под общ. ред. канд. архитектуры О.Г.Севан. М. ФОРУМ. 2012.
3. Сокращенный вариант.
4. Работа проводилась при поддержке РГНФ, 2007 г.
5. Участники исследования: руководитель работ О.Г.Севан, канд. архитектуры; А.М.Табаков - экономист; Н.Л.Денисова - искусствовед; И.В.Митяшин - архитектор; Д.Садков - специалист по сельскому самоуправлению.
6. Иллюстрации - из книги.
7. Приведенные данные - не позднее 2006 г.
8. МО - муниципальное объединение.

Перейти на страницу СЕВАН О.Г.