О.СЕВАН,
кандидат архитектурыСЕМАНТИКА РОСПИСЕЙ ЖИЛЫХ ДОМОВ
И ПРЕДМЕТОВ НАРОДНОГО ИСКУССТВА
РУССКОГО СЕВЕРА
В результате обследования территорий Архангельской и части Вологодской областей, нами было выделено несколько различных
типов крестьянской домовой росписи. Они сложились в процессе заселения земель различными этническими группами населения
и социально-экономического развития, особенностями природы и ландшафта территорий. На их формирование оказали влияние
культура населения края, которое отличались своими методами ведения хозяйства, различными промыслами, ремеслами и,
как следствие, различиями в быте и традициях, проявившихся, в том числе в народном искусстве.
В историко-культурные земли, как правило, входит несколько современных административных районов, и их границы чаще
всего не совпадают с современным районированием...
Семантика народного искусства сложная и малоизученная тема, особенно в области росписей, хотя у многих исследователей
мы находим материалы по данному вопросу. Нами сделана попытка вкратце обрисовать основные сюжеты домовых росписей
Русского Севера, так как их семантика представляет значительный интерес.
В народной памяти тщательно сберегались значения наиболее распространенных живописных образов, связанных с обрядами,
фольклором и с песенным творчеством русской деревни. Эта память хранила и исторические и иконографические сведения,
большое число символов относится к языческим представлениям и воспоминаниям, а также к христианским образам и сюжетам.
Образы природы сохранялись постоянно в народном искусстве, поскольку мастера жили в ее окружении и зависели от ее сил.
Это - многозначные символы народного творчества, помогающие художникам воплощать замыслы путем сопоставления многих
ее явлений из жизни человека.
Наибольшее значение, как известно, получил образ солнца.
|
|
Прялки из коллекции Кенозерского национального парка. Фото 2006 г. |
Вышивка на женском сарафане. Музей г. Каргополя.
Фото 2004 г. |
Круг
(солнце) часто становится основным мотивом узора. Порой в центре круга помещался цветок
с шестью или восемью лепестками. Мотив круга (иногда ромба или шестигранника) с лучистым или цветочным обрамлением хорошо известен
по росписям Севера. Геометрические знаки, игравшие существенную роль в композиции, несли, по-видимому, определенную смысловую нагрузку.
Археологические материалы подсказывают, например, значение фигуры ромба как символа плодородия: "Судя по его месту в различных
композициях, он мог означать землю, растение и женщину одновременно". Космическое значение крестообразных фигур, круга, розетки
как языческих символов подтверждается анализом многих предметов искусства народов мира. Мотивы кругов и розеток, связанные
с образами многих птиц и животных, свидетельствуют о принадлежности этих символов к небесным силам. Может быть, не случайно
в народной живописи, как и в вышивке, резьбе прялок, деталей главных фасадов домов часто встречаются ряды ромбов и крестов,
свастики (символа вечности огня), ромбов и розеток. В далеком прошлом, по-видимому, это связывалось с символикой соединения
женского и мужского начал.
В народной живописи широко использовался травный орнамент.
С XVI-ХVII вв. этот орнамент появляется во всех видах русского прикладного искусства: в гравировке, чеканке,
в орнаменте рукописей, в набойке, в резьбе и росписи и пр.
|
|
|
Росписные прялки. Няндомский р-он.
Фото 1985
г. |
Каргопольская прялка и кузовок.
Фото 1985
г. |
Расписной фронтон, свесы кровли жилого дома.
Дер. Заборье, Верхне-Тоемский
р-н. Фото 1977 г. |
В росписях жилых домов XIX в. на свесах кровли часто во всю длину подшивки проходила изгибающаяся волнистая ветвь
с отходящими через равные промежутки цветами и листьями.
Крупные причудливые цветы и различные плоды заполняют плоскости. Среди цветов встречаются тюльпаны, розы, гвоздики,
среди плодов – виноград, гранат. В этих условных
растительных сюжетах заметно влияние профессионального искусства городов. Источниками таких растительных форм
были восточные и западные ткани,
появившиеся в России еще в ХVI-ХVII вв., а также книжные иллюстрации, например "Символы и эмблемата".
Мотивы виноградных гроздьев, возможно, пришли в народную роспись из изделий золотого шитья.
Виноград, по народным
представлениям, символизировал молодость, а также хорошую, "сладкую", счастливую жизнь, с виноградом сравнивается
жених, а с ягодкой – невеста.
Со всем растительным миром была связана определенная символика, что нашло отражение в росписях.
Белая береза – иногда это образ невесты, за которую сватается дуб – жених.
Калина часто символизировала девичество, то же относилось к вишне. Сладкие плоды и ягоды – образы любви.
"Рвать яблоки, есть виноград" означало "любить", а вишню – "свататься или брать замуж".
Деревья, ягодные ветки, растения с плодами и ягодами были в известной степени и символами достатка.
В Заонежье, на Пудожском берегу, на Онеге, Мезени, Ваге, Устье, в Каргополье, в Белозерском крае и ряде других
районов было принято украшать дома,
прялки и др. предметы росписью с мотивами букетов, гирлянд, вазонов, цветущих деревьев. Значение этих рисунков
связывалось с пожеланием счастья.
"Люди живут, как цветы цветут" – слова популярной песни.
Идею вечности жизни народные художники выражали, рисуя известный им по поморским рукописям фантастический росток
"крин" – символ весеннего возрождения
природы в искусстве Древней Руси, или же выбирали никогда не виданные ими цветы: розу – "царицу цветов" или тюльпан -
"цветок молодости".
Мотив вазона получил большое распространение в народном искусстве. В ХVI-ХVII вв.
этот рисунок встречался на изразцах,
в рукописях и других предметах прикладного искусства Восточной Европы. Трактовка вазонов, их живописная форма
встречается самая различная – ложчатые
вазоны на тонкой ножке с волютообразными ручками, характерными для ХVIIХVIII вв., но чаще это был сосуд достаточно
простой формы о завитыми или другой
формы ручками или без них. Иногда можно увидеть плетеные корзины или простой горшок с цветами. Нередко из вазона
вырастали не ветви растения, а дерево.
Украшение же цветами горниц в деревнях русского Севера было заведено лишь во второй половине XIX в.
|
|
Роспись фронтона жилого дома. Дер. Горка, Красноборский р-он. Фото 1984
г. |
Полотенце, свесы кровли и
фронтон жилого дома. Село Конево, Плесецкий р-он. Фото 2005
г. |
Травы, цветы, кусты и деревья назывались в народе "волосами" земли.
Земля же имела в
представлениях крестьян некоторый антропоморфный характер, о чем говорит
выражение "кормилица – мать сыра-земля", термин "сыра" указывает на неразрывную связь с водой.
Вода изображалась зубчатой иди волнистой линией. Эта традиция прослеживается в искусстве Севера,
начиная с эпохи неолита. Причем горизонтальная зубчатая или волнистая линия
означала реки и озера, а вертикальная – символизировала дождь.
Широко представлен в росписях образ "
дерева" в окружении птиц и животных. В изображениях
деревьев подчеркнуты кроны, стволы, иногда корни, отмеченные ромбами, крестами.
Дерево с птицами – "древо жизни" – стало одним из любимых сюжетов русского народного искусства: с ним связывалось
представление о могуществе сил природы, о зависящем от нее благополучии
человечества и его счастье.
В орнаменте широко представлены образы птиц.
Птицы часто символизировали тепло, свет, предвещали урожай и богатство. В образах птицы
олицетворялись души умерших. Орнаментальный мотив птицы на дереве перекликается
с песенными образами. Изображение птицы на прялке считали символом невесты, всадника или коня – символом жениха
(прялку дарили на свадьбу невесте).
|
|
|
Свесы кровли жилого дома Королевых. Росписи сестер Чистяковых. Дер. Юмиж, Верхне-Тоемский р-он. Фото 1977 г. |
Расписная дверь в жилом доме. Дер. Рекшитово, Верховажский р-он Вологодской обл. Фото Т.Олейник, Фото 1980 г. |
Пермогорская прялка. Красноборский р-он.
Фото 1984 г. |
|
Росписные фронтон и балкон дома Бечиной. 1910 г. Село Горка (Керас), Верхне-Тоемский р-он. Мастер Тимофей Макаров.
Фото 1977 г. |
Лебеди (утки) – наиболее почитавшиеся на Севере птицы, связанные с небом, солнцем
и водной стихией. Очень часто эти образы находятся в окружении знаков солярной символики (круги,
розетки, ромбы). Их изображения встречаются также в скульптуре, в ковшах, уточке-солонице, в вышивке, в резьбе
жилых домов (охлупни, курицы, крюки-курицы) и т.д. Как правило, эти образы в народной росписи,
и в частности в жилом зодчестве, изображаются симметрично относительно "древа жизни" или какой-либо другой композиции.
Образы парных лебедей очень устойчивы в искусстве: с ними были связаны представления народа о счастливом браке,
и пережитки почитания этих птиц на Севере сохранялись вплоть до начала XX века.
Роль
гуся как обрядового – свадебного блюда отмечалась у многих народов: он считался
символом плодовитости. Жених и невеста в песнях часто сравниваются с селезнем и утицей,
с лебедем и лебедушкой.
Таково же отношение народа к
петуху и
курице которые издавна
почитались славянами как первовестники солнца. «Голоса петуха боится нечистая сила» -
известная воговорка. Их почитание в народе "было выражено в разных формах: курятину не ели (в Устюжском крае),
на Ваге фигуру петуха (или голову курицы) выставляли в ряд на коньке кровли и считали
изображение петуха – курицы необходимым элементом в доме.
Нередко образы этих птиц в росписях домов сочетались с кругом – солнцем. Петух и курица также были связаны с магией
плодородия, и поэтому встречаются в свадебной обрядности, как, впрочем, и в
весенне-летних праздниках.
Павлин (птица-пава) встречается в народных росписях в разных композициях и в разных
стилевых решениях. Его изображение было известно искусству античного мира и Византии
и Киевской Руси. В народном представлении павлин был осмыслен как птица исключительно женского рода. Очень часто
их образы в росписях размещаются по разные стороны куста или дерева, стоят друг
против друга или изображаются крупным планом в виде отдельной фигуры. Как правило, эти птицы изображаются с
характерным хохолком и пышным хвостом. Нередко павы сливаются в образах народа с петухами
и рассматриваются как петухи, утки или кукушки.
В росписях Севера, например на Северной Двине, встречаются и изображения
орла,
который, как правило, воспроизводится сидящим со сложенными крыльями и с характерным поворотом
головы (в профиль). Таким орел изображен и в вышивках XVII-XIX вв., в чеканке.
Кроме рисунков перечисленных птиц (лебедей, гусей, уток, кур, петухов, пав, орлов) в росписях домов встречаются
образы
голубей. Это могут быть парные голуби, летящие вместе,
и чаще всего сидящие на ветках среди цветочных узоров. Символика этих птиц – также любовная, брачная.
Одно из самых важных и даже почетных мест в крестьянском искусстве занимали
райские птицы.
Птицы Сирин и Алконост были наиболее распространенными и любимыми образами и
помещались в центре изображения.
Сирин – птица радости, Алконост – печали.
По сказаниям, пение их поражало людей. Их изображения, например, в вышивке, почти одинаковы. Поскольку эти птицы
подчас олицетворяли радость жизни, в народном искусстве они превращались в сказочную жар-птицу.
Сирин всегда "возвышался" над изображением бытовых сцен в прялочных росписях – выезд на санях, в карете, неизменно
паря над всем. В древности образ Сирина выражал "идею роста жизненных сил, идею жизни".
Культ этой птицы продолжал существовать и в христианскую эпоху. Сирин был символом воды и неба. Его охранительная
роль осталась в символике росписей, соединившись с домашним, земным пониманием счастья.
В анализируемом нами декоре жилых домов нет изображений Сирина, но те райские птицы, которые встречаются в росписях
построек Архангельской и части Вологодской областей, композиционно и стилистически
приближены в своем решении к его образу.
Орнитоморфный орнамент народной живописи вместе с травными рисунками интересно соединялись с
зооморфными
образами коней, оленей, львов (барсов), единорогов, а порой и коров.
Как известно,
конь у славян символизировал бога солнца Хорса. Во многих праздниках и маскарадах
(на святки или на масленицу) фигура коня с всадником служила олицетворением возрождающегося
солнца. Эта символика обусловила его изображение на многих предметах народного искусства и в архитектуре XVIII-XIX вв.,
тем более что в хозяйственной жизни населения во все времена лошади практически незаменимы.
Фигура оленя в северных декоративных деталях жилых домов, в частности его голова
и рога, встречается в украшениях навершия кровли, как и в росписях прялок, коробов
в основном на реке Мезени и в Коми.
«Культ оленя по всей вероятности еще доземледельческий, отрывочно и неравномерно сохранился в индоевропейской мифологии
и фольклоре; иногда мы видим его в очень развитой форме (например, у скифов),
иногда от него сохраняются неясные фрагменты. Так у славян существовало поверье, что в Ильин день (день древнего Перуна)
появление дождя зависит от оленя».
Образы рогатых божеств плодородия (в женском, а иногда в мужском облике) часто встречались в древнем изобразительном
искусстве многих стран и связаны с тотемными культами, а также культом быка и коровы.
Культовая роль была вполне определенной, и следы этого культа обнаружены в X веке в Новгороде.
Корова, как и
бык, выступали как символы плодородия. Образы этих животных
встречаются в росписях жилых домов Русского Севера, например, на Ваге, и в Европе,
например в Чехии.
|
|
Росписной фронтон и свесы кровли дома Бечиной. Село Горка (Керас),
Верхне-Тоемский р-он. Фото 1977 г. |
Фронтон дома Осипа Буракова (Т.А.Жилиной). Роспись 1879 г. Дер. Качигино, Вельский р-он.,
Фото 1975
г. |
Образ льва (барса) широко использовался в народных росписях, в вышивке и в прикладном
искусстве Севера. Лев и барс отличаются, главным образом, наличием или
отсутствием гривы. Образ льва, как символ власти и мощи, перекочевал в Россию с Востока. Как символы власти львы входили
в феодальную геральдику. Львы часто изображались на византийских и
итальянских тканях, на различных предметах быта. Они изображены во Владимиро-Суздальских храмах, в резьбе жилых домов
Поволжья, в росписях Севера XVIII-XIX вв.
|
|
Филенка с фигурой льва. Роспись костромских художников. Дер.1-я Фоминская, Красноборский р-он. Музей "
Малые Корелы" |
Деталь домовой росписи. Дер. Заовражная, Кенозерская волость. Мастер Иван Трофимов. ГРМ (из книги "
Народное искусство Каргополья", 2006 г.) |
В северных сказках лев – преданный человеку друг, служащий ему верой и правдой. Часто в народных русских росписях
лев более похож на собаку, чем на хищного зверя. Изображались они
стоящими на задних лапах, с поднятыми передними, а также стоящими или лежащими в геральдической композиции по сторонам
"древа" или цветов в вазоне с грозно поднятой лапой.
Единорог – конь с рогом на лбу – также встречается в северных росписях. Как правило, он изображается
стоящим на задних ногах. Самые ранние сведения о нем и его изображения
относятся к ХV в. Единорог (он же индрик или инрог) – мифическое животное, образ которого, может быть, возник под воздействием
восточных культур. Носорог и конь соединились в образ одного
зверя – единорога, причем по преданию он был наделен особой силой, способной поражать злых людей и еретиков. По другим легендам
единорог – могущественное неведомое божество, становится царем
подземного царства. Чаще всего единорог и лев располагаются на фасаде по сторонам вазона или дерева, иногда в позе схватки,
символически воспроизводя борьбу светлых и темных сил, дня и ночи.
Чаще всего эти фигуры встречаются в росписях Поважья.
Поза борьбы животных, по-видимому, навеяна изображением фирменного знака Московского печатного двора - герба XVI в.,
который ставился на переплетах книг. В сельской среде того
времени также были распространены изделия английского производства, где встречается герб этой страны.
Символ Единорога имеет и значимый христианский смысл как образ «сына божьего», т.е. Христа, а лев и бык (телец) –
атрибуты евангелистов.
В росписях встречаются бытовые сцены, например
сцены охоты, например, на Мезени.
Эти изображения, также имеют определенный символический смысл:
"Фигура охотника – это жених", "птица на дереве – это невеста", а вся сцена означает, что, жених охотится за невестой.
|
Роспись начала ХХ века на фронтоне дома Мартынова 1898 г. Дер. Б.Заволжье, Коношский р-он. Фото Ф.Трупакова, 1974
г. |
На прялках иногда помещали и охотника с птицей в руках – сцену, символизирующую благополучный результат охоты.
Эти предположения подтверждаются данными фольклорных исследований:
в причитаниях невесты перед свадьбой звучали слова ее прощания с "девичьей волей"; она сравнивается с птицей,
а жених упоминается в роли охотника.
Итак, мы перечислили основные образы и мотивы, которые встречаются в народной живописи Русского Севера,
главным образом в росписях жилых домов и на предметах быта. Развитие
бытовой сюжетной живописи неразрывно связано с общим направлением развития русского народного искусства в ХVIII-ХХ вв.
|
Пример расписного интерьера крестьянского дома. Дом В.В.Щапова.
Дер. Вершина, Красноборский р-он. Фото 1984 г. |
Ее мотивы в целом перекликаются с орнаментом резных деревянных бытовых предметов, пряничных досок, прялок,
с вышивкой, с лубком, резьбой по кости и пр. Поскольку многие
художники, расписывающие эти предметы и сооружения, также принимали участие в церковных росписях тяблов, стен,
покраске фасадов и пр., то их семантика, как и символика,
может носить как традиционно присутствующий языческий характер, порой забытый в реальной крестьянской жизни,
так и христианское содержание.
Примечания:
1. Автор фотографий без указания автора - О.Севан, взяты из книги О.Севан "Росписи жилых домов Русского Севера", М., Прогресс-Традиция, 2007 г.
2. Подбор иллюстраций - М.Зак с согласия автора статьи О.Севан.
3. Семантика - наука о понимании (значении) определённых знаков, последовательностей символов и других условных обозначений (Википедия).
4. Полный текст книги в электронном варианте -
здесь.