О.СЕВАН,
кандидат архитектуры

СЕМАНТИКА РОСПИСЕЙ ЖИЛЫХ ДОМОВ
И ПРЕДМЕТОВ НАРОДНОГО ИСКУССТВА
РУССКОГО СЕВЕРА

В результате обследования территорий Архангельской и части Вологодской областей, нами было выделено несколько различных типов крестьянской домовой росписи. Они сложились в процессе заселения земель различными этническими группами населения и социально-экономического развития, особенностями природы и ландшафта территорий. На их формирование оказали влияние культура населения края, которое отличались своими методами ведения хозяйства, различными промыслами, ремеслами и, как следствие, различиями в быте и традициях, проявившихся, в том числе в народном искусстве.

В историко-культурные земли, как правило, входит несколько современных административных районов, и их границы чаще всего не совпадают с современным районированием... Семантика народного искусства сложная и малоизученная тема, особенно в области росписей, хотя у многих исследователей мы находим материалы по данному вопросу. Нами сделана попытка вкратце обрисовать основные сюжеты домовых росписей Русского Севера, так как их семантика представляет значительный интерес.

В народной памяти тщательно сберегались значения наиболее распространенных живописных образов, связанных с обрядами, фольклором и с песенным творчеством русской деревни. Эта память хранила и исторические и иконографические сведения, большое число символов относится к языческим представлениям и воспоминаниям, а также к христианским образам и сюжетам. Образы природы сохранялись постоянно в народном искусстве, поскольку мастера жили в ее окружении и зависели от ее сил. Это - многозначные символы народного творчества, помогающие художникам воплощать замыслы путем сопоставления многих ее явлений из жизни человека.

Наибольшее значение, как известно, получил образ солнца.
Прялки из коллекции Кенозерского национального парка.
 Фото 2006 г.
Вышивка на женском сарафане. Музей г. Каргополя. 
Фото 2004 г.
Круг (солнце) часто становится основным мотивом узора. Порой в центре круга помещался цветок с шестью или восемью лепестками. Мотив круга (иногда ромба или шестигранника) с лучистым или цветочным обрамлением хорошо известен по росписям Севера. Геометрические знаки, игравшие существенную роль в композиции, несли, по-видимому, определенную смысловую нагрузку. Археологические материалы подсказывают, например, значение фигуры ромба как символа плодородия: "Судя по его месту в различных композициях, он мог означать землю, растение и женщину одновременно". Космическое значение крестообразных фигур, круга, розетки как языческих символов подтверждается анализом многих предметов искусства народов мира. Мотивы кругов и розеток, связанные с образами многих птиц и животных, свидетельствуют о принадлежности этих символов к небесным силам. Может быть, не случайно в народной живописи, как и в вышивке, резьбе прялок, деталей главных фасадов домов часто встречаются ряды ромбов и крестов, свастики (символа вечности огня), ромбов и розеток. В далеком прошлом, по-видимому, это связывалось с символикой соединения женского и мужского начал.

В народной живописи широко использовался травный орнамент. С XVI-ХVII вв. этот орнамент появляется во всех видах русского прикладного искусства: в гравировке, чеканке, в орнаменте рукописей, в набойке, в резьбе и росписи и пр.
Росписные прялки. Няндомский р-он.  Фото 1985 г. Каргопольская прялка и кузовок.  Фото 1985 г. Расписной фронтон, свесы кровли жилого дома. Дер. Заборье, Верхне-Тоемский р-н. Фото 1977 г.
В росписях жилых домов XIX в. на свесах кровли часто во всю длину подшивки проходила изгибающаяся волнистая ветвь с отходящими через равные промежутки цветами и листьями. Крупные причудливые цветы и различные плоды заполняют плоскости. Среди цветов встречаются тюльпаны, розы, гвоздики, среди плодов – виноград, гранат. В этих условных растительных сюжетах заметно влияние профессионального искусства городов. Источниками таких растительных форм были восточные и западные ткани, появившиеся в России еще в ХVI-ХVII вв., а также книжные иллюстрации, например "Символы и эмблемата". Мотивы виноградных гроздьев, возможно, пришли в народную роспись из изделий золотого шитья. Виноград, по народным представлениям, символизировал молодость, а также хорошую, "сладкую", счастливую жизнь, с виноградом сравнивается жених, а с ягодкой – невеста.

Со всем растительным миром была связана определенная символика, что нашло отражение в росписях.
Белая береза – иногда это образ невесты, за которую сватается дуб – жених. Калина часто символизировала девичество, то же относилось к вишне. Сладкие плоды и ягоды – образы любви.
"Рвать яблоки, есть виноград" означало "любить", а вишню – "свататься или брать замуж".

Деревья, ягодные ветки, растения с плодами и ягодами были в известной степени и символами достатка. В Заонежье, на Пудожском берегу, на Онеге, Мезени, Ваге, Устье, в Каргополье, в Белозерском крае и ряде других районов было принято украшать дома, прялки и др. предметы росписью с мотивами букетов, гирлянд, вазонов, цветущих деревьев. Значение этих рисунков связывалось с пожеланием счастья. "Люди живут, как цветы цветут" – слова популярной песни.

Идею вечности жизни народные художники выражали, рисуя известный им по поморским рукописям фантастический росток "крин" – символ весеннего возрождения природы в искусстве Древней Руси, или же выбирали никогда не виданные ими цветы: розу – "царицу цветов" или тюльпан - "цветок молодости".

Мотив вазона получил большое распространение в народном искусстве. В ХVI-ХVII вв. этот рисунок встречался на изразцах, в рукописях и других предметах прикладного искусства Восточной Европы. Трактовка вазонов, их живописная форма встречается самая различная – ложчатые вазоны на тонкой ножке с волютообразными ручками, характерными для ХVIIХVIII вв., но чаще это был сосуд достаточно простой формы о завитыми или другой формы ручками или без них. Иногда можно увидеть плетеные корзины или простой горшок с цветами. Нередко из вазона вырастали не ветви растения, а дерево. Украшение же цветами горниц в деревнях русского Севера было заведено лишь во второй половине XIX в.
Роспись фронтона жилого дома. Дер. Горка, Красноборский р-он.
Фото 1984 г.
Полотенце, свесы кровли и фронтон жилого дома.
Село Конево, Плесецкий р-он.  Фото 2005 г.
Травы, цветы, кусты и деревья назывались в народе "волосами" земли. Земля же имела в представлениях крестьян некоторый антропоморфный характер, о чем говорит выражение "кормилица – мать сыра-земля", термин "сыра" указывает на неразрывную связь с водой.

Вода
изображалась зубчатой иди волнистой линией. Эта традиция прослеживается в искусстве Севера, начиная с эпохи неолита. Причем горизонтальная зубчатая или волнистая линия означала реки и озера, а вертикальная – символизировала дождь.

Широко представлен в росписях образ "дерева" в окружении птиц и животных. В изображениях деревьев подчеркнуты кроны, стволы, иногда корни, отмеченные ромбами, крестами. Дерево с птицами – "древо жизни" – стало одним из любимых сюжетов русского народного искусства: с ним связывалось представление о могуществе сил природы, о зависящем от нее благополучии человечества и его счастье. В орнаменте широко представлены образы птиц.

Птицы часто символизировали тепло, свет, предвещали урожай и богатство. В образах птицы олицетворялись души умерших. Орнаментальный мотив птицы на дереве перекликается с песенными образами. Изображение птицы на прялке считали символом невесты, всадника или коня – символом жениха (прялку дарили на свадьбу невесте).
Свесы кровли жилого дома Королевых. Росписи сестер Чистяковых.
 Дер. Юмиж, Верхне-Тоемский  р-он.
 Фото 1977 г.
Расписная дверь в жилом доме.  Дер. Рекшитово,
Верховажский р-он
Вологодской обл.  
Фото Т.Олейник,
 Фото 1980 г.
Пермогорская прялка. Красноборский
 р-он.
Фото 1984 г.
Росписные фронтон и балкон дома Бечиной. 1910 г. Село Горка (Керас), Верхне-Тоемский р-он. Мастер Тимофей Макаров.
  Фото 1977 г.

Лебеди (утки) – наиболее почитавшиеся на Севере птицы, связанные с небом, солнцем и водной стихией. Очень часто эти образы находятся в окружении знаков солярной символики (круги, розетки, ромбы). Их изображения встречаются также в скульптуре, в ковшах, уточке-солонице, в вышивке, в резьбе жилых домов (охлупни, курицы, крюки-курицы) и т.д. Как правило, эти образы в народной росписи, и в частности в жилом зодчестве, изображаются симметрично относительно "древа жизни" или какой-либо другой композиции.
Образы парных лебедей очень устойчивы в искусстве: с ними были связаны представления народа о счастливом браке, и пережитки почитания этих птиц на Севере сохранялись вплоть до начала XX века.

Роль гуся как обрядового – свадебного блюда отмечалась у многих народов: он считался символом плодовитости. Жених и невеста в песнях часто сравниваются с селезнем и утицей, с лебедем и лебедушкой.
Таково же отношение народа к петуху и курице которые издавна почитались славянами как первовестники солнца. «Голоса петуха боится нечистая сила» - известная воговорка. Их почитание в народе "было выражено в разных формах: курятину не ели (в Устюжском крае), на Ваге фигуру петуха (или голову курицы) выставляли в ряд на коньке кровли и считали изображение петуха – курицы необходимым элементом в доме.
Нередко образы этих птиц в росписях домов сочетались с кругом – солнцем. Петух и курица также были связаны с магией плодородия, и поэтому встречаются в свадебной обрядности, как, впрочем, и в весенне-летних праздниках.

Павлин (птица-пава) встречается в народных росписях в разных композициях и в разных стилевых решениях. Его изображение было известно искусству античного мира и Византии и Киевской Руси. В народном представлении павлин был осмыслен как птица исключительно женского рода. Очень часто их образы в росписях размещаются по разные стороны куста или дерева, стоят друг против друга или изображаются крупным планом в виде отдельной фигуры. Как правило, эти птицы изображаются с характерным хохолком и пышным хвостом. Нередко павы сливаются в образах народа с петухами и рассматриваются как петухи, утки или кукушки.

В росписях Севера, например на Северной Двине, встречаются и изображения орла, который, как правило, воспроизводится сидящим со сложенными крыльями и с характерным поворотом головы (в профиль). Таким орел изображен и в вышивках XVII-XIX вв., в чеканке.

Кроме рисунков перечисленных птиц (лебедей, гусей, уток, кур, петухов, пав, орлов) в росписях домов встречаются образы голубей. Это могут быть парные голуби, летящие вместе, и чаще всего сидящие на ветках среди цветочных узоров. Символика этих птиц – также любовная, брачная.
Одно из самых важных и даже почетных мест в крестьянском искусстве занимали райские птицы. Птицы Сирин и Алконост были наиболее распространенными и любимыми образами и помещались в центре изображения. Сирин – птица радости, Алконост – печали.
По сказаниям, пение их поражало людей. Их изображения, например, в вышивке, почти одинаковы. Поскольку эти птицы подчас олицетворяли радость жизни, в народном искусстве они превращались в сказочную жар-птицу.
Сирин всегда "возвышался" над изображением бытовых сцен в прялочных росписях – выезд на санях, в карете, неизменно паря над всем. В древности образ Сирина выражал "идею роста жизненных сил, идею жизни". Культ этой птицы продолжал существовать и в христианскую эпоху. Сирин был символом воды и неба. Его охранительная роль осталась в символике росписей, соединившись с домашним, земным пониманием счастья.

В анализируемом нами декоре жилых домов нет изображений Сирина, но те райские птицы, которые встречаются в росписях построек Архангельской и части Вологодской областей, композиционно и стилистически приближены в своем решении к его образу.

Орнитоморфный орнамент народной живописи вместе с травными рисунками интересно соединялись с зооморфными образами коней, оленей, львов (барсов), единорогов, а порой и коров.
Как известно, конь у славян символизировал бога солнца Хорса. Во многих праздниках и маскарадах (на святки или на масленицу) фигура коня с всадником служила олицетворением возрождающегося солнца. Эта символика обусловила его изображение на многих предметах народного искусства и в архитектуре XVIII-XIX вв., тем более что в хозяйственной жизни населения во все времена лошади практически незаменимы. Фигура оленя в северных декоративных деталях жилых домов, в частности его голова и рога, встречается в украшениях навершия кровли, как и в росписях прялок, коробов в основном на реке Мезени и в Коми.
«Культ оленя по всей вероятности еще доземледельческий, отрывочно и неравномерно сохранился в индоевропейской мифологии и фольклоре; иногда мы видим его в очень развитой форме (например, у скифов), иногда от него сохраняются неясные фрагменты. Так у славян существовало поверье, что в Ильин день (день древнего Перуна) появление дождя зависит от оленя».

Образы рогатых божеств плодородия (в женском, а иногда в мужском облике) часто встречались в древнем изобразительном искусстве многих стран и связаны с тотемными культами, а также культом быка и коровы. Культовая роль была вполне определенной, и следы этого культа обнаружены в X веке в Новгороде.
Корова, как и бык, выступали как символы плодородия. Образы этих животных встречаются в росписях жилых домов Русского Севера, например, на Ваге, и в Европе, например в Чехии.
Росписной фронтон и свесы кровли дома Бечиной. Село Горка (Керас), Верхне-Тоемский р-он. Фото 1977 г. Фронтон дома Осипа Буракова (Т.А.Жилиной). Роспись 1879 г. Дер. Качигино, Вельский р-он., Фото 1975 г.
Образ льва (барса) широко использовался в народных росписях, в вышивке и в прикладном искусстве Севера. Лев и барс отличаются, главным образом, наличием или отсутствием гривы. Образ льва, как символ власти и мощи, перекочевал в Россию с Востока. Как символы власти львы входили в феодальную геральдику. Львы часто изображались на византийских и итальянских тканях, на различных предметах быта. Они изображены во Владимиро-Суздальских храмах, в резьбе жилых домов Поволжья, в росписях Севера XVIII-XIX вв.
Филенка с фигурой льва. Роспись костромских художников. Дер.1-я Фоминская, Красноборский р-он. Музей " Малые Корелы" Деталь домовой росписи. Дер. Заовражная, Кенозерская волость. Мастер Иван Трофимов. ГРМ (из книги " Народное искусство Каргополья", 2006 г.)
В северных сказках лев – преданный человеку друг, служащий ему верой и правдой. Часто в народных русских росписях лев более похож на собаку, чем на хищного зверя. Изображались они стоящими на задних лапах, с поднятыми передними, а также стоящими или лежащими в геральдической композиции по сторонам "древа" или цветов в вазоне с грозно поднятой лапой.

Единорог – конь с рогом на лбу – также встречается в северных росписях. Как правило, он изображается стоящим на задних ногах. Самые ранние сведения о нем и его изображения относятся к ХV в. Единорог (он же индрик или инрог) – мифическое животное, образ которого, может быть, возник под воздействием восточных культур. Носорог и конь соединились в образ одного зверя – единорога, причем по преданию он был наделен особой силой, способной поражать злых людей и еретиков. По другим легендам единорог – могущественное неведомое божество, становится царем подземного царства. Чаще всего единорог и лев располагаются на фасаде по сторонам вазона или дерева, иногда в позе схватки, символически воспроизводя борьбу светлых и темных сил, дня и ночи. Чаще всего эти фигуры встречаются в росписях Поважья.

Поза борьбы животных, по-видимому, навеяна изображением фирменного знака Московского печатного двора - герба XVI в., который ставился на переплетах книг. В сельской среде того времени также были распространены изделия английского производства, где встречается герб этой страны.
Символ Единорога имеет и значимый христианский смысл как образ «сына божьего», т.е. Христа, а лев и бык (телец) – атрибуты евангелистов
.

В росписях встречаются бытовые сцены, например сцены охоты, например, на Мезени. Эти изображения, также имеют определенный символический смысл:
"Фигура охотника – это жених", "птица на дереве – это невеста", а вся сцена означает, что, жених охотится за невестой.
Роспись начала ХХ века на фронтоне дома Мартынова 1898 г. Дер. Б.Заволжье, Коношский р-он. Фото Ф.Трупакова, 1974 г.
На прялках иногда помещали и охотника с птицей в руках – сцену, символизирующую благополучный результат охоты. Эти предположения подтверждаются данными фольклорных исследований: в причитаниях невесты перед свадьбой звучали слова ее прощания с "девичьей волей"; она сравнивается с птицей, а жених упоминается в роли охотника. Итак, мы перечислили основные образы и мотивы, которые встречаются в народной живописи Русского Севера, главным образом в росписях жилых домов и на предметах быта. Развитие бытовой сюжетной живописи неразрывно связано с общим направлением развития русского народного искусства в ХVIII-ХХ вв.
Пример расписного интерьера крестьянского дома. Дом В.В.Щапова.
Дер. Вершина, Красноборский
р-он.  Фото 1984 г.
Ее мотивы в целом перекликаются с орнаментом резных деревянных бытовых предметов, пряничных досок, прялок, с вышивкой, с лубком, резьбой по кости и пр. Поскольку многие художники, расписывающие эти предметы и сооружения, также принимали участие в церковных росписях тяблов, стен, покраске фасадов и пр., то их семантика, как и символика, может носить как традиционно присутствующий языческий характер, порой забытый в реальной крестьянской жизни, так и христианское содержание.


Примечания:
1. Автор фотографий без указания автора - О.Севан, взяты из книги О.Севан "Росписи жилых домов Русского Севера", М., Прогресс-Традиция, 2007 г.
2. Подбор иллюстраций - М.Зак с согласия автора статьи О.Севан.
3. Семантика - наука о понимании (значении) определённых знаков, последовательностей символов и других условных обозначений (Википедия).
4. Полный текст книги в электронном варианте - здесь.