Огромная
территория к северу от водораздела Волга - Северная Двина между
районами расселения карелов и коми обычно называется «Русским
Севером». Центральными районами этого региона считается Вологодская
земля, а северными - Архангельский Север. Вологодская земля и
Архангельский Север - условные административно-географические
названия, принятые из-за частого изменения границ при переделах
губерний и преобразовании последних в области, - в основном
соответствуют современным Вологодской и Архангельской областям.
Эти
обширные территории при всей ярко выраженной этнической специфике
принадлежали к одному хозяйственно-культурному типу, основой
которого было пашенное земледелие. Общее историческое и
социально-экономическое развитие в течение длительного периода
сформировало своеобразный комплекс народной культуры.
Севернорусское
крестьянство, зависимое только от государства, не знало унижений
крепостничества. Здесь был достаточно высокий уровень грамотности,
чего требовала экономическая жизнь с ее организацией землевладения,
землепользования, торговли и промышленной деятельности населения.
Этот регион миновали события разрушительных войн, в том числе
Отечественной 1812 года и Первой мировой.
Жизнь
земледельца зависела от сезонов года и от погоды, поэтому и
праздничный цикл выстраивался по календарному принципу. Истоки же
традиционных праздников и обрядов лежат в глубокой древности, в
сложном переплетении элементов архаических аграрно-магических
представлений и языческих культов.
Праздник как
самоценное явление культуры обладает особыми характерными
определениями, к числу которых относятся «праздничное время»,
«праздничная свобода», «праздничное ощущение», «праздничное
общение», «праздничное реально-идеальное или условное поведение» и др.
С ритуально-обрядовой
стороной праздника связан свой «предметно-вещевой мир», который
включает обязательную атрибутику: оформление улиц и домов,
праздничный костюм, праздничное застолье и др. Праздничная еда,
например, - один из наиболее стойких и консервативных компонентов,
обладающих тесной зависимостью от этнических традиций. Пища и
напитки в народной традиции регламентировались социальными нормами и
являлись составной частью праздников и приуроченных к ним обрядов.
Все это отразилось на многообразии народных праздников.
Среди различных праздников древнейшими являются
календарные, то есть празднества, проводимые в установленные
традицией особо значимые отрезки времени, связанные с зимним и
летним солнцестоянием, весенним и осенним равноденствием. Как
справедливо отмечают многие исследователи, их особенностью является взаимопереплетение с бытовым православием.
Праздники православные (христианские, религиозные, церковные)связаны
с наиболее значительными событиями священной истории, особо
чтимыми христианскими святыми, чудотворными иконами. Понадобилось
не одно столетие, чтобы православные праздники, вобрав в себя
различные элементы древнерусских дохристианских празднеств,
переосмысленных православной церковью, приобрели новую этническую
окраску и стали доминирующими в праздничной культуре русского
народа.
По времени проведения православные
праздники подразделяются на
неподвижные, за которыми
закреплены особые дни в церковном календаре, и
подвижные,
перемещающиеся по календарю в зависимости от наиболее почитаемого
общехристианского праздника Пасхи, не имеющего твердой даты, а
определяемого каждый год (первое воскресение после ближайшего
полнолуния, следующего за днем весеннего равноденствия). По степени
торжественности (видам богослужения) различаются
великие, средние
и малые праздники.
К великим праздникам относятся
двунадесятые (12 праздников) и пять не двунадесятых. Среди
двунадесятых праздников три подвижных: Вход Господень в Иерусалим
(за неделю до Пасхи), Вознесение Господне (в 40-й день по Пасхе) и
День Святой Троицы (в 50-й день по Пасхе). Праздники имеют свои
народные названия:
Вербное воскресенье, Вознесенье и
Пятидесятница.
Неподвижные праздники:
Крещение Господне - 6 (19)
января; Сретение Господне - 2 (15) февраля; Благовещение Пресвятой
Богородицы - 25 марта (7 апреля); Преображение Господне
(второй
Спас, Спас яблочный) - 6 (19) августа; Успение Пресвятой
Богородицы - 15 (28) августа; Рождество Пресвятой Богородицы - 8
(21) сентября; Воздвижение Честного Креста Господня - 14 (27)
сентября; Введение во храм Пресвятой Богородицы
(Введенье) -
21 ноября (4 декабря) и Рождество Христово
(Рождество) - 25 декабря (7 января).
Пять великих, но не двунадесятых праздников: Обрезание
Господне - 1 (14) января; Рождество Иоанна Предтечи
(Иванов день,
Иван Купала) - 24 июня (7 июля); день свв. первоверховных апп.
Петра и Павла
(Петров день) - 29 июня (12 июля); Усекновение
главы Иоанна Предтечи - 29 августа (11 сентября) и Покров Пресвятой
Богородицы
(Покров день) - 1 (14) октября.
Содержание и ритуал церковных праздников, особые для
каждого из них, были едины на всей территории России. Так, в Вербное
воскресенье в православных храмах обязательно совершался обряд
освящения вербы, на Пасху - освящения куличей, творожной пасхи и
крашеных яиц, на Преображение - яблок и других фруктов и овощей, на
Крещение - воды, не только в самом храме, но и в специально
устроенной проруби на реке (озере, в пруду), так называемой
«Иордани».
В круг годовых традиционных
деревенских празднеств органично входило свадебное торжество - оно
множеством нитей, намеков, образных перекличек было связано с ними.
Ведь семья для крестьянина имела исключительное значение. От нее
зависело его состояние, экономическое и духовно-культурное. Поэтому
создание семьи, вступление в брак было одним из наиболее важных
событий в его жизни.
Свадьба сопровождалась красочной обрядностью, в
которой традиции, возникшие в разное время, слились в цельный
комплекс - свой для каждой местности, но сходный в основных чертах
для всех русских. Несмотря на семейный характер,
по смысловому содержанию свадебное празднество далеко выходило за рамки
семьи и превращалось в событие для всей сельской общины - «общества»,
«мира» - и давало возможность проявиться талантам и развернуться
молодежному веселью.
Христианство оказало большое влияние на мировоззрение
и уклад жизни крестьян. Естественно, оно оказало влияние и на
формирование свадебного обряда: участие в обряде священнослужителей;
особое отношение к благословению; посещение храма и др. Церковные браки
постепенно становятся обязательными, и венчание входит в народный
свадебный обряд как его составная часть. Этот процесс занял несколько
веков, и лишь к XVII в. церкви удалось прочно ввести освященную
религией форму брака. Под влиянием христианства постепенно стали
исчезать и трансформировались старые обычаи и обряды. Так же постепенно
складывались нормы брачного права. В их формировании участвовали две
традиции: церковная, опиравшаяся на византийское брачное право, и
народная, основывающаяся на старых брачных нормах.
Свадебный обряд сложился как
развернутое драматизированное действо, включающее песни, плачи,
приговоры и присказки, заговоры, игры и танцы...
Богатство и пышность свадьбы обуславливались достатком
родителей жениха и невесты, хотя в любом случае традиция требовала
праздновать свадьбу широко и богато. Свадьба могла длиться более
недели, а могла быть сыграна в 2-3 дня... Ритуал зависел и от конкретных бытовых ситуаций. Особыми
специфическими чертами отличались сиротские свадьбы, свадьбы, когда
жених шел «примаком» (был принят) в дом невесты и некоторые другие
случаи.
Продолжение - здесь.
Примечания:
1. Текст
- из книги "Календарные и семейные праздники Русского
Севера (конец XIX - начало XX веков)." Москва, 2011.