Н.И.Решетников

МАКАРИЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
(фрагмент путеводителя)

Он был расположен на полуострове Хергозера (ныне территория Кенозерского национального парка). Там сохранились остатки строений Макариевского монастыря, глубоко почитаемого окрестными жителями. Они находятся в лесной глуши, за лесами за дремучими, за болотами за непроходимыми, за озёрами за дальними.

 В одиночку, без знающего человека, туда не пробраться. А уж коли у человека праздное желание или, тем более, умысел злой, туда ему не попасть. Закружит, замотает по лесным чащобам — как бы белы косточки не сложить. Если уж до Челмы-горы люди не сразу добираются самостоятельно, выходя порой на Труфаново, то до Хергозера и взаправду пугь одному не одолеть.
В Александро-Ошевенский монастырь можно добраться на рейсовом автобусе или с автобусной экскурсией. В Кирилло-Челмогорский монастырь нужно следовать пешком от Пудожского тракта. Ещё сложнее добираться до Кожеозерского монастыря. А вот до Макарьевского монастыря и вовсе дороги нет, тропы лишь богомольцами проторенные. Из Каргополя до Макариевского монастыря в былые времена пугь проходил через Печниково, Красную Лягу и Кучепалду. Ныне там пути-тропины лесами позарастали, да буреломом позавалены. Лишь лесовозные дороги к делянкам-вырубкам пробиты. Но они к храму не ведут.
Ещё К.А.Докучаев-Басков писал, что самый короткий пугь к монастырю от Каргополя ведёт через Кучепадду. Но уже в те времена он был самым сложным, труднопроходимым, а потому более приемлемым, хотя и дальним, был другой пугь. Ныне он таков: авюбусом до Лекшмозера, оттуда пешком по водоразделу до деревни Масельга и Хижгоры, а там по заросшим, теряющимся тропам, лесами и болотами до обители. До ближайшего села от монастыря тринадцать километров лесных троп.

Слава о монастыре в старину была великая. Многочисленные паломники шли сюда целыми деревнями. Приходят сюда люди и в наши дни, кто с покаянием, кто с надеждой. И уходят, прикоснувшисъ к святому месту успокоенными.

Обитель была основана монахами Сергием и Логгином в 1640 году Просуществовала она до 1764 года, когда была преобразована в Хергозерский приход. Ранее он назывался Хергозерской Макариевской пустынью. В 1790 году там была построена церковь Введения Богородицы (Введенская), а в 1873 году — церковь Святой Троицы (Троицкая).

За годы советской власти монастырь был разорен. Но кирпичная церковь устояла. Она стоит на краю мыса, вдающегося в озеро. Храм, являющий собой живописный центр окружающего ландшафта меж трех озер, виден издали.

Монастырь не связан с пребыванием здесь самого Макария Желтоводского (Унженского). Местное предание гласит о том, что Макарий лишь проходил это место по пути на Соловки. Будто бы ему место понравилось, и по его настоянию здесь был основан монастырь. По мнению учёных, своё название монастырь получил от чудотворной иконы с образом Макария.

Сам же Макарий (его поминают 25 июня / 7 июля в день преставления и 12/25 октября в день обретения мощей) происходил из Нижнего Новгорода. Родился он в семье благочестивых родителей. Когда отроку исполнилось 12 лет, Макарий тайно покинул родцтельский дом и в одежде нищего пришёл в Печерский монастырь к настоятелю Дионисию, где и предался посту и молитве. Вскоре братия начала хвалить его за подвиги, и он, избегая славы, тайно удалился на реку Луг К нему стали собираться местные жители в поисках спасения. Основав здесь обитель для своих учеников, Макарий вновь удалился на Волгу близ озера Желтые воды. Здесь он устроил пещеру и предался подвигам. Узнав о его святости, снова стали собираться к нему страждущие. Слава о нём достигла самого великого князя московского Василия Темного, который посетил Макария и помог ему основать обитель.

Вскоре для монастыря наступили тяжкие времена. В 1492 году татары напали на Нижний Новгород и разорили Макариеву обитель. Иноки были убиты, а сам он взят в плен и доставлен к хану Улу-Махмету. Хан, поразившись величественной осанке святого, его доброте, кротости и смирению, отпустил Макария. По его просьбе были освобождены и многие другие пленные. С ними Макарий пришел в Галицкую землю и после долгих скитаний остановился у города Унжи. Жители города, знавшие о подвигах Макария, встретили его крестным ходом. Но он отказался принять их гостеприимный кров, удалился в пустынное место и на берегу озера Унжи поставил келью. Здесь и была основана им новая обитель. Прожил он долгую и праведную жизнь. Скончался 90-летним старцем в 1504 году. При патриархе Филарете его мощи были обретены нетленными и чудотворными.

Среди населения сохраняется столь устойчивая вера в чудодействие этого святого места, что порядком заросшая «народная тропа» туда вновь начинает оживать. Тянутся туда богомольцы, стремятся паломники. О том, что это место посещаемо, свидетельствуют оставленные в алтаре и нише разрушенной церкви монастыря иконы, заветные платки, предметы одежды с вышитыми на них крестами и даже монеты. Летом 2007 года, как пишет староста местного прихода, Хергозерско-Макарьевская пустынь не пустовала, здесь проходили восстановительные работы, вновь совершались богослужения:
«Традиционный Крестный ход в обитель, купание в святом озере, чаепитие с ароматом целебных трав. Снова слово к Господу Богу, Пресвятой Богородице и святому образу преподобного Макария и всем святым, обитающим в богоугодном уголке великой святой России — Литургия! Молебен за здравие православных, труждающихся и жертноприносящих на восстановление обители».
Молва гласит, что и ныне монастырь производит самое благоприятное впечатление, и люди, побывавшие там, испытывают глубокое чувство соприкосновения к святыне. Так ли это — проверьте на себе сами. Но наберитесь терпения и при условии доброго намерения вы можете достигнугь этого святого места и на себе испытать его благодать.

 

Примечания:
1. Из Путеводителя "Русского севера храмы. Каргополье". Москва, Демиург-Арт. 2009.

2. С небольшими сокращениями.
3. Библиография опущена.

4. Иллюстрации без автора - из архива сайта.
5. Еще о Макарьевском монастыре.

Перейти на страницу МОНАСТЫРИ И ЦЕРКВИ КЕНОЗЕРЬЯ.