Н.И.Решетников

КАРГОПОЛЬЕ И ЕГО САМОБЫТНОСТЬ
(фрагменты путеводителя)

Знакомиться с храмами Каргополья гораздо сложнее, нежели с городскими памятниками. В городе всё можно обойти пешком. А по Каргополью нужно заказывать специальные экскурсии, да и время дополнительное необходимо...

Каргополье — историческая территория, сформировавшаяся под влиянием Каргополя и административно подчинённая ему с конца XVIII века.

Административно Каргопольский район находится в составе Архангельской области. Географически он расположен в бассейне реки Онеги. С запада от Каргополья находится Онежское озеро, с юга — Белозерье, с востока Северная Двина, с севера — Белое море. Это центральная часть треугольника, вершинами которого являются города Архангельск, Санкт-Петербург, Вологда. В районе озерного архипелага находится Кенозерский национальный парк, который располагается на территории Плесецкого и Каргопольского районов. К северу от Лекшмозера чётко выражен водораздел, представляющий собой узкую и высокую гряду, по обе стороны которой простираются озёра, питающие речки, которые текут в разные стороны: одни — на восток в бассейн Онеги, другие — на запад к Онежскому озеру, в сторону Балтийского моря.

Наиболее обширную территорию Каргопольский уезд занимал в XVI веке. Он простирался от Онежской губы Белого моря на севере до южного берега озера Лаче, от Водлозера на западе до Онежско-Двинского междуречья на востоке. В состав Каргопольского уезда входило 4 стана: Каргопольский, Турчасовский, Усть-Мошский и Мехреньгский. Центральная водная артерия Каргополья — река Онега. Её бассейн называют Поонежьем.

Мнения ученых относительно того, как и когда возник Каргополь и как развивался Каргопольский уезд, расходятся. Одни, например, связывают его историю с Белозерским княжеством, другие — высказывают предположение об изначальных связях Каргополья с Новгородским княжеством.

Правы исследователи в одном: на историко-культурное наследие Каргополья существенное влияние оказали и Новгород и Белоозеро.

Отсюда шла первоначальная колонизация Заволочья. Здесь пролегали пути к Белому морю, Ледовитому океану и в страну Угорскую.

Позднее, в период становления Московского государства, колонизационные потоки сменились другим направлением, начинавшимся от Москвы.

Естественно, это трехстороннее влияние наложило свой отпечаток на историю Каргополья. В XVI веке иностранцы называют Каргополь в числе главных городов России, а Иван Грозный включает его в состав девятнадцати опричных городов.

Исторически рассматриваемые нами земли назывались по-разному: Заволочьем — так как находились за волоками на пути из новгородчины к Ледовитому океану; Поонежьем — ибо располагались в бассейне реки Онеги; Поморьем — поскольку примыкали к Белому морю, а еще ранее — легендарной Биармией, земли которой простирались от Беломорья до Пермского края.

Примечательно Каргополье не только своими монастырями, церквами и часовнями. Есть и другие самобытные достопримечательности.

Во многих местах можно встретить памятные кресты. И вокруг них (как и у часовен) тоже порядок. На крестах обетные (заветные) полотенца, платки, ленты. Кажется, пришедшие из глубин веков часовни и кресты находятся в нашей повседневности, но не в суетной, а в спокойной, размеренной и вечной.

Самобытны и сами храмы. Что ни взгляд, то новое, своеобычное. Вот перед нами Лядины, где [до недавнего времени] сохранился уникальный храмовый комплекс — две церкви и колокольня, так называемый «тройник».

А вот Красная Ляга. Прежде была волость с таким названием. Сейчас же от всех деревень сохранилась только Кучепалда да храм на Погосте. Большое пространство поля, окруженное лесами. И среди этого поля возвышается красавица-церковь, замечательный шедевр деревянного зодчества XVII века. Только вдумайтесь — семнадцатый век! Деревянное строение! Стоит! Красуется! Три с половиной века!

В XIX веке была отремонтирована и покрыта тесом.

Своеобразна и природа Каргополья, его ландшафт. И названия местностей завораживающие. Заволочье. Поонежье. Озерный край. Кенозерье. Лаче-озеро. Лекшмозеро. Почозеро. Ундозеро. Шардозеро. Кожозеро. А там и море Белое. Поморье.

Среди вольного простора, чарующих озёр, крутых берегов то здесь, то там неожиданно перед взором появляются небольшие сосновые боры. В иных местах их святыми рошами называют. На Кенозерье в рощах непременно стоят часовни или кресты. В других местах они располагаются на открытом пространстве. Вокруг умиротворенность. Отдохновение душевное.

Наряду со святыми рощами, местные жители Вам покажут и святые камни, и святые ручьи, и святые родники, расскажут о местных преданиях.

Святость вокруг. И в душе возникает непередаваемое чувство восприятия непреходящих ценностей, что заложено в душе русского человека.

Не напрасно Каргополье привлекало к себе внимание людей крепких в православной вере. Не напрасно обетованы здесь святые места, ставшие сакральными.

И прославлены они многими подвижниками, среди которых преподобные Александр Ошевенский, Кирилл Челмогорский, Серапион, Авраамий, Никодим и Нифонт Кожеозерские, Иоанн и Кириак Каргопольские, Пахомий Кенский, священномученник Вениамин митрополит Петроградский и Гдовский. Образ св. Макария Унженского и Желтоводского послужил основанию и доныне почитаемого здесь монастыря. В память Александра Свирского на Хиж-Горе был поставлен храм.

Своеобразный оттенок на храмовую архитектуру привнесло влияние старообрядчества...

В Каргополе с 1919 года существует Каргопольский краеведческий музей. И, несмотря на сложные социально-политические условия, ему удалось сохранить хотя бы часть памятников архитектуры, сберечь в своих фондах предметы старины, коллекции духовного наследия, наше национальное достояние.
(Подробнее о Каргопольском краеведческом музее - здесь).

Кенозерский национальный парк, созданный в 1991 году на территории Каргопольского и Плесецкого районов,  не только сохраняет, но и воссоздаёт, реконструирует как сами храмы, так и народные традиции...

Не случайно к культурному наследию Каргополья обращались учёные, писатели, краеведы, приезжавшие сюда из разных уголков России и оставившие потомкам свои замечательные книги.

Недаром о нём с такой теплотой и задушевностью писал исследователь Русского Севера Г.П.Гунн — Геннадий Русский: «Вело меня на Север молодое, восторженное чувство познания прекрасного мира. Там за словами «Биармия», «Поморье», «Заволочье» вставало его легендарное прошлое, там запечатленные в былины, сказы, песни, звучали его голоса, там въяве стояли памятники этого прошлого, творения деревянного зодчества — шатровые церкви и избы-хоромы. И ещё — там был простор, там расстилались бескрайние леса и мхи в снизке голубых прожилок рек и речек и голубых глазниц озёр, и так до самого моря-океана...»

Русская духовность на Севере воплощена в чарующих своей красотой древних храмах. Насколько они поэтичны и вдохновенны, настолько поэтична и вдохновенна сама русская душа. Здесь всё в духовном единстве слова и дела, духа и плоти, духовной гармонии храмового зодчества.

Симфония зодчества достигается, по моему впечатлению, тремя самобытными решениями: 1) особым композиционным строением храмов, их ансамблем (либо церковь и отдельно стоящая колокольня, либо — «тройник», состоящий из двух церквей и колокольни); 2) сочетанием шатровых, куполообразных и бочковидных покрытий; 3) росписями «неба».

Интересен и тот факт, что в несколько различных публикаций в России и США вошли замечательные фотографии памятников Каргополья, сделанные профессиональным фотографом — американским профессором Уильямом Брумфильдом.

И это показательно. Не только наши соотечественники, но и иностранные специалисты оказывают пристальное внимание истории и культуре Каргополья.

 

Примечания:
1. Из Путеводителя "Русского севера храмы. Каргополье". Москва, Демиург-Арт. 2009.
2. С небольшими сокращениями и изменениями.
3. Выделенные слова, имена и названия храмов - ссылки на материалы нашего сайта.