Н.И.Решетников
КАРГОПОЛЬЕ И ЕГО САМОБЫТНОСТЬ
(фрагменты путеводителя)
Примечательно Каргополье не только своими монастырями, церквами и
часовнями. Есть и другие самобытные достопримечательности.
Во многих местах можно встретить памятные кресты. И вокруг них (как и у
часовен) тоже порядок. На крестах обетные (заветные) полотенца, платки,
ленты. Кажется, пришедшие из глубин веков часовни и кресты находятся в
нашей повседневности, но не в суетной, а в спокойной, размеренной и
вечной.
Самобытны и сами храмы. Что ни взгляд, то новое, своеобычное. Вот перед нами Лядины, где [до недавнего времени] сохранился уникальный храмовый комплекс — две церкви и колокольня, так называемый «тройник».
А вот
Красная Ляга. Прежде была волость с таким названием. Сейчас же от
всех деревень сохранилась только Кучепалда да храм на Погосте. Большое
пространство поля, окруженное лесами. И среди этого поля возвышается
красавица-церковь, замечательный шедевр деревянного зодчества XVII века.
Только вдумайтесь — семнадцатый век! Деревянное строение! Стоит!
Красуется! Три с половиной века!
В XIX веке была отремонтирована и
покрыта тесом.
Своеобразна и природа Каргополья, его ландшафт. И названия местностей
завораживающие. Заволочье. Поонежье. Озерный край. Кенозерье.
Лаче-озеро. Лекшмозеро. Почозеро. Ундозеро. Шардозеро. Кожозеро. А там и
море Белое. Поморье.
Среди вольного простора, чарующих озёр, крутых берегов то здесь, то там
неожиданно перед взором появляются небольшие сосновые боры. В иных
местах их святыми рошами называют. На Кенозерье в рощах непременно стоят
часовни или кресты. В других местах они располагаются на открытом
пространстве. Вокруг умиротворенность. Отдохновение душевное.
Наряду со святыми рощами, местные жители Вам покажут и святые камни, и
святые ручьи, и святые родники, расскажут о местных преданиях.
Святость вокруг. И в душе возникает непередаваемое чувство восприятия
непреходящих ценностей, что заложено в душе русского человека.
Не напрасно Каргополье привлекало к себе
внимание людей крепких в православной вере. Не напрасно обетованы здесь
святые места, ставшие сакральными.
И прославлены они многими подвижниками, среди которых преподобные
Александр Ошевенский,
Кирилл Челмогорский, Серапион, Авраамий, Никодим и
Нифонт Кожеозерские, Иоанн и Кириак Каргопольские,
Пахомий Кенский,
священномученник Вениамин митрополит Петроградский и Гдовский. Образ
св. Макария Унженского
и Желтоводского послужил основанию и доныне
почитаемого здесь монастыря. В память
Александра Свирского на Хиж-Горе
был поставлен храм.
Своеобразный оттенок на храмовую архитектуру привнесло влияние старообрядчества...
В Каргополе с 1919 года существует Каргопольский краеведческий музей. И, несмотря на сложные
социально-политические условия, ему удалось сохранить хотя бы часть
памятников архитектуры, сберечь в своих фондах предметы старины,
коллекции духовного наследия, наше национальное достояние.
(Подробнее о Каргопольском краеведческом музее -
здесь).
Кенозерский национальный парк, созданный в
1991 году на территории Каргопольского и Плесецкого районов, не только сохраняет, но и воссоздаёт,
реконструирует как сами храмы, так и народные традиции.
Не случайно к культурному
наследию Каргополья обращались учёные, писатели, краеведы, приезжавшие сюда из
разных уголков России и оставившие потомкам свои замечательные книги.
Недаром о нём с такой теплотой и задушевностью писал исследователь
Русского Севера Г.П.Гунн —
Геннадий Русский: «Вело меня на Север молодое, восторженное чувство
познания прекрасного мира. Там за словами «Биармия», «Поморье», «Заволочье»
вставало его легендарное прошлое, там запечатленные в былины, сказы,
песни, звучали его голоса, там въяве стояли памятники этого прошлого,
творения деревянного зодчества — шатровые церкви и избы-хоромы. И ещё
— там был простор, там расстилались бескрайние леса и мхи в снизке
голубых прожилок рек и речек и голубых глазниц озёр, и так до самого
моря-океана...»
Русская духовность на Севере воплощена в чарующих своей красотой древних
храмах. Насколько они поэтичны и вдохновенны, настолько поэтична и
вдохновенна сама русская душа. Здесь всё в духовном единстве слова и дела, духа и плоти, духовной
гармонии храмового зодчества.
Симфония зодчества достигается, по моему впечатлению, тремя самобытными
решениями: 1) особым композиционным строением храмов, их ансамблем (либо церковь
и отдельно стоящая колокольня, либо — «тройник», состоящий из двух
церквей и колокольни); 2) сочетанием шатровых, куполообразных и
бочковидных покрытий; 3) росписями «неба».
Интересен и тот факт, что в несколько различных публикаций в России и
США вошли замечательные фотографии памятников Каргополья, сделанные
профессиональным фотографом — американским профессором
Уильямом
Брумфильдом.
И это показательно. Не только наши соотечественники, но и иностранные
специалисты оказывают пристальное внимание истории и культуре
Каргополья.
Примечания: