Л.И.Севастьянова, И.В.Онучина
КАРГОПОЛЬСКИЙ МУЗЕЙ. ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
Каргопольский государственный историко-архитектурный и художественный музей
образован в 1919 г. на основе частного собрания каргопольского мещанина,
антиквара и коллекционера Капитона Григорьевича Колпакова (1845-1922). Свои
коллекции из 589 предметов он передал в дар уездному Отделу народного
образования для создания музея. Договор передачи был зарегистрирован 27
марта 1919 г. Первоначально музей располагался в собственном доме собирателя, по
улице Ивановской (ныне ул. Победы), а Капитон Григорьевич стал его первым
директором.
За годы существования наименование и статус Каргопольского музея
неоднократно менялись..., а с 1 января 2002 г. он становится
государственным учреждением культуры областного ведения... Учредителем музея является
с 1 января 2010 г. Министерство образования, науки и культуры
Архангельской области.
Со смертью основателя музея в 1922 г. его коллекции были временно перемещены
в одну из комнат бывшего духовного училища. В 1923 г. музею передали здание
Крестовоздвиженской церкви (не сохранившейся), и он впервые был открыт для широкой публики. В 1932 г. в
церкви случился пожар, и музейные коллекции разместили в
Христорождественском соборе на втором этаже (на первом располагался склад
Райпотребсоюза). В 1933 г. музею было передано здание Введенской церкви,
которое в течение десятилетий служило хранилищем и выставочным залом
одновременно.
В 2009 г. комплексы памятников Ошевенского погоста и Александро-Ошевенского
монастыря были возвращены Архангельской и Холмогорской епархии. (Ранее, в
1996 г., состоялась передача епархии церкви Рождества Иоанна Предтечи на
Соборной площади.)
В настоящее время музейный комплекс состоит из 15
зданий, из которых 12 являются памятниками церковной архитектуры, в т.ч. 10
из них федерального значения и федеральной собственности. В их числе шедевры
деревянного зодчества в Лядинах (XVIII в.) и Саунино (XVII вв.), каменный архитектурный ансамбль
Соборной площади (XVI вв.) в Каргополе. В оперативном
управлении музея находятся два исторических гражданских здания, остальные
памятники - в безвозмездном пользовании. Лядинский и Саунинский
архитектурные ансамбли, Соборная колокольня используются как объекты
экскурсионного показа, в остальных зданиях размещаются
экспозиционно-выставочные залы и помещения для хранения музейных предметов и
коллекций.
Музейное собрание формировалось различными путями. В 1920-е гг. в музей
поступали большие коллекции икон, книг, церковной утвари из закрывающихся
церквей и монастырей, а также предметы из купеческих семей. К концу 1930-х
гг. музейный фонд насчитывал около 4 тысяч единиц хранения. В дальнейшем в
связи с изъятием ценностей, содержащих драгоценные материалы, и передачей
отдельных предметов крупным музеям России основной фонд уменьшился. В
последующие годы пополнение шло за счет передачи музею предметов истории и
культуры из личных коллекций, закупок и экспедиционных сборов. Кроме того,
художественные коллекции пополнялись из фондов РОСИЗО. По состоянию на 1
января 2011 г. в основном фонде музея 29070 предметов, в
научно-вспомогательном - более 13 тысяч. Музей гордится своими коллекциями
резных икон и напрестольных крестов, деревянной скульптуры, золотного
шитья, женских головных уборов, росписи по дереву. Наиболее широко в
музейном собрании представлены рукописные и старопечатные книги,
древнерусская живопись, "небеса" из деревянных храмов, каргопольская вышивка,
народный костюм, каргопольская глиняная игрушка. Значительна коллекция документального фонда.
Вплоть до 1980-х гг. в музее была только экспозиция краеведческого характера
во Введенской церкви. С передачей музею церкви Зосимы и Савватия появилась
возможность открыть выставочный зал. В 1982 г. там состоялась первая
выставка, а в настоящее время размещена экспозиция «Иконопись, резьба,
скульптура», кроме того, зал используется как концертный, где проходят
концерты духовной и классической музыки. Второй этаж здания -
фондохранилище. В конце 1980-х гг. в состав музея вошла Троицкая церковь, на
первом этаже которой также разместилось фондохранилище, а в 1995 г. на
втором этаже был открыт выставочный зал, где экспонировались тематические
выставки, представляющие народное искусство....
В 1995 г. музей получил
небольшой особнячок, известный ранее как дом купца Блохина. В нем
располагается администрация музея. В 2006 г. на территории, прилегающей к
дому, оборудована открытая площадка «Музейный дворик», где проходят
тематические ретропрограммы: музыкальные и танцевальные.
Существенным вкладом в укрепление материально-технической базы и создание
условий для развития музея стало получение в августе 2009 г. двухэтажного
каменного здания, где до этого размещался детский дом (изначально -
общежитие духовного училища). К настоящему времени в нем открыт
Музейно-выставочный центр (МВЦ). Здесь находятся выставочные залы, в т.ч.
для работы с детьми, научная библиотека имени Г.П.Гунна (1930-2006),
названная в честь известного исследователя Русского
Основу для становления
и развития музея заложили его первые директора: П.М.Покровский (1922-1926), Г.П.Сергиевский
(1928-1938), В.Ф.Евстафьев (1938-1964).
Долгие годы в штате музея не было научного персонала. Только в конце
1960-1970-х годов введены должности двух научных сотрудников и главного
хранителя. Тогда пришли на работу В.А.Кошман и М.Н.Крючкова, которые
внесли весомый вклад в становление и развитие музея, посвятив ему большую
часть своей жизни. Именно они заложили фундамент всей последующей
исследовательской и просветительской деятельности. Они собирали материал по
истории и культуре Каргопольской земли, создавали выставки и экспозиции,
проводили экскурсии для многочисленных тогда туристов, большое внимание
придавали пропаганде национального художественного наследия. Маргарита
Николаевна Крючкова изучала историю Средневековья и нового времени.
Серьезным результатом ее работы стали большие экспозиции «Каргополь
и
Каргополье»,
посвященная истории края, и «Архитектура
Каргопольской земли»,
созданные в 1991 и 1994 гг. совместно с дизайн-студией «ТАФ» А.П.Ермолаева
(Москва) и ставшие поворотной вехой в экспозиционно-выставочной работе
музея.
Благодаря М.Н.Крючковой стало широко известно имя каргопольского
купца Александра Андреевича Баранова (1746-1819), управляющего одной из
крупных российских компаний на Аляске, а с 1802 г. главного правителя
российских колоний в Северной Америке. Она вела переписку с потомками
Александра Андреевича, работала с архивными материалами, выступала на
конференциях, публиковала статьи. Появление в Каргополе памятника Баранову и
присвоение его имени набережной - во многом заслуга М.Н.Крючковой.
Виктория Анатольевна Кошман изучала историю советского периода, особенно ей
были близки темы Великой Отечественной войны и ГУЛАГа. Она
собрала большой материал о событиях и людях. В 1992 г. сделала в музее
первую выставку по истории Каргопольлага, открыв ранее недоступную
трагическую страницу с именами известных и неизвестных людей. До сих пор
собранная ею информация, предметы и документы являются основой
соответствующих тематических выставок....
С опытными сотрудниками В.А.Кошман и М.Н.Крючковой (которых уже нет с
нами) начинали работать О.А.Рудометова, М.Л.Рягузова, О.Н.Парфенова,
Н.И.Тормосова; позднее влились в коллектив С.Е.Нечаева, О.Б.Пригодина,
И.Г.Самойлова, Е.И.Дикова, В.В.Шевелев, О.П.Песьякова, Л.А.Ворсина,
О.В.Зеновская. Благодаря им
музей активно живет и развивается.
В трудные 1990-е гг. коллектив
музея не только окреп, но обретя уверенность в своих силах, начал и
продолжает целенаправленно двигаться вперед по пути становления музея в
качестве регионального научно-образовательного и культурно-просветительного
центра по изучению, сохранению и популяризации историко-культурного
наследия.
Примечания:
1. Из книги "КАРГОПОЛЬ. Государственный историко-архитектурный и
художественный музей. Каталог-путеводитель".
М., Три квадрата, 2011 г.
2. С небольшими сокращениями.
3. Ссылки на литературу опущены.