< Кенозерье

Л.И.Севастьянова, И.В.Онучина

КАРГОПОЛЬСКИЙ МУЗЕЙ. ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

Каргопольский государственный историко-архитектурный и художественный музей образован в 1919 г. на основе частного собрания каргопольского мещанина, антиквара и коллекционера Капитона Григорьевича Колпакова (1845-1922). Свои коллекции из 589 предметов он передал в дар уездному Отделу народного образования для создания музея. Договор передачи был зарегистрирован 27 марта 1919 г. Первоначально музей располагался в собственном доме собирателя, по улице Ивановской (ныне ул. Победы), а Капитон Григорьевич стал его первым директором.

За годы существования наименование и статус Каргопольского музея неоднократно менялись..., а с 1 января 2002 г.  он становится государственным учреждением культуры областного ведения...  Учредителем музея является с 1 января 2010 г. Министерство образования, науки и культуры Архангельской области. 

Со смертью основателя музея в 1922 г. его коллекции были временно перемещены в одну из комнат бывшего духовного училища. В 1923 г. музею передали здание Крестовоздвиженской церкви (не сохранившейся), и он впервые был открыт для широкой публики. В 1932 г. в церкви случился пожар, и музейные коллекции разместили в Христорождественском соборе на втором этаже (на первом располагался склад Райпотребсоюза). В 1933 г. музею было передано здание Введенской церкви, которое в течение десятилетий служило хранилищем и выставочным залом одновременно.

В 2009 г. комплексы памятников Ошевенского погоста и Александро-Ошевенского монастыря были возвращены Архангельской и Холмогорской епархии. (Ранее, в 1996 г., состоялась передача епархии церкви Рождества Иоанна Предтечи на Соборной площади.)

В настоящее время музейный комплекс состоит из 15 зданий, из которых 12 являются памятниками церковной архитектуры, в т.ч. 10 из них федерального значения и федеральной собственности. В их числе шедевры деревянного зодчества в Лядинах (XVIII в.) и Саунино (XVII вв.), каменный архитектурный ансамбль Соборной площади (XVI вв.) в Каргополе. В оперативном управлении музея находятся два исторических гражданских здания, остальные памятники - в безвозмездном пользовании. Лядинский и Саунинский архитектурные ансамбли, Соборная колокольня используются как объекты экскурсионного показа, в остальных зданиях размещаются экспозиционно-выставочные залы и помещения для хранения музейных предметов и коллекций.

Музейное собрание формировалось различными путями. В 1920-е гг. в музей поступали большие коллекции икон, книг, церковной утвари из закрывающихся церквей и монастырей, а также предметы из купеческих семей. К концу 1930-х гг. музейный фонд насчитывал около 4 тысяч единиц хранения. В дальнейшем в связи с изъятием ценностей, содержащих драгоценные материалы, и передачей отдельных предметов крупным музеям России основной фонд уменьшился. В последующие годы пополнение шло за счет передачи музею предметов истории и культуры из личных коллекций, закупок и экспедиционных сборов. Кроме того, художественные коллекции пополнялись из фондов РОСИЗО. По состоянию на 1 января 2011 г. в основном фонде музея 29070 предметов, в научно-вспомогательном - более 13 тысяч. Музей гордится своими коллекциями резных икон и напрестольных крестов, деревянной скульптуры, золотного шитья, женских головных уборов, росписи по дереву. Наиболее широко в музейном собрании представлены рукописные и старопечатные книги, древнерусская живопись, "небеса" из деревянных храмов, каргопольская вышивка, народный костюм, каргопольская глиняная игрушка. Значительна коллекция документального фонда.

Вплоть до 1980-х гг. в музее была только экспозиция краеведческого характера во Введенской церкви. С передачей музею церкви Зосимы и Савватия появилась возможность открыть выставочный зал. В 1982 г. там состоялась первая выставка, а в настоящее время размещена экспозиция «Иконопись, резьба, скульптура», кроме того, зал используется как концертный, где проходят концерты духовной и классической музыки. Второй этаж здания - фондохранилище. В конце 1980-х гг. в состав музея вошла Троицкая церковь, на первом этаже которой также разместилось фондохранилище, а в 1995 г. на втором этаже был открыт выставочный зал, где экспонировались тематические выставки, представляющие народное искусство....

В 1995 г. музей получил небольшой особнячок, известный ранее как дом купца Блохина. В нем располагается администрация музея. В 2006 г. на территории, прилегающей к дому, оборудована открытая площадка «Музейный дворик», где проходят тематические ретропрограммы: музыкальные и танцевальные.
Существенным вкладом в укрепление материально-технической базы и создание условий для развития музея стало получение в августе 2009 г. двухэтажного каменного здания, где до этого размещался детский дом (изначально - общежитие духовного училища). К настоящему времени в нем открыт Музейно-выставочный центр (МВЦ). Здесь находятся выставочные залы, в т.ч. для работы с детьми, научная библиотека имени Г.П.Гунна (1930-2006), названная в честь известного исследователя Русского Севера, автора многих книг о нем ("Каргополье-Онега", 1974; "Каргопольский озерный край", 1984; «По нижней Печоре», 1984, и многих других). В Музейно-выставочном центре проходят различные мероприятия, проводятся научные конференции и семинары. Новые выставочные залы позволяют экспонировать художественные выставки, в том числе из фондов других музеев и частных коллекций. В перспективе в этом здании разместится постоянная историческая экспозиция.

Основу для становления и развития музея заложили его первые директора: П.М.Покровский (1922-1926), Г.П.Сергиевский (1928-1938), В.Ф.Евстафьев (1938-1964).

Долгие годы в штате музея не было научного персонала. Только в конце 1960-1970-х годов введены должности двух научных сотрудников и главного хранителя. Тогда пришли на работу В.А.Кошман и М.Н.Крючкова, которые внесли весомый вклад в становление и развитие музея, посвятив ему большую часть своей жизни. Именно они заложили фундамент всей последующей исследовательской и просветительской деятельности. Они собирали материал по истории и культуре Каргопольской земли, создавали выставки и экспозиции, проводили экскурсии для многочисленных тогда туристов, большое внимание придавали пропаганде национального художественного наследия. Маргарита Николаевна Крючкова изучала историю Средневековья и нового времени. Серьезным результатом ее работы стали большие экспозиции «Каргополь и Каргополье», посвященная истории края, и «Архитектура Каргопольской земли», созданные в 1991 и 1994 гг. совместно с дизайн-студией «ТАФ» А.П.Ермолаева (Москва) и ставшие поворотной вехой в экспозиционно-выставочной работе музея.

Благодаря М.Н.Крючковой стало широко известно имя каргопольского купца Александра Андреевича Баранова (1746-1819), управляющего одной из крупных российских компаний на Аляске, а с 1802 г. главного правителя российских колоний в Северной Америке. Она вела переписку с потомками Александра Андреевича, работала с архивными материалами, выступала на конференциях, публиковала статьи. Появление в Каргополе памятника Баранову и присвоение его имени набережной - во многом заслуга М.Н.Крючковой.

Виктория Анатольевна Кошман изучала историю советского периода, особенно ей были близки темы Великой Отечественной войны и ГУЛАГа. Она собрала большой материал о событиях и людях. В 1992 г. сделала в музее первую выставку по истории Каргопольлага, открыв ранее недоступную трагическую страницу с именами известных и неизвестных людей. До сих пор собранная ею информация, предметы и документы являются основой соответствующих тематических выставок....

С опытными сотрудниками В.А.Кошман и М.Н.Крючковой (которых уже нет с нами) начинали работать О.А.Рудометова, М.Л.Рягузова, О.Н.Парфенова, Н.И.Тормосова; позднее влились в коллектив С.Е.Нечаева, О.Б.Пригодина, И.Г.Самойлова, Е.И.Дикова, В.В.Шевелев, О.П.Песьякова, Л.А.Ворсина, О.В.Зеновская. Благодаря им музей активно живет и развивается.

В трудные 1990-е гг. коллектив музея не только окреп, но обретя уверенность в своих силах, начал и продолжает целенаправленно двигаться вперед по пути становления музея в качестве регионального научно-образовательного и культурно-просветительного центра по изучению, сохранению и популяризации историко-культурного наследия.

РАСПИСНЫЕ "НЕБЕСА"

Собрание Каргопольского музея обладает редкой коллекцией северной монументальной живописи XVIII-XIX веков - «небес». «Небо» - расписное потолочное перекрытие деревянного храма, состоящее из отдельных частей (граней). Живопись каждой грани выполнена в иконописной традиции, и в силу специфической конструкции и расположения в храме требует от исполнителя высокого профессионального мастерства. На всем Русском Севере осталось не более двух десятков деревянных церквей и часовен с сохранившимися «небесами».

На территории Каргополья в подлинной среде, в деревянных храмах сохранились потолочные перекрытия «небес» в церкви Иоанна Златоуста Саунинского погоста, представленные в этом издании, а также в Покровской церкви Лядинского погоста и в Богоявленской церкви Ошевенского погоста.

Наше музейное собрание насчитывает более ста граней «небес», которые происходят из других церквей и часовен Каргопольского района: из Георгиевской часовни деревни Низ, из Никольской часовни деревни Киселево, из церкви Рождества Христова села Большая Шалга.

В 1997 году в музей поступили «небеса» из Никольской церкви села Ловзанга. Иконописец Павел Петрович Булатов (роспись 1888-1889) в качестве иконописного подлинника использовал картины Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда*, которые бытовали в России в виде фотолитографированных копий, собранных в альбомы. Иллюстрации к Библии Ю. Шнорра в то время были популярны по всей России.

Северный мастер оставил композицию в точном соответствии с оригиналами Шнорра. Лишь иногда он позволяет себе убрать второстепенного персонажа или несколько изменить выражение лиц. Остальные детали всех тридцати композиций: позы, жесты и даже рисунок складок одеяния - воспроизведены очень точно. В чем мастер действительно дал волю своей кисти, - это колорит картин. Грани потолка Никольской церкви в Ловзанге отличаются приглушенной цветовой гаммой, преобладанием охристых, голубых, розовых и белых оттенков.

Примечания:
1. Из книги "КАРГОПОЛЬ. Государственный  историко-архитектурный и художественный музей. Каталог-путеводитель".
М., Три квадрата, 2011 г.
2. С небольшими сокращениями.
3. Ссылки на литературу опущены.