А.Н. Старицын (г. Москва)
А. В. Пигин (г. Петрозаводск)

,
К ИЗУЧЕНИЮ МОНАСТЫРСКОЙ ИСТОРИИ КЕНОЗЕРЬЯ
(НАГЛИМОЗЕРСКАЯ АРТОВА ПУСТЫНЬ)

Наглимозерская (Аглимозерская) Артова пустынь была основана в первой половине ХVII века в Каргопольском уезде, в 60—65 верстах к северо-западу от Каргополя, на острове небольшого озера Наглимозеро (в юго-западной части современного Кенозерского национального парка). В 1702 году она была приписана к Спасо-Преображенскому монастырю Каргополя (Строкиной пустыни). Монашеская жизнь прекратилась здесь еще до секуляризационной реформы 1764 года, а с 1760-х годов пустынь была превращена в приходскую церковь. Монастырские здания были уничтожены в 1930 — 1931 годах.
….В ходе археологических исследований на территории Кенозерского национального парка в 2003 — 2004 годах были обнаружены остатки фундамента наглимозерской монастырской церкви и сделаны ее предварительные обмеры.

Наглимозерской пустыни посвящено лишь одно специальное исследование, принадлежащее перу каргопольского краеведа К.А.Докучаева-Баскова. Статья «Наглимозерская-Артова пустыня» является последней в цикле его очерков об олонецко-каргопольских монастырях, объединенных общим заглавием «Подвижники и монастыри крайнего Севера» (1885 — 1895).

Достоинство и непреходяшая научная ценность работ К.А.Докучаева-Баскова заключаются в том, что они написаны целиком на основе подлинных и по большей части не дошедших до нас источников. Получив дозволение разобрать архив Спасо-Преображенского каргопольского монастыря, К.А.Докучаев-Басков в один год привел его в полный порядок и сумел скопировать массу подлинных грамот ХVII — ХVIII веков. Истории монастырей, написанные им, по полноте сведений не имеют себе равных. Его статья, посвященная Наглимозерской пустыни, не является исключением.

Редкой удачей можно считать отыскание сведений неизвестных каргопольскому самородку. В предлагаемой публикации речь пойдет преимущественно о таких архивных находках.

В фондах РГАДА М 141 (Приказные дела старых лет) и 159 (Приказные дела новой разборки) встречаются дела каргопольских монастырей, проходившие по ведомству Новгородского приказа. В 141-м фонде нами обнаружено только одно дело, касающееся истории Наглимозерской пустыни, а в 159-м фонде — целых четыре...Три документа 1730-1746 годов, освещающие некоторые стороны взаимоотношений пустыни с местными крестьянами, хранятся в Национальной библиотеке Республики Карелия (Петрозаводск). В Отделе письменных источников ГИМ сохранились рукописные материалы, которые собирал Е.В.Барсов, изучая церковную историю Олонецкого края. В фонде его имени №450 содержится дело №282 «Книги записные Каргопольского Спасского монастыря за 1756 г.», в котором приводится перечень грамот Наглимозерской пустыни ХVII—ХVIII веков. Другое дело из фонда Е.В.Барсова (№ 698 «Сведения о приходах каргопольских») заключает в себе обобщающую информацию о Наглимозерской пустыни.

Представим эти источники более подробно.
Хранящееся в РГАДА дело (Ф.141. Оп. 1. Д. 59, ч. 1) по челобитной строителя Наглимозерской пустыни Тимофея было заведено в Новгородском приказе в сентябре 1653 года. Оно состоит из подлинной челобитной Тимофея с дьяческой пометой на обороте и белового варианта ответной царской грамоты с приказанием каргопольскому воеводе выдавать строителю Тимофею и последующим строителям ежегодного жалованья 10 рублей из таможенных доходов за приписью дьяка Андрея Немирова...Содержащиеся в челобитной биографические сведения, которые о себе приводит строитель Тимофей, позволяют представить в общих чертах его жизнь до пострижения.
Тридцатилетняя служба Тимофея в архангельских стрельцах началась в самом начале ХVII столетия, так как завершилась в 1630-е годы (см. далее). Как известно, первыми жителями нового города стали московские и холмогорские стрельцы. Не исключено, что родился будущий строитель Тимофей в Новых Холмогорах, как тогда называли Архангельск, в семье стрельца в 80-х годах ХVI века. Но возможно и другое предположение. Стрелецкая служба стала наследственной только в годах ХVII столетия, а по сложившейся еще в годы Ливонской войны практике комплектования стрелецкого войска городовые воеводы записывали в стрельцы добровольцев из окрестного населения. Тимофей мог оказаться таким добровольцем, уроженцем Каргопольского уезда, хорошо знавшим местность, выбранную для будущего пустынного жительства. Несмотря на столь различные допущения перепись Архангельского города 1622— 1624 годов, возможно, донесла до нас его мирское имя среди 205 владельцев стрелецких дворов... В Смутное время Тимофей, исходя из его слов, был командирован из Архангельска в низовые города с небольшим отрядом, в составе которого и участвовал в сражениях «с перваго приходу и до последняго». По имеющимся у нас данным, весной 1609 года архангельские стрельцы, числом 600 человек, в составе земского войска принимали участие в сражении под Ярославлем с отрядами тушинцев, возглавляемых Наумовым и Будзилом. Двинский летописец добавляет, что в декабре 1613 года архангельские и холмогорские стрельцы участвовали в делах под Емецким и Холмогорским острогами, выдержав осаду и нанеся значительный урон врагу. Упомянутый Тимофеем...покровский поп Иоанн, по нашему предположению, является автором Жития Кирилла Челмогорского, священником Лядинского Покровского храма. Полное имя священника — Иван Венедиктов сын...

Другое хранящееся в Российском государственном архиве древних актов дело (Ф. 159. Оп. 3. Д. 1611) также было заведено в Новгородском приказе. Оно состоит из челобитных строителя Наглимозерской пустыни черного попа Филарета, чернового варианта ответной царской грамоты на первую челобитную и выписок из приказных дел, заведенных по ранним челобитным наглимозерского строителя Тимофея от 1649 года и 30 июня 1653 года...
В 1649 году Тимофей получил земли вокруг пустыни на оброк на 5 лет. В июле 1653 года он получил те же земли на 10 лет. И уже через два месяца снова обращается к царю с просьбой о ежегодной милостыни из таможенных доходов.... Тимофей напоминает, что пустынь — строение царя Михаила Федоровича, а от Алексея Михайловича были гiожалованы колокола в 1653 году. На этом месте Тимофей с братией обитали уже больше 20 лет, следовательно, поселились здесь не позже 1633 года, и оставление стрелецкой службы Тимофеем и его пострижение произошло в начале 1630-х годов.

...Некоторые относящиеся к истории Наглимозерской пустыни документы ХVIII века (1730, 1745 и 1746 гг.) извлечены из переплета печатной книги «Служба и Житие Николая Мирликийского» (Киев, 1680), которая хранится в Отделе редких книг Национальной библиотеки Республики Карелия. Эти документы принадлежат тому времени, когда Наглимозерская пустынь уже не являлась самостоятельной, была приписана к Спасо-Преображенскому Каргопольскому монастырю. На рубеже 1730-х и 1740-х годов монашеская жизнь здесь вообще прекратилась. По сведениям Д. Малинина, до создания на Наглимозере в 1760-е годы. прихода в пустыни жили «беглые господские люди, и крестьяне землю пахали, а церкви стояли без службы». Документы 1730 и 1745 годов подтверждают эту информацию: крестьяне окрестных деревень незаконно использовали угодья Наглимозерской пустыни, пахали монастырскую землю и сеяли рожь. В 1730 году в каргопольской воеводской канцелярии крестьяне повинились в этом «преступлении» и обязались дать в Спасо-Преображенский монастырь в качестве платы «лекшмозерской рыбы сигов» 10 пудов и часть урожая. Данное крестьянами обещание впредь в монастырские «згодья никакими мерами не вступатца», несомненно, постоянно нарушалось, о чем свидетельствует другой документ. Посланный в 1745 году архимандритом Спасо-Преображенского каргопольского монастыря Симеоном в Наглимозерскую пустынь для ее осмотра иеромонах того же монастыря Серафим обнаружил, что крестьяне распахали в разных местах земли, посекли лес, посеяли рожь. Какие меры против крестьянского самовольства приняли власти Спасо-Преображенского монастыря на сей раз, из документа выяснить не удастся, поскольку окончание его утрачено...

Определенный интерес представляет и документ 1746 года — «записка» попа соседней Лекшмозерской волости Ивана Григорьева о беспорядке, учиненном крестьянином Иваном Леонтиевым Хажиных в Наглимозерской пустыни во время трапезы на праздник «зимнего Николы». Из этого источника выясняется, что на «зимнего Николу» (6 декабря) в Наглимозерскую пустынь в ХVIII веке сходились жители богомольцы») окрестных волостей, для совершения церковной службы из Спасо- Преображенского каргопольского монастыря приезжал иеромонах, устраивалась трапеза. Как пишет К.А.Докучаев-Басков, в ХIХ веке этот обычай сохранялся:
«Замечательно, что ни в храмовый праздник Неопалимыя Купины (4 сентября), ни в праздник Тихвинской иконы Божия Матери (26 июня) богослужение в сем храме не отправляется. В эти дни будто бы служат в Петро-Павловском храме на Лекшмозере. Богослужение же совершается здесь только дважды в год, к коему собирается несколько народа из окрестных деревень, именно — во дни святителя Николая (9 мая и 6 декабря)».
О почитании св. Николая Угодника на этой территории свидетельствует и народная святыня «Николин камень» — огромный валун, находящийся на дороге между Наглимозером и Лекшмозером. Примечательно, что и сам документ извлечен из переплета печатной книги «Служба и Житие Николая Мирликийского», которая, вероятно, принадлежала Наглимозерской пустыни.

Самый поздний, но также весьма ценный источник — сведения о Наглимозерской пустыни, собранные по распоряжению первого епископа вновь созданной самостоятельной Олонецкой епархии Игнатия Семенова (22 мая 1828 г. — 17 октября 1842 г.). Основной целью открытия самостоятельной епархии было искоренение староверия в Олонецкой губернии. Борьба с ним стала определяющим мотивом в деятельности епископа Игнатия. Приступая к этому делу, Игнатий озаботился в первую очередь подготовкой соответствующих миссионерских кадров, для чего и была учреждена в 1829 году Олонецкая духовная семинария. Из Духовной консистории по распоряжению епископа рассылались по приходам указы, предписы- вающие местному духовенству собирать подробнейшие сведения о своем приходе и отсылать их в Консисторию. Такие сведения о Наглимозерской пустыни были собраны в 1833 году исполнявшим должность благочинного священником Лекшмозерского погоста Дмитрием Малининым. Этот документ озаглавлен «Исторические сведения об Аглимозерской пустыни Каргопольского уезда» и содержит информацию об истории пустыни, священных зданиях, священных вещах (иконах книгах, крестах и т.д.), праздниках и о священнослужителях. При архиепископе Аркадии Федорове (29 марта 1850 г. — 7 июля 1869 г.) подобная практика сохранилась, и в 1853 году тот же благочинный Д.Малинин собрал сведения повторно, в основном сохранив прежнюю информацию. Важным добавлением следует считать известие о закрытии прихода в 1834 году. Собранные Д.Малининым сведения о Наглимозерской пустыни, по-видимому, были известны К.А.Докучаеву-Баскову. Скорее всего, именно этот источник он неоднократно цитирует, называя его в примечаниях «записками, составленными около сороковых годов настоящего века».

Примечания:
1. Статья опубликована в сборнике "Кенозерские чтения-2009" (материалы IV Всероссийской научно-практической конференции). Архангельск, 2011.
2. Текст статьи сокращен.
3. Сведения о библиотеке Наглимозерской пустыни см. здесь.