А. В. Пигин
доктор филол. наук, профессор

КНИЖНОСТЬ ОЛОНЕЦКИХ МОНАСТЫРЕЙ
(из книги "Памятники рукописной книжности Олонецкого края")

Библиотека Соловецкого монастыря

Одна из крупнейших на Русском Севере библиотек принадлежала Соловецкому монастырю, основанному на Большом Соловецком острове в Белом море в ХV в. Соловецкий монастырь территориально не является «олонецким», но его влияние на культуру этого региона чрезвычайно велико. По этой причине краткие сведения о соловецкой книжности необходимо включить в данный обзор.

Основными путями комплектования монастырских библиотек являлись в Древней Руси покупка, переписка книг, вклады и дары частных лиц. Рукописные книги имелись в монастыре уже при первых его игуменах, однако начало созданию разнообразной по составу библиотеки положил игумен Досифей в конце ХV в. В 1490-е гг. он организовал в Новгороде переписку книг для монастыря, а сам создал одну из редакций Жития Зосимы и Савватия Соловецких. В 1514 г. монастырское собрание насчитывало 127 рукописей, в конце ХVI в. — 481, в начале ХVIII в. — 1154, в середине ХIХ в. — более 1500. Монастырь приобретал и получал в виде вкладов также печатные книги, которых в 1834 г. здесь было 25322. Составленная О.В.Панченко картотека соловецких киижников (не только писателей, но и владельцев, писцов, переплетчиков, книгохранителей и т. д.) конца ХV — начала ХVIII в. насчитывает почти 600 имен. Все эти цифры свидетельствуют о масштабности книжного дела — переписки книг и собирания библиотеки — на Соловках. Книжные вклады в монастырь делали цари (Иван Грозный, Федор Иоаннович, Борис Годунов и др.), патриархи (Филарет, Иоасаф и др.), новгородский архиепископ Макарий, священник Кремлевского Благовещенского собора Сильвестр (автор знаменитого «Домостроя») и многие другие известные лица. Соловецкое собрание включает самый разнообразный материал: богослужебные книги, богословские сочинения, жития святых, патерики, апокрифы, древнерусские повести и т.д.

Особый интерес представляют произведения, созданные соловецкими писателями. В первую очередь должны быть названы жития соловецких святых Зосимы, Савватия, Германа Соловецких, митрополита Филиппа (Колычева), Елеазара Анзерского, повесть о «соловецких пустынножителях». Агиографические сочинения о соловецких святых неоднократно редактировались на Соловках, дополнялись новыми сказаниями и чудесами, объединялись в сборники (Соловецкий патерик). История монастыря изложена в Соловецком летописце, составление которого было начато в конце ХVI в. Одним из самых ярких русских писателей ХVII в. является соловецкий инок Сергий Шелонин (умер в 1664 г.). Его перу принадлежат «Похвальное слово русским преподобным», «Канон всем святым, иже в Велицеи Росии в посте просиявшим», Сказание о Иоанне и Логгине Яренгских и служба этим святым, Слово на перенесение мощей митрополита Филиппа (Колычева) и т. д. Сергий был также редактором и составителем некоторых книг: Азбуковника, Космографии, Алфавитного патерика и др. В 1640-е гг. по личному заданию патриарха Иосифа он готовил к изданию в Москве «Лествицу» Иоанна Синайского (М., 1647).
 
Целый цикл сочинений был создан соловецкими книжниками в связи с церковными реформами середины ХVII в. и теми драматическими событиями на Соловках, которые за ними последовали. В 1650-е гг. Герасим Фирсов написал сочинение в защиту двуперстия «О сложении перстов». Соловецкие монахи обращались к царю Алексею Михайловичу с челобитными, в которых просили разрешить им придерживаться старых обрядов. Однако в 1668 г. посланные царем правительственные войска начали осаду монастыря, в 1676 г. захватили его, разорили и жестоко расправились с непокорными старцами. Идеи и настроения соловецких монахов накануне и в ходе Соловецкого восстания нашли отражение в таких сочинениях, как Повесть о видении инока Ипатия, Повесть о видении инока Исайи, Повесть о видении неверного работника Федора, Видение о пророчестве соловецких чудотворцев царю Алексею Михайловичу и др. В этих произведениях выражена мысль о «вселенском значении Соловецкой обители как последнего оплота православия». Литературное творчество продолжалось на Соловках и после восстания, в конце ХVII—ХVIII вв., но уже не имело такого значения, как прежде.
 
В 1854 г. из-за угрозы нападения на монастырь английской эскадры основная часть соловецкой библиотеки (1513 рукописей и 83 печатные книги) была вывезена из монастыря сперва в Архангельск, а затем, в 1855 г., в казанскую духовную академию. Здесь, в Казани, во второй половине ХIХ в. по соловецким рукописям были изучены и изданы десятки произведений древнерусской письменности. В 1881— 1898 гг. было опубликовано научное описание соловецких рукописей (894 единицы). В 1928 г. соловецкое собрание было перевезено в Ленинград в Публичную библиотеку (ныне — РНБ - расшифровку см. Примечания), где оно хранится до сих пор. Соловецкие рукописи имеются также в БАН, ГИМ, ИРЛИ и в некоторых других хранилищах. Одна рукопись из Соловецкой библиотеки хранится в НБРК в Петрозаводске…

Библиотека Александро-Свирского монастыря

Среди монастырей Олонецкой епархии наиболее известное и относительно крупное (хотя и не идущее в сравнение с соловецким) книжное собрание имелось в Александро-Свирском монастыре, основанном в 1508 г. недалеко от р. Свири святым Александром Свирским. В конце ХVII в. в монастыре хранились 114 рукописных и 163 печатные книги. Более раннее монастырское собрание погибло в 1613 г. во время разгрома монастыря польско-литовскими отрядами. В 1666 г. 111 рукописей и печатных книг было отправлено из Александро-Свирского монастыря в Кирилло-Белозерский, откуда они не вернулись. В 1870-е гг. в монастыре хранилось 92 рукописи, из которых 26 составляют ныне собрание Александро-Свирского монастыря в БАН….

 О библиотеках других олонецких монастырей известно гораздо меньше. Как целостные собрания они не сохранились, единичные рукописи и старопечатные книги из этих библиотек встречаются в самых разных хранилищах. Подбор книг в большинстве монастырей определялся в первую очередь богослужебными целями.

Библиотека Спасо-Преображенского монастыря (напротив Каргополя)

Весьма интересным, судя по всему, было книжное собрание Спасо-Преображенского монастыря (Строкиной пустыни), основанного в начале ХVI в. на берегу р. Онеги против Каргополя. Согласно Вкладной книге монастыря, в 1581 г. в монастырской библиотеке хранилось более 50 рукописных книг, среди них были и пергаменные. Кроме традиционного круга богослужебных книг (Апостолы, Минеи, Триоди и т. д.), в перечне отмечены рукописные сборники (один из них включал «устав... да Страсти, да канун Ондрея Критцкаго, да Житие Марии Египетскые» и другие статьи) и Пчела. Вкладчиками были преимущественно священнослужители, в том числе игумены самого Спасского монастыря. В монастыре в ХVI в. была организована также переписка книг...

В ХIХ в. в Спасо-Преображенском монастыре хранилось также Евангелие, переписанное царевной Софьей Алексеевной. В 1940 — начале 1950-х гг. эта уникальная рукопись принадлежала Научной библиотеке ПетрГУ. Современное ее местонахождение — ИРЛИ. В ХIХ — начале ХХ в. в Спасо-Преображенском монастыре находился также богатейший архив церковных и монастырских документов Каргопольского уезда, лишь частично сохранившийся до наших дней…

Библиотека Александро-Ошевенского монастыря

В описи книжного собрания Александро-Ошевенского монастыря, составленной в 1822 г., указаны 276 книг, большинство из них, вероятно, печатные, к тому же поздние (к сожалению, информация о книгах приведена здесь очень кратко). Перепиской книг в этом монастыре, несомненно, занимались. об этом свидетельствует прежде всего факт создания здесь в 1567 г. Жития Александра Ошевенского, сохранившегося в достаточно большом числе списков. Основная часть архива Ошевенского монастыря хранится сейчас в ГААО…

Библиотека Кирилло-Челмогорского монастыря

В «книгах росписочных» Кирилло-Челмогорского монастыря 1687 г. перечислены около 40 печатных и рукописных книг, среди последних были и пергаменные…Некоторые книги были даны вкладом учениками патриарха Никона, пострижениками Кожеозерского монастыря иеромонахами Филофеем и Сергием. Оба они были последовательными сторонниками церковных реформ середины ХVII в. Краткие сведения о них приводятся в старообрядческом Житии Корнилия Выговского: «В то же время были посланы с Москвы (в Каргопольский уезд. — А.П.) от властей два монаха ради подкрепления никониянскаго учения — гонители Филофей да Сергий». Во второй половине ХVII в. Филофей являлся строителем Челмогорского монастыря… В этой же книге имелась запись патриарха Никона 1659 г. По предположению историка челмогорского монастыря Ф.Гурьева, книга была пожалована монастырю самим патриархом в те годы, когда пустынью управлял его ученик Филофей. Современное местонахождение этой книги, как и других печатных книг и рукописей из описи 1687 г., неизвестно (см. также здесь).

Библиотека Троицкого Юрьегорского монастыря

Интересную информацию о комплектовании библиотек олонецких монастырей сообщает Житие Диодора (Дамиана) Юрьегорского (ХVII в.). По повелению некоего «мужа светла» (по местному преданию, это был архангел Гавриил), явившегося Диодору в видении, святой отправился в Москву к келарю Троице-Сергиевого монастыря Александру Булатникову искать помощи в деле строительства церквей. «Старец Александр про него извести боголюбивой государыни великой старице Марфе Ивановне. Она же, слышав, повеле ему, Домияну, быти к себе. Он же пришед скоро и со смирением поклонися. Она же воспроси его о сем и о житие его и о месте, где пребывает, и о видение. Старец же Домиян поведа ей все. Она же с великим радением повеле дати ему первие сосуды церковные, и образы, и книги, и ризы, и колокола... <...> И келарь старец Александр подаст ему книги, и ризы, и колокола...». «два колокола и книги» дал Диодору и московский «гость» Надея Светечников.
Это первое посещение Москвы состоялось в 1626—1627 гг. На основании Жития и некоторых других источников К.А.Докучаев-Басков пришел к выводу, что Диодор посещал Москву трижды — в 1626—1627 гг., в 1628—1629 гг. и в 1632 г. Так стараниями самого Диодора в Троицком Юрьегорском монастыре появились первые книги, которые он принес из Москвы. Интерес «великой старицы» Марфы к Обонежью вполне понятен: в 1601—1606 гг. по приказу Бориса Годунова она находилась в ссылке на Онежском озере, в Толвуйском погосте. Местный поп и толвуйские крестьяне оказывали опальной боярыне поддержку. Позднее старица Марфа сделала много пожертвований в заонежские церкви и северные монастыри…В 1765 г. в Юрьегорском монастыре хранилось всего 40 печатных богослужебных книг и 2 рукописи. В настоящее время известно местонахождение только одной из них…

Библиотека Муромского монастыря (на Онежском озере)
 
В Муромском монастыре на Онежском озере, по данным писцовых книг 1628—1629 гг., имелось около 40 книг — все рукописные… По крайней мере 5 рукописей из этой библиотеки сохранились до наших дней…Все эти рукописи имеют владельческие записи, свидетельствующие об их принадлежности Муромскому монастырю…Истории Муромского монастыря и его основателю Лазарю Муромскому посвящено одно из самых ранних литературных сочинений Олонецкого края — Житие Лазаря Муромского (Повесть о Муромском острове).

Библиотека Пахомиева Кенского монастыря

Сведения о библиотеке Пахомиева Кенского монастыря извлекаются из описи монастырского имущества, составленной в 1755 г. по приказу архимандрита Крестного монастыря Виссариона. Согласно этой описи, в монастыре в 1755 г. хранилось 97 печатных и рукописных книг. Преимущественно это богослужебные книги московской и киевской … Рукописей было 27, но в описи отмечены лишь сборник житий Филарета Милостивого, Иоанна Дамаскина, Екатерины великомученицы и Антония Сийского, Синодик, Акафист Богородице, Канонник, Праздники и ирмосы нотные. После закрытия монастыря в 1764 г. 49 книг были оставлены во вновь созданном Кенском приходе, а остальные переданы в каргопольский Спасо-Преображенский монастырь. Какая-то часть книг оказалась в ХIХ в. в библиотеке Александро-Свирского монастыря. В настоящее время известно местонахождение шести печатных книг из библиотеки Кенского монастыря (одна книга хранится в Петрозаводске в КГКМ, остальные — в БАН в С.-Петербурге). Еще три печатные книги известны только по описи 1919 г. Олонецкого губернского церковно-исторического музея. Все девять книг имеют записи, свидетельствующие об их принадлежности Кенскому монастырю (см. также здесь).

Большинство печатных книг, хранившихся в монастыре, были изданы во второй половине ХVII в. и даны вкладом в те годы, когда монастырем управлял строитель Филарет (записи датированы 1681—1692 гг.; одна книга с записью 1674 г.; одна книга не имеет вкладной записи). Филарет умел добиваться расположения высших светских и церковных властей: две книги были пожалованы царями Иоанном и Петром Алексеевичами, одна — патриархом Иоакимом, еще одна — окольничим при Петре I  И.Д.Голохвастовым… О литературном творчестве монахов Кенского монастыря известно сегодня лишь то, что в 1740-е гг. здесь был составлен цикл сочинений о святом Пахомии Кенском.
-----

Обзор книжных собраний олонецких монастырей можно было бы продолжить, но новых сведений о путях комплектования монастырских библиотек он не даст. Основной источник поступления книг в монастыри, как показывает наш материал, — дары и вклады, в меньшей степени переписка. До нашего времени сохранились также отдельные рукописные и печатные книги из Палеостровского, Клименецкого, Хергозерского, Яшезерского, Троицкого Сунорецкого, Шунгского Ильинского монастырей, но крупных собраний в этих обителях не было. Количество книг в библиотеках олонецких монастырей в ХVI—ХIХ вв. колеблется от 300—250 (Александро-Свирский, Александро-Ощевенский монастыри) до нескольких десятков. Повторим еще раз, что крупнейшим книжным центром в обонежско-поморском регионе являлся Соловецкий монастырь. Вклад других монастырей в книжную культуру гораздо скромнее. Братия в большинстве олонецких монастырей была малочисленной, о переписке книг сохранились лишь фрагментарные сведения, а литературная деятельность заключалась прежде всего в написании жития основателя монастыря или повести о местной святыне (причем только в некоторых, весьма немногих, обителях).

Библиотеки имелись в Олонецком крае и при приходских церквах . Рукописи и старопечатные книги находились также в личном пользовании священников, крестьян, посадских людей...

Примечания
1. Из книги "Рукописная книжность Олонецкого края", гл. 1, парагр. 1, Петрозаводск, Изд-во ПетрГУ, 2010 г.
2. Текст немного сокращен за счет цитат из рукописей.
3. Разделение на подразделы - ведущего сайта.
4. Оставленные сокращенные названия библиотек:
РНБ - Российская национальная библиотека (С.-Петербург)
БАН - Библиотека Российской академии наук (С.-Петербург)
ГИМ - Государственный исторический музей (Москва)
ИРЛИ - Институт русской лит-ры (Пушкинский Дом) РАН (С.-Петербург)
НБРК - Национальная библиотека Республики Карелия
ГААО - Государственный архив Архангельской области
КГКМ - Карельский государств. краеведческий музей (Петрозаводск)
5. Другие сведения о книжниках и книжности в Олонецких монастырях см. здесь.