"НЕБЕСА" КЕНОЗЕРЬЯ

Иван Павич
(из книги "Мир часовен Кенозерья")
- ИСТОРИЯ "НЕБЕС" И ИХ ИЗУЧЕНИЕ
- "НЕБЕСА" В ЧАСОВНЯХ КЕНОЗЕРЬЯ
И.Павич, О.Филиппов КЕНОЗЁРСКИЕ ЧАСОВНИ. Особенности архитектурных решений и некоторые проблемы реставрации


Иван Павич

 ИСТОРИЯ «НЕБЕС» И ИХ ИЗУЧЕНИЕ


«Небо» - облегченный тип потолочных перекрытий, не требующий промежуточных опор при больших пролётах. Перекрытие удерживается преимущественно на распоре балок каркаса. Как считают исследователи Т.М.Кольцова, и В.П.Орфинский, «небеса» появились в деревянных храмах Севера в XVII веке. «Небо» имеет плоскую форму или форму пологой усеченной пирамиды.

«Небеса» несли в себе две функции: техническую и декоративную. Техническая функция «небес» состоит в том, что «вне зависимости от общей высоты сооружения «небеса», как правило, устраивались довольно низко от уровня пола. При этом большая часть церковного объёма оставалась неиспользованной. Такая специфика культового строительства на Севере была связана с необходимостью постоянно беречь тепло в храме». «Небеса» служили дополнительным каркасом жесткости внутри храма.

Декоративная функция заключалась в том, что люди желали создать подобие каменного купола в интерьере деревянного храма. Не случайно И.Э.Грабарь считал «небо» похожим на сомкнутый свод. «Небо» в деревянном храме перекрывает основное помещение для молящихся, что соответствует расположению купола в каменных церквах».

По В.П.Орфинскому,  развитие «небес» проходило по пути от технического к декоративному. Поначалу в больших церквах делали «небеса» с большим количеством граней, чтобы купол не проваливался внутрь. Грани зашивали тёсом, сами «небеса» при этом были самораспорными. Позже «небеса»  в церквах и часовнях с двускатной кровлей стали делать так, как было удобно и для интерьера. Мастера могли сделать больше граней, если для местных жителей были важны многие святые, а могли сделать немного граней, если считали, что им покровительствует меньшее число святых.

При изучении «небес» поражает крайне скудный материал по этой теме. Почти все работы основаны на книгах Т.М.Кольцовой «Росписи «неба» в деревянных храмах Русского Севера» и В.П.Орфинского «Типология деревянного культового зодчества Русского Севера». В этих книгах проанализированы «небеса» деревянных храмов и часовен Русского Севера, в том числе и Кенозерья.

Книга Т.М.Кольцовой уже давно стала библиографической редкостью. В своем исследовании Т.М.Кольцова предлагает следующую классификацию «небес»: «небеса» без росписи, «небеса» с орнаментом, сложные многофигурные «небеса». В свою очередь сложные многофигурные «небеса» подразделяются на композиции: изображение праотцев; «Божественная литургия» и её разновидности; архангелы и их разновидности; апостолы; смешанные иконографические типы; уникальные «небеса».

Наряду с классификацией по сюжетам предлагается и другая - по количеству граней «небес». Т.М.Кольцова отмечает, что если «небеса» были восьмигранными, то на них, как правило, изображались апостолы или архангелы; на двенадцатигранных «небесах» к архангелам добавлялись евангелисты, на четырнадцати-шестнадцатигранных «небесах» к апостолам добавлялись евангелисты.


Книга В.П.Орфинского «Типология деревянного культового зодчества Русского Севера» содержит интересный обобщенный материал по архитектурным формам деревянных построек. Среди прочего в книге анализируются и «небеса». В.П.Орфинский считает, что в Византии амвон располагался в центре храма (над ним в куполе роспись - Христос Вседержитель) - создавалась сильная смысловая вертикальная линия. Позже амвон смещается на восток к иконостасу и алтарю - более сильной становится горизонтальная линия (движение по храму от входа к алтарю - символическое движение от земной жизни к небесной).

Древнейшим храмам, возведенным на Руси в Х-ХII веках, была свойственна двухакцентность. В часовнях же первоначально устраивался только иконостас, чем ярко выражалась одноакцентность. В церкви иконостас символизирует небесный мир, а в часовне только напоминает о нём (так как в часовне нет алтаря).

Относительно происхождения «небес» Т.М.Кольцова повторяет вывод, приведенный в статье Б.В.Гнедовского 1974 года. Исследователи связывают появление этой традиции с Византией. Относительно легко проследить наиболее вероятный путь её появления и распространения. При внимательном рассмотрении мозаик куполов византийских храмов  можно отметить, что в центральном медальоне  изображен Христос-Пантократора, а на своеобразных «псевдогранях», идущих от него, изображены архангелы. Эта византийская композиция очень сильно напоминает расписные «небеса» храмов и часовен Русского Севера.

Если проанализировать мозаику и фресковые росписи древнерусских храмов, то среди них стоит отметить Софийские соборы в Киеве и Новгороде, собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, Троицкий собор Данилова монастыря в Переславле-Залесском и ряд других памятников, где в центральном куполе изображен Христос, а в пространстве между купольными окнами - ангелы и архангелы.

Таким образом, путь подобного варианта росписи может быть представлен следующим образом: Византия - Киев - Новгород - Новгородские земли (первоначально каменные, а потом и деревянные храмы).

Потолок-«небо» появляется в деревянных храмах и часовнях не раньше XVII века как самораспорная дополнительная конструкция. Наибольшее распространение расписные «небеса» получили в XVIII-XIX векаж.

По мнению Т.М.Кольцовой и В.П.Орфинского, развитие «небес» в XVIII-XIX веках проходило синхронно по следующим путям: от самораспорных до подвесных; от монолитной несущей конструкции с тесовой забиркой каркаса к заполнению граней щитами-клиньями; поэтапное облегчение подвесного каркаса за счет укрупнения клиньев-икон (начиная с самых значимых); переход от нерасписных «небес» к расписным."

В.П.Орфинский полагал, что «небеса» можно относительно точно датировать по их сюжету и количеству граней...

На основании иконописных подлинников можно предположить, что в традициях православной и старообрядческой церкви разницы в написании архангелов не было.

Анализ иконописных особенностей изображения евангелистов показал, что символом апостола и евангелиста Иоанна Богослова у православных был орел, у старообрядцев - лев. Символом апостола и евангелиста Марка у православных был лев, у старообрядцев - орел. Символы апостолов и евангелистов Луки и Матфея у православных и старообрядцев были одинаковыми.


Примечания:
1. Текст из книги "Мир часовен Кенозерья". М., "Маросейка", 2009 г.
2. Текст с небольшими сокращениями.

3. Другие материалы о "небесах" Кенозерья см. здесь.