А.В.Ополовников

ЗЛАТОУСТОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ в селе САУНИНО. 1665 г. Архангельская обл.

Златоустовская церковь в селе Саунино - пример шатрового храма "восьмерик на четверике". Стоит она на небольшой возвышенности среди широких полей всего в 6 км от города Каргополя.
Фасад с запада
(обмер автора)
Планировочная структура Златоустовской церкви в целом  проста. Здесь - четкое соответствие объемного и планового решений.

 Златоустовская церковь асимметрична, трапезная и главный вход в ней смещены к югу от продольной оси
План церкви в Саунино
При этом северная стена трапезной срублена вровень со стеной храма, а южная выступает вперед. Сдвиг осевой линии создает интересную игру объемов, осо­бенно заметную, если смотреть на церковь со стороны алтаря и при круговом ее осмотре. Фасады трапезной с одинаковой по всей их длине кровлей выглядели бы уныло и монотонно, если б не было одной детали - невысокого изящного четверика, завершенного повалом и увенчанного луковичной главкой. Этот четверичок (иначе его и не назовешь) удивительно искусно вкраплен в общую композицию памятника, подчеркивая вместе с бочкой и главкой алтаря главенствующую роль столпообразного шатра, его традиционно строгую монументальность и устремленность ввысь. Одновременно подчеркивается асимметрия здания и ведущая роль южного фасада церкви в сравнении с северным.


Два резных столба внутри трапезной поддерживают поперечную балку потолка - матицу, форма их традиционна - три «дыньки», связанные жгутами-перемычками.
Южный и северный столбы трапезной
Оба столба поставлены симметрично к оси трапезной, но асимметрично к оси четверика. Причем правый (южный) столб шире и мощнее левого.

Почему же по размерам столбы разные? Можно, конечно, предположить, что трапезная Златоустовской церкви когда-то перестраивалась. Но ни сведений, ни следов перестройки нам обнаружить не удалось. Одинаковые по характеру рисунка, общей форме и расположению, но разные по пропорциям и размерам, эти столбы - своеобразное олицетворение свободной творческой воли мастера, строившего церковь. А может быть, их различие - просто небрежность в работе? Нет. Этого-то никак не могло быть. Ведь гладко вытесать мощные «дыньки» и жгуты - работа нелегкая. И вряд ли позволил бы себе плотник обесценить ее, нарочито пренебрегая столь нетрудоемким и быстрым процессом, как обмер. Да и на глаз сразу заметна не малая - в той или иной степени случайная, - а умышленная разница в размерах столбов. Пожалуй, наиболее вероятное объяснение столь оригинального явления - это стремление несколько уравновесить композиционную асимметрию интерьера трапезной. Здесь довольно тонкий расчет визуального восприятия пространства при движении по главному направлению с запада на восток. Меньшее по отношению к оси четверика пространство заполнено и меньшими деталями (уже  ковь не имела трапезной, ее поставили несколько позже храма.

Шатер церкви рублен «в реж». Для большей •кесткости он связан в горизонтальном направлении иестью парами бревен, врубленных в северную и ожную грани. Эти же бревна служат опорами для лестницы внутри шатра. В четвертую снизу пару свя
зей врублена стойка (основание креста), дополнительно закрепленная двумя вышележащими парами связей. Конструкция шеи и главы состоит из системы горизонтальных и вертикальных кружал. Это же не уникальная рубленая конструкция, а  строго рациональная упрощенная система  ьз сборных дощатых элементов.

К югу от  трапезной Златоустовской церкви, примерно на расстоянии 10 метров, стоит мощная приземистая колокольня с шатровым покрытием.  Композиционно она подчинена центральному шатру, ее высота сравнительно с ним невелика.  Шестигранный от самого низа  сруб колокольни,   срублен "в лапу", из-за чего в ее силуэте нет
 тех естественно эивых линий, , которые  так обогащают архитектурно-художественный образ яндомозерской кололкольни. Ла и в пропорциях  ее ощущается отход от традиций народной архитектуры; в них нет   спокойно-устойчивой внушительности, характерных для других памятников.

Если сама архитектура колокольни, как постройки сравнительно поздней (по-видимому, первая половина XIX века), особого интереса не представляет, то размещение ее весьма любопытно. Колокольня стоит резко
асимметрично по отношению у церкви. Но в этой асимметрии нет случайности. Колокольня поставлена с тонким чувством композиционной гармонии, "как мера и красота скажут". При взгляде на церковь с любой точки - и вблизи и вдали - шатровый силуэт колокольни живо вписывается в общую композицию памятнтка, обогащаеь ее и насыщает пластическим своеобразием.


Примечания:
1. Фрагмент из  книги А.В.Ополовникова  "Русское деревянное зодчество". Москва, "Искусство", 1986.
2.  С небольшими сокращениями.
3. Фотографии - из книги.
4. Современный вид церкви в селе.Саунино (2005 г.)  - здесь.

Перейти на страницу "А.В.Ополовников, Е.А.Ополовникова".