ЗЛАТОУСТОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ в селе САУНИНО,
1665 г. (Архангельская обл.)
Златоустовская церковь в селе Саунино -
пример шатрового храма "восьмерик на четверике". Стоит она на небольшой
возвышенности среди широких полей всего в 6 км от города Каргополя.
Фасад с запада
(обмер автора)
Планировочная
структура Златоустовской церкви в целомпроста.
Здесь - четкое соответствие
объемного и планового решений.
Златоустовская церковь асимметрична, трапезная и
главный вход в ней смещены к югу от продольной оси.
План церкви в Саунино
При этом северная стена трапезной срублена вровень со стеной храма, а южная
выступает вперед. Сдвиг осевой линии создает интересную игру объемов,
особенно заметную, если смотреть на церковь со стороны алтаря и при
круговом ее осмотре. Фасады трапезной с одинаковой по всей их длине кровлей
выглядели бы уныло и монотонно, если б не было одной детали - невысокого
изящного четверика, завершенного повалом и увенчанного луковичной главкой.
Этот четверичок (иначе его и не назовешь) удивительно искусно вкраплен в
общую композицию памятника, подчеркивая вместе с бочкой и главкой алтаря
главенствующую роль столпообразного шатра, его традиционно строгую
монументальность и устремленность ввысь. Одновременно подчеркивается
асимметрия здания и ведущая роль южного фасада церкви в сравнении с
северным.
Два
резных столба внутри трапезной поддерживают поперечную балку потолка -
матицу, форма их традиционна - три «дыньки», связанные жгутами-перемычками.
Южный и северный столбы трапезной
Оба столба поставлены симметрично к оси трапезной, но асимметрично к оси четверика,
причем правый (южный) столб шире и мощнее левого.
Почему же по
размерам столбы разные? Можно, конечно, предположить, что трапезная
Златоустовской церкви когда-то перестраивалась. Но ни сведений, ни
следов перестройки нам обнаружить не удалось. Одинаковые по характеру
рисунка, общей форме и расположению, но разные по пропорциям и размерам, эти
столбы - своеобразное олицетворение свободной творческой воли мастера,
строившего церковь. А может быть, их различие - просто небрежность в
работе? Нет. Этого-то никак не могло быть. Ведь гладко вытесать мощные
«дыньки» и жгуты - работа нелегкая. И вряд ли позволил бы себе плотник
обесценить ее, нарочито пренебрегая столь нетрудоемким и быстрым процессом,
как обмер. Да и на глаз сразу заметна не малая - в той или иной степени
случайная, - а умышленная разница в размерах столбов. Пожалуй, наиболее
вероятное объяснение столь оригинального явления - это стремление несколько
уравновесить композиционную асимметрию интерьера трапезной. Здесь довольно
тонкий расчет визуального восприятия пространства при движении по главному
направлению с запада на восток. Меньшее по отношению к оси четверика
пространство заполнено и меньшими деталями (церковь
не имела трапезной, ее поставили несколько позже храма).
Шатер
церкви рублен «в реж». Для большей жесткости он связан в горизонтальном
направлении шестью парами бревен, врубленных в северную и южную грани. Эти
же бревна служат опорами для лестницы внутри шатра. В четвертую снизу пару
связей
врублена стойка (основание креста), дополнительно закрепленная двумя
вышележащими парами связей. Конструкция шеи и главы состоит из системы
горизонтальных и вертикальных кружал. Это же не уникальная рубленая
конструкция, а строго рациональная упрощенная система из сборных
дощатых элементов.
К югу от трапезной Златоустовской церкви,
примерно на расстоянии 10 метров, стоит мощная приземистая колокольня с
шатровым покрытием. Композиционно она подчинена центральному шатру, ее
высота сравнительно с ним невелика. Шестигранный от самого низа
сруб колокольни, срублен "в лапу", из-за чего в ее силуэте нет тех естественно-живых линий, которые
так обогащают архитектурно-художественный образ яндомозерской колокольни.
Да и в пропорциях ее ощущается отход от традиций народной архитектуры;
в них нет спокойно-устойчивой внушительности, характерных для
других памятников.
Если сама архитектура колокольни, как постройки
сравнительно поздней (по-видимому, первая половина XIX века), особого
интереса не представляет, то размещение ее весьма любопытно. Колокольня
стоит резко асимметрично по отношению у церкви. Но в этой асимметрии нет
случайности. Колокольня поставлена с тонким чувством композиционной
гармонии, "как мера и красота скажут". При взгляде на церковь с любой точки
- и вблизи и вдали - шатровый силуэт колокольни живо вписывается в общую
композицию памятника, обогащает ее и насыщает пластическим своеобразием.
Примечания: 1. Фрагмент из книги А.В.Ополовникова "Русское деревянное зодчество". Москва,
"Искусство", 1986.
2. С небольшими сокращениями.
3. Фотографии - из книги.
4. Современный вид церкви в селе.Саунино (2005 г.) -
здесь.
5. Другие материалы о Саунино на нашем сайте -
здесь.