А.В.Ополовников, Е.А.Ополовникова

<КЛАДБИЩЕНСКИЕ ПАМЯТНИКИ>
(из книги "Дерево и гармония")

…Характернейший тип старообрядческого надгробия — домовина и столбец. Домовина — это вытянутый прямоугольник, покрытый двускатной тесовой кровлей. Домовина укладывается на могильный холм и по отношению к нему выполняет две основные функции: защищает его от повреждений и служит для него своего рода архитектурно-декоративным оформлением.


Домовина Домовина на кладбище
в  селе Ковда
По древним поверьям, в домовине обитает дух умершего, и поэтому ей придаются формы, характерные для земного жилья. Но они условны, стилизованы и основательно уменьшены. Однако конструкции сруба и кровли те же: неизменный шелом с конской головой, чуть дополненной фантазией мастера; те же резные причелины и сопутствующие им декоративные мотивы - волнообразный орнамент или четкий «бегунок» по их нижним краям, лапчатые «кисти» на концах, круглое приветливое солнышко... А в общей форме домовины нам нетрудно разглядеть самый распространенный тип русской избы, называемый брусом.

Обращает на себя внимание еще одна типичная деталь, несущая тоже весьма любопытную символическую нагрузку, - небольшое оконце на западной стороне домовины. Через него, по поверьям, душа умершего общается со своими близкими на этом свете и через него в поминальные дни она получает от родных дары, нужные на том свете. Женщинам через такие оконца родственники передавали шерсть для пряжи, кусочки разноцветной материи, иголки, нитки. Мужчинам - принадлежности рыбацкого и охотничьего промысла. Детям - игрушки. А всем вместе - пищу и даже мелкие деньги. Все эти приношения, безмерно трогательные в своей наивности, всегда оставались неприкосновенны.

Захоронение на старом
 кладбище в Ковде.
Фото 1993 г.

Оконца на домовинах невелики. В них с трудом проходит кисть взрослого человека. Рисунок их тоже скромен: круг, полукруг, квадрат, прямоугольник, ромб - вот и весь набор их традиционных форм.

Домовины встречаются двух конструктивных типов: рубленные из бревен, или срубцы, как их называют, а также сбитые из досок. Первые, конечно, древнее и несравненно красивее. Но их теперь не встретишь, разве что в руинах. Вторые - более поздние, возникшие, очевидно, под влиянием проникновения в архитектуру русских поселений тесовой облицовки. Говорить об экономии древесины в данном случае не приходится: в северных краях, исключая лишь заполярные, да и то не все, леса достаточно, тем более всегда хватило бы его на малые срубцы, сложенные из нешироких и недлинных кругляков.

Наконец, надо отметить, что общие размеры домовин неодинаковы. Хотя в своем большинстве они мало отличаются одна от другой, посреди них нередко можно увидеть и значительно меньшие, очевидно, женские, а то и совсем маленькие, детские.

Другая часть надгробия - столбец. Он ставится в головах могилы, вплотную к восточной стене домовины, и представляет собой невысокий, от 70 до 80 см, столбик прямоугольного, круглого или восьмигранного сечения в поперечине не более 18 см.

Различные типы старообрядческих
 надмогильных памятников
Символический смысл столбца более значителен, чем домовины. Он заменял собой надмогильный крест и, придя из далеких языческих веков, олицетворял бессмертие и возрождение усопшего. Формы столбцов бывали различными, хотя в целом они очень похожи друг на друга. Но среди них, как и среди памятников-построек, не было двух одинаковых.

В их верхней части нередко была врезана небольшая медная иконка с изображением того святого, чье имя носил покойник.

Захоронение на старом
 кладбище в Ковде. .
Фото 1970 г.
Вся средняя часть столбца обычно была покрыта резьбой, крупной, сочной, во многом напоминающей резьбу на столбах крылец и галерей старинных храмов. Вариации этой резьбы бесчисленны. Все они основаны на принципе контрастного сочетания крупных упругих линий и форм с мелкими, ритмично чередующимися деталями. Выразительная резьба и тонкая пластика столбцов придают им чарующее обаяние и ставят их в один ряд с лучшими произведениями народного деревянного зодчества России.


Кладбище в селе
Шуерецком
на Белом море

Вот и столбцы на христианских старообрядческих могилах - откуда они? То, что их формы навеяны древними языческими образами, несомненно. Но что они олицетворяют?

В нашем представлении их происхождение связано с далекими-далекими временами дохристианской Руси, когда трупы умерших не зарывали в землю, а сжигали на ритуальных кострах и прах замуровывали в специальных сосудах-урнах. Каковы были формы этих сосудов? Самые разные, начиная с простых горшков. Но были и изящные вазы, напоминающие греческие амфоры и... столбцы на погребальных домовинах. К тому же и сами домовины - небольшие срубные домики - исстари известны на Руси. При археологических раскопках они были обнаружены внутри курганов. Урны же с прахом находили как внутри домовин, так и близ них.

В летописных источниках домовины называют столпами. Возможно, потому, что древние славяне наряду с устройством домовин внутри курганов почитали и обряд их сожжения вместе с умершим. В этом случае их устанавливали на высоких столбах-опорах, вокруг которых жгли огромные столпообразные костры, возносящие душу усопшего к небу. Этим же древним обычаем можно объяснить и существование домовин, приподнятых над землей, в которых оставляли тело покойника, не сжигая его и не закапывая в землю. У Н.К.Рериха есть рисунок «Изба смерти», на котором мы видим подобного рода столп-домовину. Воистину избушка на курьих ножках, жилище Бабы Яги - Костяной Ноги!

Новые кладбища повсеместно в России, даже в самых отдаленных ее областях, обездушены и утилитарно стандартизированы. Кресты случайных пропорций и покраски, невысокие бетонные обелиски с красными звездочками, металлические или штакетниковые ярко-цветные оградки...

Cтарообрядческие деревянные надгробия – это, пожалуй, последние на планете образцы захоронений, так ярко отражающие самобытную христианскую культуру России, в которой сплелись воедино все древние народные обычаи, все печали-радости.

Кладбище в деревне Усть-Яндома на Онежском озере

Старинное захоронение
на Кижском погосте
На старообрядческих кладбищах стоят не только столбцы с домовинами, но и кресты, иногда невысокие, почти приникшие к земле скатами своих кровелек, иногда словно нездешние великаны, достигающие двух и более метров.

И сами кладбища устраивали не только под сенью деревьев, но порой на открытых, обдуваемых всеми ветрами местах. Мистически величавы беломорские кладбища в дюнах. Массивные кресты, как воины, гордо и твердо стоят, расправив могучие плечи. И кажется, нет такой силы, которая могла бы сломить их непокорный дух.

Кладбище в дюнах близ села Варзуга на Белом море
Но под напором морских штормов дюны со временем перемещаются, как барханы в песчаных пустынях. Поэтому некоторые кресты уже ушли наполовину в землю, а другие и вовсе занесло песком. Но большинство из них, видимо, более молодые и крепкие, все еще возвышается во весь свой гигантский рост, упорно сопротивляясь времени и стихии.

Сильное и даже чуть жуткое впечатление производит такое кладбище среди волнистой песчаной долины, над которой царит неумолчный рокот холодных вод Белого моря, идущий от таинственного Ледовитого океана - Святого моря. Нет, приниженный и слабый человек не мог 6ы создать такие образы, исполненные божественного величия, несокрушимой и неколебимой духовной силы. Хладнодышащий суровый океан и эти захоронения – звенья одной бесконечно прекрасной непорванной цепи.

Примечания:
1.  Текст является фрагментом главы "На погосте" из книги А.В. и Е.А.Ополовниковых "Дерево и гармония", Москва, "Ополо", 1998.
2. С небольшими сокращениями.
2.
Фотографии - из книг Ополовниковых и Г.С.Островского.
3. Перейти на страницу "Деревянные памятники Русского Севера".