А.В.Ополовников, Е.А.Ополовникова
<КЛАДБИЩЕНСКИЕ ПАМЯТНИКИ>
(из книги
"Дерево и гармония")
…Характернейший тип старообрядческого надгробия — домовина и столбец. Домовина — это вытянутый прямоугольник, покрытый двускатной тесовой кровлей. Домовина укладывается на могильный холм и по отношению к нему выполняет две основные функции: защищает его от повреждений и служит для него своего рода архитектурно-декоративным оформлением.
Домовина | Домовина
на кладбище в селе Ковда |
Захоронение на старом кладбище в Ковде. Фото 1993 г. |
Оконца на домовинах невелики. В них с трудом проходит кисть взрослого человека.
Рисунок их тоже скромен: круг, полукруг, квадрат, прямоугольник, ромб - вот
и весь набор их традиционных форм.
Домовины встречаются двух конструктивных типов: рубленные из бревен, или срубцы, как
их называют, а также сбитые из досок. Первые, конечно, древнее и несравненно
красивее. Но их теперь не встретишь, разве что в руинах. Вторые - более
поздние, возникшие, очевидно, под влиянием проникновения в архитектуру
русских поселений тесовой облицовки. Говорить об экономии древесины в данном
случае не приходится: в северных краях, исключая лишь заполярные, да и то не
все, леса достаточно, тем более всегда хватило бы его на малые срубцы,
сложенные из нешироких и недлинных кругляков.
Наконец,
надо отметить, что общие размеры домовин неодинаковы. Хотя в своем
большинстве они мало отличаются одна от другой, посреди них нередко можно
увидеть и значительно меньшие, очевидно, женские, а то и совсем маленькие,
детские.
Другая
часть надгробия - столбец. Он ставится в головах могилы, вплотную к
восточной стене домовины, и представляет собой невысокий, от 70 до 80 см,
столбик прямоугольного, круглого или восьмигранного сечения в поперечине не
более 18 см.
Символический смысл столбца более значителен, чем домовины. Он
заменял собой надмогильный крест и, придя из далеких языческих веков,
олицетворял бессмертие и возрождение усопшего. Формы столбцов бывали
различными, хотя в целом они очень похожи друг на друга. Но среди них, как и
среди памятников-построек, не было двух одинаковых.
Различные типы старообрядческих
надмогильных памятников
В их верхней части нередко была врезана небольшая медная иконка с изображением того святого,
чье имя носил покойник.
Вся средняя часть столбца обычно была покрыта
резьбой, крупной, сочной, во многом напоминающей резьбу на столбах крылец и
галерей старинных храмов. Вариации этой резьбы бесчисленны. Все они основаны
на принципе контрастного сочетания крупных упругих линий и форм с мелкими,
ритмично чередующимися деталями. Выразительная резьба и тонкая пластика
столбцов придают им чарующее обаяние и ставят их в один ряд с лучшими
произведениями народного деревянного зодчества России.
Захоронение на старом
кладбище
в Ковде. .
Фото 1970 г.
Кладбище в селе
Шуерецком на Белом море |
Вот и
столбцы на христианских старообрядческих могилах - откуда они? То, что их
формы навеяны древними языческими образами, несомненно. Но что они
олицетворяют?
В нашем
представлении их происхождение связано с далекими-далекими временами
дохристианской Руси, когда трупы умерших не зарывали в землю, а сжигали на
ритуальных кострах и прах замуровывали в специальных сосудах-урнах. Каковы
были формы этих сосудов? Самые разные, начиная с простых горшков. Но были и
изящные вазы, напоминающие греческие амфоры и... столбцы на погребальных
домовинах. К тому же и сами домовины - небольшие срубные домики - исстари
известны на Руси. При археологических раскопках они были обнаружены внутри
курганов. Урны же с прахом находили как внутри домовин, так и близ них.
В
летописных источниках домовины называют столпами. Возможно, потому, что
древние славяне наряду с устройством домовин внутри курганов почитали и
обряд их сожжения вместе с умершим. В этом случае их устанавливали на
высоких столбах-опорах, вокруг которых жгли огромные столпообразные костры,
возносящие душу усопшего к небу. Этим же древним обычаем можно объяснить и
существование домовин, приподнятых над землей, в которых оставляли тело
покойника, не сжигая его и не закапывая в землю. У Н.К.Рериха есть рисунок
«Изба смерти», на котором мы видим подобного рода столп-домовину. Воистину
избушка на курьих ножках, жилище Бабы Яги - Костяной Ноги!
Новые кладбища повсеместно в России, даже в самых отдаленных ее областях, обездушены и утилитарно стандартизированы. Кресты случайных пропорций и покраски, невысокие бетонные обелиски с красными звездочками, металлические или штакетниковые ярко-цветные оградки...
Cтарообрядческие деревянные надгробия – это, пожалуй, последние на планете
образцы захоронений, так ярко отражающие самобытную христианскую культуру
России, в которой сплелись воедино все древние народные обычаи, все
печали-радости.
Кладбище в деревне Усть-Яндома на Онежском озере |
Старинное захоронение
на Кижском погосте |
И сами кладбища устраивали не только под сенью деревьев, но порой на открытых, обдуваемых всеми ветрами местах. Мистически величавы беломорские кладбища в дюнах. Массивные кресты, как воины, гордо и твердо стоят, расправив могучие плечи. И кажется, нет такой силы, которая могла бы сломить их непокорный дух.
Кладбище в дюнах близ села Варзуга на Белом море |
Сильное и
даже чуть жуткое впечатление производит такое кладбище среди волнистой
песчаной долины, над которой царит неумолчный рокот холодных вод Белого
моря, идущий от таинственного Ледовитого океана - Святого моря. Нет,
приниженный и слабый человек не мог 6ы создать такие образы, исполненные
божественного величия, несокрушимой и неколебимой духовной силы.
Хладнодышащий суровый океан и эти захоронения – звенья одной бесконечно
прекрасной непорванной цепи.
1. Текст является фрагментом главы "На погосте" из книги А.В. и
Е.А.Ополовниковых "Дерево и гармония", Москва, "Ополо", 1998.
2. С
небольшими сокращениями.
2.
3.
Перейти на страницу "Деревянные
памятники Русского Севера".