А.Б.Пермиловская,
доктор культурологии,
гл. научный сотрудник Ин-та экологических проблем Севера
 Уральского отделения РАН


ДЕРЕВЯННЫЕ КРЕСТЫ РУССКОГО СЕВЕРА

Традиция постановки деревянных крестов на Руси существовала с древних времен. Одно из ранних упоминаний о постановке деревянного памятного креста на горах Киевских апостолом Андреем содержится в «Повести временных лет». 1238 годом датируется Игнач-крест, стоявший в 100 верстах от Новгорода. Им было отмечено то место, где монголо-татарская орда, шедшая в сторону Новгорода под предводительством Батыя, повернула назад, не подвергнув разорению новгородские земли. К 1359 году относится известный Людогощинский крест в церкви Флора и Лавра в Новгороде. Это «закладной», или «поклонный» крест.

Кресты в Усть-Цильме. Рис. Ю.Ушакова
Деревянные кресты, также как церкви, часовни, избы, иконы всегда сопутствовали жизни русского человека. И хотя они небольшие по сравнению с церковью или колокольней, велика сила их эмоционального воздействия. Они могут быть рассмотрены как памятники архитектуры, религии, крестьянской письменности, а также как навигационные знаки поморов, которые наносились на лоцманские карты.

Известен целый ряд крестов, которые ставились в храмах и часовнях. Крест с резным изображением древа жизни находился в часовне при Успенском соборе в Кеми (XVIII век). Он был расписан: на черном фоне — дерево красного цвета с зелеными листьями, у подножия — изображение града Иерусалима. Резной деревянный крест стоял на паперти Воскре­сенской церкви в селе Кеврола на Пинеге (1490).

Петром I в Унской губе Белого моря был сделан и поставлен крест в знак спасения его во время бури 2 июня 1694 года при посещении Соловецкого монастыря. Крест этот — четырехконечный, в его нижней части сохранились цифры «6...4». За время своего существования он несколько раз менял свое местоположение. Так, в XVIII веке крест «за подгнитием» был перенесен в Успенскую церковь Пертоминского монастыря. В апреле 1805 года, по желанию архангелогородцев и с разрешения императора Александра I, он был перевезен в кегостровскую церковь, которую любил посещать Петр I, а в июне его перенесли со всеми почестями в Троицкий кафедральный собор Архангельска. В настоящее время крест находится в экспозиции краеведческого музея.

Большинство известных и сохранившихся на Русском Севере крестов датируется XIX веком. Значительная часть их располагалась на побережье Белого моря, на островах Соловецкого архипелага, на Новой земле, в бассейнах рек Мезени, Пинеги, на Каргополье.

Часто деревянные кресты называют обетными («оветными»), хотя их значение и случаи, по которым они ставились, гораздо более разнообразны. Они могли действительно возводиться по обету — как своего рода благодарность Богу. По рассказам моряков в опасные для жизни моменты, выйдя на берег живыми, они ставили обетный крест на берегу моря, или в непосредственной близости от места спасения, или у себя в деревне около дома. Другим поводом для возведения обетных крестов служили болезни, чаще детские.

Крестам не просто поклонялись, но и приносили обеты. Самой распространенной формой обета было обещание пожертвовать «на крест» отрез материи или полотенце. Высокие, с двухэтажный дом, обетные кресты Мезени и Поморья украшались также фартуками, платками, куклами, к их подножию клали деньги. При этом, чем тяжелее болезнь или серьезней опасность, от которых удалось избавиться, тем длиннее был отрез дарственной материи. Существовали особо почитаемые кресты, к которым ездили за многие километры из других деревень. Таковыми являлись кресты на берегу Мезени, неподалеку от села Кимжа, а также около деревень Родомы и Рези. Характерно расположение этих крестов на высоком берегу реки (кимженский крест), в роще над рекой (родомский крест), при слиянии двух рек (крест в Рези).

Типологически деревянные кресты можно отнести к следующим группам, учитывая то значение и роль, которую они выполняли: поклонные, обетные, памятные, маячные, поминальные, охранительные, кладбищенские, благодарственные.

Местоположение деревянных крестов могло быть самым различным: на месте сгоревшей церкви, при дорогах, близ часовни или внутри культовых построек, около источника, за деревней, на скотном выгоне, в лесу, на берегу реки, возвышенном месте, мысу, среди пахотных полей, в усадьбах крестьян, при въезде в село, на перекрестке дорог, на берегу моря.
Крест XIX в. в селе Важины. Обетный крест XIX в. в д.Кельчемгора Крест в д.Кельчемгора
Деревянные кресты играют большую роль в ансамбле северной деревни. Они являются архитектурными произведениями, где в миниатюре воспроизводились различные элементы и декоративные детали, присущие деревянному зодчеству. Иногда их устанавливали посередине небольшой деревенской площади так, чтобы они были видны из окон окружающих домов. Вне зависимости от скромности или богатства их облика, они украшались с тем же тактом и пониманием свойств материала, что и жилые крестьянские постройки. Для предохранения крестов от дождя и снега над ними делали двухскатную кровлю с миниатюрным охлупнем и резными причелинами. Иногда над крестами делались крыши-навесы, опиравшиеся по краям на столбы, врытые в землю или укрепленные на низком в два-три венца срубе. Получалась открытая часовня. Такие кресты-часовни до недавнего времени сохранялись в Заостровском приходе близ Архангельска, некоторые из них имели форму восьмерика.

Деревни Заостровского прихода сохранили характерную для северных деревень прибрежно-рядовую планировку и немало традиционных деревянных построек. Центр бывшей богатой и древней Заостровской волости — деревня Рикасово. По документам она известна с XVI века. На площади, где сходится несколько деревенских улиц, расположен ансамбль из двух церквей и колокольни. Церковные традиции в Заостровском приходе были очень сильны. Он продолжал свое существование в сложный период после установления советской власти: местные жители не дали закрыть храм и, несмотря на жестокие репрессии по отношению к священникам, их семьям и прихожанам, последние не побоялись поставить свои подписи против закрытия прихода в начале 1930-х годов.

Установка деревянных крестов в Заостровских деревнях в XIX веке была широко распространенным явлением. Здесь были отдельно стоящие кресты, очень уместно и живописно включенные в архитектурно-пространственный ансамбль поселения. Обычно в деревне стояло один-два креста. Часто они имели ограду с небольшой калиткой. Кресты относились к церкви, и ухаживали за ними прихожане.

Крест в деревне Верхние Валдушки Приморского района (XIX век) — восьмиконечный, сделан из четырехгранных сосновых брусьев, на лицевой стороне в центре вырезаны трость и копье — орудия страстей — традиционные атрибуты деревянных крестов. Поверхность креста покрыта криптограммами. На большой перекладине вырезаны начальные буквы молитвы. Ранее крест находился в специально построенной для него часовне. Основанием для нее служили камни-валуны, на них располагался восьмигранной формы сруб. Такой же формы была кровля часовни, увенчанная крестом. Около входа стояли скамейки. Боковые грани часовни имели сплошное ограждение. Вход оставался открытым — дверей не было. Сруб часовни разрушен в 1943-1944 годах.
Обетный крест в часовне-футляре XIX в. из д.Березник Мезенского р-на.
Крест в деревне Верхнее Ладино также расположен внутри специально сделанного навеса. В нижней части креста — интересное, нетипичное изображение головы Адама в окружении витиеватых листьев, веток и цветов. Этот крест был поставлен в исцеление от болезней, может быть, поэтому изображения на нем носят столь жизнеутверждающий характер.


Обетный крест в селе
Ковда Мурманской обл..
Особой группой на Русском Севере выделяются поморские кресты, которые возводились на побережье и островах Белого моря. Многие из них ставились монахами Соловецкого монастыря перед выходом в море и после окончания промысла.
Впечатляющая картина изображена на одной из акварелей Атласа Архангельской губернии 1797 года. На ней нарисованы бухта Большого Заяцкого острова и 20 стоявших на берегу деревянных крестов.

Многие кресты служили на­вигационными знаками. Сведения о них содержатся в лоциях, которыми пользовались мореходы. В поморской лоции XVIII века встречаются такие описания: «Святой Нос, на коем много крестов», «В реке Коле, на левой руке на наволоке крест». На Мурмане кресты и каменные груды (кеккуры или гурии) ставили промышленники у своих становищ, они служили ориентирами и маяками.

Бывало, на дальних становищах и в арктических зимовьях поморы ставили кресты с целью подать весть о себе в случае гибели. Такие кресты поведали миру не одну трагедию, постигшую людей в ледяных просторах Севера. Иногда узнавали о гибели людей спустя много лет. В июле 1911 года В.А.Русанов обнаружил на Новой Земле старинное русское промысловое становище, возле которого лежали черепа и другие человеческие останки. Поблизости находились три сильно наклонившихся креста, на которых оставались следы больших, глубоко вырезанных славянских букв. Но надписи уже нельзя было прочитать, полярные ветры и снежные вьюги иссекли дерево и стерли имена погибших.

Кресты с надписями о пребывании в том или ином месте поморы ставили во время вынужденной остановки (иногда длительной) из-за непогоды, в ожидании попутного ветра или из-за поломки судна. Чаще всего кресты такого рода ставили на острове Сосновце, лежащем на главном морском пути между Мурманом и Поморьем. Голландцы в конце XVI века называли Сосновец Крестовым островом. В пустынных местах кресты заменяли морякам часовню.

На Русском Севере наибольшее распространение получили восьмиконечные кресты. Вертикальный основной брус пересекают три перекладины: две горизонтальные и одна наклонная. Основание креста укреплялось в земле или заключалось в сруб, обкладываемый камнями изнутри и снаружи. Горизонтальные и косая перекладины — атрибуты креста, несшего функцию орудия казни: на нижнюю распятый опирался ногами, на среднюю простирались руки, а над головой казнимого находилась дощечка, позже превратившаяся в верхнюю короткую перекладину. Создатели крестов ориентировались на церковные каноны, соблюдали принятые пропорции, обязательно украшали крест резьбой. В качестве надписей использовались изречения из Евангелия, целые предложения или их части, записанные с помощью сокращений и определенных символов. Они создают облик таинственности, святости и неповторимости креста. Украшение креста письменами и орнаментами — это не только исполнение общепринятого канона, но и способ выражения мыслей и чувств, форма обращения к Богу, к предкам и потомкам. Вероятно, в этом и состоит основное предназначение креста, заключается его необычайная привлекатель­ность и ценность.

В собрании музея деревянного зодчества «Малые Корелы» три деревянных креста. Один из наиболее известных и часто публикуемых — крест из деревни Кельчемгора Мезенского района XIX века.
Распятие на кресте конца XIX в. в д.Заозерье (Кельчемгора).
Это классический северорусский крест, восьмиконечный, с двухскатной кровлей, украшенной резными причелинами. В центре вырезано распятие. Фигура Иисуса Христа изображена анатомически точно с крестьянской основательностью и непосредственностью. По художественным достоинствам — это один из лучших мезенских крестов. Его высота около четырех метров.

Крест из мезенской деревни Семжа — восьмиконечный, вырезанный из четырехгранных брусьев, в центре его изображены крест, копье и трость, внизу — голова Адама. Здесь же, в основании креста, дата изготовления: «1877 года февраля 26 дня».

Рассматривая художественные особенности мезенских крестов, следует отметить, что от крестов других районов Севера их отличает особая «стать», они — высокие, собраны из толстых, хорошо вытесанных брусьев, буквы вырезаны не в толще бруса, а наоборот — выбран фон и буквы сделаны высоким рельефом. Все это определенно указывает на специализированное ремесленное производство деревянных крестов на Мезени, существовавшее в XIX веке. В этом же районе зафиксирован интересный обычай, когда кресты от домов переносились за своими владельцами на кладбище.

Уникальным в собрании музея и, думается, самым интересным из сохранившихся крестов на Русском Севере является крест из деревни Кушкопала (Пинега), его высота более шести метров, с подземной частью — около восьми. Ранее крест стоял в двухэтажном амбаре. Лицевая и задняя стороны креста покрыты, как сплошным узором, вязью, текстом молитвы — обращением к Богу.

Крест производит очень сильное впечатление. Надпись на центральной перекладине: «Крест — хранитель всей вселенной, красота церковная» отражает сущность и художественные достоинства этого памятника. Это подлинное произведение деревянного зодчества и народной монументальной скульптуры.

Наибольший интерес представляет задняя сторона креста, в центральной части которой вырезан текст пасхальной молитвы: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. И побегут от лица Его ненавидящие Его. Яко исчезает дым, да исчезнут. Яко тает воск от лица огня. Яко бегут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением. Бо веселимся... рекуще»

Вероятно, здесь же содержалась и датировка памятника, но в этой важной для нас части резьба утрачена. Крест можно датировать серединой — второй половиной XIX века. В основании креста вырезано древо жизни, на боковых гранях с одной стороны — стройное хвойное дерево, с другой — лиственное, сердцевидные листья которого образуют пышную крону. Крест выполнен из лиственницы. Он был перевезен в музей в 1978 году И.В.Даниловым, точнее, спасен от неминуемой гибели. К этому времени амбар, в котором находился крест, был разрушен, а сам крест лежал на земле, сломанный у основания. По рассказам местных жителей, однажды в этом месте застрял грузовик и водитель, чтобы вытащить застрявшую машину, привязал ее к тогда еще стоявшему кресту. Крест рухнул.

В июне 2000 года в Мезенском секторе музея был установлен и освящен обетный крест, образцом для которого послужил крест деревни Козьмогородская Мезенского района, сооруженный в 1899 году и стоявший на берегу Мезени в усадьбе И.О.Яшина. Он представляет собой типичный пример мезенского обетного креста. Это восьмиконечный крест из четырехгранных лиственичных брусьев. В центре вырезаны крест, копье и трость, внизу — голова Адама. Сверху крест перекрыт кровлей на два ската, ее украшают причелины. На большом перекрестии — начало молитвы «похвала честному кресту». На лицевой и боковой сторонах креста вырезаны криптограммы. Высота его около четырех с половиной метров, с подземной частью — шесть.

Главная ценность северных деревянных крестов заключается, наверное, в том, что они являются своеобразным местом, которое в культурно-генетическом коде связывает «век нынеш­ний и век минувший». В их содержании глубокая суть — осмысление длящейся жизни во времени и отношение ее к вечности. Архитектурная форма этого выражения была традиционна для многих народов — просто деревянный крест.

Примечания;
1. Из капитального сборника "Русское деревянное зодчество. Произведения народных мастеров и вековые традиции". М., Северный паломник. 2012.
2. Фотографии - А.Пермиловской, А.Пономарева и М.Волковой, кроме фото обетного креста из с.Ковда (из книги Ополовниковых  "Дерево и гармония").
3. Перейти на стр. "ПЕРМИЛОВСКАЯ".