10 августа 2018 года знаменитая Успенская церковь в селе Кондопога полностью сгорела вместе со всеми иконами и ценностями внутри. Причина известна - ее поджег 15-летний подросток. Предполагается ее восстановление, но...пока вопрос стоит на месте.
Предлагаем познакомитьсмя со статьей А.В.Ополовникова об Успенской церкви в Кондопоге, ее архитектуре и огромном значении для деревянного зодчества.

 

А.В.Ополовников

УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В СЕЛЕ КОНДОПОГА, 1774 г. Карельская АССР

Успенская церковь в Кондопоге - удивительная и единственная в своем роде. А между тем мы не видим в ее облике ни сложной, поражающей воображение композиции архитектурных форм, ни феерического многоглавия, ни затейливого многодельн
ого декора.

Красив и тектонично выразителен высокий мощный сруб здания, играющий множеством мягких полутонов, очерченный живыми линиями рубленных «в обло» углов.

Гордо взметнулась церковь над озером. И, будто умножая свое величие, отражается она в онежских водах, мягко пересекаемых длинными узкими островками и темной полосой берега. Властно и уверенно подчиняет она себе окружающее пространство - сливаясь с ним воедино, оставляя за собой беспорное право спокойного господства. И кажется, будто сначала возникла церковь, а уж потом - озеро и берег, как ее обрамление.

Село Кондопога и Успенская церковь
Громадная эпическая мощь ощущается в кондопожской церкви. Мощь эта не тяжела, не гнетет, добра и приветлива.
Генплан Успенской церкви
Архитектура Успенской церкви в Кондопоге основана на тонких, художественно осмысленных и очень выразительных контрастах. Стремительная вертикаль здания - и горизонталь озера и берегов. Цельная масса четверика - и легкие висячие крыльца, наполненные воздухом и светом. Пирамида шатра, пронзающего небо, - и прямоугольник трапезной, будто вырастающий из земли. Бревенчатый сруб - и скупой, лапидарный, но нарядный декор: фронтонный пояс, резные столбики крыльца, ажурные карнизы. В единстве этих контрастных элементов рождается незабываемый образ памятника.

Вид на церковь с юго-востока
Главное качество кондопожской церкви, делающее ее высшим достижением русской шатровой архитектуры XVIII века, заключается в том, что основная архитектурная идея сооружения - высотность - осуществлена в нем последовательно и до конца. Зодчий повышает четверик, ставит на него не один, а два восьмерика - один над другим. Верхний ярус шире нижнего, соединяются они плавным повалом (прием, восходящий к обламам - брустверам сторожевых башен). Верхний восьмерик также переходит в повал, еще более энергичный и широкий. А уже на нем - пятнадцатиметровый шатер, увенчанный спокойной по своему профилю главкой с крестом.

Сочетание разнообразных геометрических масс в едином высотном объеме, стройные пропорции придают ему живописность и легкость. Потребовались века исторического развития шатровой деревянной архитектуры, чтобы возник величественно-прекрасный образ, в котором выражены общенародные представления о мире и красоте.

По своей объемно-планировочной композиции Успенская церковь представляет собой вполне сложившийся тип древнерусской деревянной церкви, называемый «восьмерик на четверике с трапезнойОна является и наиболее развитым образцом шатровых деревянных храмов местной прионежской школы, которым присущи две весьма характерные особенности - расширение центрального столпа кверху и фронтонный пояс на восьмерике.

Фронтонный пояс
Сюита в дереве
С
востока к четверику примыкает прямоугольная алтарная апсида, перекрытая бочкой с главкой, а с западной стороны, выходящей на озеро, - обширная трапезная с сенями под общей двускатной крышей. Вдоль боковых фасадов трапезной идут два висячих крыльца, расположенные с севера и юга и обращенные лицом не на запад, как обычно, а на восток.
Висячее крыльцо на северной стороне (слева) и на южной.
Завершает объем здания мощный шатер, состоящий из восемнадцати венцов. На половину своей высоты он рублен «в реж». По наружным углам его сруба, опираясь на повал, идут стропила верхней половины шатра. Рубленые шатровые грани предохранены от выпучивания бревнами-шпонками. Вся в целом комбинация четверика и восьмерика имеет свою систему внутренних ветровых раскосов в четырех плоскостях, свойственную только данной конструкции сруба с ломаным профилем стены. На всем протяжении от верха сруба шатра до «черной кровли» четверика имеется пять пар поперечных и пять пар продольных связей. Двускатная «черная кровля» предохраняет роспись «неба» от воды в случае ее протекания через основную кровлю. Нижние края ее опираются на уложенные вдоль северной и южной стены наклонные бревна-лотки, концы которых для стока воды выводятся наружу с западной стороны.

Внутри шатра на уровне верхнего повала сохранился передвижной ворот, служивший во время постройки для подъема леса, а на самом верху, под шейкой купола, - остатки деревянного крана-рычага с блоками по концам, наподобие «журавля». Эти предшественники современных «ползучих» башенных кранов, поднимавшиеся вверх вместе со срубом, свидетельствуют о высоком техническом мастерстве и сметке строителей, возводивших высотные сооружения без наружных лесов.

Необычайно смелое решение шатрового столпа, достигающего предельной высоты, доступной для здания такого типа (45 м), лаконизм архитектурного языка, тонко найденные пропорции и гармоническое соподчинение частей и целого, неразрывное единство материала, конструкций и архитектурной формы, ярко выраженный национально-самобытный колорит - все эти и многие другие высокие качества создали кондопожской церкви широкую известность, перешагнувшую границы Советского Союза, и поставили ее в ряд величайших произведений мировой архитектуры.

Успенская церковь покоряет с первого взгляда. Перед ней стоишь в восторженном удивлении не в силах оторвать глаз. Это же состояние удивления не покидает и внутри нее, прежде всего в трапезной.

Трапезная кондопожской церкви просторная и простая. Кажется, что мы не в православном храме XVIII века, а в каком-то языческом капище наших далеких предков. Почти аскетическая сдержанность внутреннего убранства создает атмосферу торжественности.

Внутренний вид трапезной
Расписной потолок церкви - "небо"
Вдоль северной, южной и половины западной стены трапезной тянутся скамьи. Потолок опирается на два резных столба. Столбы крепкие, массивные, перетянутые витыми жгутами-перехватами, образующими слегка выпуклые «дыньки». Столбы несут тяжелое перекрытие, и потому в их упругих контурах чувствуется словно мускульное напряжение и торжество преодоления тяжести. От столбов к потолку от­ветвляются полукруглые фигурные кронштейны.

Подобная композиция, напоминающая человеческую фигуру с поднятыми руками, получила массовое распространение по всему Северу в народных вышивках. Этот мотив развивался в глубокой древности и генетически связан с языческим славянским культом богини Берегини - защитницы людей и зверей. Отголоски культа языческого божества прошли через многие века христианства. Они же, конечно очень отдаленные и выраженные в особой, специфческой форме, возродились в столбах трапезной Успенской церкви.

Успенская церковь в Кондопоге сооружалась в те годы, когда росло значение России на международной арене, когда ее многочисленные военные победы приводили к росту национального самосознания народа. На этом фоне расширялась и социальная база художественного творчества народа, совершенствовались лучшие народные традиции.

Этот процесс захватил и северное деревянное зодчество. За короткий период здесь было сооружено немало выдающихся архитектурных произведений: Вознесенская церковь в селе Конецгорье (1752), церковь в селе Ростовском (1755), Никольская церковь в посаде Ненокса (1769) и, наконец, в 1774 году строится Успенская церковь.

Возникновение значительных произведений классического деревянного зодчества не могло бы иметь места, если бы общенациональному идейному подъему не сопутствовал подъем экономический, если бы во второй половине XVIII века Север вновь не был бы вовлечен в орбиту общегосударственной. Кондопожский погост издавна являлся составной частью северо-западного торгово-промыслового района Прионежья. Путь на Олонецкие заводы, пролегающий через Кижский погост, захватывал и Кондопожскую губу. В 70-х годах XVIII века, в период, непосредственно предшествовавший созданию Успенской церкви, Кондопога превратилась в значительный перевалочный пункт, через который пролегали водные пути подвоза сырья на металлургические предприятия Петрозаводска и строительных материалов для растущего и украшающегося Петербурга. Потому и сама кондопожская церковь явилась своеобразным маяком на берегу Чупа-губы. С этой ее ролью была непосредственно связана исчезнувшая в XIX веке и восстановленная в проекте реставрации открытая шатровая звонница на небольшом восьмерике, укрепленная в западной части двускатной кровли трапезной. Звонница эта была обращена прямо на озеро и могла успешно выполнять роль вышки, с которой подавались сигналы идущим по Онего-озеру судам.

Продольный разрез Успенской церкви. Обмеры
Северный фасад со звонницей. Реконструкция
Говоря о времени строительства Успенской церкви в Кондопоге, надо отметить, что во второй половине XVIII века северное народное зодчество уже стало подвергаться заметному влиянию господствующей архитектуры - барокко и классицизма. Но новые веяния совершенно не коснулись ее архитектуры. Более того - ее архитектура как бы вполне сознательно их игнорирует и подчеркнуто-демонстративно противопоставляет им древние традиции народного зодчества. Она представляет собой само воплощение этих традиций, взятых в их классически чистом и кристально-рафинированном виде. Ее архитектура безупречна и совершенна.

При самом строгом и критическом подходе к оценке архитектурно-композиционных достоинств Успенской церкви в ней нельзя найти ничего, что не удовлетворило бы требовательный и утонченно-изысканный вкус, что могло бы вызвать недоуменное чувство двойственности, эстетической неудовлетворенности, искусственности, претенциозной красивости, манерности, что иной раз проскальзывает даже в общепризнанных шедеврах архитектуры. От нижнего венца до завершения креста и от алтаря до сеней, какую бы деталь вы ни подвергли тщательному анализу, не найдете в ней натяжек. Напротив, увидите, как просто и умно сделано в ней решительно все. Здесь царит дух незамутненных традиций. Архитектура этой церкви явилась завершающим этапом многовекового пути становления образа русского деревянного зодчества, у истоков которого стоит деревянная сторожевая шатровая башня.



Примечания:
1. Текст -  из  книги А.В.Ополовникова  "Русское деревянное зодчество". Москва, "Искусство", 1986.
2. Фотографии и чертежи памятника - А.В.Ополовникова.
3. Библиография опущена.
4. Другие сведения об Успенской церкви в Кондопоге см. Википедию.
5. Репродукции работ художников  об Успенской церкви, собранные на сайте Е.Лелеевой - здесь.

 

Перейти на страницу "А.В.Ополовников, Е.А.Ополовникова".