А.В.Ополовников

ИЛЬИНСКАЯ  ЦЕРКОВЬ НА ВОДЛОЗЕРЕ. 1798 г. (из двух книг)

Церковь Ильинского погоста на Водлозере в литературе была неизвестна. В 1947 году она нами исследована и обмерена впервые. Эта церковь является одним из сооружений,которые замыкают многовековый путь развития классического русского деревянного зодчества.

Возникнув неподалеку от одного из старейших северных торговых центров — города Пудожа, через который пролегал большой тракт, связывавший центральные и западные районы Севера, этот памятник отмечает собой хозяйственный расцвет данного района во второй половине XVIII века.


Вместе с тем год постройки церкви (1798 г.) приходится на период идеологической реакции, резко усилившейся после разгрома крестьянской войны, которая велась под руководством Е.Пугачева. В 90-е годы XVIII в. она приобрела всеохватывающий характер, явившись ответом русского царизма на свободолюбивые идеи французской буржуазной революции 1789 года.

Подавление любых проявлений народных начал в области идеологии и искусства в культовой архитектуре становится весьма ощутительными именно на рубеже XVIII и XIX веков.


Ильинская церковь погоста расположена на острове среди просторов Водлозера  в древнем Пудожском краю и являет собой пример тонкого и  умелого сочетания архитектуры с пейзажем.
Ильинская церковь на Водлозере.
Генеральный план погоста.
Главная особенность архитектурного образа Ильинской церкви – резкое контрастное построение ее объемов: удлиненная трапезная и высокий массивный четверик храма.

Сени, трапезная, церковь и алтарь образуют вытянутый двадцатиметровый неф, ширина которогоменьше его длины почти в четыре раза; при этом площадь самой церкви больше трапезной, а двухпрестольный алтарь (Ильи Пророка и Успения Богородицы) необычайно просторен - его площадь свыше 35 квадратных метров. Такое пропорциональное членение помещений церкви, «вытянутость» всего ее объема - явление нехарактерное для древнерусского зодчества.

Общий вид церкви с поздней колокольней.
Вытянутость плана усилена и тем, что шатровая колокольня, свободная постановка которой вносила раньше столько живописности в ансамбли деревянного зодчества, здесь также расположена по средней оси нефа и, составляет с ним одно целое, увеличивая общую длину здания до 35,5 метра.

Все помещения церкви приспособлены для выполнения культового церемониала в ущерб помещениям светского назначения.

Церковь строилась, по-видимому, в разное время. Ее самой древней частью является четверик, к которому позднее были пристроены трапезная и колокольня.

Композиционное построение первоначальной части церкви - ее мощного четверика, придающего всему объему памятника несомненную внушительность и монументальность, с пятиглавым кубоватым верхом - единственное в своем роде.


Восточный фасад
 церкви.
На кубе - лишь одна центральная глава, плавно из него вырастающая, а четыре боковых стоят на полицах четверика по его углам.

Такое построение пятиглавия хоть и оригинально, но менее выразительно и цельно.

Завершение храма "кубом" распространилось в деревянном зодчестве в  80-90-е годы XVII века. Существует мнение, что эта форма проникла в русское деревянное зодчество после воссоединения России с Украиной (1654 г.) под влиянием украинской архитектуры с ее приверженностью к криволинейным очертаниям и общей пышности здания. Это предположение имеет свои основания.

Не меньшее основание имеет и то предположение, что сама форма куба явилась закономерным следствием общего поворота русской эстетики XVII века в сторону большей живописности. Достаточно вспомнить крытую большим кубом столовую палату деревянного Коломенского дворца.

Наконец, можно думать, что куб был творческим ответом народных зодчих на запрещение шатра.

Качество высотности, до известной степени утраченное постановкой куба с главками, зодчие Ильинского погоста возмещали шатровым завершением колокольни, стремительно взмывающим ввысь, формировалось сложное и вместе с тем композиционно уравновешенное пространство, наполненное контрастными объемами.
Ильинская церковь до переделки колокольни (с шатром). Южный фасад, продольный разрез, поперечный разрез по крыльцам. Реконструкция.
Цельность пространственного построения памятника была нарушена при его обновлениях на рубеже XIX-XX веков. В 1902 году колокольня – восьмерик на четверике - лишилась своего шатра. Вместо нее был поставлен приплюснутый «полукумпол» со шпицем - форма, сопровождавшая замену шатров многих других памятниках и очень почитаемая местными церковными властями в середине XIX века.

Вместе с этим колокольня получила тесовую обшивку, причем вся конструкция опор шатра, особенно в четко выраженном открытом ярусе, с ее нарядными резными столбами, была закрыта бутафорскими тесовыми арками, имитирующими каменные.

Обшивка срубов церкви и трапезной слила в длинную глухую массу все элементы здания; были уничтожены крытый висячий переход, соединявший колокольню и сени, а также два крыльца с северной и южной стороны.

Первоначальное косящатое окно (в центре кадра) и позднейшие окна.
Главки и их шейки были покрыты белой жестью вместо городкового лемеха, а сам куб - тесовой кровлей вместо прежней гонтовой. Было искажено покрытие трапезной «по потокам и курицам», изуродованы окна четверика, а на восточной стене - наглухо зашиты тесом.

Вход в четверик вместо пятикосящатого портала, столь распространенного в русском деревянном зодчестве (типа Кондопожского), получил широкий проем с легкими филенчатыми остекленными дверями.

Был обновлен и интерьер памятника. Старый тябловый иконостас заменили новым, апробированным Олонецкой губернской строительной и дорожной комиссией.

«Составленный согласно правил архитектуры» иконостас представляет собой типичное эклектичное произведение второй половины XIX века. С целью выделить его пышноцветную торжественность были обшиты досками стены и потолки церкви. Живопись висячего потолка -«неба» - была обновлена, а орнаментальная роспись его балок закрыта глухим слоем масляных белил, как и обшитые поверхности стен и потолков.

Трапезная, будучи превращена в теплую церковь, полностью потеряла свое первоначальное назначение общественного гражданского центра погоста. Скамьи вдоль ее стен уничтожены, а в юго-восточном углу устроена алтарная пристройка, занявшая почти четвертую часть всей площади, половину восточной стены занял иконостас, у северной и южной стен появились новые клиросы и киоты, выполненные в тех же эклектических формах, что и новый иконостас, а у западной стены сделаны кладовки.

Погост окружает рубленая массивная ограда в форме вытянутого многоугольника, повторяющая очертания берега и рельеф местности.

Ограда Ильинского погоста — единственный пример сохранившихся в Карелии до нашего времени построек этого типа, ранее окружавших почти каждое культовое здание Севера.


Фрагиент ограды -
треугольный ряж
Рубленая ограда, своим происхождением связанная с крепостными стенами, сохранила в миниатюре их формы и конструкции. Основой бревенчатой ограды Ильинского погоста является ряд повторяющихся треугольных ряжей. При этом сама стена является продолжением одной из стен каждого ряжа; Верхней опорой кровли служит коневая слега, лежащая на поперечной перемычке ряжа. Стык тесовых скатов кровли закрыт сверху «шеломом».
Вход в ограду Фрагмент входа
В соответствии с этим принципом подчинения ограды главному зданию и решен вход с его вытянутыми по горизонтали пропорциями. Он образован двумя пятистенными срубами, фланкирующими трапециевидные ворота с калиткой, объединенными общей четырнадцатиметровой двускатной кровлей.

Равная ширина клетей и интервала между ними сообщает всей композиции ясное и простое  трехчастное членение. Являясь органической частью ограды и вырастая из ее масс, вход образует вместе со срубом стен единое архитектурное целое.

В боковых срубах входа прорублены широкие и также вытянутые в длину проемы со ставнями, открывающимися вниз и образующими прилавки. Это раскрывает нам практическое назначение боковых срубов, служивших торговыми помещениями.

Ансамбль погоста составляют ограда вместе со входом, главное здание и колокольня. В основе художественной выразительности ансамбля лежит контраст низкой и длинной полосы сруба ограды с монументальным четвериком церкви. Архитектура Ильинского погоста, возникшего и существовавшего как монастырский комплекс, несколько официальна и суха, что вообще характерно для большинства поздних монастырей. Но тем не менее эта архитектура была композиционно законченной и самобытной.

Судьба Ильинского погоста характерна почти для всех памятников деревянного зодчества русского Севера, перестроенных в конце XIX века.




Примечания:
1. Текст об Ильинском погосте скомпонован их двух книг А.В.Ополовникова:
- "Памятники деревянного зодчества Карело-Финской ССР". Москва, Гос. изд-во  по строительству и архитектуре, 1955.
- "Русское деревянное зодчество", Москва, "Искусство", 1986.
2. С небольшими сокращениями.
3. Фотографии - из обеих книг.
4. Библиографии опущены.

Перейти на страницу "А.В.Ополовников, Е.А.Ополовникова".