А.В.Ополовников

ИЛЬИНСКИЙ ПОГОСТ. 1798 г.

Церковь  Ильинского погоста на Водлозере в литературе была неизвестна. В 1947 году она нами исследована и обмерена впервые.   Эта церковь является  одним   из   сооружений,   которые   замыкают многовековый  путь   развития   классического   русского деревянного зодчества.

Возникнув неподалеку от одного из старейших северных торговых центров — города Пудожа, через который пролегал большой тракт, связывавший центральные и западные районы Севера, этот памятник отмечает собой хозяйственный расцвет данного района во второй половине XVIII века.

Вместе с тем год постройки церкви (1798 г.) приходится на период идеологической реакции, резко усилившейся после разгрома крестьянской войны, которая велась под руководством Е.Пугачева. В 90-е годы XVIII в. она приобрела всеохватывающий характер, явившись ответом русского царизма на свободолюбивые идеи французской буржуазной революции 1789 года.

Эта реакция охватила все области политической и общественной жизни, обрушилась на передовую дворянскую культуру, вызвала тюремное заключение Новикова и ссылку Радищева, прекратила существование только что зародившейся свободной русской печати и превратила страну в оплот международной реакции. Она, наконец, резко усилила классовый гнет в отношении подавляющего большинства населения России — крестьянства.

Подавление любых проявлений народных начал в области идеологии и искусства в культовой архитектуре становится весьма ощутительными именно на рубеже XVIII и XIX веков.

Для архитектуры Ильинского храма на Водлозере характерна вытянутость всех помещений. Сени, трапезная, церковь и алтарь составляют двадцатипятиметровый неф, длина которого превышает его ширину более чем в четыре раза; площадь самой церкви превышает площадь трапезной, а алтарь из небольшого прируба превратился в просторное двухчастное помещение площадью больше 35 квадратных метров. Таким образом все помещения приспособлены для выполнения культового церемониала в ущерб помещениям светского назначения.
Генеральный план погоста
Вытянутость плана усилена и тем, что шатровая колокольня, свободная постановка которой вносила раньше столько живописности в ансамбли деревянного зодчества, здесь также расположена по средней оси нефа и, составляя с ним одно целое, увеличивает общую длину здания до 35,5 метра.
Вид с востока Вид с юга
Если учесть, что максимальная высота здания не превышает 27 метров, то станет очевидным, что основное качество, которого добивались в своих лучших сооружениях мастера деревянного зодчества — высотность, — в Ильинском храме значительно ослаблено.

Столп храма Ильинского погоста завершен «кубовой» кровлей, которая по сравнению с шатровой менее "высотна".   Завершение храма "кубом" распространилось в деревянном зодчестве в  80-90-е годы XVII века. Существует мнение, что эта форма проникла в русское деревянное зодчество после воссоединения России с Украиной (1654 г.) под влиянием украинской архитектуры с ее приверженностью к криволинейным очертаниям и общей пышности здания. Это предположение имеет свои основания.

Не меньшее основание имеет и то предположение, что сама форма куба явилась закономерным следствием общего поворота русской эстетики XVII века в сторону большей живописности. Достаточно вспомнить крытую большим кубом столовую палату деревянного Коломенского дворца.

Наконец, можно думать, что куб был творческим ответом народных зодчих на запрещение шатра.

Ильинский погост, возникший и существовавший как монастырский комплекс, имеет более официальную архитектуру, характерную для большинства поздних монастырей. Связь с народом была в таких поздних монастырях слабее, чем в ту эпоху, когда монастыри на Севере являлись инициаторами освоения новых земель и центрами передовых хозяйственных укладов.

Вместе с тем, даже учитывая требования своих склонных к «законному чину» заказчиков, мастера, создавшие Ильинский погост, приложили все усилия, чтобы воплотить в его архитектуре подлинно народные стремления к силе и величию.

Это выражается в величественном, выразительном, имеющем большую высоту четверике, вместе с кубовым завершением создающем впечатление несомненной монументальности.


Композиция кубового верха Ильинского погоста единственна в своем роде. Ее отличительную особенность составляют четыре главки, расположенные по углам четверика, в отличие от кубовых верхов
Онежских церквей, где главки расположены на самом кубе.

Однако художественная выразительность этого приема, отвечающего требованиям официального пятиглавия, не имеет цельности и силы завершения, применявшегося
в Онежских церквах.

Качество высотности, утраченное до известной степени постановкой куба с глазками, зодчие Ильинского погоста возмещали шатровым завершением колокольни, уничтоженным в 1902 году.

Расположенный среди широкой глади открытого водного пространства, на высоком, далеко выдающемся в
озеро мысу большего острова, Ильинский погост показывает еще один пример умелого сочетания архитектуры с пейзажем.

Погост окружает рубленая массивная ограда в форме вытянутого многоугольника, повторяющая очертания берега и рельеф местности.

Ограда Ильинского погоста — единственный пример сохранившихся в Карело-Финской ССР до нашего времени построек этого типа, ранее окружавших почти каждое культовое здание Севера.
Фрагиент ограды -
треугольный ряж


Рубленая ограда, своим происхождением связанная с крепостными стенами, сохранила в миниатюре их формы и конструкции. Основой бревенчатой ограды Ильинского погоста является ряд повторяющихся треугольных ряжей. При этом сама стена является продолжением одной из стен каждого ряжа; Верхней опорой кровли служит коневая слега, лежащая на поперечной перемычке ряжа. Стык тесовых скатов кровли закрыт сверху «шеломом».

Ансамбль погоста составляют ограда вместе со входом, главное здание и колокольня. В основе художественной выразительности ансамбля лежит контраст низкой и длинной полосы сруба ограды с монументальным четвериком церкви.
Вход в ограду Фрагмент входа
В соответствии с этим принципом подчинения ограды главному зданию и решен вход с его вытянутыми по горизонтали пропорциями. Он образован двумя пятистенными срубами, фланкирующими трапециевидные ворота с калиткой, объединенными общей четырнадцатиметровой двускатной кровлей.

Равная ширина клетей и интервала между ними сообщает всей композиции ясное и простое  трехчастное членение. Являясь органической частью ограды и вырастая из ее масс, вход образует вместе со срубом стен единое архитектурное целое.

В
боковых срубах входа прорублены широкие и также вытянутые в длину проемы со ставнями, открывающимися вниз и образующими прилавки. Это раскрывает нам практическое назначение боковых срубов, служивших торговыми помещениями.

Отличительной особенностью Ильинского погоста является крайняя степень его искажения.

Колокольня, представлявшая собой восьмерик на четверике, лишилась своего шатра. Этим был уничтожен один из двух, разных по характеру, но единых по теме высотных элементов здания, который вместе с высоким четвериком и его кубовым покрытием создавал цельный двуединый комплекс.

Вместо шатра колокольня получила приплюснутый «полукумпол» со шпицем — форму, сопровождавшую замену шатра на большом количестве других памятников и очень популярную среди местных церковных властей в середине XIX в.

Вместе с этим колокольня получила тесовую обшивку, причем вся конструкция опор шатра, особенно в четко выраженном открытом ярусе, с ее нарядными резными столбами, была закрыта бутафорскими тесовыми арками, имитирующими каменные.

Обшивка срубов церкви, трапезной слила в длинную глухую массу все элементы здания, причем был уничтожен крытый висячий переход, соединявший колокольню и сени.

В сенях была уничтожена система двухмаршевых внутренних входов с двумя крыльцами — с северной и южной стороны и зашито освещавшее сени косящатое окно.

Вместо старого входа по продольной оси была. сделана новая лестница с одним входом с юга.

Главки и их шейки были покрыты белой жестью вместо городкового лемеха, а сам куб — тесовой кровлей вместо прежней гонтовой. Полицы куба утеряли свой декор в виде копьевидной обработки их концов, как и кровли алтаря, а кровля трапезной — систему покрытий по «потокам» и «курицам».

Вход в четверик вместо пятикосящатого портала, столь распространенного в русском деревянном зодчестве (типа Кондопожского), получил широкий проем с легкими филенчатыми остекленными дверями.

Стены и потолки трапезной, четверика и алтаря (за исключением «неба») были также покрыты глухой тесовой обшивкой и выкрашены масляными красками.

На месте старого тяблового иконостаса в четверике с его древними «вратами», выполненными рукой большого художника, появляется новый, апробированный Олонецкой Губернской Строительной и Дорожной Комиссией.

«...Рассмотренный в искусственном столе чертеж на устройство иконостаса в Водлозерско-Ильинской церкви Пудожского уезда, как оказавшийся составленным согласно правил архитектуры, утвердить, о чем и учинить установленную подпись»... «Составленный согласно правил архитектуры» иконостас представляет собой типичное эклектическое произведение середины XIX века.

Живопись висячего потолка — «чеба» — была обновлена, а орнаментальная роспись его балок закрыта глухим слоем масляных белил, как и обшитые поверхности стен и потолков.

Трапезная, будучи превращена в теплую церковь, полностью потеряла свое перзоначальное назначение общественного гражданского центра погоста. Скамьи вдоль ее стен уничтожены, а в юго-восточном углу устроена алтарная пристройка, занявшая почти четвертую часть всей площади, половину восточной стены занял иконостас, у северной и южной стен появились новые клиросы и киоты, выполненные в тех же эклектических формах, что и новый иконостас, а у западной стены сделаны кладовки.


Судьба описанного памятника свидетельствует, с одной стороны, о живучести народных традиций, пронесенных через все гонения до самого конца XVIII века, а с другой — о губительности и реакционности культуры правящих классов, которая почти полностью вытравила из этого памятника высокое народное содержание.


Примечания:
1. Из книги А.В.Ополовникова !Памятники деоевянного зодчества Карело-Финской ССР". Москва, Гос. изд-во  по строительству и архитектуре, 1955.
2.  С небольшими сокращениями. Фотографии - из книги.

 

Перейти на страницу "А.В.Ополовников, Е.А.Ополовникова".