А.В.Ополовников, Е.А.Ополовникова

ДЕРЕВО И ГАРМОНИЯ
(фрагменты из книги)
The use of Wood in the Achitecture by A. and E.Opolovnikov

 <О строительстве часовен и церквей>

В царствование Петра I появились в России указ 1707 г. «Об упразднении деревянных часовен и запрещении строить вновь» и синодальный приговор 1722 г., в котором говорится, что «...обретающиеся повсюду деревянные часовни... какие приличности не употреблены, разобрать вскоре без всякого отлагательства...». Однако в далеких северных и восточных областях России, где часовни нередко заменяли церкви, эти указы, не выполнялись. В лучшем случае к часовне добавлялся с востока алтарь, превращавший ее согласно канонам построения в церковь. В 1727 г. дозволено было не разрушать часовни и строить новые, но в 1734 г. вновь подтвержден указ 1707 г. о запрещении строительства новых часовен. Пестрота этих указов, свидетельствующая о неуверенности властей в добрых плодах своих деяний, характеризует наступательное отношение власти не только к старообрядцам, раскольникам, но и к чтимой ими архитектурной старине, к образам святоотеческих преданий, образам добра и правды, любви и истины.

В обширной России часовни нередко были просто-напросто необходимы. Их продолжали строить в отдаленных местах. Правительство смотрело на это сквозь пальцы, если убеждалось, что в данной часовне не собирались раскольники. В противном случае часовни разбирались несмотря ни на какие просьбы-уговоры.

Если же прихожане какой-либо сельской церкви или священнослужители обращались в Синод за разрешением построить часовню где-нибудь над ручьем с целебной святой водой, или на перекрестке дорог, где так благостно осенить себя крестным знамением, или на большой дороге «для моления мимоходящих и едущих людей», то им предписывали ставить столб с иконой. Если же еще шла речь о сборе подаяния на строительство нового храма, то к столбу разрешали пристроить стол с ящиком для денег. Подобного рода сооружения нередко покрывали кровлей, положенной на бревенчатую или брусчатую обвязку, поддерживаемую четырьмя опорами. Такая открытая часовенка напоминала незамысловатую беседку. Нередко вместо столба с иконой под ее кровлей стоял большой деревянный крест, называемый поклонным. В Кижах у дороги восстановлены два таких креста. Один — на подступах к погосту, другой —на холме при повороте дороги от деревни Ямки к деревне Васильево.

В прошлые века, судя хотя бы противоречивым указам властей, в российской жизни тоже в избытке бывало всякого сумбура и неразберихи. Огромной империей управлять нелегко. Да и возможно ли?

28 июля 1853 г. последовал указ о том, чтобы поддерживать предложения прихожан о строительстве церквей, даже и самых простых, дешевых. Не чинились препятствия и возведению часовен. Наконец, в 1865 г. епархиальным архиереям было представлено право самим разрешать постройку часовен как в сельской местности, так и в городах, кроме столиц. Они же самостоятельно могли решать вопрос о перестройке или ликвидации часовен.

Но к этому времени характер русской архитектуры, в равной степени и каменной, и деревянной, коренным образом изменился. Новые церкви строились преимущественно по типовым проектам или приближались к таковым согласно выпущенным в 1826 г. «Правилам на будущее время для строения Церквей». В 1838 г. была подорвана и материальная база развития народного деревянного зодчества. Образами-ориентирами в архитектурных поисках служили важнейшие на Руси сооружения — церкви. Согласно же новому указу предписывалось «...на разного рода церковные постройки и починки… не отпускать лес без проектов технически составленных и проверенных в Строительном отделении при Губернском правлении». Таким образом, вроде бы и мягко, вроде бы и ненасильственно останавливалась творческая мысль народа в области деревянного зодчества.

Словом, 1838 г. явился пограничной исторической вехой, от которой народное монументальное деревянное зодчество, и прежде всего зодчество церковное,— гордость всей русской национальной культуры — кончает свое существование не только фактически, но и юридически. Отныне его уделом остается гражданское строительство, ограниченное лишь узким кругом крестьянских построек жилого, хозяйственного и промыслового назначения. Именно в этой области строительства в последние десятилетия прошлого века и в первые нашего, ХХ-го, с особой силой проявляется приверженность народа к стародавним образам и традициям, к заветам старины. Большая часть деревянных сооружений северной деревни: избы, амбары, мельницы, мосты — по праву относится к памятникам древнерусского деревянного зодчества, ибо повторяет его конструктивные приемы и формы.

Примечания:
1.  Текст является фрагментом главы "На погосте".

2. Перейти на страницу "А.В.Ополовников, Е.А.Ополовникова"