А.В.Ополовников, Е.А.Ополовникова
ДЕРЕВО И ГАРМОНИЯ
(фрагменты
из книги)
The use of Wood in the Achitecture by A. and
E.Opolovnikov
<О строительстве часовен и церквей>
В царствование Петра I появились в России указ 1707 г. «Об упразднении деревянных
часовен и запрещении строить вновь» и синодальный приговор 1722 г., в котором
говорится, что «...обретающиеся повсюду деревянные часовни... какие приличности
не употреблены, разобрать вскоре без всякого отлагательства...». Однако в далеких
северных и восточных областях России, где часовни нередко заменяли церкви, эти
указы, не выполнялись. В лучшем случае к часовне добавлялся с востока алтарь,
превращавший ее согласно канонам построения в церковь. В 1727 г. дозволено было
не разрушать часовни и строить новые, но в 1734 г. вновь подтвержден указ 1707
г. о запрещении строительства новых часовен. Пестрота этих указов, свидетельствующая
о неуверенности властей в добрых плодах своих деяний, характеризует наступательное
отношение власти не только к старообрядцам, раскольникам, но и к чтимой ими архитектурной
старине, к образам святоотеческих преданий, образам добра и правды, любви и истины.
В обширной России часовни нередко были просто-напросто необходимы. Их продолжали
строить в отдаленных местах. Правительство смотрело на это сквозь пальцы, если
убеждалось, что в данной часовне не собирались раскольники. В противном случае
часовни разбирались несмотря ни на какие просьбы-уговоры.
Если же прихожане какой-либо сельской церкви или священнослужители обращались
в Синод за разрешением построить часовню где-нибудь над ручьем с целебной святой
водой, или на перекрестке дорог, где так благостно осенить себя крестным знамением,
или на большой дороге «для моления мимоходящих и едущих людей», то им предписывали
ставить столб с иконой. Если же еще шла речь о сборе подаяния на строительство
нового храма, то к столбу разрешали пристроить стол с ящиком для денег. Подобного
рода сооружения нередко покрывали кровлей, положенной на бревенчатую или брусчатую
обвязку, поддерживаемую четырьмя опорами. Такая открытая часовенка напоминала
незамысловатую беседку. Нередко вместо столба с иконой под ее кровлей стоял
большой деревянный крест, называемый поклонным. В Кижах у дороги восстановлены
два таких
креста. Один — на подступах к погосту, другой —на холме при повороте дороги
от деревни Ямки к деревне Васильево.
В прошлые века, судя хотя бы противоречивым указам властей, в российской жизни
тоже в избытке бывало всякого сумбура и неразберихи. Огромной империей управлять
нелегко. Да и возможно ли?
28 июля 1853 г. последовал указ о том, чтобы поддерживать предложения прихожан
о строительстве церквей, даже и самых простых, дешевых. Не чинились препятствия
и возведению часовен. Наконец, в 1865 г. епархиальным архиереям было представлено
право самим разрешать постройку часовен как в сельской местности, так и в городах,
кроме столиц. Они же самостоятельно могли решать вопрос о перестройке или ликвидации
часовен.
Но к этому времени характер русской архитектуры, в равной степени и каменной,
и деревянной, коренным образом изменился. Новые церкви строились преимущественно
по типовым проектам или приближались к таковым согласно выпущенным в 1826 г.
«Правилам на будущее время для строения Церквей». В 1838 г. была подорвана
и материальная база развития народного деревянного зодчества. Образами-ориентирами
в архитектурных поисках служили важнейшие на Руси сооружения — церкви. Согласно
же новому указу предписывалось «...на разного рода церковные постройки и починки…
не отпускать лес без проектов технически составленных и проверенных в Строительном
отделении при Губернском правлении». Таким образом, вроде бы и мягко, вроде
бы
и ненасильственно останавливалась творческая мысль народа в области деревянного
зодчества.
Словом, 1838 г. явился пограничной исторической вехой, от которой народное
монументальное деревянное зодчество, и прежде всего зодчество церковное,— гордость
всей русской
национальной культуры — кончает свое существование не только фактически, но
и юридически. Отныне его уделом остается гражданское строительство, ограниченное
лишь узким кругом крестьянских построек жилого, хозяйственного и промыслового
назначения. Именно в этой области строительства в последние десятилетия прошлого
века и в первые нашего, ХХ-го, с особой силой проявляется приверженность народа
к стародавним образам и традициям, к заветам старины. Большая часть деревянных
сооружений северной деревни: избы, амбары, мельницы, мосты — по праву относится
к памятникам древнерусского деревянного зодчества, ибо повторяет его конструктивные
приемы и формы.
1.
Текст является фрагментом главы "На погосте".
2.
Перейти на страницу "А.В.Ополовников, Е.А.Ополовникова"