ТУРМАРШРУТЫ
Маршрут 29. ПО ОНЕГЕ
Протяженность — 400 км. Число ходовых дней — 15. Сезонность — июль —
август. Категория сложности — II (схема 20]./em>
Онега (длина 411 км) вытекает из озера Лача и впадает в Онежскую губу Белого моря.
От истока до устья река падает на 118 м, в основном на порожистых участках,
в местах пересечения моренных гряд и выхода коренных пород. Скорость течения
на плесах — 0,3—0,7 м/сек, на порогах и перекатах — 1,1 — 4 м/сек. Ширина
Онеги — от 300 до 400 м в верховьях, 60—120 м в среднем течении и 1500 м в
устье. В верховьях берега невысокие, пологие, от 1,5 до 5 м, ниже повышаются
и достигают 20—25 м. На значительном протяжении, особенно в районе
населенных пунктов, лес далеко от реки, а берега заняты полями и покосами.
Начало маршрута — от станции Няндома железнодорожной линии Вологда —
Архангельск, далее автобусом или попутным автотранспортом до Каргополя,
стоящего на левом берегу Онеги, около ее истока.
Каргополь - один из
старейших центров Русского Севера (известен с 1380 г.), богатый сторическими
и архитектурными памятниками. Среди них ансамбль Новой торговой
площади с Христорождественским собором 1562 г., церковью Рождества Иоанна
Предтечи 1751 г., колокольней 1765 г. и Торговыми рядами 1808 г., ансамбль
Старой торговой площади с Благовещенской церковью 1692 г., остатки земляных
валов, на которых была поставлена в XIV в. крепость, получившая в народе имя
Валушек.
Онега от истока до устья Кены, левого притока, течет по
лесистой равнине. Спокойные плесы чередуются с порожистыми участками. Первая
группа порогов (Каргопольские) в 4 км от города. Они тянутся от деревни
Надпорожье до устья правого притока — Золошмы (около 18 км). Глубина на
плесах — 2—3 м, на порогах— до 0,6 м. В этих местах Онега прорезает коренные
известняковые массивы и течет среди обрывистых берегов. Проходимость этих,
как и всех онежских порогов, зависит от уровня воды в реке, но, как правило,
они преодолеваются по главной струе.
От устья Кены на Онегу выходил второй путь новгородцев к Белому морю. Он
шел по Онежскому озеру, рекам Водла, Черева, Волошева. Поча, Кена, Онега.
Ниже устья Кены начинается вторая группа порогов (Кенские) — 4 гряды по 500
м каждая. От устья правого притока — Моши до деревни Вахновская (210 км от
устья) препятствий нет, ширина реки — 200 м. Скорость течения — 0,6—0,8
м/сек. Возможно серьезное препятствие — запань у села Наволок, где при
необходимости можно прервать маршрут и доехать до станции Пукса
железнодорожной линии Вологда — Архангельск.
Третья группа порогов
находится на участке между деревнями Верхние и Нижние Маркомуссы. В 33 км
ниже, между Вахновской и Городком-Прошково, четвертая группа порогов
(Бирючевские) - 5 км. Образовались они при пересечении рекой отрогов
Ветреного пояса. Берега в ряде мест сужаются
до 30 м, глубина на порогах — до 1 м, скорость течения
— 2,1—3,8 м/сек.
Между деревнями Городок и Чекуево Онега
спокойна на протяжении 80 км. На
этом участке проводится регулярное судоходство. От Чекуева до устья
остается 80 км. Тут река делится островом на два рукава (длина левого 21 км,
правого 33 км). Идти лучше правым: в левом может встретиться запань. Ниже до
деревни Порог тянутся плесы. Здесь также можно прервать маршрут, высадившись
на правый берег не доходя до железнодорожного моста. Отсюда 500 м до
разъезда, откуда можно местным поездом доехать до станции Вонгуда или города
Онега. Ниже деревни Порог последняя, пятая, группа порогов (Онежские)
протяженностью 8 км, с падением 9,5 м. Самый серьезный, порог — «Большая
Голова». Дальше до города Онега река судоходна.
Маршрут заканчивается в г.Онеге — районном центре Архангельской области.
Город связан железной дорогой с Архангельском и Вологдой, пароходным
сообщением — с Архангельском.
Любители архитектуры во время
следования по маршруту могут увидеть в деревнях памятники старинного
деревянного зодчества.
Многие места на Онеге связаны с историей
гражданской войны на Севере, особенно район Чекуево.
Онега — лесосплавная река, и нельзя идти в порог одновременно с плывущими бревнами.
Преодоление отдельных участков реки может быть усложнено заторами бревен,
что потребует проводки или даже обноса судов. Отправляясь в путь, необходимо
взять с собой теплые вещи и средства от гнуса.
Примечания:
1. Из книги Л.А.Плечко "Старинные водные
пути", М., "Физкультура и спорт", 1985.
2. С небольшими сокращениями.
3. Ссылки на литературу опущены.
4.
На карте стрелки с буквами М-29 показывают направление маршрута.