Архитектурный путеводитель по Онеге

Текст и рисунки из книги А.Б. Бодэ "Поэзия Русского Севера"

Онега — река относительно небольшая, протяженностью около четырехсот километров. Она берет начало в озере Лаче, течет на север и впадает в Белое море. На реке имеется несколько гряд порогов, препятствующих судоходству от истока до устья.
Западнее Онеги находится ряд озер, связанных с ней притоками. Это Лёкшмозеро, Кенозеро, Кожозеро и другие. Озеро Лаче соединено короткой рекой Свидь с озером Воже.

Новгородцы пришли на Онегу в XI веке с запада по реке Кене. Дальнейшее их продвижение на восток осуществлялось через емецкий волок на Двину. После распада Киевской Руси граница Новгородской земли и Владимиро-Суздальского княжества проходила по озеру Лаче. Этот рубеж не был устойчив, и в дальнейшем, после выделения Белозёрского княжества, изменялся.


К XIV веку относятся первые исторические упоминания о Каргополе и Усть-Онеге. Сейчас, практически на всем своем протяжении, Онега довольно плотно населена. По берегам много деревень и поселков.

Поонежье очень богато памятниками архитектуры. Если на Онежском озере значительную часть архитектурного наследия составляют часовни, то на Онеге деревянное зодчество в основном представлено монументальными шатровыми и кубоватыми храмами. Деревянное культовое зодчество Поонежья и Онежской губы Белого моря со второй половины XVII века отличается вполне устойчивыми формами и приемами, характерными только для данного региона.

Своего расцвета поонежская архитектурная школа достигла в последней трети XVII и XVIII веке. Одной из определяющих черт поонежского деревянного зодчества является кубоватое завершение церквей. На культовых постройках верхней и средней Онеги имело распространение покрытие основного сруба бочкой. В XVIII веке завершения двух или трехчастных алтарных прирубов шатровых и кубоватых храмов выполнялись в виде так называемой трехлопастной бочки.

Большинство колоколен XVIII-XIX веков на нижней Онеге и Поморском берегу отличалось основанием, рубленым в виде низкого восьмерика на высоком четверике. Первоначально шатровые верхи онежских колоколен в XIX веке подверглись переделкам. Вместо шатра ставили некое подобие купола со шпилем. Поздние колокольни, вероятно, возводились сразу с таким завершением.

Культурным, экономическим и административным центром всего Поонежья исторически был Каргополь, расположенный у истока Онеги. Как город он упоминается с XV века. К этому же времени относится основание нескольких монастырей в Каргополье.
После присоединения новгородских владений к Москве Онега приобретает важное транспортное значение в связях Белозерских и Вологодских земель с Поморьем. Выгодное географическое положение способствовало быстрому росту города в XVI веке. Каргополь стал крупным торговым центром Русского Севера.

В то время Каргополь имел земляные и деревянные укрепления. Ядро города составляла рубленая крепость, послужившая надежным укрытием для горожан в годы Смутного времени.
(подробнее о Каргопольской крепости см. здесь)

Наиболее активный период каменного строительства, начавшегося еще при Иване Грозном, приходится на XVII век. Возведение крупномасштабных каменных церквей продолжалось в XVIII и начале XIX века, когда Каргополь стал тихим провинциальным городком. Железная дорога на Архангельск обошла Каргополь стороной.

В Каргополе сохранился ряд интересных памятников каменного культового зодчества. Город расположен вдоль левого берега реки в нескольких километрах от озера Лаче. От древней Каргопольской крепости остались валы, в плане образующие квадрат. Исторические планировочные узлы города -- торговые площади — отмечены сохранившимися ансамблями культовых сооружений.

Древнейшей каменной постройкой в городе является собор Рождества Христова, построенный в 1552-1562 годах. В XVI веке подобные постройки часто возводились в качестве главного городского или монастырского храма. Их монументальный объем подражает архитектурному образу Успенского собора Московского Кремля.

Каргопольский собор отчасти перестроен. Первоначальное позакомарное покрытие переделано на четырехскатное, с юга и севера пристроены небольшие приделы, с запада — галерея, углы укреплены контрфорсами.

Каменные каргопольские церкви XVII века в целом повторяют архитектуру Рождественского собора. Строительство кубических пятиглавых храмов стало местной традицией, просуществовавшей до конца XVIII века. Особого внимания заслуживает Благовещенская церковь 1692 года. При традиционном построении объемов поразительна декоративная обработка стен. Архитектурно-художественное решение построено на контрасте гладкой поверхности стены с мелкой, почти бисерной, каменной резьбой наличников и порталов. В оформлении восточной стены блестяще использован мотив аркатурных поясов.

Старая часть Каргополя застроена преимущественно одно- двухэтажными деревянными домами. Церкви и культовые композиции, как и в прежние века, господствуют над городской застройкой. Самые красивые виды на город открываются с реки или с противоположного берега.

В настоящее время сюда приезжает достаточно много туристов. Город связан регулярным автобусным сообщением с железнодорожной станцией Няндома.

Достаточно широко известен местный народный промысел — каргопольская игрушка. Ярко раскрашенные глиняные фигурки воспроизводят персонажей крестьянской жизни и русских сказок.

В окрестностях Каргополя сохранилось несколько замечательных памятников деревянного зодчества. Один из них расположен по дороге на Няндому в десяти километрах от города.

Если перед деревней Казаково свернуть направо, вскоре среди островерхих елей покажется покрытый золотистым мхом деревянный шатер. Это церковь Рождества Христова в Большой Шалге. Деревни или села с таким названием не существует. Большая Шалга — это название бывшей волости, объединявшей ряд деревень.

Рождественская церковь датируется концом XVII века (по другим данным — 1745 годом). Традиционный шатровый храм типа восьмерик на четверике с трапезной имеет довольно оригинальное завершение. Грани узкого и высокого рубленого шатра слегка выпуклы, барабан главки несколько уже вершины шатра. Прямоугольный алтарь покрыт крупной бочкой. Трапезная построена не одновременно со срубом церкви. Над ее кровлей возвышается небольшой восьмигранный сруб с главкой. Подобная деталь встречается на некоторых поонежских церквях. На рисунке памятник показан без дощатой обшивки, в настоящее время скрывающей стены церкви. Первоначальное двухвсходное крыльцо с западной стороны утрачено. Несколько механические ряды одинаковых окон по боковым фасадам церкви, вероятно, появились в результате позднейших перестроек. Раньше погост окружала рубленая ограда с воротами, обращенными на север в сторону каргопольской дороги.

По дороге в село Малая Шалга, где сохранилась деревянная церковь второй половины XIX века, расположена деревня Кириллово.
Среди нескольких домов, разбросанных по полю, стоит небольшая часовня. Первоначальный облик здания сильно искажен позднейшей архитектурной обработкой. Часовня имеет довольно необычную объемно-планировочную композицию. Галерея-гульбище огибает основной сруб с западной и южной сторон. Постройку завершает двухскатная кровля с симметричными полицами. В настоящее время стены часовни, включая галерею, обшиты досками. К числу утрат относятся первоначальная главка, крыльцо, столбы и ограждение галереи.

В пяти километрах от Каргополя, по дороге на Архангело, в селе Саунино стоит церковь Иоанна Златоуста 1665 года. Места вокруг равнинные, открытые, и памятник видно издалека.

Саунинская церковь — классический образец шатрового храма типа восьмерик на четверике с трапезной. Шатер имеет рубленую конструкцию. Церковь и трапезная построены не одновременно. На южном и северном фасадах основного сруба прочитываются следы от некогда существовавшей галереи. Трапезная в виде отдельного сруба стоит не строго по продольной оси здания, а со смещением к югу. Живописную асимметрию объемов подчеркивает четверик с главкой, врезанный в кровлю трапезной. Вход в церковь раньше располагался с западной стороны и был оформлен высоким двухвсходным крыльцом.

В интерьере трапезной сохранились два массивных резных столба, поддерживающих потолочную балку-матицу. Рисунок резьбы столбов-опор в виде дынек, перехваченных жгутами, наиболее распространенный и устойчивый в древнерусском деревянном зодчестве. По характеру он напоминает пучок растений или стеблей, перевязанных веревками. Не исключено, что подобные формы восходят к каким- то древним аграрным культам дохристианского периода.

В некоторых деревянных церквях столбы, поддерживающие потолок, имеют по два изогнутых кронштейна, словно поднятые вверх руки у человеческой фигуры. На северорусских вышивках древние славянские божества изображались также с поднятыми вверх руками. Отголоски язычества долго сохранялись в виде архитектурных форм и изображений в прикладном искусстве, при этом первоначальный их смысл зачастую был давно забыт.

Александро-Ошевенский монастырь под Каргополем основан в 1453 году. Находится он примерно в сорока пяти километрах от города. Монастырь в свое время был местным центром, вокруг которого сгруппировались несколько деревень.
Комплекс монастырских сооружений стоит отдельно от жилья на берегу реки Чурьюги. В древности монастырь был деревянным. Существующие полуразрушенные каменные монастырские здания построены в ХVIII - ХIХ веках.
Из деревянных построек внимание привлекает покосившаяся надкладезная часовня в виде небольшого четырехгранного шатра с полипами на четырех столбах.

Через реку переброшен деревянный рубленый мост.
На противоположном берегу раскинулось большое село Ошевенское, включившее в себя деревни Погост, Ширяиха, Низ. Все они имеют одну общую улицу, ведущую вдоль реки.

В деревне Погост среди старых лиственниц стоит шатровая Богоявленская церковь. Время ее постройки — 1787 год.
При ознакомлении с памятником создается впечатление разновременной постройки отдельных частей здания. Основу составляет массивный приземистый восьмерик. Такая форма в качестве основного сруба церкви — явление очень древнее и во второй половине XVIII века уже практически не встречается. Северная часть алтаря (жертвенник) и трапезная с южным приделом логически плохо связаны с основным объемом и кажутся позднейшими пристройками. С северо-западной стороны церкви поставлена шатровая колокольня. Ее высокий восьмигранный сруб на низком четверике имеет красивые пропорции. Традиционную структуру здания нарушает тяжеловесный перестроенный ярус звона.

Некогда ансамбль погоста окружала рубленая ограда с башенками. В настоящее время стены церкви и колокольни находятся под дощатой обшивкой.

Ошевенское и по сей день сохраняет образ старинного северного села. Здесь можно увидеть немало традиционных крестьянских домов конца XIX - начала XX века. Вдоль берега реки живописно разбросаны баньки.

На окраине деревни Низ стоит часовня XIX века.

По продольной оси основного прямоугольного сруба поставлены два небольших завершенных шатрами восьмерика, один из которых является звонницей. Такое оригинальное двухшатровое завершение напоминает переработку основных архитектурных мотивов культовой композиции в Погосте.

Аналогичные часовни были в близлежащих деревнях Большой и Малый Халуй.
Интересные образцы старинных жилых и хозяйственных построек сохранились в деревне Гарь.

Если отправиться из Каргополя по дороге на Пудож, километров через двадцать будет село Печниково.
Отсюда пять километров хорошей дороги до бывшей деревни Красная Ляга. Посреди поля, окруженного со всех сторон лесом, возвышается стройная шатровая церковь. Других построек от деревни не осталось. Сретено-Михайловская церковь построена в 1655 году. В основании она имеет восьмигранный сруб с двумя симметричными прирубами. Для Поонежья это редкий тип церкви, ограниченно встречавшийся только в верхнем и среднем течении. До настоящего времени памятник дошел в сильно перестроенном виде. В начале XX века при ремонте были переделаны окна, изменено покрытие западного прируба, над полицами устроен сокративший размеры шатра постамент. Стены церкви получили дощатую, обильно декорированную обшивку.
На фотографии начала XX века памятник зафиксирован без обшивки и с первоначальным покрытием объемов. Крыльцо имело необычную пятигранную кровлю на четырех столбах. По расположению окон похоже, что здание раньше было окружено галереей-гульбищем. В таком случае и крыльцо первоначально было иным. На рисунке церковь показана в реконструкции с галереей и одно-всходным крыльцом.
Церковь в Красной Ляге является единственным шатровым памятником подобного типа, сохранившимся на Онеге.

Следующее село после Печниково — Лядины, знаменитое своим культовым ансамблем. Величественная архитектурная композиция состоит из двух церквей и колокольни.

Самая ранняя постройка — Покрово-Власьевская церковь, построенная в 1743 году (по другим данным — в 1761). Это традиционный шатровый храм типа восьмерик на четверике с трапезной, но очень большой по размеру. Его высокий шатер виден вокруг на несколько километров. Церковь двухэтажная. В XIX веке стены церкви были обшиты досками, сделано новое крыльцо. Перестройки сильно не исказили облик памятника. Утратив живую поверхность бревенчатых стен, церковь сохранила красивый силуэт с мощным повалом восьмерика, широким размахом полиц и грандиозным взлетом шатра.

Вторая Богоявленская церковь 1793 года по своему образу совершенно иная. Памятник отличается весьма необычным архитектурным решением отдельных частей и деталей. Приземистый восьмерик на четверике завершается пятиглавием. Над углами четверика поставлены небольшие главки. Пластичны и очень живописны формы трехчастного алтарного прируба. Церковь имеет уникальное полукруглое крыльцо. Пятигранная лестница, ведущая к входу, окружена гульбищем. Кровля покоится на четырнадцати резных столбах. Пятигранное крыльцо церкви в Красной Ляге, не являвшееся первоначальным, видимо было упрощенным повторением крыльца Богоявленской церкви. Больше ни на одном памятнике деревянного зодчества подобная форма не встречается. Рубленые стены церкви скрыты позднейшей дощатой обшивкой.

Контрастное сочетание двух столь различных объемов церквей уравновешивается шатровой колокольней. Построена она в начале XIX века. Общее структурное построение колокольни традиционно, но некоторые детали свидетельствуют о надвигавшемся упадке деревянного зодчества.

Раньше ансамбль погоста дополняла рубленая ограда.

В древности архитектурные композиции многих северных погостов состояли из трех или даже четырех зданий. Сейчас это явление стало исключительной редкостью. Культовый ансамбль в Лядинах — один из четырех подобных сохранившихся на Русском Севере.

Село Архангело расположено в пятидесяти шести километрах от Каргополя ниже по Онеге. Здесь на левом берегу реки стоят две деревянные церкви.

Древнейшая из них — церковь Михаила Архангела, построенная в 1715 году. Это единственный сохранившийся кубоватый храм на верхней Онеге, не считая церкви в селе Нокола на озере Лаче, утратившей свое завершение. Четверик церкви Михаила Архангела имеет большой пятигранный алтарный прируб, покрытый бочкой, и притвор. Кубоватое покрытие завершается пятиглавием. Основные объемы здания массивны и приземисты. Такими пропорциями отличались все известные кубоватые церкви верхней и средней Онеги. Возможно, это объясняется влиянием каргопольских каменных храмов, с которыми кубоватые пятиглавые церкви имели некоторое образное сходство.

Вторая церковь в Архангело построена, видимо, в XIX веке. Деревня Никольская расположена на правом берегу в восемнадцати километрах ниже Архангело. Здесь сохранилась Никольская часовня XVIII века, первоначально бывшая церковью. Основу здания составляет восьмерик на четверике, покрытый шатром. Постройка не отличается крупным масштабом, но поставленная па высоком берегу, выглядит монументально и величественно.

Каргополь и Конево связаны автобусным сообщением.
Конево — довольно крупный поселок, вытянувшийся вдоль реки. На главной улице среди домов возвышается острая клинчатая крыша часовни.
Она построена в XVIII веке. Шестигранная звонница над притвором, крыльцо и дощатая обшивка сруба относятся к позднейшему времени. Подобный тип клетской часовни имел местное распространение в районе от Кенозера до Онеги.
Такие же часовни были построены в деревнях Луги и Карельское, вероятно, тоже в XVIII веке. Сейчас они превратились в руины.

На противоположном от Конева берегу реки в деревне Авдотьино стоит клетская часовня XIX века.

Она, как и часовня в Конево, имеет двухскатную кровлю с полицами, но более низкую. Приземистый характер постройки подчеркивает галерея гульбище, огибающая сруб с трех сторон. Часовня перестраивалась, но при реставрации была восстановлена в первоначальных формах.
Замечательна постановка этого небольшого сооружения. С реки часовня видна издалека и выглядит значительным ориентиром. С другой стороны она замыкает перспективу единственной деревенской улицы.

Из Конева по автодороге можно попасть на  Кенозеро. После паромной переправы через Онегу дорога идет вдоль левого берега реки Кены. Протяженность Кенозера с юга на север и с запада на восток составляет около двадцати километров. Озеро имеет настолько изрезанные очертания, что напоминает скорее систему озер, соединенных проливами. Холмистые берега с разбросанными по ним небольшими деревнями очень живописны. В настоящее время в Кенозерском крае создан национальный парк.
Несмотря на удаленность, Кенозеро пользуется популярностью у туристов. Регулярного водного транспортного сообщения между деревнями сейчас нет.

(Кенозерские рисунки А.Б.Бодэ см. ссылку)

Село Вершинино, куда прибывает автобус из Конево, — самый крупный населенный пункт на Кенозере. В застройке села встречаются старинные двухэтажные избы. На бровке холма, возвышающегося над селом, красиво стоит деревянная часовня с островерхой крышей. С озера она видна за два-три километра.

Никольская часовня в Вершинине датируется XVII веком. Здание неоднократно перестраивалось. Первоначально часовня состояла из одного основного сруба. Притвор был пристроен, вероятно, в XIX веке.
В начале XX века к часовне, уже имевшей дощатую обшивку, с запада была пристроена звонница, завершенная куполом со шпилем. В таком состоянии объект остается и по сей день. Наиболее интересно памятник воспринимается с восточной стороны, когда лаконичный вертикальный объем часовни господствует над раскинувшимися внизу селом и озером.

В деревне Зихново находится одна из самых красивых часовен на озере. Постройку ее относят к XVIII веку. Здание поднято на подклет, основной сруб окружен галереей-гульбищем, над западной частью которой возвышается восьмигранная звонница. Двухскатную кровлю венчает крупная глава на тонкой шейке. Часовня в Зихнове, в отличие от остальных кенозерских памятников, не имеет дощатой обшивки. Часовня поставлена в середине деревни над крутым склоном, спускающимся к воде.

На окраине деревни на ручье стоит старая водяная мельница. Ее массивный сруб с двухскатной крышей словно распирает склоны небольшого овражка. Внутри достаточно хорошо сохранился деревянный механизм.

Несколько деревень сосредоточено в юго-западной части озера.
В деревне Горбачиха возвышается роща из старых елей и лиственниц.
Среди могучих деревьев скрывается часовня. Архитектурные формы ее очень просты. Над двухскатной крышей возвышается главка и шестигранная звонница. Завершение звонницы — наглядный пример трансформации традиционных элементов в поздних постройках. Шатер непропорционально заужен и, еще сохраняя чешуйчатую главку, по форме приближается к шпилю. Часовня построена, по-видимому, в середине XIX века. Небольшая культовая постройка, роща с протекающим через нее шумным ручейком, старая дорога, спускающаяся к озеру, составляют цельную и очень выразительную архитектурно-ландшафтную композицию.

Недалеко от Горбачихи по дороге на Порженское в зарослях сырого леса стоит маленькая клетская часовня с узкой галереей-гульбищем. Восточная стена в плане имеет треугольное очертание — прием, уникальный в русском деревянном зодчестве. Деревню Тарышкино отделяет от Горбачихи неширокий залив, по местному — лахта. В застройке деревни выделяется дом XIX века с украшенным резьбой балконом на боковом фасаде.

В стороне от деревни находятся две часовни, одна из которых стоит у дороги, другая — в роще.
Придорожная часовня простейшая по форме и необычайно мала по размеру. Часовня в роще напоминает аналогичную постройку в Горбачихе с некотором упрощением деталей.Часовни на Кенозере встречаются почти в каждой деревне. Большинство из них построено в XIX веке. Поздние кенозерские часовни не обладают высокими архитектурно-художественными достоинствами, но они играют очень важную композиционную роль как в застройке деревень, так и в окружающем пейзаже.

Внимания заслуживает клетская Духовская часовня XVIII века в деревне Глазово. Высокую клинчатую кровлю с полицами завершает крупная глава. С западной стороны часовня имеет позднейшую пристройку с шатровой звонницей, возвышающейся над основным срубом. Часовни в Глазово и в Вершинино имеют между собой много общего, но постановка их в окружающем пространстве различна. Духовская часовня стоит на низменном перешейке между двумя заливами.

Путь древних новгородцев на Онегу проходил через северную часть Кенозера, куда они попадали с озера Волоцкого по рекам Волошове и Поче.

В деревне Филипповская на Почозере сохранилась шатровая церковь. Это красивых пропорций храм типа восьмерик на четверике. Алтарный прируб покрывает крупная бочка с главкой. С юго-западной стороны стоит вторая клетская церковь с утраченным верхом. Первоначально ее основной сруб завершался бочкой. Также утрачены шатровая колокольня и ограда погоста.

В среднем течении Кены у деревни Измайловской (Кенорецкой) через реку переброшен деревянный мост.
Это классический образец старинного рубленого моста. Его опоры имеют в плане шестиугольные очертания. Острые углы направлены вдоль течения для защиты от ле-дохода. Внутри срубы заполнены камнем. Мост имеет пять пролетов. Длина его свыше ста двадцати метров.

Ниже у деревни Федоровской есть еще один деревянный мост, несколько меньший по размерам и аналогичной конструкции. Раньше у моста стояла часовня. Сейчас она перевезена в музей «Малые Корелы» под Архангельском.

При подходе к одной из небольших полузаброшенных деревень на Кене стоит придорожный крест. Первоначально он был выше, но нижняя часть столба сгнила, и крест оказался словно вросшим от старости в землю. В древности такие кресты были очень распро- страненным явлением. Их ставили у перекрестков, мостов, при въездах в деревни, иногда по обету или в память о каком-либо событии.Подобные малые формы недолговечны, и в наше время стали уже исключительной редкостью.

Конево связано автобусным сообщением с Плесецком. Сначала дорога идет на север вдоль реки. Через пять километров на левом берегу видна возвышающаяся над деревьями многоглавая композиция.

Никольская церковь в селе Бережная Дуброва построена в 1678 году. В ряду кубоватых храмов Поонежья этот памятник отличается уникальным завершением. В куб врезана крещатая бочка, что позволило разместить девять глав. Компактное девятиглавие на контрасте с лаконичным массивным четвериком выглядит очень выразительно. Пятигранный алтарный прируб покрыт крупной, под стать четверику, красивой бочкой. В настоящее время стены церкви имеют позднейшую обшивку, изменены размеры первоначально небольших окон. С запада вплотную пристроена другая церковь, плохо согласующаяся с первоначальным объемом.
Помимо Никольской церкви, архитектурный ансамбль в Бережной Дуброве раньше составляли древняя каменная пятиглавая церковь, деревянная колокольня и рубленая ограда.

В деревне Костино у самой дороги стоит небольшая клетская часовня XIX века.

Здание состоит из одного сруба с небольшим повалом, завершенного двухскатной кровлей с главкой. Дощатые сени,  пристроенные, вероятно, позднее, почти разрушились. Внутри часовни потолок выполнен в виде цилиндрического свода и расписан звездами по темно-синему фону. В среднем течении Онеги перед Бирючевскими порогами находится деревня Пустынька. В древности отсюда начинался емецкий волок. От Онеги до верховьев Емцы всего три-четыре километра. Но здесь Емца представляет собой небольшой ручей, и до судоходного русла еще далеко. Тем не менее в прошлом это было самым удобным сообщением между Онегой и Двиной.

Основанная здесь пустынь впервые упоминается в XVI веке. От нее сохранилась Благовещенская церковь 1719 года. К высокому основному четверику примыкают равная ему по ширине трапезная и пятигранный алтарный прируб. Основной сруб завершается крупной бочкой, такое же покрытие имеет алтарный прируб. Единственная глава, венчавшая церковь, ныне утрачена, стены обшиты досками. Отчасти сохранилась старая лемеховая кровля бочек.

Средняя Онега в районе порогов заселена слабо, и транспортное сообщение с Пустынькой затруднительно. В настоящее время Благовещенская церковь является единственным сохранившимся на Русском Севере памятником с завершением основного объема в виде бочки.

Кроме церквей в Пустыньке и на Почозере известно еще несколько объектов с подобным покрытием. Все они находились в Поонежье от Каргополя до средней Онеги и по притокам. Будучи разновидностью клетских построек, данные памятники имели определенное сходство с кубоватыми храмами. Формы бочки и куба между собой родственны и являются по сути развитием одного и того же криволинейного профиля в разных плоскостях. Церкви, завершенные бочкой, представляли местную архитектурную традицию. Несколько отдельных памятников с подобным покрытием было зафиксировано в Сибири.

На нижней Онеге в ХУП-ХУШ веках был создан ряд великолепных культовых ансамблей, свидетельствующих о былом богатстве и населенности края. Большинство из них сочетали в себе шатровую и пятиглавую кубоватую церкви, что стало местной традицией. Ни один из архитектурных ансамблей полностью не сохранился. На нижней Онеге больше утрат, чем существующих памятников. Тем не менее, оставшиеся объекты относятся к лучшим образцам древнерусского деревянного зодчества.

Село Турчасово (Посад), в древности бывшее городом, впервые упоминается в исторических документах в первой половине XVI века.

Онега здесь делает излучину и далеко просматривается с высокого холма на правом берегу, где когда-то стоял острог. На противоположном левом берегу раскинулось село.
Турчасово и по сей день представляет собой единый архитектурно- планировочный ансамбль. Застройка северной части сформирована вокруг улицы, ведущей от пристани к центру села. Южная половина, называющаяся Васильевский двор, имеет иную планировку. Здесь избы выстроились тремя параллельными рядами фасадами к реке. Центральную часть села занимает площадь с церковью и колокольней.

Самым величественным сооружением культового ансамбля была утраченная шатровая Благовещенская церковь 1795 года с двумя кубоватыми приделами и большой трапезной. Существующая Преображенская церковь 1786 года является образцом позднего кубоватого храма. В этой постройке во всей полноте и единстве присутствуют выработанные в Поонежье архитектурные приемы и формы. Зодчими достигнуто впечатление удивительной цельности всего сооружения. Памятник значительно пострадал от позднейших перестроек. Дощатая обшивка и растесанные окна изменили внешний облик. Прорубленые широкие проемы в стенах основного четверика ослабили конструктивную основу здания. Церковь находится в ветхом состоянии.
Стоящая рядом колокольня традиционна для нижней Онеги. Она отличается только очень большими размерами. Мощный в сорок с лишним венцов четверик производит впечатление неприступной башни. Выпуски нижних бревен с дополнительной обвязкой образуют своеобразную стопу — основание, видимо, препятствующее перекосу столь высокого сруба. Внутри четверик и восьмерик имеют каркас с крестообразными раскосами, вставленный, вероятно, при ремонте.
Поонежские колокольни подобного типа первоначально имели шатровый верх. Скорее всего, турчасовская колокольня, построенная в 1793 году, тоже была шатровой.

В Турчасове немало старых домов. В устройстве кровель с чердачными окнами и отдельных деталей на главных фасадах заметно влияние городской архитектуры. Дворовые половины домов сохранили широкие бревенчатые взвозы и кое-где традиционные кровли по потокам и курицам.

Единственное регулярное пассажирское транспортное сообщение на нижней Онеге — это автобус, который ходит раз в сутки из Онеги в Городок и обратно. Дорога идет вдоль правого берега мимо станции Вонгуда и пересекает железнодорожную ветку у станции Глазаниха. Регулярного пассажирского судоходства на реке сейчас нет.

Вознесенская церковь в селе Пияла построена в 1651 году. Она относится к достаточно редкому типу шатровых храмов. Основу здания составляет восьмерик на четверике, поставленный на крещатое основание. Выступающие части крещатого сруба покрыты тремя убывающими по высоте бочками. До настоящего времени памятник дошел с некоторыми искажениями. Стены церкви обшиты досками, первоначальные окна расширены, с западной стороны пристроено несколько помещений. Повидимому, раньше церковь имела окружавшую ее с трех сторон галерею. Основной объем храма отличается компактностью в плане и прекрасными пропорциями. Онега здесь медленно течет в низких и ровных берегах. Церковь создает необходимую в окружающем пейзаже вертикаль, господствующую над монотонно растянувшейся застройкой села.

Вознесенская церковь в Пияле имеет определенное сходство с одноименной каменной церковью 1532 года в Коломенском. Церковь в Пияле — результат гармоничного взаимовлияния деревянной и каменной архитектуры. Памятник относится к лучшим произведениям древнерусского деревянного зодчества.
В 1685 году рядом с Вознесенской была построена кубоватая Климентовская церковь, ныне утраченная.

Колокольня построена в 1700 году. На первый взгляд она кажется несколько странным сооружением. Ее основание состоит из двух шестиугольных срубов, поставленных друг на друга таким образом, что углы верхнего шестерика опираются на середины граней нижнего. Первоначально основанием колокольни, по-видимому, был только нижний сруб, имеющий, в отличие от верхнего, выразительный повал и рубленый с остатком (в чашу). Первый этаж сруба разделен на два помещения, имеющие отдельные входы.
В притворе Вознесенской церкви лежат два массивных резных столба, бывшие опорами кровли крыльца или галереи. Очень похоже, что эти столбы сохранились от старого крыльца входа на колокольню, имевшего двухскатную кровлю, о чем свидетельствуют следы на срубе. Обращенные к реке окна первого этажа сделаны в виде узких щелей.
Колокольня стоит близко к воде, и Онега с нее далеко просматривается в обе стороны. Здание похоже на древнюю сторожевую башню.

Шатровые колокольни на шестигранном основании — явление относительно редкое. Больше всего их зафиксировано в Поонежье. Здесь они имели ограниченное распространение, наряду с другими типами рубленых колоколен.

Деревня Сырья занимает вершину высокого холма, возвышающегося над широкой болотистой поймой реки Кодины. Отсюда открывается великолепный вид на окрестности.

Вверх по Кодине в семи километрах виднеется деревня Поле с сохранившейся там кубоватой Богоявленской церковью конца XVIII века.
Прямо на юг — село Большой бор, где стоят две деревянные церкви постройки второй половины XIX -начала XX века. На месте Сырьи в XIV веке была основана пустынь. Это древнейший монастырь на Онеге. Сейчас на его месте стоят деревянная Екатерининская церковь XIX века и клетская часовня поздней постройки. Основной объем церкви имеет неплохие пропорции. Квадратный в плане купол напоминает кубоватое покрытие.
Застройка деревни почти полностью состоит из старых домов.

В селе Верховье на реке Мудьюге еще совсем недавно существовал архитектурный ансамбль, состоявший из шатровой и кубоватой церквей и колокольни. Он сгорел в 1997 году полностью.
Село имеет интересную планировку, здесь сохранилось немало традиционных жилых домов и других построек. Но с утратой главного организующего элемента село как архитектурно- планировочная композиция перестало существовать. На окраине одиноко стоит ярусная часовня XIX века.

Крупнейший левый приток нижней Онеги — река Кожа, берущая начало в Кожозере. Это очень красивая лесная река, имеющая и верхнем течении ряд сильных порогов, препятствующих судоходству.
На Кожозере был монастырь, основанный в 1552 году. Сохранившиеся каменные монастырские строения относятся к концу XIX – началу XX века, когда отдаленная обитель переживала период своего наивысшего расцвета. Тогда же была проложена дорога длиною свыше шестидесяти километров от монастыря вдоль правого берега реки Кожи до деревни Петровское. Монастырская дорога существует и по сей день. Пересекая болота, она идет по ровным земляным дамбам. Местами дорога сильно разъезжена тракторами. Перед последними онежскими порогами реку пересекает железнодорожная ветка Обозерский—Беломорск. Ближайшая станция Вонгуда расположена недалеко от крупного села Порог, имеющего автобусное сообщение с городом Онега.

После порогов река широко разливается.
На левом берегу в селе Подпорожье возвышается церковь. Место, где она стоит, называется Жеребцова гора. Владимирская церковь построена в 1757 году. По своей объемно-пространственной структуре она близка к Преображенской в Турчасове. Облик храма величествен и торжественен. Главки, венчающие бочки прирубов, подняты на небольшие стройные шатры. Таким образом, здание завершается живописным компактным девятиглавием. Трехчастный алтарь покрыт традиционной трехлопастной бочкой. В настоящее время памятник находится в ветхом состоянии.
Владимирская церковь общепризнанно считается одним из шедевров поонежского деревянного зодчества.

(Приносим извинения за качество отображения некоторых рисунков. Они сканированы непосредственно с книжных страниц.)