Т.Н.Нечаева

КЕНОЗЕРСКИЕ НАХОДКИ
в экспедициях Музея им. А.Рублева

Северные экспедиции 1960-1970-х годов, предпринятые молодыми сотрудниками музея, способствовали пополнению собрания многими интересными и редкими произведениями. Некоторые из них были отреставрированы и введены в научный оборот сразу после поступления, другие прошли через руки реставраторов относительно недавно и еще мало известны. В последние годы ведется работа по раскрытию двух больших комплексов икон из Кенозерья...

В 1968 году Л.М.Евсеева,  во время отпуска вывезла из деревни Коровино на левом берегу реки Кена (Плесецкий район Архангельской обл.)  12 икон храмового комплекса. В окрестностях этого селения в древности находился Преображенский Пахомиев Кенский монастырь, от которого к настоящему времени не осталось никаких следов. Обитель была основана на рубеже XV-XVI веков иноком Пахомием, учеником прп. Александра Ошевенского. На протяжении XVI-XVII столетий она оставалась духовным центром Кенозерья.

В 1764 г. монастырь был упразднен, уцелевшие построки сгорели. В 1842 году в селе была выстроена каменная приходская Преображенская церковь. На средства купчихи И.Насоновой в 1767-68 гг. проводились работы по расширению храма и замене иконостаса.  В 1950-х гг. церковь была закрыта, а затем разрушена.

Л.М.Евсеевой удалось установить, что найденные ею иконы принадлежат храмам бывшего здесь Пахомиевого монастыря и тем самым возродить, казалось бы, навсегда утраченную связь разнесенных по амбарам и домам произведений неизвестного происхождения с тем местом, для которого они первоначально предназначались.

Наиболее полным сохранившимся комплексом является пророческий ряд, из которого на Выставке представлены три из шести уцелевших икон (слева направо): "Пророк Аггей"(посл. четв. XVI в.), "Пророк Малахия"(посл. четв. XVI в.) и "Пророк Михей"(кон. XVII-нач. XVIII в.).
Одна из икон пророческого ряда - "Пророк Михей" - относится к работе северного мастера конца XVII - нач. XVIII века. На ней можно видеть слой живописи, соответствующий времени одного из поновлений иконостаса, документальных свидетельств о котором не сохранилось....

Деисусный ряд сохранился хуже - из трех икон показаны две: "Святитель Василий Великий"(слева - посл. четв.  XVI в.) и "Апостол Филипп" (посл. четв.  XVI в.) .

В местном ряду в древности находилось "Распятие", на котором при последнем поновлении был написан храмовый образ "Преображение Господне". Эти иконы, по мнению Л.М.Евсеевой, находились в главном Преображенском соборе монастыря и были созданы в последней четверти XVI века ростовскими мастерами, которые работали в Каргополье, переживавшем в это время культурный подъем.

С влиянием другого иконописного центра - Сольвычегодска - связан образ "Спас в силах. Преполовение (Отрок Христос и учителя). Христос и самарянка" конца XVI - нач. XVII века из иконостаса одной из церквей Пахомиевого монастыря - Никольской или Рождественской.
Строгановский мастер. Раскрыта верхняя левая четверть.
Икона - в процессе реставрации, раскрыта лишь одна композиция.

При замене иконостаса Преображенского храма в 1867-68 гг. старые доски использовались как материал для новых изображений, их соединяли в единые горизонтальные щиты, при этом боковые поля сильно стесывались. При изъятии из иконостаса щиты были расколоты. Поэтому на некоторых иконах видны фрагменты фигур святых, написанных на присоединенных досках...
------

...В 1971 году в Архангельскую обл. была направлена еще одна экспедиция музея, в которой участвовали научные сотрудники И.А.Кочетков и  А.А.Салтыков. Из Почозерского погоста (рядом - село Филипповская, Плесецкий район) было вывезено одиннадцать произведений  поонежской или каргопольской иконописи второй половины XVIII века. По воспоминаниям И.А.Кочеткова, иконы находились в большой деревянной церкви Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, которая стояла открытой, и ее свободно посещали все желающие. Памятники, уже вынутые из иконостаса, приготовили для выноса. К моменту появления научной экспедиции храм явно подвергся разорению.

В группе произведений, попавших в музей, находятся иконы из деисусного пророческого, праздничного и местного рядов иконостаса.  Все они имеют следы переделки, относящиеся ко времени ремонта церкви в 1880-83 гг. Из деисусного чина сохранился единственный ростовой образ "Апостол Петр", представленный на выставке (фото слева).
Вероятно, из другого храма погоста происходит правая большая двухрядная икона "Деисус. Сошествие во ад. Святая Троица". (Обе иконы - вторая половина XVIII в., из Поонежья или Каргополья - прим. М.З.)

Особый интерес представляют два храмовых образа с одним сюжетом "Происхождение честных древ Креста Господня". Один из них имеет подпись автора Богданова -Карбатовского и дату создания -  1778 г. Надписи были открыты  во время реставрационных работ 2006 года. Богдановы-Карбатовские, известные северные мастера, работавшие в Каргополье и в Северном Поонежье, уроженцы деревни Карбатовской Чекуевской волости Онежского уезда.  Руководителем артели был Иван Иванов Богданов (1716-1801), его племянник Иван Алексеев Богданов (1761-1835) состоял его учеником. Хотя в найденной надписи нет инициалов, наиболее вероятно, что автором иконы является дядя Иван Иванов. Младшему Ивану в это время было всего 16 лет, поэтому он еще не мог самостоятельно выполнять такие работы.
"Происхождение честных древ Креста Господня с мучениками Маккавеями". 1778 г. Сев. Поонежье "Происхождение честных древ Креста Господня с мучениками Маккавеями". Посл. четв. XVIII в. Сев. Поонежье или Каргополье. Раскрыта правая треть.
Местная традиция особого почитания мучеников братьев Маккавеев, закрепленная  в обычае проведения ежегодных ярмарок в Почезерском погосте, называемых Маккавеевский торжок, нашла отражение в иконах, на которых художники поместили изображения семи братьев Маккавеев, их матери Соломонии и учителя Елеазара. Память этих святых отмечается в тот же день, но, как правило, на иконах они не изображаются.  Икона второго мастера на тот же сюжет могла быть написана в связи со строительством нового храма на Почозере, возведенного в 1783 году на месте старого и с тем же посвящением. В дальнейшем Богданов-Карбатовский не раз обращался к изображению праздника Происхождения честных древ, но образы мучеников Маккавеев на других иконах больше не писал.

Иконы комплекса созданы в 1770-80-х годах мастерами из окружения И.И.Богданова-Карбатовского, самого успешного руководителя иконописной артели в регионе, который на протяжении ряда лет выполнял крупные работы, имел учеников, сотрудничал с другими известными иконописцами.


Примечания:
1. Текст из Каталога выставки "Северные экспедиции музея им. Андрея Рублева. 1963-1971". М. 2018.
2. С небольшими сокращениями.
3. Фотографии икон и подписи под ними - из каталога.
4. Рассказ Л.М.Евсеевой о находке икон в Коровино - см. здесь.
5. На эту же тему см. статью Л.М.Евсеевой с фотографиями икон.