О Кенозере мне подробно и восхищенно рассказывали
друзья-фольклористы. В те далекие годы мы с мужем часто
путешествовали по Русскому Северу, но привлекательных мест было
много, и наше намерение попасть на загадочное озеро постоянно
откладывалось. Однако в июле 1968 года мы поехали наконец в отпуск в
эти глухие места Архангельской области: 80 километров от железной
дороги, автобусы ходили нерегулярно, но добраться было можно.
Озеро действительно оказалось необыкновенным, какой-то
фантастической глубины: оно не ледникового, а тектонического
происхождения. Вода первозданной чистоты (как мы позднее узнали, с
повышенным содержанием кислорода). Жителей на Кенозере немного,
после коллективизации и войны заброшенных деревень стало больше, чем
обитаемых. Но деревянные церкви, часовни, огромные двухэтажные избы,
украшенные богатой резьбой, попрежнему стояли. Видели в часовнях
иконы, но их мало осталось: говорили, тут два года хозяйничал
какой-то лихой человек из Ростова-на-Дону, который отправлял иконы
домой контейнерами.
Кенозерцы - люди
удивительно доброжелательные и независимые. Наш знакомец, Николай
Филиппович Ножкин, и его жена Клавдия Ефимовна с Мамонова острова по
собственному почину охраняли редкой красоты деревянную часовню.
Незабываемо гостеприимство Анны Ивановны Бутиной из деревни
Тарасово.
Отпуск заканчивался. Вот и последнее селение нашего
путешествия, поселок Коровино на реке Кена (истекает из Кенозера),
откуда можно добраться до железной дороги. За домами, посреди
мелколесья - бревенчатый амбар с болтающейся на петлях дверью.
Заглянули внутрь - пусто. Только к стене прислонена большая
двухчастная икона «Спас в силах. Преполовение (Отрок Христос и
учителя). Христос и самарянка».
|
Л.М.Евсеева
перед найденной в д.Коровино иконой. 1968 г. |
Вытащили на улицу. Доска
замечательная, хорошо выделана, с неглубоким ковчегом. Живопись -
явный XIX век. Но композиции строго построенные, архитектурные формы
в сценах характерны для древней иконописи. И ясно, что нельзя этой
иконе здесь пропадать.
Стали выспрашивать, откуда она могла в амбаре
появиться. Никто точно не знал, но народ постарше припомнил, что
была здесь, на окраине деревни, каменная церковь, которую
комсомольцы разнесли по кирпичику после войны. Кто-то намекнул, что
надо бы за реку съездить, вроде бы туда жители какие-то иконы
унесли. Переправились на другой берег Кены. Обошла дома небольшо
деревеньки, и жители достали с поветей довольно крупные иконы, явно
из иконостаса. Живопись та же, что на иконе Спаса. - добротный XIX
век. Все согласились отдат иконы для московского музея, так что
обратно приплыла с ребятишками в полузатопленной лодке, держа иконы на весу - положить было некуда. Переправляться пришлось
несколько раз: набралось одиннадцать икон.
Накупили яиц, заклеили
осыпающиеся места желтками и тонкой бумагой. Решили отправлять иконы
в музей почтой: с собой увезти все было невозможно. К счастью,
поблизости оказалось почтовое отделение. Местный колхоз отнесся с
пониманием к нуждам московского музея и выделил для упаковки
рубленые мешки. Самую тяжелую икону, Спаса, почта к отправке не
приняла. Муж торопился в Москву и икону повез с собой. Укутали ее в
оба наших одеяла, перевязали веревкой. Попуткой случился лесовоз,
потом грузовик и, наконец, бесплацкартный комфорт третьей полки.
Попутчики сразу смекали - никак он зеркало везет, раз так бережет
свой груз, только удивлялись: из деревни в Москву?..
В Москве сразу по приезде я позвонила своему
приятелю, знатоку этих мест, фольклористу Юрию Ивановичу Смирнову.
Сказала, что иконы, видимо, древние, с чем в музее согласились (а
вскоре и реставрационные пробы это подтвердили). Ответ знатока был
почти ошеломляющим: «Ты, может, нашла иконы древнего Пахомиева
Кенского монастыря, который стоял с XV века у истоков Кены и от
которого ничего не осталось».
Годы шли, время от времени Юриваныч, как мы его называли,
спрашивал: «Как там иконы?» Приходилось отвечать: «Еще не раскрыты.
Очередь не дошла». Но в 2008 году одну из них начал раскрывать
реставратор музея Михаил Валерьевич Казнов. А весной 2009-го неожиданно
раздался звонок от Смирнова. Он просто потребовал от меня поехать на
конференцию в Национальный парк «Кенозерье», который образовался в этих
заповедных местах в 1991 году. Приказал, как приказывал когда-то, будучи
начальником фольклорной экспедиции, в которой я, еще студенткой,
участвовала: чтобы немедленно взяла ручку и записала список литературы
по Кенскому монастырю. Безропотно записываю. А Юрий Иванович решительно
сообщает, что сегодня же подтвердит мое участие в конференции с докладом
«Иконы Пахомиева Кенского монастыря».
Живопись иконы «Пророк Малахия» Казнов почти успел до конференции
раскрыть. По ее стилю удалось определить, что икона написана
ростовским мастером во второй половине - последней четверти
XVI века. Реставрационная проба на иконе «Преображение» из привезенных
с Кены памятников показала, что на ней такой же синий фон, как и
на иконе пророка, а исполненный автором первоначальный сюжет - «Распятие».
И это подтвердило мою догадку о том, что эти две иконы, а
возможно, и остальные из Коровина, происходят из иконостаса
Преображенского монастырского собора: описи 1655 года и
более поздним в местном ряду там значится «Распятие», что
является большой редкостью.
Прояснилась и история икон. В царствование Екатерины II
монастырь был закрыт, его собор стал приходским храмом. В
1800 году на Успение монастырский комплекс горел, но, видимо,
огонь не уничтожил его полностью, так как, по сохранившимся
свидетельствам, там несколько десятилетий продолжались богослужения.
К 1842 году на месте монастыря была поставлена каменная церковь во
имя Преображения, куда, по всей видимости, был перемещен
иконостас из монастырского собора. В 1868 году на вклад каргопольской
купчихи И.Насоновой иконостас церкви «был перестроен», т.е. иконы
буквально обтесывали, подпиливали и сбивали. Поверх древней
живописи были написаны новые образа.
В 1954 году местные комсомольцы, как уже говорилось, во время
очередной антирелигиозной кампании церковь разобрали, иконы
жители унесли по домам.
На месте древнего монастыря осталось чистое поле...
Примечания:
1. Текст
и фотография из Каталога выставки "Северные экспедиции музея имени
Андрея Рублева".