Мелютина М.Н., Теребихин Н.М.
МОНАСТЫРСКИЙ АНСАМБЛЬ КЕНОЗЕРЬЯ
(из книги "Сакральный ландшафт Кенозерья")
СТАРООБРЯДЧЕСТВО В КЕНОЗЕРЬЕ
По мнению исследователя старообрядческой культуры Е.М.Юхименко, особый тип монастырской колонизации представляли скиты старообрядцев. В сакральной топографии сопредельных Кенозерью территорий памятное место занимают старообрядческие скиты — «гари» в Дорах, охватывающие большую площадь в бассейне рек Пормы и Чаженги. Документы свидетельствуют, что в Дорах «по лесам и в горах подле реки Пормы сорок восм изб». Первоначально возникали не отдельные иноческие кельи, а целая группа старообрядческих деревень. Иноки ставили келью в лесу, затем к ним присоединялись новые беглецы, постепенно образовывался скит, заводилось хозяйство. В самом большом поселении, состоявшем из 12 дворов, была построена часовня с трапезной, производившая впечатление деревянной крепости.
Старообрядческое собрание на реке Порме, во главе которого стояли инок Андроник Нижегородский и соловецкий монах Иосиф Сухой, учители Афанасий Болдырев и Антон Евтихеев, в 1683 и 1684 годах было местом массового сожжения староверов. Несмотря на гонения, раскольники продолжали населять каргопольские леса и основывать скиты и пустыни. В 1694 году была создана Выговская пустынь, а в 1710 году историком этой пустыни Иваном Филипповым устроен Чаженгский скит близ реки Чаженги. Скит имел две часовни с колокольнями, в виде церквей, — для богомоления — отдельно для мужчин и женщин. Мы располагаем документом, в котором указаны насельники «новопостроенной пустыни» на реке Норме на 1712 год. «Поремская пустынь», устроенная над могилой самосожигателей, включала около восьмидесяти человек. В 1734 году, вновь на берегах реки Пормы, согласно документам, произошло третье самосожжение 200 раскольников. «Поремская» пустынь по распоряжению губернского начальства была уничтожена в 1837 году. В ней была построена «довольно большая часовня и несколько келлий; невдалеке — в лесу стояли еще две часовни — одна над могилой самосожжигателей, а другая на кладбище».
«В 15 верстах от реки Пормы, близ Иван-Озера, в дикой лесной чаще, была устроена «Филаретовская» пустынь, которая находилась над прахом старца Филарета, умершего здесь более ста лет тому назад и высоко чтимого местным населением. По сведениям Д.Островского, над прахом Филарета была сооружена часовня, уничтоженная в 1838 году. Но и после уничтожения часовни окрестные жители продолжали приходить сюда для поклонения Филарету, на могиле которого воздвигли крест с надписью: «представился раб Божий инок Филаретъ месяца Октября, глаголют бо — нашли на сем мест весною тело его». В 1856 году полиция уничтожила крест и сравняла место могилы. Но так как и после этого паломники продолжали посещать Филаретову пустынь, то в 1860 году местный исправник разрыл самую могилу Филарета и другие, привлекавшие к себе окрестное население. В середине ХIХ века история староообрядческих скитов на Порме и Чаженьге была завершена.
Примечания:
1. Из книги М.Н.Мелютиной, Н.М.Теребихина "Сакральный ладшафт Кенозерья". Архангельск, 2013.
2. С небольшими сокращениями
3. Авторы: Теребихин Н.М. - канд. ист наук, докт. философ. наук, проф., член-кор. РАЕН. Работает в Поморском ГУ, Архангельск..
Мелютина М.Н. - канд. философ. наук, зам. дир. Кенозерского нац. парка.
3. Библиография опущена.
3. Разбивка текста на разделы и подразделы, значения слов в начале текста и выделения в тексте сделаны ведущим сайта.
4. Фотографии - из книги и архива сайта.
Перейти на страницу "География, история и культура Кенозерья".
Перейти на страницу "Старообрядчество".