И.В.Маковецкий

Фрагменты из книги "Памятники народного зодчества Русского Севера". Изд-во АН СССР, 1955 г.
АРХИТЕКТУРА КРЕСТЬЯНСКИХ  ПОСТРОЕК НА РУССКОМ СЕВЕРЕ
РЕЗНЫЕ НАДГРОБНЫЕ СТОЛБИКИ НА БЕЛОМОРЬЕ


АРХИТЕКТУРА КРЕСТЬЯНСКИХ ПОСТРОЕК НА РУССКОМ СЕВЕРЕ

Предлагаемый отрывок из книги И.В.Маковецкого характеризует крестьянскую деревянную  архитектуру Русского Севера, особенности построек, варианты декора, но главное внимание мы обратили на памятнтки Каргопольского района Архангельской области, наиболее нам знакомые.

В 1952-1953 гг. Институт истории искусств Академии наук СССР, совместно с Государственным Историческим музеем, организовал научную экспедицию в северные районы Архангельской области и Карело-Финской ССР (Карелии). Целью этой экспедиции было продолжение начатой Институтом в 1950 г. работы по изучению и фиксации памятников народной архитектуры.

Экспедиция избрала два маршрута, пересекающие с востока на запад южную и северную части Архангельской области и некоторые районы Карелии, входившие ранее в Олонецкую губернию. Основными центрами работы экспедиции Института истории искусств АН СССР в 1952-1953 гг. были Мезенский, Верхне-Тоемский, Яренский и Каргопольский районы Архангельской области РСФСР, 3аонежский и Кемский районы Карело-Финской ССР.

Немного истории

Территория, обследованная экспедицией, была заселена русскими с очень давних пор. Как сообщают ранние дошедшие до нас письменные источники - новгородские летописи, новгородские «именитые люди», мелкие промышленники и рядовые крестьяне жили на Севере уже в XII в.  Новгородцы селились вдоль северных рек и побережья Белого моря, создавая промышленные и земледельческие поселки. Волна поселенцев из Новгорода уже в XIV в. столкнулась с волной московских переселенцев, шедшей с юга, которая увеличивалась с ростом Московского княжества, принявшего на себя историческую миссию собирания русских земель. В 1478 г. Иван III окончательно включил все северные новгородские земли в состав единого Русского государства.

Важнейшими опорными пунктами новгородских, а затем московских переселенцев на севере были крупные монастыри - Кирилло-Белозерский (основан в XIV в.), Соловецкий (основан в ХV в.) и др., одновременно игравшие роль и хозяйственных торгово-промышленных факторий, и военно-стратегических баз. В течение XVI-XVII вв., особенно после основания архангельского порта, в котором сосредоточилась значительная часть внешней торговли Московского государства, по северным рекам и по сухопутным дорогам происходило оживленное передвижение грузов и людских потоков, расширялись и крепли стоящие на пересечении этих дорог города: Вологда, Каргополь, Великий Устюг, Сольвычегодск, Холмогоры и др. Бурно развивались промыслы, осваивались новые земли для хлебопашества, вырастали новые села и деревни.

Северные крестьяне в основной массе были черносошными. Земля принадлежала государству, но предоставлялась для обработки крестьянам, которые несли тягло, т. е. платили подати и выполняли всевозможные повинности. Черносошные крестьяне Севера избежали крепостного закабаления, охватившего Среднюю и Южную Россию. Разложение натурального хозяйства и проникновение товарно-денежных отношений в сельское хозяйство северного края произошло значительно раньше, чем при вотчинном и поместном землевладении других земель. В противоположность крепостным крестьянам, платившим оброки помещику натурой, черносошные выплачивали подати деньгами, что заставляло крестьян развивать промыслы и ремесла, производить товары для рынка, продавать продукты своего труда. Крестьяне северных областей отли-чались большой предприимчивостью, проявляли личную инициативу, слыли редкими умельцами во многих ремеслах.

Развитие торговли и ремесел

С древних времен северные мастера различных специальностей вызывались в Москву «для государевых дел». При строительстве русского торгового и военного флотов по приказу Петра I только в 1712 г. было отправлено из Архангельской губернии на верфи Адмиралтейства 250 корабельных плотников. В эту эпоху Север жил интенсивной хозяйственной и культурной жизнью, привлекая н большим строительным работам лучших мастеров, художников, ремесленников, создавая выдающиеся произведения русского национальньго зодчества и искусства. Основание Петербурга и присоединение к России побережья Балтийского моря повлекли за собой перемещение торговых путей. Петр I стремился направить торговлю по новым водным путям. В связи с этим деятельность архангельского порта значительно ограничилась.

Несколько иные исторические условия сложились в начале XVIII в. для западных районов Олонецкого края - Прионежья и Заонежья. Петр I обращал большое внимание на эти богатые минеральными ископаемыми земли, тяготевшие к Петербургу и связанные с ним удобными водными путями. здесь была организована добыча руды, на берегу Онежского озера созданы металлургические заводы, а население привлечено к широкой строительной и хозяйственно-промышленной деятельности.

Сохранение архитектурных традиций

Надо отметить, что во второй половине XVII в., в эпоху церковного раскола и обострившейся борьбы старообрядцев с никоновцами, поддерживаемыми правительством, значительная часть населения Поморья и Заонежья открыто выступала против церковных и правительственных реформ, вплоть до вооруженных столкновений с войсками. Даже после подавления «раскольнических бунтов» местные жители, вопреки преследованиям, упорно придерживались бытовых и художественных традиций прошлого. Приверженность к старине заметна и в сельском зодчестве Заонежья, несмотря на то, что с начала XVIII в. оно подвергалось воздействию городской культуры. Особенно сильно сказываются эти черты в районах Северной Двины и ее притоков, в селениях, далеко отстоящих от городов и окруженных лесами и болотами. здесь сохранились ценнейшие образцы жилой архитектуры, раскрывающие перед исследователями важнейшие этапы формирования русского народного жилища.

Каргопольский район. Особенности застрoйки

Экспедиция пересекла район Каргопольщины в трех направлениях. Восточную часть – от Няндомы до Каргополя, южную – от Каргополя до границы Вологодской области и северо-западную, расположенную в гористой местности, примыкающей к территории Карело-Финской ССР. Экспедицией обследовано двенадцать селений: Хотеново, Харлутино, Село, Тихманга, Лихая Шалга, Орлово, Ручей, Маселга и Гужово.

Основным занятием крестьянского населения Каргопольского района в XIX в. было земледелие. Среди промыслов выделялись: рубка леса и сплав по притокам озера Лача на Онегу и далее, к Белому морю, рыболовство, особенно в озерных местах, охота и смолокурение. Некоторая часть мужского населения уходила на заработки в города, более всего в Архангельск и Петербург.

Селения южной и центральной частей Каргопольского района расположены вдоль дорог. Линии застройки обычно повторяют произвольные изгибы и повороты дороги, что придает улицам (например, в сел. Хотеново) живописный характер. Селения, повидимому, постепенно разрастались вдоль обочины существовавшего тракта дороги или удобного подъезда к деревне со стороны другого населенного пункта, уездного центра, пристани. Дома, как правило, выходят на улицу торцевой частью - главным фасадом.

с. Село Каргопольского р-на.
Дом И.Н.Бибина

Характерным для южных селений Каргопольщины примером жилой постройки может служить дом И.Н.Бибина в сел. Село Хотеновского сельсовета, построенный в 60-х годах XIX в. Это четырехстенный четырехоконный по фасаду сруб, разделенный перегородкой на два помещения. Одна половина избы, расположенная против устья печи, служит кухней, другая - комнатой, где имеются «красный» угол со столом и лавки вдоль стен. Позади основного сруба находятся хорошо освещенные сени, а за ними горница, имеющая такие же размеры, как и передняя изба. Однако горница освещается только с одной стороны, так как с торцовой части к ней примыкает двухэтажный двор с бревенчатым мостом - «ввозом», поднимающимся вдоль боковой стены всего здания.

Все дома этой деревни имеют очень высокую подклеть, используемую главным образом для хозяйственных целей. Иногда более зажиточные крестьяне устраивали в подклети зимнее помещение. Светелка под крышей обычно отсутствует. Балконы соединяются дверью непосредственно с чердаком. Система кровли - самцовая (конструкция опирается на глухой рубленый фронтон). Такие элементы кровли, как «курица», «водомет», «охлупень» у большей части домов уже исчезли. У дома Бибина, например, единственным украшением главного фасада служит узкая полоска подзоров, идущая по контуру кровли, и большой балкон. Тонкий узор резных досок балкона напоминает вышивку полотенца и по сравнению с глухой бревенчатой стеной избы кажется ажурным и очень легким. Несмотря на отсутствие наличников на передник окнах, дом Бибина воспринимается как один из наиболее красивых и нарядных в селе. Построившие его местные плотники сумели минимальными декоративными средствами создать запоминающийся образ северной избы, сурового и в то же время уютного жилища крестьянина.

с. Село Каргопольского р-на.
Дом Воронина

В планировке домов Каргопольского района существуют и свои, местные варианты. Однако это почти не отражается на их внешнем облике. Интересен дом Воронина в том же селении. Здесь горница непосредственно примыкает к избе - площадь сеней сокращена. Бревенчатый въезд («ввоз») на второй этаж двора, устроенный для подвоза сена, проходил под окнами горницы (теперь он разобран). Дом не имеет балконов.
Все оконные проемы снабжены богатыми наличниками. Наличники в этих местах сделаны с большим мастерством. Они состоят из трек частей: верхней, нижней и боковых - ставен. Верхняя часть в свою очередь подразделяется на две половины: плоскую - с накладным орнаментом из профилированных уголков, полукружий, розеток, свисающих гирлянд, и выступающую вперед часть в виде карниза с присущими ему горизонтальными членениями и архитектурными элементами (полочками, сухариками, гуськами и т. д.). Нижняя часть наличника решается лаконичнее и представляет собою два свисающих по бонам капельника с красивой волнообразной линией обреза доски между ними. Иногда карниз наличника завершается сквозной резьбой, изящно венчающей окно и значительно облегчающей все его декоративное оформление. Двустворчатые ставни всегда находятся в открытом состоянии и часто расписаны изображениями елочек и цветов. Благодаря своей тонировке (белый фон, красная, синяя, зеленая окраска выступающих частей) выразительный контур наличника очень сильно выделяется на естественной темной фактуре деревянной стены.

В оформлении проемов сказывается известное влияние городской архитектуры, повидимому занесенное сюда плотниками, работавшими в уездных и губернских центрах. Тем не менее сельские зодчие избегали механического использования готовых форм. Мастер с глубоким пониманием искусства архитектуры применял лишь те мотивы, которые произвели на него наибольшее впечатление. При этом он создавал новую, оригинальную композицию убранства окна, развивавшую художественные традиции этого края.

Стремление зодчих обогатить художественными элементами облик постройки сказывается не только в архитектуре жилых зданий, но и в сооружениях чисто хозяйственного назначения, в частности амбаров. По своему типу северные амбары мало отличаются от подобных же построек центральной полосы. Попытки украшения амбаров мы встречали и в Горьковской и Костромской областях, и в Подмосковье. Однако примеров высокохудожественной обработки отдельных элементов амбара известно немного.

Интересен небольшой амбар на околице сел. Хотеново. Сохранились две стоящие по углам резные колонны и две полуколонны, приставленные к стене. Следы пазов и гнезд в бревенчатом настиле дают возможность восстановить первоначальный облик этого сооружения. Амбар имел в передней части здания галерею, огражденную четырьмя резными колоннами, соединенными между собой перилами. . Удивительно стройные пропорции этого небольшого сооружения, поставленного в центре открытого со всех сторон холма, глубокая западающая стена, играющая светотенью за резными колоннами, привлекают внимание проходящих по дороге путников. Амбар, прекрасный пример архитектурных малых форм в сельском деревянном зодчестве, украшает собою околицу деревни.

Некоторые особенности имеют постройки северо-западных селений Каргопольщины. Они расположены в лесной, гористой, озерной части района и отрезаны от хороших путей сообщения. Часто постройки, в особенности бани, амбары, где хранятся рыболовные снасти, поставлены на сваях в воде, а жилые дома несколькими ступенями поднимаются по склону берега.
д.Гужово в Каргопольском р-не
Здесь нет улиц, четких границ крестьянских усадеб, которые нередко с одной стороны подходят к воде, а с другой к крутому обрыву горы .

 Основные занятия жителей - земледелие и рыбная ловля. здесь нет ни одной семьи, которая не имела бы сетей, лодки, для которой рыба не была бы главным блюдом стола. В этом озерном крае созданы большие рыболовецкие колхозы. Тип жилой постройки здесь - тот же самый четырехстенный, четырех-оконный по фасаду сруб, сени и горница.

В селениях Гужово, Ручей и др. сохранилось много курных изб, по своим размерам, планировке и внешнему виду ничем не отличающихся от существующих здесь белых изб (т. е. изб с печным отоплением и трубами).
д. Маселга Каргоп. р-на.
 Курная изба
д. Маселга. "Дымница"
Только резные деревянные «дымиицы», напоминающие миниатюрные домики или скворешии, помогают определить систему отопления этих необитаемых ныне построек.

В художественном убранстве дома здесь можно найти такого же типа наличники, как и в южных селениях Каргопольщины. Однако композиции орнаментов на верхней и нижней частях наличника еще своеобразнее и выразительнее. Ставни не расписываются, не раскрашиваются и другие части наличников.

Широкое распространение получили наличники овальной формы, не встречающиеся в городском деревянном и каменном зодчестве. В них совершенно отсутствуют какие-либо архитектурные членения и элементы карниза. Своей овальной формой и выступающими острыми клиньями, как будто расчесанными книзу, они скорее напоминают растянутую шкуру зверя. Вверху на "лобном" месте прикрепляется мастером розетка.

Особенности домов разных районов Архангельской области

  В пределах принятых границ бытования северного типа русского жилища, как показывают собранные нами материалы, во второй половине XIX в. выделялись в свою очередь шесть центров распространения отдельных видов жилых построек.

Несмотря на общность основных принципов возведения зданий, крестьяне северных районов создали свои, четко отличающиеся самостоятельными типовыми признаками и архитектурными особенностями, жилые постройки.

Каргопольский крестьянин строил четырехстенную и четырехоконную со стороны улицы избу, за которой располагались сени и горница, с примыкав-шим к ним двором.

Прикамский крестьянин возводил дом с таким же числом помещений (изба, сени, горница), однако он их располагал строго по одной оси, причем торцовый фасад избы освещался всего двумя окнами, а двор непосредственно примыкал к продольной и задней стенам жилого комплекса.

Вычегодский крестьянин строил для жилья шестистенок, состоявший из трех жилых помещений (избы, горницы, ааулка), выходивших на одну линию застройки по главной улице и освещенных семью окнами по переднему фасаду, и сеней, которые в атом доме отделяли жилую часть от двора.

Дом меаенского крестьянина состоял из двух одноэтажных срубов, поставленных под одну крышу и имевших по фасаду от пяти до восьми окон. При атом двор примыкал к жилому комплексу с задней стороны, соединяясь с ним сенями.

Северодвинский крестьянин строил дом двухэтажный («двухжильный»), имевший по фасаду до двенадцати окон. Большие сени, отделявшие жилую часть от расположенного за домом скотного двора, заключали в себе лестницу, соединявшую этажи.

Наконец, заонежский крестьянин оставлял три окна на торцовой стене жилого трехчастного сруба (изба, сени, горница), выходившей на улицу, и ставил двор рядом с избой по фасадной линии застройки усадьбы.

Это не значит, что перечисленные типы жилых построек имели строгие границы своего распространения по Северу. Типы домов той или иной области применялись и на соседних территориях и существовали там наряду с местными вариантами крестьянских зданий. Это приводило к тому богатству архитектурных форм в народном зодчестве, которым всегда отличалась русская северная деревня.

Основой формирования жилого комплекса на Севере послужил четырехстенный, трехокоиный деревянный сруб избы, т. е. тип постройки, сложившийся в Новгородской и Московской землях в период образования национального государства, становления общерусской национальной культуры и искусства.

Общность строительных и художественных приемов

Анализ архитектуры сооружений указывает на общность художественных и строительных традиций, лежащих в основе жилых построек всех типов. . Пользуясь одними и теми же материалами и инструментами, а также общими приемами обработки, прибегая к одним и тем же конструктивным решениям в устройстве стен, кровель, крылец, балконов, галерей и т.д., мастера  создали разнообразные по назначению и художественным образам произведения.    

Строительные приемы народного жилого зодчества нередко развивались в архитектуре общественных сооружений. Основой развития этого вида зодчества была та же первичная ячейка жилого комплекса - простой четырехстенный сруб избы. Усложняя его план, объем, силуэт, декоративные детали, выявляя красоту строительного материала, народные зодчие создавали подлинно художественные произведения. Более значительные размеры построек общественного характера, например культовых, заставляли мастера искать и более обобщенные формы, придававшие всему зданию величественную монументальность.
Погост в с. Лядины
Каргопольского р-на
Церковь в с. Саунино
 Каргопольского  р-на
Прием устройства галерей или крылец на выступающих кронштейнах, применение резных столбов и колонок встречаются не только в простых крестьянских избах, но и в северных деревянных церквах. Однако, учитывая назначение здания, плотник в каждом отдельном случае по-разному подходил к трактовке этих конструктивных сопряжений. В жилой постройке, у одностолбного крыльца, например, он стремился сделать кронштейны нарядными и придавал им черты интимности, уюта, обрабатывая концы бревен трехлепестковыми розетками, вводя орнамент веревочки, всевозможные пояски, перехваты и многое другое.

Одни и те же плотники рубили избы и церкви, ветряные мельницы и голубцы на погостах. Во все эти сооружения они вкладывали все свое умение и мастерство, вдумчиво учитывали бытовые и климатические местные особенности. Именно поэтому огромный комплекс самых различных по назначению, характеру и объему сельских построек всегда кажется основанным на едином архитектурном замысле и решенным в едином архитектурном стиле.

Знание народными зодчими художественных достоинств и конструктивных свойств дерева, тонкое понимание красоты пропорций всего объема и каждой из его частей, умение найти выразительный силуэт сооружения, показать мощь глухой рубленой стены, богато обработать отдельные декоративные элементы - определило свободный творческий подход мастеров к решению самых сложных художественно-конструктивных задач.

Развитие архитектурного ансамбля в деревне определяется также устойчивыми традициями народного зодчества. Они проявляются и в единых строительно-художественных принципах возведения зданий, и в общей системе расположения построек, выросшей из жизненной необходимости удовлетворения всесторонних потребностей человека-труженика. Созданию архитектурного ансамбля способствовало умение зодчего найти в планировке деревни такое место для общественного, жилого или хозяйственного сооружения, которое более всего соответствовало этому зданию. Впечатление единого архитектурного ансамбля в деревне усиливалось ритмичным повторением одного и того же размера бревна, ставшего общим модулем всех сооружений, единой фактурой строительного материала.

Яркая черта русской народной архитектуры - умение зодчих связать любое сооружение с окружающей селение суровой и могучей природой русского Севера.


Примечания:
1.  Из книги И.В.Маковецкого "Памятники деревянного зодчества Русского Севера", Изд-во АН СССР, Москва, 1955.
2. Текст  сокращен.
3. Иллюстрации - из книги И.В.Маковецкого.