Н.А.Макаров,
кандидат исторических наук
ОБРАЗОВАНИЕ ПРИХОДОВ В КЕНОЗЕРЬЕ
В XI-XV вв. вдоль Новгородского водного
пути, в первую очередь на волоках, новгородские переселенцы
основывали первые русские поселения:
деревни, которые постепенно складывались в волости.
В XV в. Кенозерье входило административно в т.н. Онежскую землю. Во
второй половине XV в. в границах нынешних Каргопольского, Коношского, Няндомского, Онежского и Плесецкого районов Архангельской области
сложился Каргопольский уезд. В это же время завершился, в основном,
и процесс формирования волостей на Кенозере, Почозере и на реке Кене
- Кенозерской Почезерской и Кенорецкой.
В конце XV - 1-й половине XVI в. на всем протяжении древнего Новгородского волока сложились приходы - основные духовные и организационные
ячейки Русской Православной Церкви. Это было устойчивое сообщество
верующих, проживающих, чаще всего, в
одной исторически сложившейся волости. Пределы прихода четко
оговаривались и утверждались до 1682 г. митрополитами Новгородскими
и Великолуцкими, позднее Олонецкими и Петрозаводскими и не могли
меняться без его решения. Центром прихода была церковь, духовным
отцом - приходской священник.
К началу XX в. в районе Кенозера сложилось 6 приходов: самый крупный
Кенозерский, а также Кенский (на месте упраздненского
в 1764 г. Спасо-Преображенского Пахомиева Кенского монастыря),
Кумбасозерский, Почезерский и выделившиеся в самостоятельные из
Кенозерского прихода - Ведягинский и Ряпусовский. Все они входили во
2-е благочиние Пудожского уезда Олонецкой губернии, с 1911 г. - в 21-й
благочиннический округ.
Далее -
Кумбасозерский приход.
Примечания:
1.
Из монографии Н.А.Макарова "Церковные приходы и монастыри Кенозерья
и Среднего Поонежья". Архангельск, 2007.
2.
Библиография опущена.